Распространение безразличия в молодёжной среде

Научный руководитель: канд. социол. наук, доц. Кондратенко Н.А.

Тульский государственный университет

Параллельно с внедрением со стороны государства патриотического мировоззрения, в молодёжных кругах наблюдается волна пассивности и безразличия, прививаемая, в первую очередь, в социальных сетях Интернета. Мода на безразличие, популярно называемая в молодёжных кругах «философией пофигизма», выполняет негативную воспитательную функцию. В безразличной среде нет возможности для развития и положительных перемен. Самая большая опасность – переход от показного, мнимого безразличия, следования моде, к безразличию внутреннему, реальному. На сегодняшний день наибольшее распространение получил первый тип.

Введённый в исследовательских кругах в середине первого десятилетия XXI века термин «пофигизм» исследуется в различных его аспектах. Широкое распространение в молодёжных кругах данные взгляды получили благодаря масс-медиа. Популярная глэм-культура и юмор – основные источники прививания взглядов молодёжи. В рамках глэм-культуры «пофигизм» является частью так называемого стиля собственного позиционирования «Cool». Стиль «Cool» подразумевает холодное спокойствие, пассивную амбициозность, нарочитый эгоцентризм, подразумевающий критику происходящего без реального желания что-то изменить. Таким образом, «жизнь для себя», отстранение от проблем общества и окружения, замена действия юмором, - стали частью жизненной позиции части молодёжи. Важной частью своего позиционирования является ироничное отношение к составляющим высокой культуры, а в противовес высоким ценностям ставятся бездуховность, введение в оборот понятия «здоровый цинизм» и прочее.

Единственным положительный выходом из «сооl»- культуры может стать воспитание прагматизма. Нельзя забывать, что мировоззрение безразличия - это патология, искривлённое отражение собственного бессилия.

Чувство социальной ответственности, привитое через основные институты общества, в данном случае может стать вакциной для человека и общества, сдерживающим фактором. Социальная ответственность во многом является основой нравственной жизненной позиции человека и отражает ответственность человека перед обществом, является внутренним регулятором его поведения. Она не является полным синонимом совести или ответственности, закона или порядка, нормы или традиции, так как имеет строго определённую социальную направленность и устанавливается человеком самостоятельно, исходя из его миропонимания и идеалов.

Использование медиа и прежде всего Интернета, социальных сетей, для воспитания грамотного поколения, знающего и любящего историю и настоящее своей страны, осознающего долг перед обществом и свою роль в нём на сегодняшний день является необходимостью.

Дронова А.Д.

СОСТОЯНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Научный руководитель: канд. социол. наук, доц. Гоголева Е.Н.

Тульский государственный университет

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (OB3) и инвалидностью является одним из приоритетов деятельности Министерства образования и науки РФ, направленной на обеспечение качества образования для всех лиц с OB3 и инвалидов с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья на всех уровнях образования.

В 2014 году в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» в 85 субъектах Российской Федерации создана сеть из 5961 базовых образовательных организации, где формируются условия для инклюзивного образования. Утверждён федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Для детей с интеллектуальными нарушениями разработан, и утвержден отдельный ФГОС.

С 1 сентября 2014 года начался экспериментальный переход на ФГОС образования детей с ограниченными возможностями здоровья (в апробации приняли участие 124 образовательные организации из 24 субъектов Федерации). В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» всеми образовательными организациями высшего образования установлена квота для приёма на обучение инвалидов и лиц с OB3 не менее 10 % за счёт бюджетных средств. По итогам приёмной кампании 2014 года зачислено на обучение в образовательные организации высшего образования 5037 инвалидов и лиц с ОВЗ.

Всего по состоянию на 1 января 2015 года в образовательных организациях высшего образования обучается 13 211 инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Отметим, что в связи с практической реализацией принципов инклюзивного образования были созданы следующие условия: осуществлено оснащение образовательных организаций специальными вспомогательными средствами для нужд детей с ОВЗ; увеличилось число специально обученных педагогов для работы с детьми с ОВЗ в образовательных организациях путем прохождения педагогами курсов повышения квалификации; разработаны методических указаний по работе с детьми с ОВЗ.

Таким образом, обозначенные приоритетные направления развития системы образования обусловили необходимость разработки научно-методической стратегии. Эта стратегия должна быть основана на единых подходах оказания помощи детям с ОВЗ и важности организации непрерывного процесса психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательном учреждении не только на уровне усвоения обучающимися конкретных знаний, умений и навыков, а на уровне, предполагающем развитие его личности, познавательных и созидательных способностей.

Дьячкова А.В.

Наши рекомендации