Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания
(Пол) ноч… (н…) наступила однако идущим казалось что они постоян…о слыш…т (во)круг ч…и (то) ост…рожные кр…дующиеся шаги а над головами пр…носят…ся шурша крыл…ями ноч…ные страш…л…щ… (дивы). Им вид…лись (из)редк… м…рца…шие среди кустов и дерев…ев желт…ватые треп…тные огон..ки это бродили в тоске и одиноч…стве (н…) в…знесшиеся на небо в св…щен…ом пламен… погребального костра души. Чтобы добрый человек (н…) спутал сию гору с какой (либо) иной и (н…) попал на нее даже случайно (П, п)ерун огнен…ыми стрелами выжег ее верш…ну и…пепелив даже траву.(А. Серба.)
ВАРИАНТ 2
Поставьте ударение в словах
Алфавит, августовский, бомбардировать, втридорога, валовой, гастрономия, договоры, завидно, грошовый, губчатый, избалованный, красивее, договор, премированный, принудить, маркетинг, досуг, щавель, обеспечение, каталог, кедровый, мышление.
Образуйте от глаголов формы прошедшего времени мужского, среднего, женского родов и множественного числа. Поставьте ударение во всех формах
Ждать, жить, звонить, ломоть, начать, понять, звать, дать, ржать.
Распределите приведенные ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных..
<шн> | и | <чн> |
Горшечный, стрелочник шуточный, яичный, подсвечник, порядочный, сливочный, спичечный, сердечник, девичник, конечно, убыточный, нарочно.
Разделите на 2 колонки заимствованные слова.
<е> | <э> |
Деканат, депонент, дефицит. Кабаре, кибернетика, кодекс, компьютер, компетентный, коктейль, конгресс. Гипотеза, декан, музей, пионер, претензия, фанера, энергия.
Разделите существительные на три группы: с окончанием во множественном числе -а (-я); с окончанием во множественном числе -ы (-и); с вариативным окончанием -а (-я) и -ы (-и).
Баран, бойня, басня, воробей, полотенец, носков, гектаров, вишня, ворот, врунишка, ворон, готовальня, дыня, деревня, жаровня, коллега, конь, кирасир, манеж,сапог, солдат, неженка, орел, полотенце, певунья, отпуск.
6. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания
Аэрозоль, авизо, мозоль, коала, кутюрье, зануда, лама, пенальти, авокадо, пони, фламинго, рантье, Чили, Сочи, МГУ, ВТО, АЭС.
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов.
1. Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание.
2. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.
3. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.
4. Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.
5. Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.
6. На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.
7. Полученное задание на практике следует выполнить к концу марта.
8. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
2. Герой все время находится в подвесном состоянии.
3. В этот день я услышала много обидчивых слов.
4. Любой поступок заслуживает осуждения.
5. Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.
9. Выберите правильную форму согласования сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием.
1) Большинство студентов осознанно (подойти) к выбору будущей профессии.
2) Некоторая часть наших сотрудников (нуждаться) в переподготовке.
3) В стране (работать) более двух тысяч специалистов в этой области.
4) В работе семинара активно (участвовать) 21 человек.
5) Ряд его рационализаторских предложений был (внедрить) в производство.
6) В ходе проверки работы фирмы (выявить) множество различных недостатков.
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания
Медлен…о ц…пляясь за ветви с…рени проплыла п…утинка. П…утинка предвес…ница осени. Долго и трудно вызр…вало лето что(бы) потом вз…рват…ся буйным цв…тением. Рано и быстро оно уг…са…т.
Татушка с…дела на тер…ас…е подставив заг…релое орехового цвета лицо т…ж…лому жаркому но уже усталому августовскому со…нцу. Крепко п…чет это обман…ое со…нце но (н…)пр…бавляет заг…ру. Татуша л…ниво щ…рила глаза обмахиваясь маленьким веером из сл…новой кости и (н…) без уд…вольствия думала что лето (на)исходе и скоро будет П…тербург с т…атрами балами интересными люд…ми.
Смолк р…яль в б…льярдной. (От)туда нахлобучивая п…л…тнян…ую фура…ку огромными ск…чками словно ирлан…ский сет…ер дяди Сатина выск…чил д…лговязый Рахманинов. (Ю.Нагибин)
ВАРИАНТ 3
Поставьте ударение в словах
Арахис, балованный, вчистую, гербовый, досыта, завидно, закупорить, коклюш, красивее, лубочный, мизерный, мытарство, намерение, облегчить, ободрить, обострить, пиццерия, плесневеть, столяр, танцовщица, углубить, экспертный, эскорт.
Образуйте от глаголов формы прошедшего времени мужского, среднего, женского родов и множественного числа. Поставьте ударение во всех формах
Оцепенеть, остолбенеть, окаменеть, окоченеть, окостенеть, застыть, замереть, пить.
Распределите приведенные ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных «чн».
<шн> | <чн> и <шн> | <чн> |
Булочная, конечно, молочный, скучно, нарочно, пустячный, сливочный, яичница, прачечная, молочница, ячневая, Ильинична, скворечник, беспорядочный, подсвечник, будничный, войлочный, селедочница, девичник, горничная, гречневый, непорядочный, перечница, спичечный, к шапочному разбору.