Тема 2. Средства, формы и методы социально-культурных технологий
Тема 2. Средства, формы и методы социально-культурных технологий
Средства социально-культурных технологий как инструмент достижения воспитательных, социально-значимых целей. Средства СКТ как источник информации, инструмент освоения материала. Характеристика основных средств социально-культурной деятельности: живое слово, печать, кино, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и литература, художественная самодеятельность.
Форма как внешняя сторона содержания, как структурное оформление различных документов СКД (планы, отчеты, сметы, aфиши и т.п.), как способ организации социокультурной деятельности людей с целью донесения до них определенного содержания. Многообразие форм СКД. Характеристика форм по охвату населения: массовые, групповые, индивидуальные; по способам воздействия: театрализованные, игровые, иллюстративные; в зависимости от содержания и видов деятельности: рекреационные, информационные, самодеятельного творчества, реабилитационные, спортивно-оздоровительные и т.п. Комплексные формы.
Метод как сумма приемов, используемых в деятельности социокультурного учреждения. Понятие «методика». Ведущие методы, используемые в социально-культурных технологиях: иллюстративные, театрализованные, игровые; педагогические методы: убеждение, поощрение, порицание, соревнование, вовлечение в деятельность, практические задания, поручение, педагогическое требование. Методы формирования общественного сознания: убеждение, внушение, пример.
Тема 3. Классификация социально-культурных технологий
Многообразие социокультурных технологий. Обусловленность СКТ формированием и освоением социокультурного пространства. Классификация социально-культурных технологий как система распределения их по определенным признакам и общим закономерностям.
Тема 4. Субъекты влияния социально-культурных технологий
Понятие «субъект социально-культурных технологий» и его многозначимость. Субъект-объектные отношения в системе традиционных СКТ. Основа современных СКТ - субъект-субъектные отношения. Личность как субъект и объект социально-культурных технологий. Семья как традиционный социальный институт; основные группы общественности, социальные общности и творческие объединения; субъекты социального партнёрства. Социально-культурные институты как субъекты социально-культурной деятельности. Классификация социокультурных институтов в зависимости от выполняемых ими социальных функций
Тема 5. Сферы реализации социально-культурных технологий
Сфера как пространство распространения социально-культурных технологий. Сфера досуга и досуговой деятельности. Понятие о досуге и его функциях: рекреационной, компенсаторской, удовлетворения гедонистических потребностей личности, включения личности в культурологический процесс. Сфера народной художественной культуры и творчества. Сфера образования. Сфера социальной защиты и реабилитации. Сфера профессионального искусства. Виды, типы, жанры профессионального искусства. Цели и задачи профессионального искусства.
Тема 6. Мастерство технолога социально-культурной деятельности
Мастерство как высокопрофессиональное умение эффективно использовать средства и возможности социально-культурной деятельности для создания содержательных и впечатляющих проектов, программ социально-культурной деятельности. Мастерство как владение профессией, трудовой навык, ремесло, как большое умение, искусство в области социально-культурных технологий. Педагогическая и социальная направленность профессии социального технолога. Основные факторы, влияющие на формирование мастерства специалиста в области СКД. Организационно-педагогические, социально-психологические факторы, психолого-педагогические, Субъективные факторы. Значение творческой компоненты в профессиональной деятельности социокультурного технолога. Профессиональное сознание и самосознание специалиста.
Раздел II. Основные компоненты социально-культурных технологий
Раздел III. Особенности проектирования и реализации социокультурных технологий различного типа
Тема 16. Игровые технологии
Игра как форма активной деятельности. Социальное происхождение, содержание и сущность игры. Функции игры. Классификация игр. Игровые проекты. Виды и типы игровых проектов. Структурные элементы игры. Финансово-экономические основы игровых технологий.
Тема 17. Образовательные технологии
Концептуальные основы образовательных технологий. Функциональные компоненты педагогической деятельности: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный. Типы образовательных технологий: обучающие, воспитывающие, светские, религиозные, дошкольные, школьные (общеобразовательные), профессионально-ориентированные. Технологии дополнительного образования. Гуманитарные и технократические образовательные системы.
Личностно-ориентированная педагогика. Авторские образовательные программы.
Тема 19. Технологии рекламы
Понятие и сущность рекламы. Реклама как направление коммуникационной политики, как средство формирования и стимулирования спроса потребителя культурных услуг. Типы и виды рекламной деятельности: наглядная стендовая реклама, паблик рилейшнз - связи с общественностью; персональные продажи и средства стимулирования сбыта проектной продукции. Выработка рекламной стратегии проекта. Планирование рекламной кампании. Выбор рекламных ресурсов. Расчет бюджета и оценка эффективности рекламы. Реклама в Internet. РR как особая форма работы по согласованию и "привязке" социокультурного проекта со средой, разъяснение мотиваций, целей проекта, его перспектив. Формы и методы PR. Продвижение (рromotion): сервиз, личные продажи и распродажи, бесплатная раздача образцов и приглашений, премии, зачетные талоны, экспозиции и выставки, ярмарки, выставки.
Список основной литературы
Базовые учебники:
1. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 2008
2. Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. – М., 1998
3. Современные технологии социально-культурной деятельности Учебное пособие. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. -2004. – 532 с.
Рекомендуемая основная литература:
1.Бибарцева Т.С. Учебно-игровой тренинг специалистов социокультурной сферы: Учебное пособие.- СПб., 1999.
1. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. СПб., 1999.
2. Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество Учеб. пособие - Тамбов: Першина, 2009.
3. Григорьева Е.И., Апажихова Н.В. Основы коммуникативной культуры. Учеб. пособие - Тамбов: Першина, 2009.
4. Дубровский Е.Н. Информационно-обменные процессы как факторы эволюции общества. М., 1996.
5. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств.- М., 1998.
6. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности.- М.: Изд-во Моск. Ун-та культуры, 1995.
7. Культурно-досуговая деятельность. Учеб. пособие. /Под ред. Жаркова А.Д. и Чижикова В.М.- М.: МГУКи, 1998.
8. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие,- СПб., 1998.
9. Новаторов В. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник.- Омск, 1992.
10. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие \ под науч. Ред. Проф. Е.И. Григорьевой.- Тамбов: Першина, 2004.
11. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа: Учебное пособие для училищ и колледжей культуры.- Тверь., 2003.
12. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени.- М., 1991.
13. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб, 1996.
14. Триодин В.Е. Клуб и свободное время.- М.: Профиздат, 1982.
15. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений: История и теория. Учебник для студентов ин-тов культуры. – М.: Просвещение, 1981.
16. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория.- М., 2000.
Ресурсы INTERNET
1. mkrf.ru/documentations/.
2. minstm.gov.ru
3. http://www.inesp.ru/special _projects/culture/info/
Тема 2. Средства, формы и методы социально-культурных технологий
Средства социально-культурных технологий как инструмент достижения воспитательных, социально-значимых целей. Средства СКТ как источник информации, инструмент освоения материала. Характеристика основных средств социально-культурной деятельности: живое слово, печать, кино, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и литература, художественная самодеятельность.
Форма как внешняя сторона содержания, как структурное оформление различных документов СКД (планы, отчеты, сметы, aфиши и т.п.), как способ организации социокультурной деятельности людей с целью донесения до них определенного содержания. Многообразие форм СКД. Характеристика форм по охвату населения: массовые, групповые, индивидуальные; по способам воздействия: театрализованные, игровые, иллюстративные; в зависимости от содержания и видов деятельности: рекреационные, информационные, самодеятельного творчества, реабилитационные, спортивно-оздоровительные и т.п. Комплексные формы.
Метод как сумма приемов, используемых в деятельности социокультурного учреждения. Понятие «методика». Ведущие методы, используемые в социально-культурных технологиях: иллюстративные, театрализованные, игровые; педагогические методы: убеждение, поощрение, порицание, соревнование, вовлечение в деятельность, практические задания, поручение, педагогическое требование. Методы формирования общественного сознания: убеждение, внушение, пример.