Дж. Раби, М. Горвитц Эксперимент по межгрупповому предпочтению (1969)

Восемь испытуемых, не знакомых между собой, пригласили в лабораторию и разделили якобы по административным причинам на две груп­пы — «голубую» и «зеленую». Эксперимент им представили как «работу по развитию первого впечатления о других людях». Сначала они в ин­дивидуальном порядке тестировались, заполня­ли опросник и описывали две фотографии.

Дж. Раби, М. Горвитц Эксперимент по межгрупповому предпочтению (1969) - student2.ru

Затем экспериментатор говорил испытуемым, что, к сожалению, награда за участие в экспе­рименте состоит только из четырех транзисто­ров, которые отдадут членам одной группы в со­ответствии с экспериментальными условиями:

случайно, по решению экспериментатора или по результатам голосования всех восьми испыту­емых.

Потом одна из групп действительно получала четыре транзистора. В контрольной ситуации эк­спериментатор ничего не говорил о награде. Ис­пытуемые в индивидуальном порядке высказы­вали вкратце свое «первое» впечатление о всех участниках, используя те же шкалы, что и при описании фотографий. Их просили также опи­сать общие характеристики обеих групп. В контрольной ситуации (отсутствие награды) не было различий между описанием собственной и другой группы. В экспериментальных группах эти различия оказались весьма значительными. И те, кто получил награду, и те, кто таковую не получил, описывали членов своей группы и груп­пу в целом гораздо более благоприятно, чем членов и атмосферу другой группы. Итак, сам факт получения или неполучения на­грады является достаточным условием для сме­щения оценок в пользу собственной группы. Или, как выражаются ученые, для межгрупповой дискриминации. Дж. Раби и М. Горвитц устано­вили факт благоприятствования своей группе, несмотря на лишение награды. Источник: Агеев B.C. Межгрупповое взаимодей­ствие: социально-психологические проблемы. М., 1990. С. 19-23.

Экспрессивная толпав отличие от конвенциальной собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы.

Городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рок-фестивали, праз­дничные гуляния, народные фестивали и карнавалы (самые яркие проходят в латиноамериканских странах) дают примеры экспрессивной толпы.

Активная толпа— любой из предшествующих типов толпы, которая про­являет себя в действии.

Футбольные фанаты, устраивающие после матча погромы на городских улицах, представляют собой активную, или агрессивную, толпу. Другой при­мер: штурм Зимнего дворца в Петрограде в октябре 1917 г. Активная толпа собирается для того, чтобы принять участие в действии, а не для того, чтобы наблюдать за событиями или выражать свои чувства.

Коллектив и толпа — это два противоположных, полярных типа сообществ. Вот почему многие авторы не включают коллектив в число социальных агре­гатов, а изображают его в качестве самостоятельной социальной сущности. Разговор о нем нам нужен для прояснения природы социальных агрегатов.

Коллектив— высокоорганизованная группа, где каждый хорошо знает друг друга, где существуют разделение труда и распределение обязанностей, чет­кая дисциплина и исполнительность, есть лидер или руководитель, распо­ряжениям которого все подчиняются.

Толпа— неорганизованная стихийная сила, в ней нет руководителя, дис­циплины и подчинения, никто не согласовывает свои действия с действия­ми других. Вообще для толпы характерно поведение, а не действие, у кото­рого есть цель, обоснованный выбор, мотивация к достижению, рациональ­ность. Толпу составляют незнакомые друг с другом индивиды.

Как ведут себя эти группы в экстремальных ситуациях? Например, в слу­чае пожара в закрытом помещении толпа, давя друг друга, устремляется к выходу, а коллектив, послушный воле лидера, выстраивается по два в шеренгу и бегом преодолевает опасную зону.

Коллектив всегда больше суммы разрозненных индивидов. Он дает вы­игрыш в эффективности конечного результата. Толпа скорее отнимает не­что у индивида, нежели дает ему то, чего у него нет в сообществе.

Ажиотажный спрос — пример поведения толпы. В сентябре 1998 г. в Рос­сии, когда рубль оказался девальвирован, цены мгновенно выросли, народ стал буквально опустошать прилавки рынков и магазинов. Продавцы в от­вет на ажиотажный спрос, открывший возможность получить сверхприбыль, сразу взвинтили цены на товары. Но когда деньги у населения иссякли, тор­говый оборот снизился почти до нуля. Народ истратил деньги, продавцы по­теряли покупателей — все в проигрыше. Как бы вел себя в таком случае кол­лектив, если можно себе представить ситуацию, когда население ведет себя как единое целое? Лидер распределяет порядок посещения магазинов и рын­ков, такой же, как в обычные дни. На любую акцию продавцов, поднимаю­щих цены, следует немедленный бойкот. Против организованных усилий не устоит стихия рынка. Так вел себя европейский пролетариат, отвечая на по­пытки работодателей ущемить их экономические интересы. Беспрерывные забастовки, протесты, демонстрации — организованная воля масс. Также вели себя в России бастующие шахтеры, врачи, преподаватели, учителя, до­биваясь выплаты заработной платы в 1990-е гг.

Дж. Раби, М. Горвитц Эксперимент по межгрупповому предпочтению (1969) - student2.ru

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

Термин «социальная общность» употребляется в двух значениях, и оба можно встретить в литературе. В узком смысле социальными общнос­тями называют только территориальные группы. В этом случае под со­циальной общностью понимается совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют, об­мениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельнос­тью удовлетворяют общие потребности.

В широком смысле он выступает синонимом социальной группы, но не любой, а реальной группы. В таком случае социальные общности пред­ставляют собой такие объединения людей, которые возникают и форми­руются на основе своей культурно-исторической самобытности (наро­ды и нации], родственных связей и сходства стадий жизненного цикла (семейные, поколенческие, половозрастные), места в общественном производстве (классы] или различаются по территориально-региональ­ным и поселенческим признакам (городские и сельские общности].

ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ

Социальная общность— совокупность людей, у которых есть общее и по­стоянное местожительства, которые взаимодействуют, обмениваются услуга­ми, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности. Такая совокупность индивидов характеризуется относительной целостностью, выступает как самостоятельный субъект исторического и со­циального действия.

Кроме них социология изучает другой тип общности — ситуативно воз­никшие массовые образования, члены которых сплочены только кратковре­менными совместными действиями либо относительно непродолжительной деятельностью (массовые движения и митинги, празднества и спортивные зрелиша, аудитории слушателей и телезрителей).

Кратковременные действия могут перерасти в продолжительные и устой­чивые связи. Так возникают организованные общности. Они сплочены един­ством целенаправленной деятельности. Причем цели могутбытьтрудовыми, спортивно-досуговыми (болельщики футбольных клубов), музыкально-досу-говыми (неформальные молодежные объединения типа рокеров, металлистов,

брейкеров), социальными (альтернативные движения), политическими (партии, народные фронты).

В широком значении, как говорилось выше, социальная общность равна социальной группе, поэтому представляет собой совокупность индивидов, объединенных любым общим признаком: общим пространственным и вре­менным бытием, деятельностью, экономическими, демографическими, пси­хологическими и другими характеристиками, придерживающихся принятых ими норм и выполняющих предписанные им социальные роли на основе стандартизованных образцов взаимодействия.

В иерархии социальных общностей центральное положение занимают боль­шие социальные группы, а среди них — классы. Они различаются по месту, занимаемому в системе общественного производства, отношению к средствам производства (главный критерий социально-классовой структуры), роли в об­щественном разделении труда (здесь появляются профессиональные группы), по способу получения доходов и их размерам. К профессиональным группам относят так называемые отраслевые отряды работников промышленности и сельского хозяйства: шахтеров, водителей, инженеров и т. п. К профессиональ­но-территориальным группам следует причислить: временных, или иногород­них рабочих (в просторечии называемых лимитчиками) и постоянные кадры предприятий (имеющие прописку в данном городе); иностранных рабочих (примером могут служить вьетнамские рабочие, привлекавшиеся на москов­ские предприятия в 1980-х — начале 1990-х гг.); работников, занятых в нетра­диционных формах организации труда на Крайнем Севере (вахтовым и экс-педиционно-вахтовым методами работы).

Наряду с социальными общностями, выполняющими позитивные функ­ции, выделяют девиантные (отклоняющиеся) и делинквентные (преступ­ные), группы, выполняющие негативные функции: проститутки, наркома­ны, алкоголики, члены мафиозных и организованных банд и др. Все это до­статочно большие (иногда десятки и сотни тысяч человек) социальные группы, отличающиеся устойчивыми чертами поведения, сходными услови­ями проживания и образом жизни.

Кроме них в социальной структуре общества, или социальном составе (в данном, и только в данном, случае эти понятия эквивалентны), выделяют: социальные слои, или страты; малые социально-психологические группы.

Социальная структура представляет собой одну из трех предметных об­ластей — структура, организация, личность, которые в совокупности обра­зуют единое целое и формируют фундаментальное знание общей социологии. Социальная структура с ее многочисленными подструктурами (социопрофес-сиональной, социостатусной, социорегиональной, социоэтнической) отра­жает статику общества, его «социальный скелет», а социальная организа­ция — это общественная жизнь в развитии, которое всегда реализуется через возникновение и разрешение противоречий, столкновение интересов различ­ных групп, через борьбу исторически отживших, исчерпавших себя форм и новых, только еще нарождающихся. Таким образом, речь идет о «социаль­ной физиологии» общества, его исторической динамике.

На пересечении структуры и организации находится личность, которая рассматривается социологией в терминах социально-типических черт. Ины­ми словами, в социологии личность — не столько частица малой контактной группы, сколько типичный представитель большой социальной группы,

носитель присущих этой группе норм, традиций, ценностей, интересов и отношений.

Деловая организация создается с целью решения одной или нескольких задач, выполнение которых может принести ее участникам выгоду, которая может выражаться как в денежном эквиваленте, так и в нематериальном (например, в захвате власти). Кроме того, выгода может выражаться в рели­гиозном, образовательном, научном, дефицитном благе.

Например, монашеский орден — организация единоверцев, которая пост­роена на жестокой дисциплине, субординации подчинения и коллективном членстве, реализует одну цель — преданное служение Богу, чистоту религи­озного культа. Такие организации отдаляются от мирской жизни, не участву­ют в борьбе ни за власть, ни за деньги.

Университеты возникли как объединение студентов и профессоров ради приобщения к научным знаниям без вмешательства религиозных догмати­ков или политическов интересов. В этом смысле университеты можно упо­добить монашескому ордену.

Такие формирования мы вправе называть не только социальными орга­низациями, но и социальными общностями.

Общность — это сообщество равных друг другу людей; в ней нет выделен­ных, особо привилегированных индивидов.

Организация — это всегда иерархия и неравенство, в основе которого ле­жит подчинение нижестоящих вышестоящим.

Геометрически общность можно изобразить в виде круга, а организацию в виде пирамиды.

Дж. Раби, М. Горвитц Эксперимент по межгрупповому предпочтению (1969) - student2.ru

Рис. 53. Общность — сообщество равных друг другу людей

Социальные общности в чистом виде представлены утопическими ком­мунами, в которых нет формальной иерархии и управления, зато есть всеоб­щее равенство, самоуправление, периодическая смена и выборность руково-

дителей, демократизм отношении. Социальную организацию в чистом виде представляет бюрократия, где нет периодической сменяемости и выборнос­ти руководителей, демократических отношений и всеобщего равенства, зато есть неравенство должностных лиц, жесткая субординация и подчинение нижестоящих вышестоящим, авторитаризм в отношениях между людьми.

Если социальные общности строятся по алгоритму малых групп, где все знакомы друг с другом, то бюрократия строится по алгоритму больших групп, где ценность межличностных отношении отодвигается на второй план. Это значит, что в любой большой социальной группе отношения всегда депер­сонализированы.

Большие социальные группы — это область, где помещаются социальные статусы, а в малых группах — личные статусы.

Посредине находится промежуточный тип образования, соединяющий свойства малых и больших групп, — социальные организации. Середина континуума дает целый спектр социальных образований (рис. 54).

Дж. Раби, М. Горвитц Эксперимент по межгрупповому предпочтению (1969) - student2.ru

Рис. 54. Континуум социальных групп от малых до больших

Ассоциации(профсоюзы, творческие союзы и т.п.) — самый слабый тип в этом ряду. Механизм интеграции людей в сообщество здесь маломощный: регулярное внесение членских взносов; более или менее регулярное действие органа самоуправления (советы, съезды, комитеты и т.д.), эпизодическое проведение массовых мероприятий (собрания, съезды, конгрессы, демонст­рации, митинги, пикетирования и т.п.) Члены ассоциации не объединены общим местом жительства и местом работы.

Организации— промежуточный по силе интеграции тип социального объе­динения. Люди объединены общим местом работы, которое часто выступа­ет единственным или главным источником дохода. Регулярное выполнение производственных заданий строится на основе четкой формальной структу­ры, распределения должностных обязанностей, соблюдения дисциплины, несения ответственности и т.п. Эпизодические массовые мероприятия здесь не приветствуются, так как отвлекают отдела.

Общности— самый сильный тип интеграции людей. Они основаны на двух важнейших принципах: единство места проживания, единство места рабо­ты. Русская поземельная община, советский колхоз, средневековые и совре­менные утопические коммуны — примеры такого единства.

Ассоциации, организации и общности базируются на единстве ценност­ных ориентации, общей идеологии, верованиях, политических убеждениях и т.п. Но в каждой из них степень приверженности людей общей идеологии или верованиям различная.

Политические партии и религиозные секты — промежуточные образова­ния. Они стоят между ассоциациями и организациями. Политическая партия в подполье — ярко выраженная организация, а демократическая партия у власти — чаще всего типичный образец полуаморфной ассоциации.

Наши рекомендации