Российская Федерация в 90-е гг. ХХ века: политическая жизнь, государственное строительство, экономика, духовная жизнь. Геополитическое положение и внешняя политика России

Тема 9. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ.

Цели и задачи лекции: уяснить особенности становления новой российской государственности. Разобраться с программой реформ, их этапами, ходом, корректировкой курса реформ. Уяснить трудности и противоречия перехода к рыночной экономике (1992 – 1999 гг.). Выявить основные направления национальной политики в России. Охарактеризовать геополитическое положение и внешнюю политику России в 1990-е гг. Оценить деятельность Б.Н. Ельцина на посту президента РФ. Показать экономическое и общественно-политическое развитие страны в 2000 – 2012 гг. Выявить основные направления государственной политики в области экономики, социальной сферы, культуры. Показать место и роль России в глобальных процессах современности. Осветить политику и итоги президентства В.В. Путина, Д.А. Медведева.

Основные понятия: реформа, приватизация, правовое государство, макроэкономическая стабилизация, федерация, монетаризм,авторитаризм, бюрократически-авторитарный режим, гибридный режим, демократия, институционализация, клиентарное общество, методы осуществления власти, политическая система, политический режим, принцип «социального контракта», просвещенный авторитаризм, режимная система, «путинский» политический режим, «режимно-государственная» политическая система, «управляемая демократия».

ПЛАН:

9.1. Российская Федерация в 90-е гг. ХХ века: политическая жизнь, государственное строительство, экономика, духовная жизнь. Геополитическое положение и внешняя политика России.

9.2. Россия в начале ХХ1 века: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества. Укрепление международного престижа и авторитета России.

Российская Федерация в 90-е гг. ХХ века: политическая жизнь, государственное строительство, экономика, духовная жизнь. Геополитическое положение и внешняя политика России.

К осени 1990 года уже было очевидно, что после пяти с половиной лет перестройки Советский Союз вошел в новую стадию своей истории и с точки зрения внутренней политики, и в развитии отношений со всем миром. Произошла подлинная революция умов, сделавшая невозможным возврат к прежнему состоянию. Тем не менее - и это было грозной опасностью для будущего предпринятого Горбачевым и его командой эксперимента по модернизации страны - не была решена ни одна из трех вставших после 1985 года ключевых проблем:

а) проблема политического плюрализма, органической составной части всякого процесса демократизации;

б) проблема создания рыночной экономики. Основные положения принятой российским правительством программы, окрещенной "Мандат доверия на 500 дней" и предусматривавшей приватизацию государственной собственности и освобождение цен, были обнародованы в прессе. Этот "План Ельцина" был представлен как программа, альтернативная более осторожному плану Рыжкова. Как бы то ни было, эта программа оказалось мертворожденной;

в) проблема федеративного договора. В прессе был представлен первоначальный проект нового союзного договора, который предполагалось осенью представить на обсуждение полномочным делегациям республик. Тесно связанный с переходом к рыночной экономике, новый федеративный договор должен был расширить права республик, прежде всего заменив существовавшие центральные структуры и вертикальные связи прямыми отношениями горизонтального типа между республиками без посредничества центра. Но и здесь событиям было суждено опередить законодателей.

Эти проблемы господствовали в политических дебатах последнего года существования Советского Союза. Именно они послужили катализатором политического кризиса, который в декабре 1991 г. привел к распаду СССР и отставке Горбачева.

С точки зрения политического анализа год с осени 1990 до зимы 1991 г. делиться на три части:

а) период до подписания Горбачевым, представлявшим союзный центр, и руководителями девяти республик документа, известного как "Заявление 9 + 1", в котором декларировались принципы нового союзного договора. Достигнутое принципиальное согласие было важнейшим условием прекращения все более обострявшегося конфликта между Ельциным, бесспорным лидером в лагере сторонников решительного продолжения реформ, и Горбачевым, желавшим сохранить хрупкое равновесие между реформаторами и консерваторами и соблюсти интересы центра перед лицом возраставших требований со стороны республик, добивавшихся самостоятельности, суверенитета и даже полной независимости. На фоне этого противостояния, и питаемая им, между парламентами России и Союза развернулась настоящая "война законов", парализовавшая всякую конструктивную деятельность, с каждым днем усугублявшая экономический кризис, неэффективность органов управления, особенно на местах, порождавшая все более очевидный "вакуум власти";

б) период, отмеченный своего рода "перемирием", казалось установившимся в отношениях Ельцина и Горбачева, взаимно обеспокоенных падением авторитета какой бы то ни было государственной власти. Горбачев повел более тонкую игру, перестав систематически прибегать, как это проявилось во время январских событий в Вильнюсе, к использованию консервативных сил для создания противовеса Ельцину. Тем временем политическое и экономическое положение в стране настолько ухудшилось, что в августе стала возможной попытка консервативных сил осуществить государственный переворот;

в) период после провала путча, когда поражение, нанесенное лагерю консерваторов, катастрофически ускорило распад Союза, привело к упразднению прежних государственных структур, включая КГБ, приостановлению деятельности и последующему запрету КПСС.

В декабре 1991 года руководители России, Украины и Белоруссии подписали в Беловежской Пуще заявление о ликвидации СССР и создании особого межгосударственного альянса – Содружества Независимых Государств (СНГ).

Таким образом, в 1991 г. закончилась история советской государственности. Однако это не стало концом государственности российской. Напротив, она вступила в совершенно новый этап. Фактически, поражение путчистов означало неудачу консервативного варианта реформ, расчистив, одновременно, дорогу радикальной модели преобразование.

Наши рекомендации