Лексическая омонимия и смежные с ней явления
Понятие лексических омонимов. Пути появления омонимов в языке. Следствия существования омонимов в языке. Явления, смежные с лексической омонимией: омофония, омография, омоформия. Паронимия и проблема выбора слова. Стилистические возможности паронимов. Речевые ошибки, связанные с незнанием значения слова.
Контрольно-тренировочные упражнения
1. Составьте предложения, в которых различались бы слова-омонимы.
Выдержка, занять, класс, мир, нота, среда, точка, язык.
2. Укажите причины возникновения двусмысленности в данных предложениях и устраните ее.
а). Я предлагаю Вам руку и сердце, - сказал донор тяжелой больной.
б) Тяжелого больного положили на носилки
в) После повторного анализа были получены отличные данные.
г) Все участники мероприятия были распущены.
д) Студенты прослушали лекцию.
е) (диалог в религиозной семье)
- Мама, меня в церкви ударили!
-Каким образом?
ж) Эту особенность поведения модели просмотрели.
з) Он бескорыстный человек: защищал чужую диссертацию.
и) Остаться одному невозможно, а собраться необходимо – иначе трудно рассчитывать на успех.
3. Объясните, почему выделенные слова употреблены неудачно. Исправьте ошибки в словоупотреблении.
а). Ресторан «Гольфстрим» накроет банкет. (из рекламы).
б) Перспективная неизбежность перехода к новым отношениям очевидна.
в). Новое перераспределение денег связано с торговлей компонентами и технологиями, а также с предоставлением фирменных услуг.
г). Однако нельзя и неправильно относить корни предпринимательства только к середине XIX века, они намного глубже.
д) Недостаток приборов ставит под сомнение результаты экспериментов.
е) Компания РИКО обует всю страну (из рекламы).
ж) Вы как редактор можете оставить этот термин.
4. Объясните разницу в значении словосочетаний:
опасный человек – опасливый человек
освоить прочитанное – усвоить прочитанное
осудить действия – обсудить действия;
представить возможность – предоставить возможность;
демократический метод – демократичный метод;
тактичные шаги – тактические шаги;
техническое исполнение – техничное исполнение;
фактический материал – фактичный материал;
хозяйские дела – хозяйственные дела.
5. Подберите подходящие синонимы из скобок к данным паронимам:
длинный – длительный (протяженный, долговременный);
запасный – запасливый (предусмотрительный, резервный, дополнительный);
злой – злостный (недобрый, вредный, злонамеренный, свирепый);
комический – комичный (смехотворный, комедийный);
нестерпимый – нетерпимый (недопустимый, невыносимый);
оборотливый – оборотный (предприимчивый, противоположный);
опасный – опасливый (рискованный, осторожный);
понятный – понятливый (ясный, способный);
скрытый – скрытный (неоткровенный, тайный);
6. Объясните разницу в значении словосочетаний:
опасный человек – опасливый человек;
освоить прочитанное – усвоить прочитанное;
удачный – удачливый (счастливый, везучий, успешный);
фактический – фактичный (действительный, достоверный, документальный);
явный – явственный (бесспорный, нескрываемый, четкий, отчетливый).
7. Сопоставьте словосочетания с данными паронимами.
архаический – архаичный;
будний – будничный;
воспитательный – воспитательский;
выборный – выборочный;
гармонический – гармоничный;
демократический – демократичный;
дипломатический – дипломатичный;
длинный – длительный;
добровольный – добровольческий;
драматичный – драматический;
запасный – запасливый;
злой – злостный;
исполнительный – исполнительский;
исторический – историчный;
командированный – командировочный;
критический – критичный;
методический – методичный;
ненавистнический – ненавистный;
нестерпимый – нетерпимый;
обеднеть – обеднить;
опасный – опасливый;
описка – отписка;
освоить – усвоить;
органический – органичный;
осуждение – обсуждение;
ответный – ответственный;
отчетный – отчетливый;
политический – политичный;
понятливый – понятный;
представительский – представительный;
представление – предоставление;
приметливый – приметный;
реалистический – реалистичный;
скрытый – скрытный;
тактичный – тактический;
технический – техничный;
удачливый – удачный;
хозяйский – хозяйственный.
8. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним.
1.Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер. 2. Работая в системе профсоюзов, он занимал (выборочный, выборный) должности. 3. Он дал нам настолько (дипломатичный, дипломатический) ответ, что мы даже не рассердились на него. 4. В нашем клубе часто бывают (драматический, драматичный) постановки. 5. Он дал мне (дружественный, дружеский) совет. 6. У (запасный, запасливый) человека всегда есть нужный инструмент. 7. Осторожно, во дворе (злостный, злой) собака. 8. Его (исполнительный, исполнительский) талант был высоко оценен критикой. 9. (Критичный, критический) анализ этого исследования был не очень (критичный, критический). 10. Мы не поняли, почему он так поступил, и не считаем его действия (логичный, логический). 11. Он привык работать без надрыва (методически, методично), четко выполняя все (методический, методичный) рекомендации. 12. К моему пребыванию в этом учреждении относятся (нестерпимо, нетерпимо), это уже стало для меня (нетерпимый, нестерпимый).
9. Выберите нужное слово из данных в скобках.
1.Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство должно помочь, развивая строительство домов государственного жилищного фонда для бесплатного (представления, предоставления) квартир нуждающимся. 2. Верховенство права и закона – общий и (главный, заглавный) принцип правового государства, 3. Все, что касается трудностей нового дела в многоукладном сельском хозяйстве, (отписано, описано) в современных публикациях. 4. Заключительный этап анализа – определение (оборотливости, оборотности) и эффективности операций. 5. Анализ финансового положения объединения по экспортным операциям проводится на основании данных бухгалтерской (отчетливости, отчетности) по экспорту. 6. Отсутствие научно (основанных, обоснованных) механизмов прогнозирования, оценки рынка труда привело к известному дисбалансу в этой сфере.
10. Следующие словоформы и предложно-падежные сочетания запишите в два столбика в соответствии с тем, с каким из глаголов (одеть или надеть) они образуют словосочетания:
очки, пальто, кольцо на палец, наконечник на карандаш, поля снегом, знаки отличия, как игрушку, стильно, ребенка, на ребенка.
11.Определите стилистические функции паронимов и созвучных неродственных слов в отрывках из художественных и публицистических произведений.
1. В журнале под рубрикой «Гипотезы и разыскания» была напечатана пространная и престранная статья о рукописях «Русалки» («ЛГ»}. 2. В облике пианиста Г. Г. Нейгауза открывается ему (поэту) неожиданное сравнение ... он кажется ему коньком-горбунком ... Все это результаты субъективного видения, - субъективного, но не субъективистского: ведь неожиданное открытие вспыхивает внезапно, но оно ... может быть «аргументировано» (А. Д.). 3. Не всегда родители понимают, что забота о детях -это долг, а не одолжение, за которое дети им, родителям, как будто чем-то обязаны («ЛГ»). 4. Из смиренья не пишутся стихотворенья, и нельзя их писать ни на чье усмотренье. Говорят, что их можно писать из презренья. Нет! Диктует их только прозренье (Март.). 5. Дайте чуточку отдышаться! Невозможно! Я перенабит приносившими столько счастья, наносившими столько обид (Евт.).
12. Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.
Добрый -добротный, дружеский -дружественный, дефектный -дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный; блудить -блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать- апробировать, укрывать— скрывать, осудить- обсудить; новшество - новинка, урожай - урожайность, существо - сущность.
13. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова.
1. Изменения, прошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы. 2. Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. 3. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительской деятельности заметны и поныне. 4. Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на длительные расстояния. 5. Мастер цеха высказал, что обувь его комбината пользуется большим спросом у покупателей. 6. Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью. 7. Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись. 8. Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра. 9. В кормушке за окном кухни пиршествовали воробьи. 10. Нас встречали с подкупающей теплотой, как самых дорогих гостей. 11. Он читал протоколы с чувством, с каким писатель перечитывает свое удачливое произведение. 12. При решении этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.
14. Укажите лексические ошибки, возникшие в результате смешения 1аронимов, парономазию. Отметьте случаи нарушения лексической сочетаемости, иска-гения смысла, абсурдность и комизм высказывания. Исправьте предложения.
1. В новом учебнике десятичные дроби не потерпели существенных изменений. 2. Насекомые обладают хорошо развитым обаянием. 3. Ребята близко к сердцу воспринимают недостойное поведение родителей. 4. Участники собрания строго обсудили тех, кто забывает о своем долге. 5. Служба первое время поддавалась нелегко. 6. Он понял, что стал косным виновником гибели товарища. 7. Перед нами целая галантерея образов (Из сочинений абитуриентов). 8. Чтобы покончить с войнами, каждый должен найти себе друга из другого контингента. 9. Реальные люди, события силой писательского таланта превращаются в художественные прообразы. 10. На собрании станичников царствовала полная разноголосица. 11. Клещ тешит себя надеждой, что выкарабкается отсюда и вернется в общество его полным членом. (Из сочинений), 12. Если мой друг не принесет мне завтра книгу, я сниму с него скальпель! (Из устн. речи)
15. Укажите лексические ошибки и стилистические недочеты; исправьте их.
1. Вследствие неблагоприятных погодных условий и понесенного в связи с этим ущерба урожайность в этом году уменьшилась. 2. Утверждая документацию, директор совхоза ставит на ней свою роспись. 3. Третий товарный сорт яблок охватывает всю пригодную для использования (в основном для переработки) продукцию, но не подлежащую перевозке на длительные расстояния. 4. Институт получает вещества, определяющие игривость шампанского. 5. Петр Васильевич высказал, что обувь комбината пользуется большим спросом. 6. Комиссия установила, что вследствие конструктивных и производственных дефектов плит перекрытия нередки случаи промерзания стен и потолков. 7. Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра. 8. Первый выпуск ежегодника был встречен с большой заинтересованностью. 9. Произведение-та же жилищная площадь, ее перенаселять очень опасно. 10. В диктант по теме «Изобразительное искусство» включены слова: фреска, мозаика, вираж. 11. Потребовались экскурсии в математику, геометрию, тригонометрию. 12. Как расширился круг познаний студентов!
16. Дайте оценку языку и стилю приведенного отрывка из рукописи рассказа молодого автора. Назовите речевые ошибки и предложите варианты стилистической правки отдельных фраз.
Ночью после многих часов рыдание дождя стало затихать. Почти всю ночь я слушала в полусне, как холодная монотонность дождя колотила в оконное стекло моей комнаты. Раздирающий душу вой ветра ежеминутно хлестал где-то высоко в воздухе, и певуче волновалась вода, передвигая свои быстрые ладони по стеклу. Потом опять глухо замирали отголоски снаружи.
Моя душа, скорбно сознающая в себе весь мир, была здесь между простынями как между людьми. Рассвет, равно как счастье, опаздывал. Это время ожидания, казалось, затягивалось до бесконечности.
Пусть рассвет и счастье никогда не придут! Я была бы избавлена от разочарования.
И опять я услышала отголоски извне: отзвуки шума запоздалой автомашины, проезжающей возле моего дома. Ее шум нарастал из глубины улицы, взорвался с грохотом под моим окном и исчез на другом конце, потонул в конце сна, который не приходил. Время от времени где-то хлопали парадные двери. Иногда был слышен бултых шагов по тротуару. Иногда это было много шагов.
Они разносились громким эхом и обрушивались на неподвижность моего ожидания.
Почтам возвращалась тишина, а дождь все шел по-прежнему. Когда я открывала глаза из мнимого сна, но слабо видным'во мраке комнаты стенам плавали отрывки мечтаний о будущем, расплесканный свет, четные огоньки и какие-то куски небытия, которые двигались то вверх, то вниз.
Мебель была теперь больше, чем днем и казалась абсурдными пятнами мрака. Дверь как будто переменила свой цвет, а окна я вообще не могла различить, я его только слышала. Дождь опять забарабанил сильнее.