Духовная жизнь и художественная культура россии в xviii в.
Общие рекомендации
При изучении духовной жизни и художественной культуры России XVIII в. следует прежде всего учитывать, что они развивались при активном воздействии "революции сверху", которую начал Петр I и продолжили такие его преемники, как Елизавета Петровна и Екатерина II. Суть революции состояла в "модернизации" государства и общества для ликвидации опасного отставания в уровне развития от Запада, которое стало столь очевидным к началу века.
Обратите внимание на то, что важнейшим инструментом "модернизации" стало резкое усиление культурных контактов с внешним миром. Эти контакты ускорили процесс развития всех сфер отечественной культуры. Особенно усилилось развитие образования и науки.
Для понимания особенностей развития духовной жизни российского общества в XVIII в. следует учесть и то обстоятельство, что осуществляемая верховной властью "революция сверху" существенно увеличила роль государства в общественной жизни. Можно говорить об определенном "огосударствлении" духовной жизни общества. Одним из важнейших элементов этого процесса явилось подчинение государству церкви, уменьшение роли церкви в духовной жизни общества, усиление светского содержания в культурной жизни ("обмирщение" культуры).
Культурное развитие России в этом столетии носило противоречивый характер. С одной стороны, с развитием образования, книгопечатания, появлением газет и журналов, общедоступного театра идет определенный процесс демократизации культуры, так как увеличивается число людей, использующих эти новые формы культурной жизни. С другой стороны, следует отметить, что культурные новации существенным образом сказалась на образе жизни лишь представителей правящих слоев общества. Сословная политика государства в XVIII в. привела к углублению социального и культурного разрыва между высшими и низшими сословиями. Это повлияло и на всю последующую историю России.
Следует обратить внимание и на то, что общее ускорение темпов развития культуры России, обусловленное знакомством с опытом Запада, породило своеобразную "спрессованность" культурного процесса, параллельное существование нескольких стилевых направлений в художественной культуре, которые в Европе хронологически сменяли друг друга.
Уяснив основные особенности развития культурного процесса в изучаемую эпоху, студент должен познакомиться с основными достижениями в сферах науки, образования, литературы и искусства.
Этот материал легче всего освоить и запомнить, если хронологически разбить процесс развития культуры в XVIII в. на три периода, которые соответствуют основным политическим эпохам этого столетия: эпоху петровских преобразований (первая четверть века), эпоху дворцовых переворотов (вторая четверть), екатерининское время (вторая половина столетия).
Материалы для изучения
Под воздействием процессов "модернизации" и "европеизации" российского государства и общества многовековой процесс развития русской культуры в XVIII в. вступил в новую стадию. Ее характерными чертами стали активное знакомство с достижениями Западной Европы, развитие новых и модернизация традиционных форм культурной жизни, преодоление локальности и рост общенациональной значимости наиболее ценных региональных и сословных особенностей русской культуры. Лучшим представителям формирующейся интеллигенции было присуще осознание ценности самобытной русской культуры и ее единства с европейской культурой.
Знакомство с последней способствовало развитию рационализма – мировоззренческой позиции, которая преодолевала религиозный догматизм средневекового мышления и предполагала светское и разумное объяснение существующего мира и рациональную работу по его совершенствованию. Весьма сильным было влияние на передовые слои российского общества идей французских просветителей, которые утверждали новый взгляд на человеческую личность, согласно которому каждый человек должен был обладать естественными правами и выступать как творец своего счастья, а не раб, покорный предначертанной судьбе.
Развитие образования и науки, книгопечатания, появление газет, журналов, общедоступного театра неизбежно сопровождалось расширением круга производителей и потребителей культурных ценностей, что позволяет говорить об определенной демократизации культурной жизни России. Однако важно отметить, что все эти процессы происходят на фоне усиления государственного контроля духовной жизни. Власть открыто поощряет тех деятелей культуры, которые своим творчеством поддерживают и освящают ее политику. Напротив, преследуются те, кто выступает с критикой.
Петровская эпоха.Явилась важнейшим периодом, в котором были заложены все основные особенности развития духовной жизни и художественной культуры России в XVIII в.
Образование. Оформление абсолютизма с его огромным чиновничьим аппаратом, создание регулярных армии и флота, бурный рост ряда отраслей промышленности, нараставшие изменения в укладе жизни резко увеличили потребность в специалистах, которых могла подготовить только новая светская школа. Из-за отсутствия специальных учебных заведений в России по указу Петра уже в конце XVII в. дворянскую молодежь посылали для обучения "навигационным наукам, живописному искусству, механике, инженерству, артиллерии" в западно-европейские страны. Так развилась система пенсионерства.
Начало светскому образованию в России положило открытие в 1701 г. "Школы математических и навигацких наук" и Пушкарской (артиллерийской) школы в Москве. В дальнейшем начали работать еще несколько профессиональных школ: инженерная, медицинская, горные.В 1714 г. более чем в 40 провинциальных городах были открыты приближавшиеся по типу к начальной общеобразовательной школе"цифирные" школы. Царский указ предписывал "поголовно" учиться "всем дворянским и подьячим детям" и без получения свидетельства об окончании этих школ "жениться их не допускать". Однако уже в 20-е г. эти учебные заведения практически прекратили существование, так как дворянские дети были освобождены от обучения в них, дети духовенства переведены вепархиальные училища,а солдатские – вгарнизонные и солдатские. В городах сохранялись старые формы обучения(школы грамоты), в дворянских семьях преобладало домашнее обучение. Дети крепостных крестьян в школы не принимались.
Новая школа во многом сохранила черты средневекового учебного заведения: обучение было индивидуальным; возраст учеников колебался от 7 до 20 лет; учебный день составлял 8–9 часов; главным методом обучения была зубрежка, а жестокие наказания являлись обязательной составляющей обучения. Учителями в профессиональных и "цифирных" школах обычно работали иностранцы на русской службе, специалисты-практики и выпускники этих школ. Специальных учебных заведений для подготовки учителей еще не существовало.
Наука. Практические потребности Российского государства (поиски полезных ископаемых, освоение новых территорий и т. п.) порождали интерес к наукам преимущественно естественным. Частные и правительственные экспедиции исследовали новые территории, собирали минералогические, ботанические, биологические коллекции, материалы по этнографии и для составления географических карт. Например, в это время получено первое этнографическое и географическое описание Камчатки (составлено В. Атласовым в 1697–1699 гг.); напечатана первая достоверная карта Каспийского моря Ф. Саймонова и К. Вердена; состаялась первая правительственная научная экспедиция в Сибирь под руководством Д. Мессершмидта и т. п. По заданию Петра I собирались материалы по отечественной истории и были написаны первые исторические сочинения, отразившие бурные события современности ("Журнал, или Поденная записка Петра Великого с 1698 года", "Рассуждение о причинах Северной войны" П. Шафирова).
Своеобразным итогом петровских преобразований в области просвещения и науки было открытие в 1725 г. Академии наук, особенностью которой было объединение научно-исследовательских и педагогических функций (в ее системе работали университет и гимназия). Академия имела также свои библиотеку, музей, типографию, ботанический сад, физическую и химическую лаборатории. В отличие от европейских академий, существовавших на средства от издательской и другой коммерческой деятельности, Петербургская Академия наук имела твердый государственный бюджет.
Книжное дело и печать. Распространению научных знаний и образования способствовало развитие в Москве и Петербурге типографского дела. Широко издавались иллюстрированные гравюрами, схемами, чертежами учебники ("Первое учение отрокам" Ф. Прокоповича, "Арифметика" Л. Магницкого и др.), словари, различные специальные руководства. Введение нового, более простого шрифта (1710 г.) привело к разделению сферы светской и церковной книжности (где сохранялся старый шрифт) и способствовало распространению грамотности.
В конце 1702 г. начала выходить первая печатная газета "Ведомости", в которой публиковались внутренняя и иностранная хроника, сведения о военных, хозяйственных и культурных событиях. Правительство активно использовало книжное дело и печать для пропаганды проводимых реформ. В то же время, обеспокоенное появлением произведений, в которых преобразования осуждались, оно в 1721 г. учредило официальную цензуру и возложило эти функции на Синод.
Общественно-политическая мысль и публицистика. Изменения в общественном сознании, связанные с Петровскими реформами, способствовали постановке и обсуждению ряда важных вопросов, ведущее место среди которых занимала проблема абсолютизма. Наиболее полно идеология абсолютизма была разработана соратником Петра I Феофаном Прокоповичем (1681–1736), европейски образованным писателем-публицистом, церковным и общественным деятелем, в трактатах "Правда воли монаршей" и "Духовный регламент". Идеи Прокоповича явились теоретическим обобщением законодательной и практической деятельности Петра.
Царь внес свою лепту и в оформление идеологии абсолютизма. В предисловиях и комментариях к указам Петр формулировал свой идеал рационального и справедливого государства, регулируемого хорошими законами (на практике оказавшегося полицейским).
Яркими выразителями идеологии абсолютизма были государственные деятели и ученые, объединившиеся в кружке Ф. Прокоповича – "Ученой дружине Петра" (В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир, А. М. Черкасский, А. Ю. Трубецкой). Ф. С. Салтыков, еще один соратник Петра I, в своих записках ("Пропозиции", "Изъявления, прибыточные государству") обращавшийся к вопросу о путях превращения России в могущественную державу, отстаивал просветительские идеи. Высказывалось мнение о целесообразности распространения грамотности даже среди крестьян (И. Т. Посошков, В. Н. Татищев). Идеолог купечества И. Т. Посошков, считавший абсолютную монархию идеальным государственным строем, выдвинул также оригинальные экономические идеи, присущие развитому меркантилизму ("Книга о скудости и богатстве", 1724). В целом, в общественном сознании произошли значительные изменения в связи с новым пониманием человеческой личности, ценность которой определялась не знатностью и богатством, а исключительно пользой, приносимой отечеству.
Литература. В литературе первой четверти века при сохранении старых форм происходили серьезные изменения. Это время расцвета жанра "гистории" – повести. Большой популярностью пользовалась "Гистория о российском матросе Василии Кариотском", сюжет которой (похождения сына, покинувшего отчий дом) напоминает повести XVII в., но в ней отразились жизнь и идеи новой эпохи. В отличие от "блудного сына" XVII столетия, судьбу героя петровского времени определяют не провидение, а его личные качества. Победа личностного начала и чисто светские сюжеты присущи и другим повестям этого времени ("Гистория о храбром российском кавалере Александре", "Гистория о некоем шляхецком сыне") о людях нового времени. Как правило, герои "петровских повестей" – молодые и энергичные дворяне, верящие во всемогущество разума и науки, осознающие себя не только гражданами новой России, но и европейцами.
Архитектура. Принципы архитектуры петровского времени наиболее полно воплотились в строительстве новой столицы России – Петербурга. В отличие от большинства русских средневековых городов, имевших радиально-кольцевую планировку, приобретенную в процессе многовекового развития, в Петербурге воплотился идеал рационально спланированного ансамбля. Для массового строительства вводились типовые проекты зданий, размеры которых зависели от состоятельности владельца.
Первые монументальные постройки Петербурга были возведены в основном приглашенными иностранными зодчими – Д. Трезини (Петропавловский собор и Петровские ворота Петропавловской крепости; здание Двенадцати коллегий (при участии М. Г. Земцова); Летний дворец Петра в Летнем саду (совместно с А. Шлютером) и др.); Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель (Меншиковский дворец на Васильевском острове). Барочное направление в русской архитектуре начала XVIII в. связано с именами Д. Трезини, А. Шлютера (сдержанная ветвь) и М. Г. Земцова (более нарядный вариант). Барокко (итал. bаroccо – странный, причудливый) – основное стилевое направление в искусстве Европы конца XV – середины XVIII в., которому свойственны контрастность, динамичность образов, стремление к пышности и величию.
В петровское время произошли изменения и в застройке Москвы, где также возводились здания, отвечавшие новым вкусам. Появились небывалые прежде сооружения промышленного, административного, учебного назначения: Большой Каменный мост через Москву-реку; ткацкая мануфактура, Суконный двор в Кадашах; здание Арсенала в Кремле (Д. Иванов, Хр. Конрад, М. Чоглоков); Лефортовский дворец (Д. В. Аксамитов) и др.
Русской архитектуре начала XVIII в. в сравнении с предыдущим и последующим периодами были присущи простота и деловитость; обычно четкие, сдержанные объемы, членение фасадов лопатками или пилястрами, не дающими контрастных теней; декоративная скульптура, отражающая назначение здания.
Искусство. Приобщение к опыту европейской культуры в наиболее сжатые сроки произошло вживописи. В это время утверждались новые жанры и техника живописи. Ведущее место заняли картины на светские сюжеты, выполненные маслом. Обратную перспективу сменила прямая, в художественный обиход вошло изображение человеческого тела с учетом анатомии.
Светское искусство петровского времени представлено монументальной росписью (панно, плафоны), различными видами станковых произведений и миниатюрой. Наибольших успехов достигло искусство портрета во всех его разновидностях (камерный и парадный; в рост и погрудный, парный и двойной). Обращает на себя внимание большое число парадных портретов, изображающих членов царствующего дома, высших сановников.
Становление русского портрета в значительной мере связано с именем И. Н. Никитина. Уже в первых работах художник, уходя от парсунной традиции, где главное внимание уделялось передаче внешнего сходства, пытался проникнуть во внутренний мир портретируемых. Это нашло отражение в камерном портрете (портреты племянницы Петра I Прасковьи Иоанновны, 1714, царевны Натальи Алексеевны, ок. 1716). Убедительны и психологичны лучшие работы Никитина (портреты канцлера Г. И. Головкина, 20-е гг., ГТГ; "Напольный гетман", "Петр I на смертном ложе", 1725 – оба в ГРМ).
Новые явления в быту и общественной жизни. Петровские указы, не ограничиваясь сферой политики и экономики, вторгались в общественную, частную и даже интимную жизнь. Указы учили подданных правилам рационального хозяйствования, предписывали покрой одежды, определяли даже судьбу растительности на лице.
Регламентировались духовная жизнь населения (специальный указ определял размер штрафов за уклонение от посещения церкви) и досуг – вводились новые формы общения: ассамблеи, маскарады, светские праздники с фейерверками и иллюминацией. Вместе с тем получили распространение правила хорошего тона. Специально для дворян была издана книга о правилах поведения молодого человека "Юности честное зерцало" (перевод с немецкого).
Вторая четверть XVIII в.Эпоха дворцовых переворотов оказала влияние на развитие культурного процесса в России, но в целом его направление осталось неизменным.
Образование. В системепросвещения в этот период окончательно возобладала сословная школа. Центральное место заняли дворянские учебные заведения, начало которым было положено основанием Сухопутного шляхетского корпуса в Петербурге (1732). Развивавшаяся сеть духовных учебных заведений тоже постепенно теряла всесословный характер. Если в первой четверти века учреждались только профессиональные учебные заведения, то по мере удовлетворения потребностей в специалистах начала ощущаться необходимость создания общеобразовательной школы. Первым шагом к решению этой проблемы было открытие в составе Петербургской Академии наук академической гимназии.
Наука. Центромнаучной мысли с 1725 г. являлась Академия наук, первыми членами которой были иностранцы. Среди них имелось немало поистине крупных ученых (математики Л. Эйлер и Д. Бернулли, историк Г. Миллер и др.), благодаря которым воспитывались поколения русских ученых, а Петербургская академия вошла в систему общеевропейской науки. Направления естественно-научных исследований определялись главным образом потребностями промышленного развития государства.
Наиболее остро уже со второй половины XVII в. стояла проблема поиска топлива, благородных металлов и других полезных ископаемых. Это определило интерес к горному делу, минералогии, химии, физике, геологии, географии, развитие которых не могло обойтись без математики. Одним из важнейших направлений научных исследований было изучение природных условий и путей сообщения на громадной территории Российской империи. Для решения этих задач снаряжались комплексные экспедиции, велись лабораторные исследования, издавались научные статьи и монографии, печатались географические карты и т. п. Крупнейшее научное значение имели первая (1725–1730) и вторая (1733–1743) Камчатские экспедиции под командованием В. Беринга и А. И. Чирикова. Второй экспедицией собраны ценнейшие сведения в области географии (С. Г. Малыгин, Д. Я. и X. П. Лаптевы), ботаники (И. Г. Гмслин), зоологии (Г. В. Стеллер), этнографии (С. П. Крашенинников), истории (Г. Ф. Миллер). В 40-е гг. началась научная деятельность М. В. Ломоносова (1711–1765), ставшего в 1745 г. первым русским профессором, членом Академии наук.
В эти десятилетия наука развивалась и вне Академии. Блестящий пример тому – деятельность историка, географа, организатора промышленности В. Н. Татищева (1686–1750), создавшего первый обобщающий труд по отечественной истории ("История Российская" в 5 т.) и предпринявшего первую попытку составления русского энциклопедического словаря ("Лексикон российской, исторической, географической, политической и гражданской", доведен до буквы "к").
Литература. Классицизм, являвшийся в XVII–XVIII вв. общеевропейским литературным направлением, утвердился и врусской литературе второй четверти XVIII в. Классицизм (от лат. Classicus – образцовый) – стиль и направление в литературе и искусстве XVII – начала XIX в., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.
Для русского классицизма были характерны интерес к национальной тематике, связь с традициями русского фольклора. Наиболее распространенными формами русской классической литературы являлись сатиры, оды, лирические песни. Фундамент новой словесности был заложен тремя поэтами в течение одного десятилетия. В 1729 г. А. Д. Кантемир написал первую сатиру, заложив основу сатирического направления. В 1735 г. поэт В. К. Тредиаковский реформировал стихосложение. В 1739 г. М. В. Ломоносов написал оду "На взятие Хотина", опираясь на реформу Тредиаковского и совершенствуя ее. Кроме того, он реформировал литературный язык, узаконив использование живой разговорной речи ("Письмо о правилах российского стихотворства", 1739; "Риторика", 1745).
В архитектуре достижения были гораздо скромнее, чем в последующий период. Петровские пенсионеры, вернувшиеся из-за границы, были заняты теоретическими исканиями, воздействие которых скажется лишь в 60–90-е гг. – в эпоху классицизма (трактат-кодекс "Должность архитектурной экспедиции" П. М. Еропкина, И. К. Коробова, М. Г. Земцова, 1741). Практическая же их деятельность в качестве городских архитекторов продолжала линию предшествующего периода.
В живописи в 30-е гг. XVIII в. ведущее место занял учившийся в Голландии А. Матвеев. До нас дошла только станковая живопись мастера – парные портреты И. А. и А. П. Голицыных (1728), "Автопортрет с женой" (1729), демонстрирующие прекрасное владение художником приемами западноевропейской техники, остроту индивидуальной характеристики, поэтичность образов.
Труднее всего происходило становление светскойскульптуры. По существу, в течение семи веков после принятия христианства этот вид искусства на Руси почти не развивался (за исключением народной деревянной скульптуры Перми, Вологды и др.). Большую роль в становлении русской скульптуры сыграло знакомство с произведениями античных и западно-европейских мастеров. Уже на этапе становления русскую скульптуру отличает жанровое многообразие (портрет, монументальная статуя, барельеф, медальерное искусство). Требованиям нового времени соответствовали материалы и техника, использовавшиеся скульпторами, – бронзовое и восковое литье, лепнина из алебастра и терракоты, резьба по дереву, реже мрамор и белый камень.
Основоположником русской скульптуры нового времени явился Б. К. Растрелли-отец. Произведениям мастера свойственны барочные парадность и пышность (бюст А. Д. Меншикова), вместе с тем глубокое понимание индивидуальности модели, подлинная историчность (бюст Петра I в чугуне). Расцвет русской монументальной скульптуры начался со статуи Б. Растрелли "Императрица Анна Иоанновна с арапчонком" (1741), ставшей своеобразным символом эпохи. Эта динамичная композиция воплотила важнейшие принципы стиля барокко (подчеркнутая пространственность, равновесие пластических масс, светотеневые контрасты, множественность фактур). Поистине "взлетом гения" стал конный монумент Петру I (1741–1744).
В целом, послепетровский период был временем упрочения новых явлений в культуре, когда Россия осваивала и перерабатывала опыт Западной Европы во всех сферах человеческой деятельности. Это был период ученичества, подготовивший расцвет русской культуры в середине – второй половине XVIII века.
Во второй половине XVIII в. российское государство вступило в эпоху "просвещенного абсолютизма". В период правления Екатерины II просвещенные слои общества испытали сильное влияние идей европейского Просвещения.
На этом фоне заметно ускорился процесс становления общеобразовательной школы, что проявилось в создании двух гимназий при Московском университете (1755), гимназии в Казани (1758) и, особенно, в открытии после 1786 г. народных училищ по всей стране. В губернских городах училища были четырехклассные (главные), приближавшиеся по типу к средней школе, а в уездных – двухклассные (малые), где преподавались чтение, письмо, начала арифметики и священная история. Здесь впервые вводились классно-урочная система, единые учебные планы.
Основной формой обучения податного населения продолжали оставатьсяшколы грамоты. Для дворянских детей была создана сеть закрытых учебных заведений (Пажеский корпус, "Воспитательное общество благородных девиц" при Смольном монастыре, Царскосельский лицей и др.). Появились профессионально-художественные училища закрытого типа, в которые не принимали детей крепостных крестьян (Балетная школа при Московском воспитательном доме, Академия художеств и др.). К концу XVIII в. в стране было 550 учебных заведений, число учащихся достигало 60–70 тыс.
Значительные успехи были достигнуты в области высшего образования. Успешно развивался Московский университет, учрежденный еще императрицей Елизаветой Петровной (12 января 1755 г., в Татьянин день). В отличие от европейских университетов, обучение в Московском университете в XVIII в. было бесплатным, а для 30 студентов предусматривалось казенное содержание.
Утверждение системы светского образования потребовало создания принципиально новых учебников, которые разрабатывались в Академии наук и в Московском университете, например: "Первые основания металлургии", "Риторика", "Краткий российский летописец" и "Российская грамматика" М. В. Ломоносова; "Географическое и историческое описание Российской империи" X. А. Чеботарева и др.
Таким образом, в конце XVIII в. на смену узкопрофессиональной и сословной школе пришла общеобразовательная. К тому же на школу возлагались задачи воспитания, до тех пор решаемые только семьей.
Наука и техника. Развитие русской национальной науки в середине XVIII в. в значительной мере связано с деятельностью М. В. Ломоносова. Он сформулировал закон сохранения материи и движения (почти на 30 лет раньше французского химика А. Лавуазье), явился одним из создателей учения о теплоте как о молекулярном движении, впервые внедрил физические методы исследования в химии и стал основоположником физической химии, и т. д. М. В. Ломоносов положил начало разработке научной терминологии, введя в научный оборот хорошо знакомые нам понятия (атмосфера, вал, горный хребет, клин, удельный вес, чернозем и др.). Не менее разнообразной и плодотворной была деятельность ученого в области гуманитарных наук: ему принадлежит выдающаяся роль в реформе русского языка; ученый оставил многочисленные записки на общественно-политические и экономические темы и т. п.
Немало новых инженерных решений разработано русским изобретателями второй половины XVIII в. Механик-самоучка И. П. Кулибин спроектировал небывалый одноарочный мост через Неву, изобрел телеграф и код к нему, механическую сеялку, лифт и многое другое. И. И. Ползунов в 1763 г. (за 20 лет до англичанина Дж. Уатта) разработал проект универсального парового двигателя (первой в мире двухцилиндровой машины непрерывного действия). К. Д. Фролов, сын заводского мастерового, изобрел рельсовый внутризаводской путь с механической тягой, гигантскую подземную гидроустановку рудника и др.
В области гуманитарных наук наибольших успехов достигла история. К числу самых значительных принадлежат труды М. В. Ломоносова ("Древняя Российская история", где автор впервые коснулся вопроса об этногенезе славян, высоко оценив их древнюю культуру; "Краткий российский летописец", бывший в XVIII в. основным учебником отечественной истории). Попытки выработать общую концепцию отечественной истории были предприняты в сочинениях И. Н. Болтина и М. М. Щербатова.
Вопрос о характере государственной власти оставался главным в общественной мысли.Под влиянием идей Просвещения и рационализма формировалась идеология "просвещенного абсолютизма". Мысль Вольтера и других просветителей XVIII в. о государстве во главе с "философом на троне", способном преобразовать общественную жизнь на разумных началах, была воспринята представителями как консервативной мысли (А. П. Сумароков, М. М. Щербатов), так и дворянско-либеральной оппозиции (Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин и др.). А. Н. Радищев, не принявший идеологии и практики "просвещенного абсолютизма", цивилизаторскую, просветительскую функцию отводил не государству, а лучшим представителям дворянства.
Важнейшим направлением общественной мысли второй половины XVIII в. явилосьпросветительство. Русская действительность, сочетавшая самые грубые формы крепостничества и становление буржуазных отношений, а также события исторического значения в Европе (французская буржуазная революция и др.) предопределили антикрепостническую направленность просветительской идеологии в России. Гуманистический аспект крестьянского вопроса нашел широкое отражение в деятельности Н. И. Новикова крупнейшего издателя и журналиста своего времени (издавал сатирические журналы "Трутень", "Живописец", "Кошелек", "Пустомеля").
А. Н. Радищев впервые в истории русской общественной мысли не только заклеймил "чудище" самовластия, но и поставил вопрос о ликвидации крепостничества и самодержавия революционным путем. Однако Радищев опасался повторения ужасов пугачевщины, якобинского террора и отводил для подготовки революции посредством просвещения народа целое столетие.
Большинство антикрепостнических просветительских произведений не увидело света в XVIII в., а значит, почти не оказало влияния на развитие общественной мысли. Это порождало разочарование в "просвещенной монархии" и просветительском рационализме, толкало на поиски выхода в иных сферах.
Литература. Классицизм господствовал в русской литературе в течение четырех десятилетий. В отличие от западно-европейского, русский классицизм был теснее связан с просветительством, что привносило в русскую литературу демократические черты. Примером может служить творчество поэта и теоретика классицизма А. П. Сумарокова, творившего в жанрах сатирической и лирической поэзии.
В последней трети XVIII в. в литературе начал складываться новый метод – реализм(от позднелат. realis – вещественный, действительный). Это форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения, либо от Просвещения, либо с 30-х гг. XIX в. В этом направлении работали Д. И. Фонвизин (комедии "Бригадир", "Недоросль"), Г. Р. Державин (оды "Властителям и судиям", "Фелица" и др.).
В последнее десятилетие века главенствующим направлением дворянской литературы сталсентиментализм(от фр. Sentiment – чувство) – течение в европейской литературе и искусстве 2-й половины XVIII – начала XIX в., провозглашавшее культ естественного чувства, природы. Основоположником его был Н. М. Карамзин, создавший в Москве своеобразный центр новой школы. Между реализмом XVIII в. и сентиментализмом много общего – оба направления, опираясь на идеи Просвещения, утверждали веру в великую роль человека на земле, воспитывали в нем чувство достоинства.
Расцвет русского зодчества и изобразительного искусства в середине XVIII в. связан, с одной стороны, со зрелым владением принципами искусства нового времени, с другой – с обращением к древнерусской традиции с позиций нового искусства. На единой стилевой основе (барокко) складывался синтетический характер искусства – нерасторжимое единство архитектуры, скульптуры, монументальной и декоративной живописи, прикладного искусства. Специфика русского барокко 40–50-х гг. связана с использованием приемов других европейских стилей, в частности, французского классицизма XVIII в. и рококо, а также отечественной традиции. Рококо – стилистическое направление в европейском искусстве середины XVIII в. Для архитектуры характерна прихотливая, часто асимметричная отделка интерьеров, обычно включавшая завиток в виде раковины (рокайль), для изобразительного искусства – грациозная трактовка образов, декоративные эффекты.
Крупнейшим зодчим середины века был Ф.-Б. Расстрелли, самые совершенные постройки которого – Большой, или Екатерининский, дворец в Царском Селе, Зимний дворец в Петербурге, комплекс Смольного монастыря. Для его творчества характерны все особенности стиля барокко – богатство скульптурного убранства, игра светотени, красочность сочетаний интенсивно-голубого, белого цветов и позолоты, соединенные грандиозным пространственным размахом и удивительной ясностью основной композиции.
В Москве в это время сложилось свое понимание барочной формы, характеризующееся более бережным отношением к старомосковской традиции. Крупнейшим зодчим Москвы середины века был Д. В. Ухтомский, возглавивший так называемую "архитектурную команду" (Ф. Кокоринов, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков), воспитанники которой сочетали теоретическое обучение с практической работой.
В 60-е гг. на смену живописному барокко пришел классицизм. Центр Петербурга застраивали лучшие русские и иностранные зодчие – А. Ф. Кокоринов совместно с Валлен-Деламотом (Академия художеств), Д. Кваренги (Академия наук), Н. А. Львов (Почтамт), И. Е. Старов (Таврический дворец).
Во второй половине [MSOffice1] века все более самостоятельное значение приобретала скульптура. Развитие монументальной скульптуры происходило в русле классицизма, наиболее видные представители которого – М. И. Козловский (памятник А. В. Суворову в Петербурге, статуя Самсона в Петергофе и др.) и И. П. Мартос (памятник К. Минину и Д. Пожарскому в Москве). Одновременно происходило становление русского реалистического скульптурного портрета, родоначальником которого стал Ф. П. Шубин. Образы, созданные им, отличают теплота и необычайная выразительность (бюсты М. В. Ломоносова, А. М. Голицына).
Живопись. В середине XVIII в. по приглашению елизаветинского двора в России трудились иностранные художники, работавшие в стиле рококо, – итальянец П. Ротари, немец Г. X. Грост и др. Одновременно ряд русских художников, учившихся на родине и воспринявших национальные традиции, представляли самобытное художественное направление. Среди них И. Я. Вишняков, изящество и декоративность стиля картин которого (например, портреты С. Фермор, Г. Фермор, правительницы Анны Леопольдовны) свидетельствуют о свободном владении формами европейского искусства, П. Антропов, работавший в жанре камерного портрета (портреты статс-дамы А. М. Измайловой, Петра III). Несмотря на статичность композиции и некоторую плоскостность изображения, его работы удивительно жизненны. Близок Антропову крепостной художник Шереметевых И. П. Аргунов.
Академия художеств, основанная в 1757 г., определяла пути русского искусства во второй половине XVIII в. Ведущим направлением академической живописи был классицизм, основные принципы которого наиболее последовательно воплотились висторическом жанре. В немотразились античные, библейские и национально-исторические сюжеты соответственно гражданственным и патриотическим идеалам просветительства. Основоположником исторического жанра был А. П. Лосенко ("Владимир и Рогнеда", "Прощание Гектора с Андромахой"). На рубеже XVIII–XIX вв. работал выдающийся мастер исторической живописи Г. П. Угрюмов, в картинах которого проявился рост общественного интереса к отечественной истории ("Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной победы над немецкими рыцарями", "Призвание Михаила Федоровича на царство" и др.).
Наибольших успехов русские живописцы добились в жанре портрета. К самым замечательным явлениям русской культуры XVIII в. принадлежит творчество Ф. С. Рокотова, в портретах которого, по сути, впервые в русской живописи увековечены неповторимые черты его современников, глубоко передан внутренний мир, тончайшие переживания человека (портреты В. И. Майкова, А. П. Сумарокова и др.). Особой одухотворенности образов достиг художник в женских портретах (А. П. Струйской, В. Е. Новосильцевой). Уже ранние полотна Д. Г. Левицкого отличались мастерством исполнения и правдивостью характеристик (портреты архитектора А. Ф. Кокоринова, П. А. Демидова). К высшим достижениям живописи XVIII в. принадлежат его сюита из 7 портретов "Смолянки", психологичные портреты Д. Дидро, отца художника. Последний значительный портретист XVIII в. В. Л. Боровиковский лучшие лирические образы создал под влиянием сентиментализма (портреты М. И. Лопухиной, сестер Гагариных и др.).
Театр и музыка. В XVIII в. завершается переломный этап в истории русской музыки. 30-е