Социальный институт как основа функционирования общества
Первым предложил термин «социальный институт» английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903). Согласно его учению, любые социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальным группам удовлетворять свои потребности; упорядочивают социальные отношения, объединяют отдельных индивидов, социальные группы и организации в одно системное целое – общество, обеспечивая его поступательное прогрессивное развитие.
Феномен «социального института» рассматривал в
60-е гг. XX в. Ю.А.Левада, давший следующее определение: это «нечто подобное органу в живом организме: это узел деятельности людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы».
В настоящее время среди социологов нет полного согласия в понимании термина «социальный институт». Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям, например, общественным объединениям. Для малых же организаций применяют термин “группа” или “ассоциация”. Надо обратить внимание на то, что между понятиями “институт” и “группа” имеется существенное различие. Если группа является совокупностью взаимодействующих индивидов, то институт представляет собой систему социальных связей и совокупность социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности. Большинство ученых считают, что это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Под общественными ценностями понимают идеи и цели; под общественными процедурами – стандартизованные образцы поведения в групповых процессах; под системой социальных связей – сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках. Например, институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (мужа, жены, ребенка), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.
Несмотря на то, что институты и социальные группы являются различными научными понятиями, они не отделимы друг от друга. Институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется потребностями людей, формируя нормы и ценности социальной жизни. Именно люди с помощью институционных норм организуют себя в группы и ассоциации, осуществляя взаимосвязь на практике.
Таким образом, в каждый институт входит множество групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение. Например, институт семьи является совокупностью определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности малых групп (конкретных семей). Институт образования реализуется через коллективы школ и других учебных заведений, которые также относятся к определенным социальным группам. Церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви – ассоциацией. Следовательно, институты, социальные группы и ассоциации взаимосвязаны между собой и их нельзя полностью отделять друг от друга.
Процесс образования социального института (институ-ционализации) состоит из нескольких последовательных этапов:
1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2) формирование общих целей;
3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия;
4) появление процедур связанных с нормами и прави-лами;
5) институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие и практическое применение;
6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключений членов института.
Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Наиболее важными социальными институтами являются семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, побратимства, наследования, имянаречения и др. Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др. Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др. Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др. Институт религии содержит институты крещения, исповеди, монашества и др.
В большинстве примитивных обществ, например в племенах Центральной Африки, среди народов Севера семья является единственным реальным функционирующим институтом. Все вопросы распределения власти, продуктов, и других ценных ресурсов решаются семейно. При переходе к более сложным культурам начинают выделяться остальные социальные институты. Следовательно, основой всех социальных институтов является семья. На ее примере четко прослеживается процесс институционализации. Именно в семье появился первый в истории вид социальных норм, под которым понимается запрет кровосмешения, грозивший человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно сформировались функции семьи: 1) репродуктивная – биологическое воспроизводство населения; 2) воспитательная – социализация молодого поколения; 3) экономическая – жизнеобеспечение несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; 4) эмоциональная – психологическая защита, поддержка; 5) статусная – предоставление определенного положения членам семьи.
В современном обществе существует следующая типология семей. Семьи различают, во-первых, по структуре: нуклеарная, или супружеская семья, в которую входят муж, жена и их дети; родственная, или расширенная семья, под которой понимают клан родственников вместе с их супругами и детьми.
Во-вторых, семьи различают по форме брака: моногамия, то есть брак одного мужчины с одной женщиной; полигамия, когда в браке находятся более двух партнеров.
В-третьих, семьи различают по распределению ролей: традиционная, или патриархальная, когда в семье живут несколько поколений; нетрадиционная, или эксплуататорская, когда роль лидера отводится мужчине, а за женщиной сохраняется «исключительное право» на домашний труд; эгалитарная, когда домашние обязанности между членами семьи распределяются справедливо и пропорционально, совместно обсуждаются проблемы и принимаются решения.
Социологи Т.Парсонс, Р.Бейлз, Ф.Шилз утверждают, что «… в более развитых обществах не структура родства, а социальные институты, такие, как государство, церковь, бизнес, университеты и профессиональные организации, играют решающую роль».
Каждый социальный институт имеет как специфические, так и общие признаки, которые рассмотрены в таблице.
Признаки главных социальных институтов представлены в таблице 4.
Семья | Государство | Бизнес | Образование | Религия |
1. Установки и образцы поведения | ||||
Привязанность, лояльность, ответственность, уважение | Послушание, лояльность, субординация | Производительность, экономичность, производство, прибыль | Любовь к знаниям, посещаемости | Почтительность, лояльность, поклонение |
2. Символические культурные признаки | ||||
Брачный ритуал, обручальное кольцо | Флаг, герб, гимн | Фабричная марка, патентный знак | Школьная эмблема, песни | Крест, иконы, святыни |
3. Утилитарные культурные черты | ||||
Дом, квартира, мебель | Обществен-ные здания, работы, формы, бланки | Магазин, фабрика, оборудо-вание | Классы, стадионы, библиотеки | Церковные здания, реквизит, литература |
4. Кодекс устный и письменный | ||||
Семейные запреты и допущения | Констиуция, нпа | Контракты, лицензии | Правила учащихся | Вера, церковные запреты |
5. Идеология | ||||
Романтич. любовь, индивидуализм | Государственное право, демократия | Свободная торговля, монополия, право на труд | Академическая свобода, прогрессивное образование | Православие, протестантизм |
Необходимо также выделить основные функции социальных институтов:
1) функция закрепления и воспроизводства общественных отношений, так как каждый институт обладает системой норм и правил поведения, обязательной для всех членов данного института. Это обеспечивает устойчивость социальной структуры общества;
2) регулятивная функция способствует регулированию взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Это обеспечивает возможность совместной деятельности;
3) интегративная функция включает в себя процесс сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальной группы, происходящий под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей;
4) транслирующая функция позволяет передавать социальный опыт. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности к власти, а церковь старается приобщить к вере как можно большее число членов общества;
5) коммуникативная функция призвана информировать членов института с целью управления и контроля за соблюдением норм. Коммуникативные возможности институтов неодинаковы. Например, средства массовой информации, особенно электронные, имеют самые большие возможности для передачи информации.
Не существует такого социального института, который действовал бы в вакууме, в изоляции от других социальных институтов. Религия, правительство, образование, производство и потребление, торговля, семья – все эти институты находятся во взаимодействии. Так, условия производства должны учитывать образование новых семей с целью удовлетворения их потребностей в новых квартирах, предметах быта, детских учреждениях. В то же время система образования во многом зависит от деятельности правительственных институтов, поддерживающих престиж и возможные перспективы развития учреждений образования. Религия может действовать также на развитие образования или на правительственные учреждения. Учитель, отец семейства, священник или функционер добровольной организации – все подвергаются воздействию со стороны правительства, так как действия последнего могут привести как к успеху, так и к неудаче в достижении жизненно важных целей.
Промышленность и торговля в любой цивилизованной стране зависят от поддержки правительства, которое регулирует налоги, налаживает обмен между отдельными институтами промышленности и торговли. В свою очередь правительство зависит от промышленности и торговли, которые экономически поддерживают нормативные акты и другие действия правительства.
Облик институтов постоянно адаптируется к изменениям в обществе. Изменения в одном институте, как правило, приводят к изменениям в других. В то же время все институты стремятся сохранить свою независимость, свои нормы, правила, кодексы и идеологии. Предприятия и бизнес стремятся к независимости от государства; учреждения образования также пытаются достичь наибольшей самостоятельности и препятствуют проникновению норм и правил чужих институтов. Для того, чтобы общество нормально развивалось необходимо оптимальное сочетание взаимодействия институтов и соблюдения ими независимости по отношению друг к другу. Такое сочетание позволяет избегать серьезных и разрушительных институциональных конфликтов.
Социальные организации
Социальная организация (от франц. organisation, от позднелат. organizo- сообщаю стройный вид, устраиваю) - исторически сложившаяся упорядоченная система деятельности общества, людей; исторически сложившаяся упорядоченная система социальных отношений, например, экономическая организация общества, военная организация общества, политическая организация общества и т.д.
Основное отличие социальной организации от социального института заключается в том, что институциональная форма общественных отношений закреплена нормами права и морали, а организационная форма включает в себя помимо институциональных также и упорядоченные отношения, но которые еще не закреплены существующими нормами. Не все организованные формы отношений между людьми закрепляются в номах морали или права, например, организации сексуальных меньшинств, сектантские религиозные организации и т.п. так и не нашли общественного признания на основе закрепления в нормах права или морали.
Наиболее объемный пример социальной организации это гражданское общество, которое определяется понятием, характеризующим относительную самостоятельность и целостность общественной жизни по отношению к политическим структурам, прежде всего к государству. Гражданское общество включает в себя и так называемую уголовную, мафиозную, коррупционную и т.п. организации, вооруженные бандоформирования, сексуальные меньшинства и т.д. Например, военная организация общества это исторически сложившаяся система деятельности общества, людей по поводу воспроизводства вооруженных структур, например, вооружение населения (народа), вооруженные силы государства, казачество, бандитские формирования и т.п. А положительно оцениваемая с точки зрения морали и права военная организация рассматривается как организация социального воспроизводства вооруженной защиты государства и общества - деятельность людей, направленная на сохранение благ и ценностей своей социально-политической системы и на разрушение ценностей и благ чужой социально-политической системы, рассматриваемой как враждебной, с применением вооруженной силы и на основе службы в государственных структурах или ополчении (партизаны и т.п.). Но мы прекрасно знаем, что если наш, то разведчик, если чужой, то шпион; во время Великой Отечественной войны восставшее с оружием в руках население на оккупированных территориях организовывалось в партизанские отряды, которые немецко-фашистские захватчики называли бандитами. Таким образом, термин социальная организация это реально существующие системы упорядоченных общественных отношений, которые характеризуются наличием в них не закрепленных в нормах права и нравственности отношений.
Большинство из нас начинает свою жизнь в организации - в родильном доме. Там работают врачи, медицинские сестры, санитарки; они заботятся о нашем здоровье. Покинув родильный дом, мы попадаем в другие организации - ясли, детский сад, начальную и среднюю школу, - каждая из них имеет свою структуру. После окончания школы нам снова не миновать организаций. Став взрослыми, мы поступаем на работу в одну из них. Мы имеем дело и с такими организациями, как финансовое управление, армия, полиция, суды, банки, магазины и т.д. Даже когда человек умирает, организация не оставляет его. Им занимается похоронное бюро. Организации - это группы людей, составляющие часть общества, ориентированные на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высоко формализованной структуры.
Коммерческие фирмы, правительственные органы, профсоюзы и колледжи - организации, для них характерны строгое разделение обязанностей в соответствии с правилами и нормами, выражающимися в иерархии власти.
Обсуждая организации или административные структуры, Макс Вебер придавал особое значение стремлению к рационализации современного общества. Вебер изучал роль этого процесса в преобразовании разных сфер общества, включая искусство, религию, политику, экономику и систему уголовного права. При этом происходит отказ от стихийных, личностных, традиционных способов деятельности. Она становилась более систематизированной - организованной, согласно правилам, установленным на основе рациональною анализа.
Для понимания указанного различия сравним традиционные отношения между хозяином и слугой с отношениями между предпринимателем и человеком, работающим по найму на современном промышленном предприятии. Между хозяином и слугой складываются отношения, основанные на взаимном доверии; более того, хозяина и слугу соединяет целый ряд неписаных соглашений, передаваемых из поколения в поколение в течение веков. Отношения же между предпринимателем и сотрудником, работающим по найму, в современных условиях определяет обезличенный договор, часто при посредничестве нескольких начальников среднего уровня (например, мастера, инспектора и т.д.); при этом служебные обязанности четко регламентированы. Вебер считал формирование организаций (управленческого аппарата) главным аспектом процесса рационализации. Для описания характерных особенностей организаций он использовал ее идеальный тип или модель. Модель никогда точно не соответствует специфической ситуации реального мира. Однако, она может служить для обобщения социальных явлений.
Вебер выделил семь основных, характерных черт идеального типа организации:
Разделение труда, обусловленное определенными правилами или законами. Так, например, в современной коммерческой фирме есть описание обязанностей директора, управляющего делами, продавцов и т.д.;
Порядок подчиненности представляет собой иерархию выше- и нижестоящих должностных лиц, которые, в свою очередь, являются начальниками других сотрудников. В современных коммерческих фирмах существует система вертикальной зависимости ("сверху вниз"); совет директоров, руководители предприятий, руководители среднего уровня и нижестоящие начальники, осуществляющие контроль за деятельностью рядовых служащих;
Офис (канцелярия или бюро) - основа организации, где находятся документы и журналы, где регистрируются и сохраняются сведения о деятельиости учреждения;
Официальная процедура подготовки должностных лиц в организации. Требования к рядовому делопроизводителю сравнительно просты, но некоторые программы подготовки руководящих работников достаточно сложны;
Штатные сотрудники, отдающие свою энергию деятельности организации, для них это главное занятие;
Правила, достаточно общие, более или менее устойчивые, регулирующие режим работы. Их нетрудно усвоить и выполнять. Зачастую они весьма подробны; например, на некоторых предприятиях время и продолжительность перерывов, когда работники могут выпить кофе, строго регламентированы;
Лояльность каждого работника по отношению к организации, стремление следовать установленным правилам.Это необязательно означает преданность только руководителю организации или любому другому ее сотруднику.
Все это делает поведение сотрудников организации предсказуемым, помогает руководству координировать деятельность работников. В свою очередь, предсказуемость и координация - основные факторы, способствующие повышению эффективности и производительности труда. С их помощью можно понять, когда работники намерены создавать лишь видимость работы или хотят прекратить ее, какие механизмы они собираются при этом использовать и т.д., хотя сочетание перечисленных выше элементов придает довольно обезличенный характер конечным результатам деятельности, для организаций это в большинстве случаев предпочтительнее, чем дезорганизация, неповиновение, неэффективность. Таким образом, для социальных организаций характерно строгое разделение обязанностей на основе формирования правил социальных взаимодействий направленных на их закрепление в нормах права и морали, формирование “аппарата” управления.
Рис. 17. Основные социальные организации
К основным социальным организациям можно отнести(рис 17):
Гражданское обществокак относительную самостоятельность и целостность общественной жизни по отношению к политическим структурам, прежде всего к государству;
Объединения людей на основе наличной культуры, церковь, религиозные объединения, искусство, литературу, науку, фольклор и т.п. как организации отбора, хранения и передачи ценностей и образцов существования и развития общества и личности;
Общественное разделение труда, производство, рынок, распределение, обмен и т.д. как экономические организации общества;
Обучение, воспитание, родильный дом, детский сад, школа и т.д. как организации социального воспроизводства;
Партийная система, выборы, власть, оппозиция, политическая партия, государственная администрация, силовые структуры и т.д. как социально - политические организации, участвующие в регулировании общественных отношений, то есть в воспроизводстве системы управления.
Рассмотрим на примере типов политической власти различные примеры социальной организации на основе государственных устройств.
Тоталитарные государства. Руководители тоталитарного государства стремятся держать страну под своим контролем. Тоталитарные режимы бывают разные. Но все они имеют общие черты.
1. Широко используя идеологию тоталитарного общества, они стремятся объяснить каждый аспект жизни. Общественные цели, одобряемые образцы поведения, даже враги характеризуются в упрощенной, иногда искаженной форме. Идеология должна приспосабливаться к социальным переменам, но государства с тоталитарным режимом стремятся сохранить господство одной идеологии.
2. Однопартийные системы. Тоталитарные государства представляют собой однопартийные системы, возглавляемые диктатором или несколькими руководителями. Правящая партия считается единственной законной партией в стране, монополизирующей власть. Она проникает во все сферы жизни и полностью управляет обществом, от нее исходят власть, престиж, деньги.
3. Террор. Применяется для поддержания государственной власти. Пытки и допросы могут использоваться против внутренних и внешних врагов режима.
4. Контроль средств массовой информации. Тоталитарные государства осуществляют контроль над средствами массовой информации, поэтому оппозиционеры вынуждены уйти в подполье. Народным массам предлагается лишь официальная точка зрения на определенные события и поощряется поведение, угодное режиму.
5. Контроль над запасами оружия. Тоталитарные государства монополизируют изготовление, распространение и применение оружия.
б. Контроль над экономикой. Под контролем находятся все отрасли экономики. Это может означать наличие государственных экономических планов, дающих задания каждому промышленному и сельскохозяйственному предприятию.
Таким образом, тоталитарные системы стирают грань между сферами общественного и личного и подрывают личную инициативу. Кроме того, государство стремится полностью подчинить себе граждан и добиться их преданности, подавляя и контролируя все другие общественные институты. Опираясь на партию и средства массовой информации, режим оказывает влияние на семейную жизнь, жизнь молодежи, образование, трудовую деятельность и общественную жизнь. В тоталитарном обществе почти отсутствуют свобода, не всегда соблюдаются права человека или возможность выражать свое мнение.
Авторитарные государства. В авторитарных государствах власть переходит в руки монарха или диктатора, которые правят, используя силу. Диктаторские режимы в Латинской Америке, режим Франко в Испании - пример авторитаризма ХХ в. Лидеры стремятся добиться преданности своих подданных, подразумевается верность конкретному человеку, а не определенным целям и даже государству.
При авторитарных режимах политические партии и идеология играют определенную роль, но они осуществляют контроль в меньшей мере, чем в обществах с тоталитарным режимом. Для подавления диссидентов или для критики средства массовой информации могут подвергаться цензуре, наряду с применением вооруженных сил может использоваться террор. Однако эти режимы значительно слабее, чем тоталитарные. Они в большей мере применяют традиционные способы управления. Стараясь силой сохранить свою политическую власть, они вряд ли способны осуществить значительные социальные перемены. Кроме того, здесь меньше пытаются вторгаться в личную жизнь своих подданных, поэтому при авторитарных формах правления четче очерчена граница между общественной и личной жизнью, чем в тоталитарных государствах.
Демократические государства. Буквально демократия - "власть народа", но в крупных и сложно организованных обществах правление всего народа невозможно. А точнее, лица, обладающие всеми гражданскими правами, имели место в древних и средневековых демократиях, где важнейшие решения принимались народным собранием, в котором имели право участвовать все граждане. Например, афинская демократия, новгородское вече, запорожская сечь. Во всех этих обществах, как численность населения, так и территории, были очень невелики, и возможно было собрать всех граждан, где они совместно обсуждали все вопросы и принимали решение. Причем решение принимались не только путем подсчета голосов, но иногда и по силе крика, как, например, на новгородском вече. Однако в больших обществах проведение такого голосования по всем политическим вопросам технически невозможно, хотя в наиболее важных случаях оно иногда все-таки проводится посредством референдума. Поэтому современная демократия стала ассоциироваться, главным образом, с представительной демократией, когда народ на определенный срок передает власть своим представителям, которые подлежат переизбранию. Представительная демократия существует в таких странах, как Индия, Франция, США, Канада и др. Этим демократическим государствам присущи следующие черты.
1. Индивидуализм. Вера в значимость личности - основной принцип демократического сознания. Он стал основой законодательных систем, утверждая равенство всех людей перед законами общества.
2. Конституционная форма правления. Что касается прав человека или Конституции, то демократические формы правления основаны на совокупности законов и законодательных традиций, которым подчиняется человек, правительство и общество. На основе конституции формируется основное законодательство страны, определяются главные принципы распределения и ограничения политической власти. Конституция устанавливает полномочия правительства. Кроме того, они определяют методы управления общественной жизнью. Далее конституция обычно устанавливает принципы разделения полномочий между различными ветвями власти, членами правительства таким образам, чтобы обязанности власти были ограничены и четко установлены.
3. Общее согласие тех, кто управляет. Главная черта демократических обществ состоит в том, что взрослое население само выбирает своих правителей и представителей на периодически проводимых выборах. Эти выборы способствуют подотчетности тех, кто стоит у власти и ограничивают срок их полномочий.
4. Лояльная оппозиция. Подразумевается, что политический механизм включает двухпартийную или многопартийную системы. В соответствии с демократическими ценностями оппозиция не означает нелояльность, граждане должны иметь право высказывать свое мнение. Поэтому демократические правительства не контролируют средства массовой информации и редко прибегают к вооруженной силе для подавления политической оппозиции.
Демократические общества формируются на различной экономической основе. Их правительства выполняют множество ролей - от управления государством "всеобщего благополучия" (например, в США) до реализации социалистической программы (например, в Швеции). Демократические институты существуют не только в процветающих странах, например, они существуют и в Индии. Но процветание и развитие промышленности благоприятствует созданию демократического правительства.
Применительно к обществу и его социальным организациям также необходимо отметить такое немаловажное понятие как социальное время. Социальное время - это время, "привязываемое" к значимым событиям в жизни общества (до революции, до перестройки). Оно в меньшей степени зависит от продолжительности периода, но в большем зависит от его социально значимых событий. Пример: "Когда я был студентом. Когда ты искал работу. Это было в годы ее первого замужества". Особенность социального времени состоит в том, что человек очень хорошо помнит важные события своей жизни: женитьбу, развод, службу в армии, учебу в институте, поступление на работу и т.д., он их помнит лучше, чем даты этих событий: "Когда ты получила квартиру? Незадолго до замужества". Социальное для общества в целом связывается, например, со способом производства материальных благ - рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое; с прогрессивными преобразованиями в основных сферах общественной жизни - индустриальное, информационное и т.д. Социальные институты и организации существуют в конкретно - историческом социальном времени.
8.1. Культура как социальное явление
Когда в повседневном разговоре заходит речь о культуре, ее роли в нашей жизни, чаще всего вспоминают классическую художественную литературу, театр, изобразительное искусство, музыку, то есть часто культуру в обыденном сознании отождествляют с образованностью и особым, “культурным” поведением.
Несомненно, всё названное есть важная, но очень большая часть того, что представляет собой многогранное и сложное явление, называемое культурой. Понятие культуры является фундаментальным для социологии, поскольку культура определяет своеобразие поведения людей, являющихся её носителями и отличает одно общество от другого.
Человек может нормально жить только в окружении себе подобных при соблюдении правил, выработанных в течение многих тысяч лет. Человек выделился из природы, создав искусственную среду, вне которой он не может существовать – культуру. Иногда говорят, что в виде культуры человек создал “вторую природу”. Культура представляет собой совокупный результат деятельности множества людей в течение длительного времени. Можно сказать, что первобытное стадо превратилось в человеческое общество тогда, когда оно создало культуру, и сегодня нет общества, группы или отдельного человека, не имеющих культуры, и неважно, племя это амазонских индейцев, затерявшееся в тропическом лесу или жители европейской страны, внесшей, по нашим понятиям, огромный вклад в культуру. С точки зрения социологии, культуры обоих этих народов одинаково ценны.
В социологии под культурой в широком смысле слова понимают специфическую, генетически ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура определяется социологией как система коллективно поддерживаемых ценностей, убеждений, норм и образцов поведения, присущих определенной группе людей.
Термин “культура” произошёл от латинского “culture” – “возделывать, облагораживать”. Когда мы говорим о культуре, мы имеем в виду те явления, которые качественно отличают человека от природы. В круг этих явлении входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе – изготовление орудий труда, религия, одежда, украшение, шутка и т.д. Круг таких явлений очень широк, он включает в себя и сложные феномены, и простые, но крайне необходимые для человека.
Существует ряд основных признаков культуры.
Во-первых, источником культуры является сознание. Все, что связано с “возделанным” в человеческой жизни, так или иначе связано с сознанием, идёт ли речь о технологиях, политике, нравственных исканиях людей или восприятии художественных ценностей. Следует также иметь в виду, что культура – это своеобразный процесс, деятельность, в основе которой - взаимодействие, взаимопереход и сопряжённость знаний, навыков и убеждений, информационного, чувственного и волевого компонентов. Поэтому культуру часто выделяют в отдельную сферу деятельности, которой занимаются специально подготовленные люди.
Во-вторых, культура представляет собой метод, способ ценностного освоения действительности. В поисках путей и вариантов удовлетворения своих потребностей человек неизбежно становится перед необходимостью оценки явлений, средств их достижения, допустимости или запретности для него действовать теми способами, которые могут способствовать достижению целей. Без этого нет мотива деятельности, осознания социального действия. Культура - это определенный взгляд на мир сквозь призму принятых в этом обществе понятий о том, что есть добро и зло, полезное и вредное, прекрасное и безобразное.
В-третьих, культура становится организующим элементом, определяющим содержание, направленность, технологию практической деятельности людей. То есть сигналы, идущие от внешнего мира, проходят “фильтр” культуры, расшифровываются ею и получают оценку. Отсюда - разные оценки одних и тех же явлений у людей разных культур, разное реагирование на них.
В-четвертых, культура воплощается в устойчивых, повторяющихся образцах деятельности, которые являются следствием существования устойчивых мотивов, предпочтений, навыков и умений. Случайное, более не повторяющееся, к культуре относить не следует. Если из случайного, нерегулярного то или иное явление превращается в устойчивое, повторяющееся, то можно говорить об определённых изменениях в культуре отдельного человека, группы или общества в целом.
В-пятых, культура объективируется, воплощается в различных продуктах деятельности - вещественно-предметных (все предметы, созданные и используемые человеком) и символически-знаковых (к ним относятся продукты культуры, передающие информацию через слово, символы, знаки, изображения). Благодаря тому, что культура воплощается в деятельности и вышеназванных формах, происходит фиксация исторического опыта народа, общности, и этот опыт может быть передан другому человеку или поколению. Когда мы называем человека малокультурным, то подчёркиваем недостаточную степень восприятия им культуры, накопленной предыдущими поколениями.
Таким образом, культура формируется как механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в той среде, в которую они попали, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами, выделять своё “Мы” среди прочих
Все проявления человеческой культуры можно разделить на материальные и нематериальные.
Материальная культура представляет собой совокупность созданных искусственно материальных объектов: строения, памятники, автомобили, книги и т.д.