Группы давления и группы интересов
Наименование двух типов групп достаточно условно и часто вводит в заблуждение. К примеру, к какому типу отнести общество по защите памятников культуры или общество по охране окружающей среды? Если рассматривать формально, то к первому типу, поскольку в их названии есть слово «защита». Но в действительности они стоят на страже не своих групповых интересов, а интересов всего общества. В то же время профсоюзы, отстаивая
собственные интересы, постоянно выступают с законодательной инициативой и требуют внести те или иные изменения в общество. Правильнее группы различать по тому, чьи интересы они защищают — свои собственные или других людей. Поэтому первые группы называют группами давления, а вторые — группами интересов. Очевидно, что советы ветеранов труда относятся к первым, а Красный Крест и Армия Спасения — ко вторым.
Термин «группа интересов» {interestgroup) используется прежде всего в политической науке. Здесь группа интересов — это объединение людей, стремящихся выразить и отстаивать свои властные интересы в отношениях с государственными органами и другими политическими институтами. Это выражается: а) в артикулировании группой своих интересов, т.е. преобразовании социальных эмоций и ожиданий, чувств неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования; б) в агрегировании интересов, т.е. их упорядочении, согласовании, иерархизации по приоритетам и выработке общегрупповых целей; в) в трансляции до органов власти и других политических институтов сведений о состоянии той пробле-
мы, в решении которой заинтересована группа интересов; г) в участии в процессе формирования политических элит, властных структур общества6.
В социологии группа интересов понимается как социокультурная ячейка гражданского общества. Это социальный субъект, основная функция которого состоит в институционализации новых интересов граждан России7.
Группы интересов существуют на протяжении всей истории человечества — с тех пор как стали складываться системы власти. Движущим мотивом является стремление реализовать специфический интерес, выражаемый, как правило, в статусных привилегиях, во властных полномочиях либо в формах материальной выгоды. В качестве групп интересов (и одновременно групп давления, если они пытаются реализовать свои интересы путем воздействия на органы власти) фигурировали родственные кланы, иные группы, связанные какой-либо иной общностью — профессиональной, территориальной, политической, экономической. В условиях авторитарных режимов удовлетворение групповых интересов во многом зависело от личных отношений с вождем (диктатором, генсеком и т.д.). Борьба велась в основном за статусные привилегии и право распределения ограниченных ресурсов8. Группы давления существовали и в советский период.
От политических партий группы интересов отличаются по двум критериям. Во-первых, группы интересов никогда не стремятся завоевать политическую власть в стране, во-вторых, их внимание сосредоточено на одном практическом вопросе, решением которого они и заняты, а не на своде декларативных утверждений, составляющих программу партии.
Группа интересов озвучивает (артикулирует) эмоции, ожидания, идеи, интересы, взгляды граждан, придает им удвоенную силу и благодаря коллективным действиям делает их достоянием общественности. В 1970—1980-е гг. в нашей стране практически никто не знал об экологических движениях. Но когда выхлопные газы, ртутные испарения, кислотные осадки, промышленные отходы стали массовыми и это затронуло здоровье жителей многих городов, сформировались группы энтузиастов, которые планомерно, терпеливо и последовательно привлекали к проблеме внимание общественности. В результате в 1990-е гг. проблемы защиты окружающей среды стали одними из главных в законодательной деятельности парламента, в печати, радио и телевидении, в средней школе ввели специальный учебный предмет.
Как только какая-то проблема становится актуальной, она сразу привлекает внимание массы людей, из среды которой выделяются организаторы будущего движения. Правительство и парламент, занятые множеством существенных и менее существенных вопросов, благодаря тому, что их внимание на актуальные проблемы обратили активно действующие группы интересов, лучше ориентируются и выделяют ключевые проблемы.
Таким образом, группы интересов выполняют функцию лакмусовой бумаги — они выявляют наиболее злободневные проблемы. К примеру, долгое время в нашей армии процветала дедовщина и в мирное время гибли тысячи молодых солдат. Когда в 1990-е гг. в стране сформировалось движение
6 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995. Гл. 14.
7 Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества//Социс. 1997.№ 3. С. 14-24.
s Лоббизм в России: этапы большого пути // Социс. 1996. № 3. С. 55.
солдатских матерей, оно заставило обратить на себя внимание самого консервативного в мире властного органа — армейского командования. Через такие движения граждане страны вовлекаются в активную политику и влияют на нее не меньше, чем министерства или крупные чиновники.
От социальных движений группы интересов отличаются прежде всего компактностью, развитостью межличностных контактов, большей управляемостью, хотя они могут возникать в среде социальных движений и при определенных условиях трансформироваться в политические партии (рис. 51).
Долго занимаясь одной проблемой, группы интересов подготавливают кадры квалифицированных специалистов — знатоков данной проблемы. Если вы хотите получить сведения о дедовщине и уровне смертности в армии, надо обращаться в Совет солдатских матерей. Если нужна исчерпывающая информация об окружающей среде, то лучших специалистов, чем в одноименном движении, вам не найти и т.д. Часто министерства и парламентские комитеты, готовя конкретное решение, обращаются к таким специалистам за экспертной оценкой.
Рис. 51. Эволюция группы интересов
Среди типологий групп интересов наиболее распространенной является предложенная Жаном Блонделем9. Он выделяет, в частности, группы по обычаю, которые вырастают на почве идеальных общинных интересов и наиболее развиты в развивающихся странах Востока и Юга, к ним также относят некоторые образования в развитых странах (например, католическая церковь в Италии, Польше, Ирландии). Институциональные группы базируются на формальных организациях внутри государственного аппарата. Их влияние связано с близостью к процессу принятия решений. Они существуют там, где есть государственная форма управления обществом. К группам защиты относят прежде всего профсоюзы и предпринимательские ассоциации. Они распространены преимущественно в странах зрелой демократии.
Характер осуществления функций группами давления в первую очередь зависит от того, законны или незаконны способы их деятельности.
Группы интересов и группы давления как посредники между государством и народом выполняют свои функции следующим образом:
♦ взаимодействуют с кандидатами в депутаты и членами исполнительных и представительных органов (в виде советов, рекомендаций, убеждения);
BlondelJ. Comparative Legislatures. Englewood Cliff, N.Y., 1973.
♦ участвуют в составлении законопроектов, экспертиз, заключений правительственных органов;
♦ контролируют соблюдение принятых решений (законов) вплоть до обращения в суд;
♦ наблюдают за деятельностью правительства в отдельных отраслях управления, расходованием финансовых средств и т.д.
Кроме перечисленных законных (или легитимных) форм взаимодействия существуют и незаконные формы деятельности этих групп. К ним, в частности, относятся взятки и подкуп чиновников, финансовая поддержка нелегальных объединений, контроль за личной жизнью политиков в целях сбора компромата и т.д. Яркий пример — кризис в России августа-сентября 1998 г. Некоторые специалисты полагают, что обвал рубля был спровоцирован намеренно теми группами, которые хотели лишить финансирования оппозиционные партии и часть населения, не поддерживающее правящий режим. Результат оказался противоположным: население окончательно потеряло доверие к правительству и стоящей у власти политической элите.
ГРУППЫ ЛОББИРОВАНИЯ
Средства массовой информации и научная периодика в последнее время стали уделять значительное внимание промышленным и финансовым группам, общественным движениям и объединениям, стремящимся оказывать систематическое целенаправленное влияние как на законотворческую деятельность, так и на процессы реализации принимаемых законов и административных актов.
Эти группы называются «группами давления», «группами влияния», лоббистскими группировками. Все названия справедливы, поскольку такие объединения осуществляют давление на парламент и администрацию с целью реализации групповых интересов.
В отличие от групп интересов лобби развивает прямые формы давления на власть. Их можно определить как группы давления, формирующиеся на базе бюрократических структур, и отличать от групп интересов, сформированных рядовыми гражданами по собственной инициативе.
Термины «лобби», «лоббист», «лоббирование» пришли из англоязычной политической лексики. Лоббизм сам по себе — это высококвалифицированная деятельность, имеющая политический смысл и правовое обоснование и являющаяся интегральным элементом демократической политической системы. Лобби, лоббизм — это система и практика реализации интересов различных групп (союзов и объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов.
Лоббизм выполняет несколько функций. Во-первых, лоббистские группы выполняют функцию посредничества между гражданами и государством, прежде всего в сфере обмена информацией. Во-вторых, лоббизм выполняет функцию организации плюрализма общественных интересов. Процессы лоббирования всегда осуществляет небольшая группа людей, но результаты лоббирования имеют значительные последствия и в отдельных случаях затрагивают большие слои населения страны. В-третьих, лоббизм как бы дополняет конституционную систему демократического представительства, позволяя
участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам, которые не имеют другой возможности.
Положительные стороны лоббизма не только в том, что кто-то, действуя в своих интересах, «проталкивает» нужное для общества дело. Обществу это выгодно, ибо сопоставление групповых интересов, возможностей и последствий разного рода действий, реализованное в рамках демократической процедуры и выраженное в политических решениях, образует сложную систему сдержек и противовесов. Если так понимать лоббизм, то его не следует отвергать, тем более, как показывает история, это пока не удалось никому10. Лоббистские группы всегда нацелены на доминирование, господство, преобладание, завоевание командных высот, наконец, на достижение —скрытыми или открытыми путями — политической власти в стране либо экономической монополии. В нерыночном обществе, в том числе в советском, лоббирование своих интересов, например военно-промышленным комплексом, происходило в скрытых формах, поэтому такие формы борьбы за власть именовали «схватка бульдогов под ковром». В рыночном обществе получили распространение такие методы воздействия на власть, как скупка голосов в парламенте или подкуп чиновников. В постсоветской России сохранились первые и появились вторые рычаги давления на общество и власть: у нас борются «под ковром» путем всевозможных махинаций, интриг, перераспределения постов и одновременно открыто скупают и продают голоса, вовлекают в этот процесс средства массовой информации. Не только в «новых демократиях», но и в экономически развитых странах периодически случаются скандалы, связанные с нарушением правил игры как лоббистами, так и чиновниками и депутатами. К лобби относят тех, кто способен протолкнуть нужное решение мирным путем, например, сформировав большинство в парламенте, подкупив депутатов, войдя в доверие к родным и близким членов высшего эшелона власти, запугав правительство или парламент мнимой угрозой.
Последний вариант часто проигрывался во властных коридорах России в 1990-е гг. Группа аграриев пугает парламент развалом сельского хозяйства, военные — недовольством армии и ее готовностью свергнуть правительство в случае невыделения нужной суммы из госбюджета. Но выделенные деньги зачастую не доходят до рядовых аграриев или военных, оседая в карманах начальства. Массы аграриев и военных, не получив средства к существованию, выражают недовольство. Их лобби, представленные в парламенте и правительстве, снова накаляют атмосферу и требуют денежных вливаний. И так без конца.
Мощные лоббистские группы типа названных всегда «тусуются» около власти. Напротив, группы интересов типа движения солдатских матерей или экологических стоят очень далеко от коридоров власти — у самого основания социальной пирамиды. Им гораздо труднее обратить на себя внимание и добиться нужного решения. Их рупором становятся газеты, радио, телевидение, которые вполне можно считать демократической трибуной для масс. Итак, в число важнейших условий воздействия лоббистских групп на власть и общество относятся:
Лоббизм в России: этапы большого пути // Социс. 1996. № 3. С. 54-62.
♦ близость к лицу или организации, принимающим решение (этот признак детально обсуждается в прессе, журналисты чаще всего основываются на карьере и местах работы тех или иных членов правительства, депутатов парламента, работников аппарата правительства или президента);
♦ наличие средств, достаточных для всего комплекса действий, обеспечивающих реализацию интересов (вне зависимости от степени легитимности действий, в том числе, например, для финансирования предвыборной кампании);
♦ возможность оказания политического давления в самом широком смысле (от угроз забастовок до голосов в парламенте);
♦ возможность оказания экономического давления (наиболее сильно проявляется в отношениях федеральных и региональных органов власти — угрозы о прекращении перечисления налогов, требования экономического отделения, самостоятельности в выдаче квот, лицензий, самостоятельность заключения экономических договоров и соглашений без согласования с федеральными органами);
♦ информационные возможности (близость контактов и возможность оказания влияния на средства массовой информации) с целью формирования общественного мнения".
Объектом воздействия групп интересов чаще всего являются условия хозяйственной деятельности: собственность и право распоряжения ею; право на занятие конкретной деятельностью (то, что ранее входило только в компетенцию государства); налоги, квоты, лицензии; государственный заказ (имеется в виду не только гарантированность сбыта, но, может быть, и цена, хотя в наших условиях это не гарантия финансирования).
Основным субъектом лоббирования являются финансово-промышленные группы. Везде, даже в странах с богатыми традициями лоббизма, цели лоббистской деятельности преимущественно экономические — как правило, налоговые льготы или борьба за кусок «бюджетного пирога».
Лобби потому сильны, что контролируют какие-то стратегические ресурсы: военные контролируют оборону, аграрии — продукты питания, банкиры — деньги. До революции 1917г. мощную лоббистскую фракцию в Государственной думе составляло дворянство, которое контролировало основной ресурс — собственность на землю. С ними соперничало промышленное лобби, также контролировавшее жизненно важные ресурсы. Сохранилось оно и сегодня. Заметим, что группы интересов не контролируют ничего, поэтому к ним прислушиваются в последнюю очередь.
Если лобби все время потакать, то они монополизируют власть в государстве, заставят его работать только на решение собственных проблем. Это поняли в США еще в середине XX в., поэтому в 1946 г. приняли федеральный закон о деятельности лобби. Он требовал регистрации членов лобби, сообщения о денежных ресурсах и их использовании в политической борьбе. С тех пор деятельность лобби предается публичной огласке, и желание обходить закон усмиряется.
Элементы лоббистской тактики — тактики силового проталкивания нужных решений через властные структуры — используют не только сами лоб-
" Лоббизм в России: этапы большого пути. С. 56.
би, но и другие группы и общественные организации. Нефтяные компании России в 1998 г., по их собственным словам, не являлись лобби. Они представлялись «дойными коровами», которые дают государству (от продажи нефти за рубеж) твердый доход, проедаемый всеми другими институтами и структурами. Попав в тяжелейший кризис, правительство решило повысить налоги на нефтяные компании. Но заработали средства массовой информации, давшие возможность нефтекоролям рассказать о своей важности для экономики страны и неимоверных трудностях, с которыми им приходится сталкиваться. Обработка общественного мнения была проведена очень умело и тонко, благодаря чему слушание отчета нефтяных компаний в Госдуме
получило ожидаемый нефтяниками результат.
Различают два вида лоббистских групп — плюралистское лобби и корпо- ратистское лобби. В советской политике преобладало корпоратистское лоббирование. В этом случае государство заключает с какой-то группой своего рода конвенцию (явное или неявное соглашение), получая в обмен на предоставляемые привилегии лояльность и гарантию содействия своим интересам. В развитых демократиях преобладает плюралистское лоббирование — такой тип представительства интересов, когда группы давления организуются спонтанно. Они многочисленны, конкурируют между собой и не организованы в некую иерархическую систему. В одной и той же сфере деятельности может быть несколько групп, и ни одна из них не обладает монополией на представительство интересов. Достижение целей — результат конкурентной борьбы.
Главным признаком плюрализма является конкуренция, свободное соревнование групп давления в их воздействии на государство, тогда как в корпоратизме налицо род «картельного соглашения», функциональная дифференциация и монополия определенных групп на представительство интересов. В советском обществе существовала довольно сложная и сбалансированная система управления, которая включала в себя отраслевые вертикали и региональную систему. Она контролировалась жестко выстроенной системой ЦК КПСС союзных республик и обкомов КПСС. В этой системе вопросы приоритета региональных или общегосударственных интересов или же конфликты между отраслями решались на уровне ЦК КПСС. В качестве лоббистских структур как в правительстве, так и в самом ЦК и Политбюро выступали, в частности, Комиссия по оперативным вопросам, Комиссия по объектам «группы 100», Комиссия по военно-промышленному комплексу, которые создавались решениями Совета Министров СССР и ЦК КПСС. В сформировавшуюся таким образом структуру лоббистских воздействий входили следующие составляющие (ниже иерархически упорядоченные в зависимости от их влиятельности):
♦ военно-промышленный комплекс (ВПК), объединенный в так называемую «девятку», т.е. девять основных военно-промышленных министерств;
♦ строительный комплекс, который объединял семь общесоюзных министерств, систему Госстроя СССР, а также республиканские строительные и специализированные ведомства, причем часть ведомств и министерств имели приписанные войсковые части;
Б9
♦ горно-металлургический комплекс, имевший два общесоюзных министерства и несколько самостоятельных главков;
♦ топливно-энергетический комплекс, который включал в себя четыре общесоюзных министерства, имевших и свой строительный комплекс, не входивший в общесоюзный (Миннефтегазстрой и строительные организации Минэнерго);
♦ химический комплекс, который включал три союзных министерства;
♦ аграрный комплекс, созданный путем слияния четырех союзных министерств и одного ведомства, а также союзно-республиканских министерств;
♦ машиностроительный комплекс;
♦ транспорт и связь.
Остальные министерства и ведомства, включающие в себя организации и предприятия по выпуску товаров народного потребления, медицинских препаратов и т.д., никогда не проявляли себя как лоббисты.
Лоббизм министерств заключался в постоянной борьбе за ресурсы и средства. В качестве примера можно рассмотреть капитальное строительство. Именно в нем, как в зеркале, отражается весь механизм лоббирования. Он функционировал следующим образом. В связи с ограниченностью ресурсов под планы строительства необходимо было «пробить строку в плане у генерального подрядчика». Здесь годились любые методы: уменьшение сметной стоимости объекта, выделение пусковых ниток и комплексов, завышение проектных мощностей, подмена проектной документации. Шли на любые ухищрения, самое распространенное — занижение сметной стоимости объекта. По сложившейся тогда практике она занижалась примерно на 30%, но все рекорды побило строительство КамАЗа: сметная стоимость к концу строительства увеличилась в 2 раза по сравнению с первоначальной12.
Практиковалось давление на различных уровнях: на первом уровне — в строительных министерствах и Госплане, на втором — в Совмине СССР, на последнем — в ЦК КПСС с привлечением обкомов КПСС и соответствующего отдела ЦК. Использовался такой прием, как составление приоритетных списков пусковых объектов. Возглавляли список объекты ВПК, далее шла «группа 100», за ней — список объектов первоочередной государственной важности, после этого — список мощностей, контролируемых Госпланом СССР, затем — список по планам министерств и ведомств.
Помимо отраслевого существовал и региональный лоббизм, где первые места занимали Москва и Ленинград. Значение области определялось наличием приоритетных предприятий, их удельным весом в экономике страны. Так, если Свердловская область имела всегда приоритетное значение благодаря связям с лоббистскими структурами ВПК и тяжелой промышленности, то Вологодская область в постановлениях ЦК КПСС фигурировала как отрицательный пример реализации «планов партии и правительства». Связь области с лобби определяла возможность развития жилья и объектов соцкульт-быта, уровень снабжения, бюджет области. Это было связано с тем, что не только «девятка», но и многие другие министерства имели собственную систему снабжения. Именно через них формировались планы жилищного строительства за счет средств, выделяемых предприятиям и организациям
12 Лоббизм в России: этапы большого пути. С. 58—59.
(2/з вновь вводимого жилья строилось за счет средств министерств и ведомств), а многие вопросы области решались путем включения строящегося объекта в титульный список мощностей, в первую очередь инженерных сооружений, необходимых городу или области.
В обмен министерства и ведомства требовали режима «наибольшего благоприятствования» для своих предприятий, выделения лучших земельных участков для жилищного строительства и садоводства, поддержки своих решений в ЦК КПСС. Особое положение занимали Крым, Краснодарский и Ставропольский края, так как именно в этих местах концентрировались места отдыха партийной и советской элиты. Руководители данных областей могли один раз в год прямо обращаться к власть предержащим для решения собственных вопросов в обход сложившихся правил.
В отличие от советского периода отраслевые формирования образца 1994 г. стали ставить перед собой другие задачи—в первую очередь получение дополнительных финансовых ресурсов из различных источников.
Корпоративная группа должна иметь по меньшей мере своего представителя в верхах пирамиды власти; экспортно-импортную структуру, желательно максимально монополизировавшую свой сектор сбыта продукции; собственную финансово-банковскую структуру; дружественную фракцию или политическое движение; средства массовой информации, а дополнительно: союз предпринимателей или директоров, собственный или заказной аналитический центр, информационные центры, благотворительные фонды или программы.
К настоящему времени сформировалось несколько отраслевых групп: нефтяная, газовая, металлургическая, коммерческо-предпринимательская, банковско-финансовая, «автомобильный альянс», аграрная. В стадии формирования группировки, пытающиеся возродиться после падения: «бронетанковый ВПК», «наукоемкий ВПК», строительный комплекс. В отличие от ситуации 1989 г. первое место занимает топливно-энергетический комплекс, который лидирует со значительным отрывом. Появились как самостоятельные банковский и коммерческо-торговый комплексы, которые ранее не имели формирований на высшем уровне. Практически потеряли былую власть структуры ВПК и строительства, «провалились» на местный уровень аграрный комплекс и машиностроение13.
Если в первой половине 1990-х гг. российское лобби концентрировалось в финансово-промышленной сфере, где лидировали военно-промышленный, аграрный и топливно-энергетический (а в нем нефтегазовый) комплексы, которые оказывали влияние прежде всего на правительство, то во второй половине 1990-х гг. лоббизм перекочевал в сферу избирательной кампании; реализуя стремление влиять на Госдуму и Совет Федерации через «своих депутатов». Однако и тогда, и теперь смыслом лоббирования остаются экономические цели. Основные интересы лоббистских групп концентрируются вокруг таможенных льгот, разрешений на приватизацию предприятий по специальной схеме и выделения государственных льготных кредитов и государственных инвестиций.
К мощным политическим центрам лоббирования относились (в разные периоды) КПРФ, «Выбор России», аграрная партия, «Новая региональная
Лоббизм в России: этапы большого пути. С. 3-10.
политика», ЛДПР, «Единство»; к центрам лоббирования вряд ли можно относить «Яблоко» и СПС.
Центром политического и экономического лоббирования сегодня является Госдума. За создаваемые в ее недрах комитеты и комиссии идет откровенная борьба между партиями и фракциями. Те комитеты, которые возглавляют представители наиболее влиятельных фракций, имеют возможность проводить необходимые им решения, не обращая особого внимания на их проработку и согласование с другими комитетами.
К числу влиятельных центров лоббирования относятся Комитет по экономической политике, Комитет по бюджету, Комитет по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности, Комитет по промышленности, строительству, транспорту и энергетике, Комитет по законодательству, Комитет по аграрным вопросам и др. В Государственной Думе действуют те же механизмы лоббирования, что и в бывшем Верховном Совете СССР.
В Администрации Президента и Правительстве в основном в ходу хорошо освоенный «коридорный лоббизм». Его суть заключается в первую очередь в проталкивании угодного решения и торможении (или полном отказе от принятия) неугодного. Для реализации важно иметь и поддерживать «своих» людей на ключевых постах.
Методы «коридорного лоббизма» требуют знать все тонкости функционирования аппарата, системы принятия решений, психологические особенности того или иного руководителя, степень влияния на него ближайшего окружения. Например, самый простой способ «утопить» любое решение — направить его на согласование не менее чем в пять различных министерств и ведомств, назначив головным ведомство, явно перегруженное работой или не имеющее должного веса. В исключительных случаях используются методы прямого воздействия посредством организации кампаний в средствах массовой информации.
СОЦИАЛЬНЫЕ АГРЕГАТЫ
Социальные агрегаты сочетают в себе черты реальных и номинальных групп, они представляют собой случайное скопление людей. Чаще всего в качестве примеров агрегатов фигурируют публика и толпа.
Публика.Главным выразителем социологического подхода к публике на рубеже XX в. был французский социолог Габриэль де Тард(1843—1904). Вкниге « М нение и толпа» (1901) он сравнивал два социальн ых образования — толпу и публику. В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контактом, публика представляет собой духовную общность: индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. В основе лежит сходство мнений.
По мнению Тарда, публика — продукт Нового времени. Ее истоки — в светских салонах и клубах XVIII в. Однако подлинный расцвет публики начинается с появлением газет, а позже — радио и телевидения. Технические средства информации, общедоступное среднее и высшее образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благодаря средствам массовой информации сотни миллионов
людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение.
Промышленные компании тратят огромные деньги на рекламу, обследование рынка, телевизионные кампании в поддержку того или иного кандидата на тот или иной пост. Все они адресованы публике.
Толпа.Толпой называют любое кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес. У толпы нет групповой структуры в виде системы статусов и ролей, нет единых норм и привычек поведения, нет предшествующего опыта взаимодействия. Когда интерес, собравший людей вместе, исчезает, толпа рассеивается. После окончания футбольного матча множество болельщиков покидает стадионы, после закрытия супермаркета толпа покупателей оставляет помещение. В толпе люди ведут себя не как близкие и знакомые, а как посторонние.
Рис. 52. Когда интерес, собравший людей вместе, исчезает, толпа рассеивается
Французский ученый Густав Лебон(1841— 1931) видел в толпе разрушительную силу. Группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленная общими чувствами, готова следовать за любым лидером, особенно если он обладает какими-то сверхъестественными способностями (например, Гитлер). Отличительные качества толпы — анонимность, психическое заражение, внушение и подражание. Ход мыслей в толпе направляется общим настроением и подчиняется низменным инстинктам.
Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее у него проявляется рациональный контроль, тем сильнее его восприимчивость ко всякому злу.
Другая особенность — физическое соприкосновение людей и скученность. Чрезмерная плотность вызывает вначале психологический дискомфорт, а затем физический. Типичный пример —давка.
Давкавозникает в переполненном автобусе, вагоне метро, в очереди. Она характеризуется негативным социальным взаимодействием — руганью, оскорблениями, конфликтами, драками.
Различают четыре основных типа толпы: случайную, конвенциональную, экспрессивную, активную.
Случайнымназывается такое скопление людей, где каждый преследует сиюминутные цели. Таковы очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиры в одном вагоне поезда, в самолете, автобусе, прогуливающиеся по набережной, зеваки, наблюдающие транспортное происшествие.
Конвенциальная толпасостоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью.
Участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слушатели симфонического концерта или научной лекции, футбольные болельщики соблюдают определенные нормы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У конвенциальной толпы много общего с публикой.
Театральные зрители знают, что во время спектакля нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в полемику с актерами, петь песни и т.п. Напротив, футбольным болельщикам разрешается громко кричать, разговаривать, распевать песни, вставать с места, плясать, обниматься и т.д. Таково неформальное соглашение (конвенция) о приличествующем поведении в конкретных ситуациях, ставшем обычаем. Когда в 1980-е гг. советские чиновники от спорта решили нарушить этот обычай и запретили болельщикам громко выражать свои эмоции, стадионы погрузились в траурную тишину. Футбол перестал быть праздничным зрелищем, посещаемость стадионов резко упала.
Врезка