Опорный конспект по культурологии

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

(ответы на вопросы к экзамену для иностранных студентов I курса)

Основные структурные элементы культуры (артефакты, смыслы, знания, ценности, нормы, идеалы).

В основе анализа культуры лежат артефакты.Артефакт как биологически ненаследуемый, искусственный, созданный людьми объект является элементарной структурной единицей культуры.

Артефакты (от лат. arte – искусственный и factus – сделанный) - материально оформленные, овеществленные продукты и результаты человеческой деятельности.

Любой артефакт может быть охарактеризован с точки зрения материальной формы (материал, конструктивные особенности) и духовного содержания (значение, смысл). В культуре содержание артефактов, то есть передаваемая информация, важнее их материальной формы (например, книга – материал и содержание, развалины архитектурных памятников). По артефактам определяют уровень развития культуры конкретной исторической эпохи.

Культура есть мир смыслов,которые человек вкладывает в свои творения и действия. Смыслы воплощаются в представлениях, понятиях, превращаются в самостоятельные объекты мышления, оперирование которыми приводит к образованию новых, более абстрактных смыслов. Существует три основных вида смыслов:

Знания– информация о свойствах объектов, явлений действительности;

Ценности– характеристика объектов с точки зрения их соответствия потребностям и интересам человека;

Нормы (регулятивы) правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность.Норма – общепризнанное правило или образец поведения, действия. Нормы играют важную роль в обществе, указывают, какие способы действий допустимы, «нормальны», а какие – нет. Они напрямую связаны с регулятивами, утвержденными в обществе, включающими предписания («надо»), запреты («нельзя»), разрешения и рекомендации («можно»).

Особую позицию в структуре культуры занимают идеалы.Идеал – этоэталонные образец, представление о том, каким должны быть объекты, явлении, то к чему стремятся люди, общество.

Идеалы, нормы, ценности являются критериями состояния культуры.

Культура как мир знаков. Семантика культуры.

Культура есть мир знаков.В семиотике (от греч. semeion – знак, признак) - науке о знаках и системах знаков в качестве знаковых образований рассматриваются любые природные или социальные явления, которые закрепляются с помощью смыслов и значений.

Раздел семиотики, посвященный анализу смыслового содержания знака, называется семантикой.

Знак– это предмет (явление, процесс), выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. С помощью знаков кодируется информация. Знак представляет собой единство наглядной, чувственно воспринимаемой формы и мыслимого, умопостигаемого содержания – смысла.

Смысл знака произволен. Одним и тем же знакам может быть дан совершенно разный смысл ( число «13», желтый цвет и проч.). Поэтому не всегда просто понять знак. Понять знак – это значит понять его предназначение, роль, функции.

С точки зрения культурной формы знаки можно подразделить на: естественные (гром, дым), функциональные (орудия труда)(, иконические (изображение), конвенциональные (по договоренности).

Символ в культуре.

Особое место среди конвенциональных знаков занимают символы. Символ(от греч. - знак, опознавательная система). Они не только

обозначают предмет, но и несут в себе добавочный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта. Они обычно имеют не только конвенциальный, но и иконический характер. Ф.Соссюр отмечал что символ «не до конца произволен». Например, весы – символ справедливости – содержат идею равновесия. Символ обладает двухслойным строением. Его внешний «первичный» слой – образ некоего объекта. Второй – мысленно сопрягаемая с этим объектом идея. Примеры символов: эмблемы, гербы, ордена, знамена.

Символ многозначен. Например, одежда. Она и защищает, и является «визитной карточкой» человека. Символ – не просто оболочка мысли, но и ее необходимый инструмент. Он помогает, как и другие знаки, сохранять информацию на века, образуя огромный развивающийся мир человеческой культуры и плотную символическую сеть. В качестве примера можно взять один из древнейших символов человечества – крест(с его универсальностью и многозначностью в культуре разных народов).

Человека начала третьего тысячелетия окружает уже не столько реальный, естественный мир, сколько искусственная информационно-символическая вселенная.

Язык и культура.

Культура развивается в языковой оболочке. Безусловный приоритет принадлежит естественным языкам. Естественный язык – единственная знаковая система, которая описывает себя сама.

Естественные языки – это вербальные(словесные),исторически сложившиеся знаковые системы, образующие основу - семиотический базис – всей культуры говорящих на них народов.

Язык служит людям: средством мышления и средством общения.

В процессе мышления язык выполняет четыре основные функции:

а) номинативная (от лат. nomina - имена). Слова естественного языка выступают как имена предметов мышления. Язык закрепляет за предметами названия.

б) конструктивная функция. В ходе мышления слова-имена связываются в предложения, описывающие свойства и отношения предметов.

в) аккумулятивная.В языке аккумулируются, т.е. фиксируются и сохраняются результаты мышления – различного рода знания.

г) коммуникативная. Выступая в качестве средства общения, язык выполняет коммуникативные функции. Они проявляются в речи. Язык и речь – понятия взаимосвязанные, но не тождественные. Речь – это язык в действии. Язык средство социального контакта и обмена информацией.

Умение эффективно использовать коммуникативные функции языка характеризуют культуру речи (соблюдение общепринятых языковых нормы, индивидуальный стиль речи).

Знаковые системы записи. Первой стадией истории письменности было письмо в рисунках (пиктография). На следующей стадии возникает идеографическое письмо, в котором рисунки приобретают все более упрощенный и схематический характер (иероглифы). И наконец, создается алфавитное письмо, в котором используется сравнительно небольшой набор письменных знаков, означающих не слова, а составляющие их звуки речи.

Письменность позволяет обществу транслировать информацию, количество которой намного превосходит объем памяти отдельного человека. Письменность открыла путь к тиражированию текстов – книгопечатанию, способам хранения информации – библиотекам, архивам, музеям и проч.

Искусственные языки – это языки, где значение каждого знака четко и однозначно определено и существуют строгие рамки использования каждого знака (например, язык науки: математики, химии, информатики и др.). Множество языков имеет искусство (словесные, жестово-мимические, звуко-интонационные, пластические и проч.). Свой язык у рекламы, моды и т.п.

Таким образом, явления культуры – это знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых «зашифрована» социальная информация, т.е. вложенное в них людьми содержание, значение, смысл. Знаки выступают своего рода «материальной оболочкой» человеческих мыслей и желаний.

Социальные типы культуры.

Любое общество неоднородно и состоит из разных социальных групп. Несмотря на различия, у них есть некоторые общие ценности и нормы, обусловленные общими условиями жизни.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень культуру, подразделяется на следующие типы:

Народная культура (от лат.popularis) возникла в глубокой древности и существует как историческое наследие, передающееся из поколения в поколение. Часто под этим имеют в виду культуру простых людей. Народнаякультурасоздается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Эти произведения существуют во множестве вариантов (мифы, легенды, сказания, песни, танцы, праздники, магические обряды, заговоры и т.д.). Еще одно название народной культуры – фольклор. Народная культура развивается и постоянно пополняется новообразованиями (песни, анекдоты, тосты и проч.).

Доминирующая культура – ядро социокультурной системы. Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

Субкультура (от лат sub - «под») – культура отдельных групп, социальных слоев. Социальная группа, сформировавшая субкультуру, может отличаться от представителей доминирующей культуры языком, взглядами, манерами поведения, обычаями и проч. Отличие образа жизни от общекультурных стандартов (молодежная субкультура, корпоративные субкультуры, преступный мир, религиозные секты). Она не противостоит доминирующей культуре, а добавляет к ней новые, характерные только для нее черты. Примерами субкультур смогут быть сельская культура, городская культура, молодежная культура.

Контркультура - чаще всего оппозиционная официальным представлениям, находящаяся в конфликте с господствующими ценностями. Это протестно - наступательный тип культуры, представители которой стремятся реконструировать и частично демонтировать доминирующую в обществе систему ценностей, норм, идеалов, заменив отжившие (или кажущиеся отжившими) формы качественно новыми образованиями. Примеры контркультуры: наркотическая, восточная мистика, преступный мир.

Маргинальная культура.Понятие маргинальность (лат. margo – «межа», «граница») означает неполное вхождение человека или группы людей в социокультурную систему либо неприятие или вытеснение из нее. Этот термин был впервые употреблен американским ученым Р. Парком для обозначения сложности психической адаптации мигрантов из села к городским условиям и указания на промежуточное положение личности между двумя социальными системами. Классические примеры – мигранты, представители этнических меньшинств, смешанные браки, отдельные представители творческой интеллигенции.

Гораздо чаще термином «маргинальная культура» обозначают наиболее низкий, вульгаризованный, смыкающийся с патологическими суррогатами китча тип культуры социально деградированных, деклассированных, криминализированных слоев, граничащий с антикультурой.

Антикультура. Культуру этого типа групп, лишена созидательного смысла, имеет явно асоциальный и девиантный (от позднелат. deviatio — отклонение), характер. К этому типу относят и культуру групп, характеризующихся агрессивно-волюнтаристским стилем поведения, пропагандой насилия, расовой неприязнью, ксенофобией и шовинизмом.

Элитарная культура(от фр. elite–«отборный»,«выбранный», «лучший») – высокая культура, является прерогативой избранного меньшинства и противостоит массовой культуре. Создается и потребляется привилегированной частью общества или по ее заказам профессиональными творцами. Включает изящное искусство, классическую музыку, литературу и т.д. Отличается кастовостью, замкнутостью, сложностью языка, ценностно-смысловой самодостаточностью и субъективным характером творческих решений. Часто это культура передовой, наиболее активной части всех этносоциальных групп общества, их своеобразного пассионарного авангарда. В ней выделяется совокупность эталонных и околоэталонных инноваций, классических (и близких к классическим) ценностей, постепенно осваиваемых в массовой культуре.

Массовая культура. Утвердилась в середине XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали общедоступны представителям всех социальных слоев.

Коллективная культура, состоящая из неких общих усредненных образцов деятельности, стереотипов чувствования, мышления, действия, а также общепринятых правил, вошедших в привычку норм поведения, расхожих сценариев, репертуаров общения, социальных инстинктов и реакций, бытовых установок и традиций, распространенных общественных мнений и стандартизированных вкусов.

Как правило, средства массовой информации не только позволяют очень быстро сделать любую информацию достоянием всех людей, но и формируют общие стандарты потребления, что объединяет людей, стирает различия между ними, хотя подчас и нивелирует личность. Примеры массовой культуры – популярная эстрада, цирк, скандальные телепрограммы, китчевые (экстравагантный, крикливый, псевдоискусство) подделки в искусстве. Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, не отличается изысканностью вкусов, ее связь с рынком нацелена на удовлетворение сиюминутных запросов людей. Но в силу низкой избирательности и часто интернационального характера может обладать большой аудиторией.

Культура и цивилизация.

Культура составляет базу для цивилизации. Эти понятия различны (не тождественны), одновременно тесно связаны между собой.

Слово «цивилизация» (от лат. Civilis) - гражданский, государственный.

Как правило исследователи соглашаются с тем, что цивилизация – это:

· Определенный уровень развития культуры.

· Определенный тип культурыс присущими ему характерными чертами (египетская, китайская, европейская и т.д.)

· Такое состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный в данных исторических условиях способ воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы существования человека. Такое определение цивилизации и породило выражения «жить цивилизованно», «вести себя цивилизованно» и т.д.

По О. Шпенглеру понятия «культура» и «цивилизация» идентичные. Цивилизация - это развитые культуры.

А. Тойнбисчитал, что цивилизация это полный цикл крупного социального образования «от рождения до гибели».

Н. Данилевскийпод цивилизациями понимал культурно-исторические типы.

Никто не может сказать точно, сколько цивилизаций было на земле.

Те же исследователи, которые различают понятия «культура» и «цивилизация», придерживаются мнения, цивилизация – оболочка культуры, а реальная культурная модель – сердце, двигатель цивилизации.

Интересным является вопрос: почему цивилизации надламываются, разлагаются, распадаются? Хотя это очень длительный акт. Тойнби называет в качестве такой причины «опьянение победой, почивание на лаврах меньшинства (элиты). Недовольное большинство (нетворческие силы общества) совершают творческий акт (бунт), в результате которого происходят глубокие изменения в обществе.

Метакультура*, метацивилизация* – будущие формы культуры и цивилизации. Некоторые структуры метацивилизации функционируют уже сегодня – ООН, ЮНЕСКО, Интерпол.

Буддизм (VI в. до н.э.)

· Христианство ( I в.н.э.)

· Ислам (YI в н.э.)

Религии Древней Индии.

Культура Индии во многом определялась религиями: ведической, самой древней, принесенной по всей вероятности арийцами, индуизмом – языческой религией индийского этноса, брахманизмом-регулирующим отношения кастового строя, буддизмом -- самой ранней из мировых религий. Во всех этих религиях заметны наличие общих идей и преемственность мировоззрения.

Пантеон cамой древней - ведийской религиичрезвычайно сложно устроен, а количество богов весьма велико. Основными объектами почитания были дэвы (родственное латинскому deus, т.е. бог) – сияющий. Для ведизма

характерно почитание духов предков и культ животных. Культов плодородия. Богини-матери.

Земледельческие культы, связанные с сезонным умиранием и возрождением, широко использовавшие сексуальную символику. Одно из самых

знаменитых изобретений, приписываемых древнеиндийской культуре -

шахматы и подобные им игры – первоначально включались в этот контекст.

Еще один распространенный символ – свастика.Свастика традиционно толковалась в качестве символа, связанного с Солнцем, со светом, с

благополучием, щедростью.

Индуизм. К концу начала I тыс. до н.э. на смену ведической мифологии приходит индуистская мифология.Именно в индуизме впервые появляется представление о Тримурти (триединстве)богов.

По философии индуизма Вселенная находится в циклическом

времени, она бесконечно возникает, разрушается и снова возникает. Одной из центральных идей индуизмаявляетсяучение о душе, находящейся в вечном колесе перерождений (сансаре).

Индуистская мифология развивает учения о:

n Дхармах – материальных частицах из которых состоит мир. Они поддерживают космический порядок.

n Карма – закон воздаяния понимаемый как невидимый созревающий плод предшествующих дел, действий, поступков, предполагающий последующее вознаграждение или наказание.

n Высшей цельюверующего индуиста является выход из сансары, вечного колеса перерождений, т.е. дурной бесконечности все новых и новых рождений(мокша). Достижение нирваны - освобождения от всех страданий и ограничений, свойственных сансаре.

В Индии зародилась самая древняя из мировых религий – буддизм(VI век до н.э.), ставшая оппозицией кастовому строю. Основателем буддизма был царевич Сиддхартха Гаутама из рода Шакьев. Будда (с санскр.- просветленный, осененный истиной) – пробужденный к новой жизни. Будда осуждал брахманизм за пристрастие к богатой и обеспеченной жизни, преобладание внешних форм религиозности; джайнизм за жестокую аскезу; а высказывался за срединный путь.

Основная идея буддизма– идея о том, что человек находится в постоянном колесе перерождений (сансаре). Каждое последующее перерождение зависит от той жизни, какую он вел в предыдущей жизни (карма). Высшей целью буддизма является достижение нирваны (с санскрита – угасание) – это высшее состояние духовной деятельности и энергии, которое свободно от низменных привязанностей. Таким образом, важнейшей идеей буддизма является ответственность человека за все свои деяния. Буддизм учит: человек сам создает свою судьбу, форму каждого своего нового перерождения. В этой свободе выбора, а не в обрядах и жертвах заложен путь к спасению.

Суть буддизма в четырех святых истинах:

1. Жизньесть страдание.

2. Причина страданий в желаниях – жажде жизни, наслаждениях.

3. Возможно избавление от страданий.

4. Избавиться от страданий можно следуя восьмеричным путем Будды (праведные вера, решения, слова, дела, жизнь, стремления, воспоминания, самоуглубления).

Буддизм делал всех как бы равными по рождению. Равенство – врожденное свойство людей, которое они утрачивают при жизни. Жизнь является своеобразным полем битвы, где люди возвышаются и падают, где царят законы силы, а не законы справедливости и равенства.

Учение Будды глубоко нравственно. Он учил: «Никогда в этом мире ненависть не побеждается ненавистью», «Пусть человек одолеет гнев благодушием, а зло добром» и т.д. и призывает ориентироваться на четыре нормы поведения:

- предотвращать зло,

- пресекать зло,

- способствовать возникновению добра,

- поддерживать добро.

Полный свод священных текстов, воспринимаемых как откровения Будды в изложении его учеников, носит палийское название Трипитака (на санскрите), что означает «тройная корзина».Примерно 10 тысяч страниц.

Основные направления буддизма :хинаяна, махаяна. Буддизм получил широкое распространение во всем мире.

В Х веке буддизм в Индии вытесняется национально-государственной религией – индуизмом.

Раннее Средневековье.

С падением Римской империив Европе начинается беспрерывная полоса феодальной раздробленности и феодальных войн. Европа раздирается смутой и противоречиями. Леса становятся прибежищем многочисленных группировок разбойников. Идет стихийный захват свободных земель. Постепенно в бывших провинциях Рима идет стихийное объединение в организованные сообщества – рыцарские объединения. В них баланс сил становится главным регулятивным принципом. Если силы равны, а интересы совпадают, образуются различного рода корпорации — отряды, общины, коммуны, цеха и т.д. Если силы неравны при совпадении интересов, то слабый входит в зависимость от сильного, по принципу личной зависимости (вассалитет). На смену рабовладельческому обществу приходит эпоха феодализма (от лат. feod — феод, т.е. наследственное земельное держание, получаемое вассалом от сеньора при условии, что вассал берет на себя обязанность выполнять какую-либо службу, обычно военную). Возникает институт рыцарства. Формируются Кодексы рыцарской чести. Первоначально высоко ценились доблесть, сила, храбрость, честность, справедливость, благородство, щедрость - они были важнее богатства и состояния рыцаря. Позже рыцарем мог стать тот, кто мог себе позволить приобрести лошадь, дорогостоящие доспехи и оружие. К феноменам рыцарской культуры, отразившимся на культуре Европы, можно отнести:

§ рыцарские турниры –как механизм выявления сильнейших воинов и предотвращение кровопролития через рыцарский поединок;

§ куртуазная любовь - любовь к прекрасной даме, воспетая в средневековой литературе;

§ романский стиль (от лат. romanus – римский)– характерный стиль для построек того периода. Необходимость постоянно обороняться приводит к зарождению замкового строительства (храм-крепость, замок-крепость).Романский стиль отличался суровостью, строгостью и простотой, синтезировал в себе римские и христианские художественные традиции. Для этого стиля характерны мощные оборонительные сооружения с толстыми стенами шириной 3-4 м, высокими башнями, маленькими окошками-бойницами, подъемными мостами на цепях, часто окруженные рвами, заполненными водой. Главный элемент композиции выбора, монастыря или замка была башня - донжон.Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров.

Семантика романского стиля повторялась в одежде, предметах декоративно-прикладного искусства, быта того времени. Впоследствии замки станут основой формирования средневекового города.

Позднее средневековье. Средневековая культура формировалась в условиях господства натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья, неразвитости товарно-денежных отношений. В дальнейшем социальной основой культуры все более становилась городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля. Шел процесс технического развития: применение водяных и ветряных мельниц, подъемников для строительных кранов и т.д. Машины получали все большее распространение, подготавливая возникновение «новой» Европы. На протяжении IX-XV вв. города становятся центрами ремесла, торговли, развития товарного производства и появления элементов капитализации. Начинается процесс образования государств, регулярных армий.

Характерной особенностью средневековья является сословное разделение общества (духовенство, рыцарство и народ). Существенным отличием средневекового общества являлось отсутствие личной свободы. В Средневековье каждый человек обречен был соответствовать своей роли, предписанной социальным положением. Идея порядка, иерархичности становится поистине навязчивой, «пропитывая» собой все элементы средневековой культуры. Порядок диктовал и жесткие рамки социальных отношений. Каждый четко знал свое место.

ВСредневековье возрастает роль церкви. Церковь становится центрообразующей силой в Европе, только ей удалось переступить национальные, политические, географические границы.

Средневековый человек был глубоко религиозен. Основой его мировоззрения было постоянное существование в двух плоскостях культуры. Мир для средневекового человека делился на мир горний(небесный, невидимый, вечный) и мир земной (временный, второстепенный). Плоть – ничто, дух – все. Церковь, требуя заботиться о душе провозглашала культ аскетизма. Принцип жертвы стал определяющим для Средневековья. Необходимость во всем руководствоваться религиозными догматами стала в средневековом мире «привычкой сознания. Христианство вывело народы Европы из варварского состояния, но при этом само по-варварски расправлялось со своими противниками. Оно низвергло античные идеалы мудрости и красоты, но враждебное отношение к ним вылилось в проповедь ничтожности разума человека и греховности его плоти. Богословы постоянно подчеркивали недоверие к человеческому разуму, приоритету веры над ним. Пышному расцвету иррационализма и мистики способствовал низкий уровень знаний даже среди образованных людей. Средневековый человек был склонен руководствоваться в жизни не столько логическими размышлениями, сколько догматически принятыми установками. Под строгим контролем церкви находились все сферы деятельности человека.

Средневековое искусство почти целиком было направлено на религиозно-церковные нужды. Развивалось мастерство иконописи. В живописи и скульптуре господствовали библейские сюжеты. Высокого совершенства достигла духовная музыка.

Особенно значителен был расцвет архитектуры. В архитектуре этого периода утверждается новый стиль – готический. Это стиль открытого города. Несмотря на свою величественность и монументальность, готические соборы вызывают впечатление легкости, ажурности. Парадность их подчеркивается стрельчатыми арками, разноцветными витражами, скульптурными изображениями, каменными розетками. Все в них устремлено ввысь, к Богу, в вечность. Эти же тенденции прослеживаются и в одежде, декоративно-прикладном искусстве. Выдающиеся памятники готической архитектуры: Кельнский, Реймский, Миланский, Пражский соборы.

В позднем средневековье возникают первые ростки светского мировоззрения, которые разрушили, в конечном счете, замкнутость средневековой культуры и подготовили переход к новой эпохе. Средневековое мировоззрение реализовывалось и в системе образования, которое, прежде всего, выступало как образование религиозное. Богословские знания доминировали и в светских школах и университетах. Однако к XV веку, когда в Европе насчитывалось уже 65 университетов, в них кроме богословия изучали право, медицину, искусство – а в дальнейшем естественные науки. Университеты впервые стали выдавать диплом об образовании. Выпускник университета получал санкцию на занятие определенным видом деятельности от корпоративного сообщества ученых. Университетский диплом освобождал человека от опеки церкви, мог прервать цепь сословной принадлежности. Университеты дали больший импульс распространению светского образования и науки, основанных на рациональном постижении действительности.

27. Культура эпохи Возрождения (итальянское, северное).

Эпоха возрождения или ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) –переломный период в истории западноевропейской культуры. Эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре Нового времени, от общества феодального к буржуазному.

Возрождение – это культурная революция, которая подорвала устои средневекового мировоззрения и создала духовные предпосылки нового типа общества.

Два основных идейных движения определили облик этой эпохи.

Первоевозникло на юге Европы, в Италии. Итальянское возрождение (ренессанс)было связано с возрождением интереса к античности (отсюда и само название этой эпохи) и имело светскую направленность и внесло новые веяния, прежде всего в сферу искусства.

Второе движение, возникшее несколько позже, - это Северное Возрождение,затронуло главным образом область религиии нашло свое наиболее сильное выражение в Реформации – антифеодальном, антикатолическом направлении, породившем протестантизм – новое направление христианства.

Итальянское возрождение. Реабилитируя античную классику и видя в ее художественных шедеврах образцы для подражания, Ренессанс тем самым освобождал искусство от условностей и ограничений, наложенных на него церковью. Но это лишь одна сторона Возрождения. Главное состояло в том, что обращение к античному наследию было формой, в которой совершился переход к новому идейному содержанию культуры. Основой этого содержания стал гуманизм.

Гуманизм– (лат.humanus - человечность, человеколюбие). Для него характерны стремление к наивысшим достижениям культуры и развитию нравственных человеческих способностей. Под влиянием гуманистов человеку того времени становились тесными рамки сословно-феодальных отношений, корпоративной связанности, церковно-аскетической морали, средневековых традиций. В центре внимания гуманистов – живой человек. Гуманисты восхищались духовной и телесной красотой человека, его разумом и волей, масштабами его творческих достижений. Они полагали, что достоинство человека определяется не его происхождением, богатством или властью, а прежде всего гуманистической «ученостью». Благородным человека делает не принадлежность к знатному роду, а овладение культурой, широкая светская образованность.

В эпоху Возрождения родился гигант, который был способен не только на гармоничные отношения, но и верил, что ему доступно управление всем мирозданием. Универсализм – черта, характеризующая многих великих людей того времени. Итальянское Возрождение подарило миру таких гениальных творцов художественной культуры, как Франческа Петрарка, Данте Алигьери, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль, Боттичелли, Эразм Роттердамский, Кампанелла и д. Ученых, внесших огромный вклад в развитие науки:Николая Кузанского, Леонардо Бруни, Жана Бодена, Монтеня, Томаса Мора, Николо Макиавелли. Это был этап наивысшего расцвета не только европейской, но и мировой культуры.

Искусство итальянского возрождения возвращается к сюжетам античной мифологии.

n Стремительный переход к чувственным образам (Венера, Даная).

n В литературе воспевается тема достоинства и превосходства человека. Девиз - мы сами творцы нашей жизни.

n Многие богачи становятся меценатами искусства. Возникают музеи - ставшие достоянием мировой культуры.

Результатом разрушения средневековой аскетической морали оказалось всеобщее падение нравов. Культ творческой личности предполагал ее полную свободу в смысле независимости от каких- либо норм и ценностей, что приводило не только к небывалому подъему активности, но и к небывалой распущенности. Главными мотивами поведения признаются эгоизм и инстинкт самосохранения. Тем самым высшие формы сводятся к ее низшим формам, от снижения образа самого Бога к безбожию. Далее к эпикурейству и вседозволенности. К, сожалению, великая эпоха завершилась расцветом индивидуализма, падением нравов и. всеобщим разочарованием.

Северное Возрождение.

Гуманизм создал мировоззренческие предпосылки реформационного движения. Реформация - массовое народное антифеодальное, антикатолическое движение, серьезно пошатнувшее позиции католической церкви и породившее новое направление христианства – протестантизм. Опираясь на идею «возрождение старинного христианства» протестанты создали протестантскую модель человека Обычно формальное начало Реформации связывают с событиями 31 октября 1517 года в Виттенберге, когда Мартин Лютер прибил к дверям своей церкви листок, содержащий 95 тезисов с осуждением злоупотреблений священнослужителей, продававших индульгенции(грамоты церкви об отпущении грехов).

Протестанты:

• Вводят догмат о священстве всех верующих.

• Отрицают духовенство, его роль как посредника.

• Упрощают церковь, ритуалы.

• Утверждают, что честный труд подобен молитве.

Духовные вожди Реформации – М. Лютер в Германии, Ж. Кальвин в Швейцарии – в проповедуемых ими протестантских учениях не выходили за рамки христианской религиозности и даже выступали против светских тенденций развития культуры того времени. Однако общим у них было новое представление о человеке. Если гуманисты говорили о «гармонии человека и мира», то протестантские священники учили, что «храм Господень – не церковь, а душа человека». Хотя и с разных сторон, но и те, и другие, в сущности, переносили фокус внимания с Бога на человека. Они утверждали высшую ценность человеческой личности, ее право свободно и самостоятельно определять свои жизненные судьбы.

Отражение идей Северного Возрождения получило в творчестве таких великих художников, как Альбрехт Дюрер, Иеронимус Ван Акен Босх, Питер Брейгель Старший.

Литература Северного Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Дон Кихоте» Сервантеса, «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания).

Реформация была реакцией не только на кризис католицизма, но и Возрождения.

Это отразилось на политической культуре общества. Гуманистическая идеология воплощается в социальных утопиях Кампанеллы и Томаса Мора.

Борьба между католицизмом и протестантизмом имела для судеб ренессансной культуры трагические последствия. Церковь ответила на Реформацию усилением действий инквизиции, введением жесточайшей цензуры, основанием ордена иезуитов.

Атакуемая со всех сторон культура Возрождения задохнулась в удушливой атмосфере религиозной нетерпимости.

Наследие эпохи Возрождения обусловило характер дальнейшего культурного развития Европы и сыграло немалую роль в том, чтобы Европа в последующие столетия сумела построить цивилизацию, занявшую ведущее положение в мире.

Поп- apт

Одним из сравнительно новых направлений в современном искусстве является поп-арт.Работы представляют собой сочетания различных видов искусства: живопись, скульптура и др., используются фотоснимки, коллажи и т.д.Их произведения нередко имеют три измерения или даже заполняют собою целиком выставочное помещение.

Часто поп-живописцы используют фотоснимки, коллажи, комбинации готовых предметов, необычные материалы, преувеличенные размеры предметов.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

(ответы на вопросы к экзамену для иностранных студентов I курса)

Наши рекомендации