Тема 5. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса

Содержание курса

«Технологические основы социально-культурной деятельности»

Тема 1. Введение. Сущность и специфика современных

Социально-культурных технологий.

«Технология» как термин и метапонятие. Технология социально-культурной деятельности как социокультурная система. Технология социально-культурной деятельности как социокультурная наука. Технология социально-культурной деятельности как технологический процесс. Основные подсистемы и элементы технологии социально-культурной деятельности. Внутренняя и внешняя среда технологической системы социально-культурной деятельности. Структура и функции социокультурных технологий. Критерии технологичности как методологические требования к социокультурным технологиям. Специфика целеполагания в социокультурных технологиях. Педагогические основы технологий социально-культурной деятельности.

Тема 2. Типология и классификация технологий социально-культурной деятельности.

Основные подходы к типологизации и классификации технологий социально-культурной деятельности: системный, синергетический, средовой, деятельностный, половозрастной, личностно-ориентированный, коммуникативный, ситуационный. Логические основания классификации: историко-содержательные, функционально-процессуальные, социально-демографические. Ведущий тип деятельности как критерий типологии технологий социально-культурной деятельности. Основные типы технологий социально-культурной деятельности: культуроохранные, культуротворческие, рекреативные, образовательные, социозащитные, проектные, информационно-рекламные технологии социально-культурной деятельности. Этнотехнологии. Технологии менеджмента. Маркетинговые технологии. Социокультурные технологии формирования культуры семьи, быта, образовательной и профессиональной деятельности, общественных отношений.

Тема 3. Педагогические основы социокультурных технологий.

Педагогический процесс в социально-культурной сфере и его структура. Педагогические аспекты профессиональной деятельности технолога социально-культурной сферы. Мотивы педагогической деятельности. Педагогические способности. Стили педагогического руководства. Педагогическое общение. Индивидуальные стили педагогической деятельности. Психологические аспекты воспитательных технологий. Основные понятия психологии социально-культурной деятельности. Психологические основы развивающего досуга. Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференциации и индивидуализации организации социально-культурной деятельности различных групп населения. Многофакторность педагогического процесса в социально-культурной сфере.

Тема 4. Субъекты и объекты управления в социокультурных технологиях.

Понятия «субъекта» и «объекта» в социально-культурной деятельности и их многозначность. Взаимосвязь субъекта и объекта в процессе социально-культурной деятельности. Классификация субъектов. Человек как субъект социально-культурной деятельности. Социально-культурные институты и сеть учреждений культуры и искусства. Семья как объект и субъект социокультурных технологий. Социально-культурные общности и формирования. Возрастание социокультурного потенциала средств массовой информации и коммуникации в современном обществе.

Тема 5. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса.

Средства как инструменты для раскрытия содержания; как способы передачи идей, научных взглядов, событий, фактов, образов. Классификация средств. Форма как структура содержания, способ и прием организации людей в учреждениях социально-культурной сферы. Классификация форм. Диалектическое единство формы и содержания. Методы социально-культурной деятельности как способы, приемы, образы действий по использованию средств воздействия на объект. Классификация методов. Метод как совокупность приемов. Прием как элемент, деталь метода, вспомогательное средство. Совокупность средств, форм и методов как система общей методики социально-культурной деятельности. Методика как внутренний регулятор технологического процесса. Закономерности методик: неразрывная связь социальных и культурологических задач; соответствие содержания и формы; последовательность при подготовке и проведении проектов и программ; активно-деятельностный подход в создании программы; активизация аудитории; постепенное вовлечение во все более сложную деятельность; единство и взаимопереход субъекта и объекта; соединение развивающих, рекреационных и гедонистических функций.

Наши рекомендации