Экономическое и трудовое воспитание
трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся , оно является базой трудового воспитания. В условиях школы решаются следующие задачи труд. воспитания: форм. у учащихся ‘+’ отношения к труду, развитие познавательного интереса к знаниям, воспитание высоких моральных качеств, вооружение разнообразными трудовыми умениями и навыками. Содержание труд.восп. составляют след. виды труда: 1-учебный труд(труд умственный и физический на уроках трудов, пришкольных участках и т.д.). 2- общественно-полезный труд (труд по обслуживанию в школе и дома: уборка класса, уход за насаждениями, бытовой труд дома; тимуровская работа и т.д.). 3- производственный труд (участие в создание материальных ценностей, включение детей в производственный труд – это ученические производственные мастерские и цеха, школьные и межрайонные заводы и т.д).
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:
I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.
2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.
3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости,
Готовности принять участие в труде.
4. Формирование навыков организации своей и общей работы.
5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
12. Политическое и гражданское воспитание.
Воспитание гражданина — одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, школа прежде всего сосредоточивает свои усилия на формировании у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни.Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности. Становление гражданственности как качества личности определяется как усилиями педагогов, родителей, так и условиями в обществе — особенностями государственного устройства, уровнем политической, нравственной культуры общества.В российской педагогике цели гражданского воспитания нашли отражение в трудах В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского и др.Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры.Патриотическое воспитание. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины.Патриотическое и интернациональное воспитание в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов. Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран. Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.
Воспитание политическое — процесс систематического и целенаправленного воздействия на политическое сознание и поведение населения, включающий формирование сознания и самосознания отдельной личности, группы и общества.
13. Воспитание патриотизма и интернационализма.
Патриотическое воспитание. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины. Патриотическое и интернациональное воспитание в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов. Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран. Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др. .Патриотизм как качество л. проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам, в интернационализме – уважение и солидарность с др.народами и странами. Оно осуществляется в процессе включения учащихся в активный творческий труд на благо Родины, формировании бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа. Важную роль играет организация работы по изучению гос. символов РФ: герба, флага, гимна, символики др.стран. Формирование культуры межнационального общения способствует изучению иностранных языков, раскрывающих культуру, традиции и обычаи страны. Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижении нашей страны в области науки, техники, культуры.
14. Ученический коллектив и воспитание личности школьника
Коллективизм определяется как принцип общественной жизни и деятельности людей, противоположный индивидуализму.
Понятие коллектива может быть сведено к следующим признакам:
1) объединение людей на основе каких-либо общих задач;
2) известное постоянство контакта;
3) известная организация.
Такие признаки коллектива определяются философией.
Сам термин «коллектив» переводится с латинского языка как «сборный».
Русский толковый словарь дает пояснение этому термину следующим образом: «это группа людей, объединенных общими делами».
Одним из принципов педагогики является принцип воспитания личности в коллективе.
Для сплоченного, сформировавшегося коллектива характерно:
1) единство и цель;
2) общая ответственность;
3) здоровое общественное мнение;
4) положительные традиции;
5) атмосфера доверия;
6) высокая требовательность;
7) умение критиковать;
8) умение правильно воспринимать критику.
Общие признаки коллектива как объединения людей. Обязательным для такого объединения является общность цели, которая реализуется (достигается) в процессе совместной деятельности. Цель, которая стоит перед коллективом, должна быть социально значимой и ценной для общества, т. е. не противостоять ему. Для достижения этой цели деятельность коллектива должна быть соответствующим образом организована. В процессе этой деятельности между членами коллектива складываются определенные отношения, связанные с выполнением деятельности.
Самым точным критерием полноценного коллектива являются свободная позиция каждого его участника, взаимное уважение интересов и потребностей.
Такие отношения складываются в том случае, когда общение, участие в достижении общих целей в коллективе порождает не только требовательность, но и уважение, и заботу друг о друге.
Принципы коллектива:
1) наличие общеколлективных целей;
2) постоянное движение навстречу новым перспективам;
3) связь с другими коллективами, с жизнью общества;
4) прямое влияние на все основные стороны жизни учащихся;
5) единство управления и самоуправления;
6) ведущая роль старших;
7) использование игры;
8) создание и накопление традиций;
9) бодрый тон;
10) эстетическая выразительность.
Коллектив – это сплав разных личностей, но эти личности имеют общие цели, опыт совместной деятельности, у них имеются нормы и правила, регулирующие деятельность коллектива.
В практике воспитания различаются первичный и общий коллективы. Основные формы первичных коллективов в школе:
1) класс;
2) внеклассные кружки;
3) спортивные коллективы;
4) коллективы художественной самодеятельности и т. п.
Особенность первичных коллективов – личный контакт в нем всех его членов, постоянное деловое и товарищеское общение между ними. Классный коллектив – важнейшая форма первичного коллектива. Он может расти, развиваться при активной и тесной связи с другими коллективами, во-первых, и с общешкольным коллективом, во-вторых. Если коллектив замыкается в рамках класса, его интересы не выходят за рамки своего класса, то этот коллектив не может рассматриваться как полноценный.Иногда классные коллективы противопоставляют себя другим классам и общешкольному коллективу. Складывается «групповой эгоизм».
Признаки кол. (по Мак.): -совместная устремленная к социально-значимым целям деятельность; -отношение ответственной зависимости; -наличие орган. самоуправл.; -налич лидера; -налич общественного мнения и традиций. Принципы развития кол.: -гласность; -ответственная зависимость; -перспективные линии развит.; -«пр.параллельного действия». Отношения в кол.: -гуманистические; -нейтральные; -асоциальные. Стадии развит кол.: 1) приняты цели кол.; есть совместная деят-ть; формируется актив; есть микрокол-вы. 2) все дела для многих преобретает нравств. смысл; бурное развит. самоуправления; 3) преобладают гуманист. отношения; поведение ребенка приобретает устойчивость, стремление к самовоспитанию. Разновидности детского кол.: -школьный класс (возраст, единая программа обучения, требования-классный руководитель); -клубные объединения (добровольное, разновозрастные, интерес по творческим видам деят-ти); -детские организации (общественное, имеет свои правила, членство); -временные детские кол.(15-45 дней: лагерь, экспедиция, тур.поход)
Ф-ции коллектива…
-организаторская (каждый член кол.становится субъектом своей общественно-полезной деят-ти); -идейно-воспитательная (каждый становится носителем и пропагандистом определенно идейно-нравственных убеждений кол.); -стимулирующая (способствует формированию личности, регулирует поведение членов кол.). Методы формирования кол.: -метод предъявления требований; -метод организации деят-ти; -метод орг-ции отношений; метод коррекции поведения. Структура кол. первичный коллектив - кол-ив, в к-ром воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии. По характеру деят-ти первичные коллективы делят на: -организованные на основе какого-то одного вида деят-ти (кружки, секции); -орг-ные на основе игровой и др видов деят-ти по месту жительства. По возрастному составу могут быть одновозрастными и разновозр. Главным органом кол является собрание воспитанников. Формируется актив и избирается староста.
15. Воспитательное мероприятие в системе работы классного руководителя.