Культура, духовная жизнь и быт в xviii в

1701 г. — открытие Навигацкой школы.
1702 г. — открытие первого публичного театра в Москве.
1702 г. — начало издания официальной печатной газеты «Ведомости».
1708 г. — начало выпуска массовых ежегодных календарей.
17081710 гг. — введение гражданской азбуки.
1714 г. — открытие цифирных школ.
1725 г. — основание в Петербурге Академии наук.
1755 г. — основание Московского университета.
1757 г. — открытие Академии художеств.
17821786 гг. — школьная реформа (Устав народных училищ 1786 г).


Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — стиль и направление в литературе и искусстве XVII — начала XIX в., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в XVII в. во Франции. В XVIII в. классицизм был связан с Просвещением. Основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.
Кунсткамера (от нем. Kunstkammer — кабинет редкостей, музей) — в прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и других коллекций редкостей и места их хранения.
Метеорология (от греч. metéora — атмосферные явления и logos — слово, учение) — наука о земной атмосфере и происходящих в ней процессах. Основной раздел метеорологии — физика атмосферы.
Нация (от лат. natio — племя, народ) — историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей. Ряд современных ученых связывают нацию с определенным народом и включают в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры; другие рассматривают нацию как общность принадлежности к определенному государству.
Реализм — понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания.
Сентиментализм (от франц. sentiment — чувство) — течение в европейской и американской литературе и искусстве второй половины XVIII — начала XIX в. Отталкиваясь от просветительского рационализма, объявил доминантой человеческой природы не разум, а чувство и путь к идеально-нормативной личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств. Вершина сентиментализма в России — повесть «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина.
Цифирные школы (арифметические школы) — в 1714—1744 гг. в России государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян. Обучали грамоте, письму, арифметике с началами геометрии. Преобразованы в гарнизонные, архиерейские и горнозаводские школы.


Культура Нового времени формируется в России на протяжении всего XVIII в. Светский характер, демократизм, внимание к личности человека отличают культуру изучаемого периода от культуры предшествующей эпохи. В XVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку: накопление знаний дало возможность перейти к открытию законов развития природы и общества. Развитие культуры в XVIII в. во многом определялось просветительской философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя. Русская культура XVIII в. формировалась как культура зарождающейся нации. Общественная мысль стала важной идейной основой духовной культуры. Отличительными чертами были светскость, активные контакты с другими народами, развитие рационализма в общественном сознании.

Так же наблюдается резкий разрыв, который произошел с допетровской традицией, что в отличие от предыдущей традиции, культура России XVIII в. была преимущественно светской и строилась на совершенно новых образ­цах - западноевропейских. Отныне русская культура была включена в общеевропейский культурный процесс. В быту русского народа основные перемены произошли в дворянском быту в петровский период и позже.

Меняется и влияние церкви на культуру, как и вообще отношения между властью и церковью. В XVIII в. начинается новый период в истории русской церкви - синодальный, когда церковь лишается своего канонического главы - патриарха и пол­ностью подчиняется государству и лично царю, как его главе, и фактически становит­ся частью бюрократического аппарата государства. Таково отношение самого государ­ства к церкви, но таковым становится и взгляд самих церковных иерархов на свой сан и должность. Государство стремится к установлению наиболее рационального и удоб­ного для себя церковного устройства. Это выражается в частности в частичной секуля­ризации церковных имуществ, что обосновывалось «пользой государства» (церковь располагала большими земельными имениями и богатствами) и общества.

Принципы и процессы в культуре: 1) рационализм; 2) становление научного знания; 3) секуляризация культуры; 4) ориентация на западноевропейские образцы.

В XVIII в. происходит перестройка всей культуры на началах рационализма. Если ранее явле­ния природы, общественной жизни люди (речь идет о культурной элите, конечно) склонны были объяснять божественным вмешательством, божьим провидением, то теперь в основе этих феноменов люди стремятся увидеть естественно-научные, или рациональные (т. е. объяснимые разумом) принципы.

На основах рационализма строится и устройство государства. Со времен Петра I просвещенные люди стремятся устроить государственную машины на принципах рационализма - утилита­ризма, максимальной эффективности управления.

Другим общим процессом было становление в XVIII в. науки как основы всех представлений о мире. Разрозненные ранее естественно-научные сведения начинают складываться в единую систему строго обоснованных знаний.

Третьим характерным признаком культуры этого времени стала ее секуляризация. В дальнейшем она становится преимущественно светской.

Четвертым важным именно для русской культуры принципом стала ориентация на западно-европейскую культуру. Несомненно, поворот русской культуры лицом к западной шел и ранее (в XVII в.), однако, лишь начиная с эпохи Петра I русская культура включается в общеевропейский процесс.

Едва ли не важнейшим в петровскую эпоху стал вопрос об образовании и про­свещении. Для реализации своих реформ Петр нуждался в специалистах.

Изменения, произошедшие в русской культуре XVIII в.по сравнению с XVII в.

Вопросы для сравнения XVII в. Первая половина XVIII в. Вторая половина XVIII в.
Грамотность, образование Издание букварей. Открытие в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии — первого высшего образовательного учреждения светского характера. Выпуск рукописной газеты «Куранты» Создание цифирных школ. Открытие специализированных профильных школ. Выпуск печатных газет. Открытие первой публичной библиотеки Основание Московского университета (1755). Открытие первого высшего учебного заведения для женщин — Института благородных девиц при Смольном монастыре. Открытие Академии русского языка. Издание словаря русского языка. Введение буквы «ё»
Литература Сказания, сатирические повести. Первая придворная лирика — силлабическая поэзия. Появление стихов Господство классицизма. Развитие стихотворного жанра. Большое распространение сатирических произведений. Светский характер литературы Развитие сатирического жанра: Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов. Сентиментализм: Н. М. Карамзин
Архитектура Шатровый стиль. Барокко Барокко Барокко Классицизм
Живопись Начало обмирщения живописи, изображение повседневности, человеческого тела Историческая тема в живописи. Развитие портретной живописи. Гравюра. Впервые появляется крестьянская тема в живописи Зарождение жанровой живописи. Утверждение романтизма и реализма
Скульптура Расцвет русской деревянной скульптуры Распространение европейского скульптурного искусства. Светский характер скульптуры Распространение скульптурного искусства
Театр Скоморохи, медвежий цирк. «Комедийная хоромина» Открытие в Петербурге первой балетной школы Первый русский профессиональный театр
Наука В конце века — первые географические путешествия и открытия. В России узнали о гелиоцентрической системе Н. Коперника Начало русской исторической науки. Географические экспедиции и открытия. Технические новинки, изобретения Создание паровой машины, развитие всех отраслей науки

Система образования в XVII в. Существовали отдель­ные школы при монастырях - не очень высокого уровня. В Киеве существо­вала Киево-Могилянская академия, в Москве - Славяно-греко-российская академия, которые считались высшими учебными заведениями. В целом про­свещение, грамотность в России, не говоря о подготовке специалистов вы­сокого уровня различных профессий, стояли на невысоком уровне и нужда­лись в перестройке.

Изменения в системе образования в XVIII в. Петр лично подавал пример, стремления к знаниям освоив множество профессий, свободно владея несколькими европейскими языками. Петр первым начал посылать дворянских детей учиться за границу. Именно там они осваивали столь необходимые профессии - инже­неров, кораблестроителей, судоводителей и проч. Российское образование тогда не могло предоставить этой возможности.

Государственная политика в области просвещения в XVII в. (нововведения): 1. Издание печатной газеты «Ведомости» 2. Введение гражданского шрифта 3. Организация школ и специальных училищ 4. Издание словарей и учебников 5. Организация Академии наук 6. Открытие Московского университета 7. Открытие Академии художеств 8. Педагогическая реформа И. И. Бецкого 9. Школьная реформа Екатерины II

Школы в России XVII в.:

1. Специализирован­ные школы: навигацкая, артиллерийские, горные, инженерные.

2. Школы для дворян: частные пансионы, шляхетские корпуса.

3. Школы для духовенства: духовные школы и семинарии.

4. Школы для горожан: городские и мещанские училища.

5. Низшие школы: епархиальные, цифирные, гарнизонные, адмиралтейские.

6. Высшее образование и наука: Славяно-греко-латинская академия, Академия наук, Московский университет, Академия художеств, Смольный институт, Сухопутные шляхетский корпус.

Наука в России: 1. Составление «Атласа Российской империи». 2. Составлении «Марсовой книги» и «Истории Свейской войны». 3. Открытие Кунсткамеры в Петербурге. 4. Создание В. Н. Татищевым «Истории Российской». 5. «Описание земли Камчатки» И. И. Лепехина.

В России бурно развиваются наука и техника. Кунсткамера выполняла роль естественно-исторического музея, хранилища научно-технических достижений, тем самым способствуя прогрессу науки и просвещения в России. Для XVIII в. характерно значительное расширение географических знаний по сравнению с предыдущим столетием. Организовывалось множество морских экспедиций. Из­вестная экспедиция Витуса Беринга, открывшая пролив между Азией и Америкой, была снаряжено по приказу Петра I. В то же время происходит активное развитие исторической мысли, систематизация знания о российской истории.

В исторической науке – «война» норманнистов и антинорманнистов. Несмотря на то, что ныне в варягах принято видеть все же викингов, и признается норманнское происхождение княжеского рода, взгляды анти-норманнисты расширили, углубили представления современных историков о нача­лах Руси.

Общественно-политическая мысль в России

Направления Представители Взгляды
Сторонники петровских реформ И. Т. Посошков «Книга о скудости и богатстве» - вырази­тель интересов купечества и крестьянства. Необходимо развивать отечественную про­мышленность и торговлю, проводить политику протекционизма.
П. П. Шафиров «Рассуждение о причинах Свейской войны». Подвел итоги реформ Петра I.
Феофан Прокопович «Духовный регламент», «Правда воли монар­шей». Сторонник подчинения духовенства светской власти - царю. За неограниченную (абсолютную) власть монарха. За дальнейшее поведение государственных и экономических реформ.
В. Н. Татищев Необходимо развитие ремесла, мануфактур, торговли и с/х.
Критика крепостничества А. Я. Поленов, И. Г. Эйзен, Л. Кенеман, депутаты Уложенной комиссии Необходимость смягчения и ограничения кре­постного гнета. Постепенное освобождение крестьян от крепостной зависимости.
Русские просветители Н. И. Новиков Журналы «Трутень», «Живописец». Необхо­димость преображения общества через про­свещения народа - с помощью издания книг, газет, журналов, издания переводов европей­ских мыслителей. Аморальность крепостниче­ства.
А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Не­обходимость полной отмены крепостного права, передачи земли крестьянам. Осуждение самодержавной монархии.

Светские жанры литературы стали развиваться еще в XVII в., однако после петровских реформ развитие это получило большой дополнительный импульс. В XVIII в. в России активно развивается и театр. Вырастает плеяда русских драматургов, ориентировавшихся, правда, в значительной степени на европейские театральные образцы - прежде всего классицизм. В целом классицизм господствует в русской литературе второй половины столетия, и лишь в творчестве Г. Р. Державина начинается отступление от норм этого стиля.

Русская литература XVIII в. а) Классицизм (А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков, М.М. Херасков, В.И. Майков, Я.Б. Княжнин и др.); б) Сентиментализм (Н.М. Карамзин); в) Реализм (Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин).

Светская архитектура также, стала развиваться в Москов­ском государстве еще в 17 в., однако в целом каменное светское строительство не было развито. Его развитие в значительной степени связано со строительством но­вой столицы - Санкт-Петербурга. Именно там был реализован принцип регулярной планировки города, разработанный в Европе, с правильными кварталами и пересе­кающимися под прямым углом улицами и проспектами. В Москве же продолжает существовать традиция русского (нарышкинского) барокко.

Архитектурные стили XVIII в.: Нарышкинское (русское) барокко; Классицизм (А. Н. Воронихин Д. Кваренги И. Е. Старое В. И. Баженов М. Ф. Казаков); Барокко (Д. Трезини В. Растрелли К.-Б. Растрелли).

Архитекторы раннего барокко (монументальность, сочетающаяся с пышностью) - Трезини (Летний дворец Петра I, здание Двенадцати коллегий, собор Петропавлов­ской крепости). Позднее барокко - В. Растрелли (Зимний дворец, Смольный монастырь, дворцы в Петергофе и Царском Селе, Андреевская церковь в Киеве и т. д.). Развитие классицизма в архитектуре с сер. XVIII в.

Скульптура: К.-Б. Растрелли, Э.-М. Фальконе (Медный всадник), Ф.И. Шубин, М.И. Козловский.

Живопись. В. Л. Боровиковской, Д. Г. Левицкий, Ф. С. Рокотов.

Петр I активно вводил в России европейские обычаи. Как человек своей эпохи, он, очевидно, полагал, что, заставив народ измениться внешне, он изменит его и внутренне. Предписы­вая носить европейскую одежду, брить бороды, курить табак и проч., он стремился насадить европейские культурные навыки и, таким образом, пре­вратить русских в европейцев.

Введение нового календаря и праздников (Новый год) также символизировало разрыв со старой эпохой, старыми обычаями. Ассамблеи также заводились по при­меру западных собраний местного дворянства. Насколько изменилось положение женщины в обществе в первой четверти XVIII в.? Женщины также должны были участвовать в ассамблеях. Вспомните, что ранее женщина должна была сидеть дома. Никаких сословных общественных собраний не было, и уж тем более туда бы не допустили женщин, игравших подчиненную роль в обществе. Петру пришлось пре­одолевать колоссальный психологический барьер общества. Нововведения в быту не затрагивали крестьян и носили поверхностный характер, но усилили разрыв между высшими и низшими слоями общества. Особенно сильно изменилась бытовая и ду­ховная культура привилегированного сословия - дворянства. Для воспитания нового поколения молодых дворян было издано «Юности честное зерцало».

В результате реформ Петра I культурная жизнь страны кардинально изменилась -произошла настоящая культурная революция. Коренным образом изменилось отно­шение к Европе - в России перешли к прямым и масштабным заимствованиям опыта европейских государств во всех сферах (культуре, быту, технике, политике).

В XVIII в. благодаря переориентации культуры высших сословий на Запад, Рос­сия приобщается к общеевропейской культуре и становится одним из ее важных центров. В Россию приезжают талантливые иностранные художники, а вскоре появ­ляется и плеяда отечественных мастеров, мало чем уступавших заграничным.

Наши рекомендации