Трудовое воспитание в ДОУ и в семье

Семейная педагогика.

11 Вопрос: Семья и дошкольное образовательное учреждение.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно родители их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга, насколько едины и последовательны они в процессе воспитания и обучения детей.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Содержание взаимодействия с семьей охватывает круг вопросов, касающихся:

· Психолого – педагогического и правового просвещения;

· Повышение родительской компетентности;

· Развития мотивации родителей к улучшению детско - родительских отношений

· Пропаганды семейных ценностей и сохранения семейных традиций;

· Пропаганды здорового образа жизни, а также освещает все стороны физического развития и воспитания ребенка.

Методы работы с семьей:

· «Стена Творчества»: мнемотаблицы, коллажи, плакаты

· Организация фотовыставок, детских работ Конкурсы среди родителей.

· «Родительская почта»,

· Совместные спортивные праздники и развлечения для детей и взрослых.\Совместные досуги, тренинги, дни открытых дверей, консультации, круглые столы которые повышают компетентность родителей.

Взаимодействие ДОУ с семьей ребенка раннего возраста будет успешным, если соблюсти следующие условия:
Установление взаимного доверия во взаимоотношениях между специалистами ДОУ и родителями; Соблюдение педагогического такта по отношению к родителям.
Условное разделение родителей на группы по принципу их педагогических установок, влияющих на выбор того или иного приоритетного направления развития детей.

Синтезирование задач развития и обучения детей в ДОУ и в семье, учитывая мировоззрение педагогов и родителей. Использование современных форм взаимодействия ДОУ с родителями для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей детей раннего возраста.

Принцип взаимодополнения.

Жизнь ребёнка и в детском саду, и в семье содержит в себе большие возможности для включения его в труд, направленный на удовлетворение потребностей коллектива. Но содержание труда различно, и это сказывается на формировании различных трудовых навыков у дошкольника. В детском саду ребёнок накрывает на стол только когда дежурит. В семье ему может быть поручено постоянное участие в этом деле, и это различие должно быть понятно ребёнку. Исходя из условий семьи, в каждой можно найти трудовые поручения, которые будут выполняться дошкольниками: поливать домашние растения, заготавливая заранее воду, кормить котёнка, мыть его миску и т. д. Казалось бы все эти дела незначительны, но они постоянны и позволяют ребёнку почувствовать свои обязанности. Такое приобщение к труду делает его членом семейного коллектива, что имеет большое значение в воспитании любви к родному дому.

Формирующие представления об обязанностях переносятся ребёнком на детский сад. Он уже понимает смысл предлагаемых ему поручений в группе как проявление заботливого отношения к сверстникам, оказание помощи взрослым, и тем самым достигается единство семьи и детского сада в воспитании у дошкольников ответственности.

Семейная педагогика.

11 Вопрос: Семья и дошкольное образовательное учреждение.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно родители их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга, насколько едины и последовательны они в процессе воспитания и обучения детей.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Содержание взаимодействия с семьей охватывает круг вопросов, касающихся:

· Психолого – педагогического и правового просвещения;

· Повышение родительской компетентности;

· Развития мотивации родителей к улучшению детско - родительских отношений

· Пропаганды семейных ценностей и сохранения семейных традиций;

· Пропаганды здорового образа жизни, а также освещает все стороны физического развития и воспитания ребенка.

Методы работы с семьей:

· «Стена Творчества»: мнемотаблицы, коллажи, плакаты

· Организация фотовыставок, детских работ Конкурсы среди родителей.

· «Родительская почта»,

· Совместные спортивные праздники и развлечения для детей и взрослых.\Совместные досуги, тренинги, дни открытых дверей, консультации, круглые столы которые повышают компетентность родителей.

Взаимодействие ДОУ с семьей ребенка раннего возраста будет успешным, если соблюсти следующие условия:
Установление взаимного доверия во взаимоотношениях между специалистами ДОУ и родителями; Соблюдение педагогического такта по отношению к родителям.
Условное разделение родителей на группы по принципу их педагогических установок, влияющих на выбор того или иного приоритетного направления развития детей.

Синтезирование задач развития и обучения детей в ДОУ и в семье, учитывая мировоззрение педагогов и родителей. Использование современных форм взаимодействия ДОУ с родителями для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей детей раннего возраста.

Трудовое воспитание в ДОУ и в семье

Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть своего ребёнка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением относиться к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.

Работа с семьями дошкольников организуется на основе принципов:

· Параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.

· Взаимодополнение воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.

· Организации совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и в семье.

На основе принципа параллельностивоздействия дошкольного учреждения и семьи решается задача воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста. Этот принцип следует понимать как единство требований, приёмов обучения трудовым действиям, содержания труда детей.

Воспитание самостоятельности дошкольников.

С первых дней пребывания в детском саду воспитатель ставит задачу обучения малышей элементарным навыкам самообслуживания. В детском саду дети постепенно овладевают навыками раздевания и одевания, уборки игрушек после игры и др. Но успешное приобретение малышами таких навыков возможно только при наличии единства в работе с семьёй. Педагог разъясняет родителям, как важно поддерживать у малышей стремление к самостоятельности, опираясь при этом на детское “я сам!”, не дать угаснуть этому проявлению растущей потребности проявить независимость от взрослого. Родителям следует объяснить, что воспитание происходит в деятельности, в постоянныхупражнениях в доступных ребёнку действиях. Первые трудовые действия являются доступными дошкольнику, и именно в них может быть реализована потребность в самостоятельности.

Чем старше становится ребёнок, тем всё больше создаётся возможностей для воспитания самостоятельности. Это не только навыки самообслуживания, элементы хозяйственно-бытового труда, но и умение поставить цель в самостоятельно избранной деятельности, организовать её, проявить настойчивость в достижении результата, оценить его, а в случае ошибки – приложить усилия, заставить себя исправить её.

Принцип взаимодополнения.

Жизнь ребёнка и в детском саду, и в семье содержит в себе большие возможности для включения его в труд, направленный на удовлетворение потребностей коллектива. Но содержание труда различно, и это сказывается на формировании различных трудовых навыков у дошкольника. В детском саду ребёнок накрывает на стол только когда дежурит. В семье ему может быть поручено постоянное участие в этом деле, и это различие должно быть понятно ребёнку. Исходя из условий семьи, в каждой можно найти трудовые поручения, которые будут выполняться дошкольниками: поливать домашние растения, заготавливая заранее воду, кормить котёнка, мыть его миску и т. д. Казалось бы все эти дела незначительны, но они постоянны и позволяют ребёнку почувствовать свои обязанности. Такое приобщение к труду делает его членом семейного коллектива, что имеет большое значение в воспитании любви к родному дому.

Формирующие представления об обязанностях переносятся ребёнком на детский сад. Он уже понимает смысл предлагаемых ему поручений в группе как проявление заботливого отношения к сверстникам, оказание помощи взрослым, и тем самым достигается единство семьи и детского сада в воспитании у дошкольников ответственности.

Наши рекомендации