Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ. Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Второй этаж сост…ял из нескольких помещений разной вел…чины. Самое крупное большая гости(н, нн)ая. Она имела овальную форму. Гр…мадная в…тая бронзовая люстра нав…сала над ее центром. Четыре потускневших зерк…ла а (к, кк)уратно распол…гались по стенам (в)переме…ку со сливоч(?)ными коло(н,нн)ами д…ван м…нувшего ст…летия обитые вишневым француз…ким барх…том оп…ясывали гости(н, нн)ую вел…колепный п…ркет бл…стал буд(то) вчера натертый. Гости(н, нн)ая к…залась пустой лиш…(н, нн)ая рояля и кресел за (то) она открывала теперь свое пр…странство годное для фехтования и одиночества.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 15

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Завидно, каучук, красивее, маркетинг, (остричь) наголо.

2. Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН:[ЧН] или [ШН]?

Избыточный, горячечный, копеечный, сердечный, пустячный.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Куранты, магнетический, меркантилизм, прагматизм, преамбула.

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Последним остатком свободной торговли являются свободные базары. 2. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 3. Мы добились столь высоких хороших результатов.

3. Составьте словосочетания с паронимами.

Опасный – опасливый, осудить – обсудить, тактичный – тактический, хозяйский – хозяйственный, удачный – удачливый.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам. 2. Скрепя душу, мы собрали вещи и тронулись в дорогу. 3. Сыр-бор в основном развернулся из-за закрытия стадиона.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Плясать под чужую дудку. 2. Весы Фемиды. 3. Сизифов труд.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый)какао – теплое какао.

(Глубоководный) Эри, (красивый) тюль, (маленький) пони, (новый) кашне, (разноязыкий) Сан-Франциско.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Говорунья, черешня, стрельбище, сапог, якут.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Приговорить, осудить (казнь), гордиться, радоваться (успехи), вопреки (угроза).

2. Замените придаточные е предложения причастными оборотами.

1. Иллюстрации к рассказам, которые были присланы на конкурс, исполнены мастерски. 2. Матрос, который спас утопающих, награжден медалью. 3. Многие из тех, которые посетили выставку, были приезжими.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Напившись жаркого ча(я, ю) с медом и пышками такими белыми вкусными домашними что они таяли во рту мужчины с удовольствием покурили после чего гости через заднюю садовую к…литку спустились счас…ливо(усталые) к берегу и здесь в заливчике пос…дели на (полу)вытянутом из воды б…ркасе огляд…вая уже предзакатное небо с гр…дами перистых облаков тихую реку с теми же облаками тихую деревню разброса(н, нн)ую на бугре над луговой низиной.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 16

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Директоров, договор, феномен, ходатайствовать, эксперт.

2. Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН:[ЧН] или [ШН]?

Кузьминична, скворечник, яичница, ничто, друг сердечный.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Нувориш, рейтинг, рэкет, фиаско, стагнация.

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Патриот своей Родины. 2. Памятный сувенир. 3. Огромная махина. 4. Народный фольклор. 5. Автобиография жизни. 6. Свободная вакансия.

3. Составьте словосочетания с паронимами.

Освоить – усвоить, хозяйский – хозяйственный, техничный – технический, представить – предоставить, тактичный – тактический.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Он перемывал из пустого в порожнее. 2. Никому и никогда он шапку не ломал 3. Бабушка на двоих сказала.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Панический страх. 2. Перейти Рубикон. 3. Свирепый, как Цербер.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый)какао – теплое какао.

(Шерстяной) кашне, (мощный) пенальти, (пятый) авеню, (красный) вуаль, (теплый) Сочи.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Носки, манжеты, очистки, святыня, полотенце.

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

3) с 582, 2) о 374, 3) к 8121, 4) в 32.

Наши рекомендации