Полисемия и Омонимия. Паронимы.

Слово как единица языка.

Полисемия и Омонимия. Паронимы.

Теоретическая часть:

1. Слово как единица языка, его основные признаки: номинативность, идеоматичность, материальность, воспроизводимость.

2. Омонимы и их типы. Словари омонимов русского языка. Отличия полисемии от омонимии.

3. Паронимия и парономазия. Паронимы, их типы и функции.

Литература:

Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1989

Реформатский А.А. Введение в языкознание. - М., 1999 (любое издание)

Сусов И. П. Введение в языкознание. – М., 2007. – глава 6.

Алефиренко Н. Ф. Теория языка: Вводный курс. – М., 2007. – С. 191-204.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1981 (соответств. раздел)

Практическая часть:

  1. Сделайте фонетическую транскрипцию, укажите фонетические процессы, укажите 2-3 многозначных слова в данном фрагменте (докажите это с помощью толковых словарей). Какие принципы орфографии соблюдаются в подчеркнутых словах. Есть ли в этом тексте слова, в которых не соблюдается слоговой принцип русской графики? (обоснуйте свое мнение)

В громадном простенке стоял большой стол с маленьким зеленоватым самоваром. За диваном, у печки, стоял простого деревакомод с рассохшимися ящиками. По другой стене тянулась длинная кровать с коротенькой периной и кожаными подушками, напоминавшая детей, выросших из своего платья.

2. Установите тип омонима: такса, хаос, гранат, стекло, ласка, рок-рог, банка, овсянка, атлас, брак.

3. Определите различия в значении паронимов (воспользуйтесь словарями паронимов и толковым словарем), проиллюстрируйте это примерами разных словосочетаний с данными парами слов: дружный – дружественный – дружеский, главный – заглавный, факт – фактор, единичный – единственный – единый, особый – особенный, задача – задание, одеть – надеть, высокий – высотный, тема – тематика.

4. Установите, многозначны ли слова. Укажите, используя толковые словари, их лексическое значение (охарактеризуйте типы ЛЗ). Подберите к ним синонимы, антонимы (если возможно). Составьте со словами словосочетания (или предложения), учитывая разные значения.

Жизнь, свежий, идти.

Введение в языкознание, 1 курс

Практическое занятие № 6

ГРАФИКА и ОРФОГРАФИЯ

Теоретическая часть:

1. Графика, типы графических знаков (приведите примеры), слоговой принцип русской графики.

2. Орфография, ее основные принципы (с примерами). Понятие об орфограмме. Орфографические словари.

Литература

1. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997. – С. 102, 303-305.

2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., (словарные статьи «Графика», «Орфография».

3. Соответствующие разделы учебных пособий «Введение в языкознание»

4. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В.В. Лопатина. – М., 2006. – С. 11-16 (Введение)

Практическая часть:

1. Как обозначена мягкость согласных фонем в следующих словах: мир, листик, жизнь, вьюн, ширь, крыльцо, винтик?

2. Подчеркните одной чертой те написания, где реализован слоговой принцип русской графики, двумя – отступления от него: сад, сяду, сядь, лук, люк, чаща, Юля, чужие, нажива, белая, бульон, цирк, чудо.

3. Определите, какие принципы орфографии служат для написания слов: отъезд, сделать, ледок, честный, разлив, роспись, жир, цирк, собака.

Введение в языкознание, 1 курс

Практическое занятие № 5

Язык и письмо

Теоретическая часть:

1. Что такое письмо? Причины его возникновения. Роль в развитии культуры. Что такое «предметное письмо»? Почему его считают предысторией письма?

2. Основные этапы развития письма и его типы (пиктография, идеографическое письмо и т.д.). В чем состоят главные различия фонографического и идеографического письма? В чем сущность слогового письма и буквенно-звукового (фонематического)? Кратко охарактеризуйте происхождение славянского письма (финикийское – греческое – славянское – совр. русское).

3. Алфавит, его значение. Наиболее распространенные в мире алфавиты. Русский алфавит.

Литература:

1. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997. – С. 25-26, 339-344.

2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., С.29, 375-378 (словарные статьи «Алфавит», «Письмо».

3. Соответствующие разделы учебных пособий

Дополнительная литература:

· Копелиович А.Б. Правило йотированной буквы при морфемном анализе // Русский язык в школе. – 2000. - №5. – С.28-32.

· Истрин В.А. Развитие письма. – М., 1961. – С. 10-22, 300-307.

Практическая часть

1. Определите типы графических знаков: ☺, ☼, 5, Н2О, №, (), ПГУ, г., я, ю, ?!

2. Распределите буквы по 3 группам: 1) обозначающие 2 звука; 2) обозначающие 1 звук, 3) не обозначающие звука: филин, цинга, объем, данный, южные, вьюн.

3. Каким звукам соответствуют буквы е, ё, ю, я в словах: пел, ель, еловые, полет, польет, пью, синюю, люди, пять, яма, язык, языки, пятерка? Слова запишите в транскрипции. Сделайте фонетический разбор слов южные, пятерка.

4. Выделите случаи, в которых йотированные буквы (е, ё, ю, я) обозначают 2 звука, относящиеся к разным морфемам: в боях, к сараям, пение, урожаю, собрание, бьем.

Практическое занятие № 4

Литература

См. соответствующие разделы учебных пособий, указанных в предыдущих заданиях.

Введение в языкознание, 1 курс

Практическое занятие № 3

Практическая часть

1. Охарактеризуйте процессы в области гласных в следующем ряду слов: тот – тётка – тётя.

2. Объясните, как появились в просторечии следующие слова: трахтор, карахтер, конпот, увернимаг.Какое фонетическое явление лежит в основе такого произношения?

3. Сделайте фонетическую транскрипцию текстового фрагмента. Укажите и опишите все фонетические процессы в данном фрагменте. Сделайте фонетический анализ всех звуков в подчеркнутых словах, охарактеризуйте каждый слог в подчеркнутых словах.

Жил в соседнем помещичьем лесу сторожем Михайло Песков, крупный телом старик из нашего села. Был он человек строгой жизни, неподкупный, воровства и порубок не допускал. Но когда мужики законным порядком пилили бурелом и рушняк или рубили строевой лес на избы, Михайло не мешал увезти лишний воз дров малоимущему мужику и совал ему корец меду из собственной пасеки. (Ф. Гладков)

Литература

См. соответствующие разделы учебных пособий

Введение в языкознание, 1 курс

Практическое задание № 2

Литература

Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М., 1999. – С. 157 – 171, 181-190, 196-203.

Камчатнов, А.М. Введение в языкознание /А.М. Камчатнов, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2009. – С. 5-10.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1987. – С. 109-124

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1981 (соответств. раздел)

Маслов, Ю.С. Введение в языкознание: учебник для вузов по специальности "Филология"/ Ю. С. Маслов. – М., СПб: Академия: Филологический факультет СПбГУ, 2006. – С.33-43

Сусов, И. П. Введение в языкознание / И. П. Сусов. – М.: АСТ: Восток–Запад, 2007. – С.221-240.

Любые другие учебники (соответствующие параграфы)

Введение в языкознание, 1 курс

Практическое занятие № 1

Слово как единица языка.

Полисемия и Омонимия. Паронимы.

Теоретическая часть:

1. Слово как единица языка, его основные признаки: номинативность, идеоматичность, материальность, воспроизводимость.

2. Омонимы и их типы. Словари омонимов русского языка. Отличия полисемии от омонимии.

3. Паронимия и парономазия. Паронимы, их типы и функции.

Литература:

Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1989

Реформатский А.А. Введение в языкознание. - М., 1999 (любое издание)

Сусов И. П. Введение в языкознание. – М., 2007. – глава 6.

Алефиренко Н. Ф. Теория языка: Вводный курс. – М., 2007. – С. 191-204.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1981 (соответств. раздел)

Практическая часть:

  1. Сделайте фонетическую транскрипцию, укажите фонетические процессы, укажите 2-3 многозначных слова в данном фрагменте (докажите это с помощью толковых словарей). Какие принципы орфографии соблюдаются в подчеркнутых словах. Есть ли в этом тексте слова, в которых не соблюдается слоговой принцип русской графики? (обоснуйте свое мнение)

В громадном простенке стоял большой стол с маленьким зеленоватым самоваром. За диваном, у печки, стоял простого деревакомод с рассохшимися ящиками. По другой стене тянулась длинная кровать с коротенькой периной и кожаными подушками, напоминавшая детей, выросших из своего платья.

2. Установите тип омонима: такса, хаос, гранат, стекло, ласка, рок-рог, банка, овсянка, атлас, брак.

3. Определите различия в значении паронимов (воспользуйтесь словарями паронимов и толковым словарем), проиллюстрируйте это примерами разных словосочетаний с данными парами слов: дружный – дружественный – дружеский, главный – заглавный, факт – фактор, единичный – единственный – единый, особый – особенный, задача – задание, одеть – надеть, высокий – высотный, тема – тематика.

4. Установите, многозначны ли слова. Укажите, используя толковые словари, их лексическое значение (охарактеризуйте типы ЛЗ). Подберите к ним синонимы, антонимы (если возможно). Составьте со словами словосочетания (или предложения), учитывая разные значения.

Жизнь, свежий, идти.

Введение в языкознание, 1 курс

Практическое занятие № 6

ГРАФИКА и ОРФОГРАФИЯ

Теоретическая часть:

1. Графика, типы графических знаков (приведите примеры), слоговой принцип русской графики.

2. Орфография, ее основные принципы (с примерами). Понятие об орфограмме. Орфографические словари.

Литература

1. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997. – С. 102, 303-305.

2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., (словарные статьи «Графика», «Орфография».

3. Соответствующие разделы учебных пособий «Введение в языкознание»

4. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В.В. Лопатина. – М., 2006. – С. 11-16 (Введение)

Практическая часть:

1. Как обозначена мягкость согласных фонем в следующих словах: мир, листик, жизнь, вьюн, ширь, крыльцо, винтик?

2. Подчеркните одной чертой те написания, где реализован слоговой принцип русской графики, двумя – отступления от него: сад, сяду, сядь, лук, люк, чаща, Юля, чужие, нажива, белая, бульон, цирк, чудо.

3. Определите, какие принципы орфографии служат для написания слов: отъезд, сделать, ледок, честный, разлив, роспись, жир, цирк, собака.

Введение в языкознание, 1 курс

Практическое занятие № 5

Язык и письмо

Теоретическая часть:

1. Что такое письмо? Причины его возникновения. Роль в развитии культуры. Что такое «предметное письмо»? Почему его считают предысторией письма?

2. Основные этапы развития письма и его типы (пиктография, идеографическое письмо и т.д.). В чем состоят главные различия фонографического и идеографического письма? В чем сущность слогового письма и буквенно-звукового (фонематического)? Кратко охарактеризуйте происхождение славянского письма (финикийское – греческое – славянское – совр. русское).

3. Алфавит, его значение. Наиболее распространенные в мире алфавиты. Русский алфавит.

Литература:

1. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997. – С. 25-26, 339-344.

2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., С.29, 375-378 (словарные статьи «Алфавит», «Письмо».

3. Соответствующие разделы учебных пособий

Дополнительная литература:

· Копелиович А.Б. Правило йотированной буквы при морфемном анализе // Русский язык в школе. – 2000. - №5. – С.28-32.

· Истрин В.А. Развитие письма. – М., 1961. – С. 10-22, 300-307.

Практическая часть

1. Определите типы графических знаков: ☺, ☼, 5, Н2О, №, (), ПГУ, г., я, ю, ?!

2. Распределите буквы по 3 группам: 1) обозначающие 2 звука; 2) обозначающие 1 звук, 3) не обозначающие звука: филин, цинга, объем, данный, южные, вьюн.

3. Каким звукам соответствуют буквы е, ё, ю, я в словах: пел, ель, еловые, полет, польет, пью, синюю, люди, пять, яма, язык, языки, пятерка? Слова запишите в транскрипции. Сделайте фонетический разбор слов южные, пятерка.

4. Выделите случаи, в которых йотированные буквы (е, ё, ю, я) обозначают 2 звука, относящиеся к разным морфемам: в боях, к сараям, пение, урожаю, собрание, бьем.

Практическое занятие № 4

Наши рекомендации