Ролевое поведение.сомосознание и сомооценка в процессе общения

Ролевое поведение представляет собой поведение индивида, проявляемое в зависимости от выполняемых задач в соответствии с ожиданиями окружающих. Основными его условиями считаются приемлемость и ясность самой роли. Ясность роли показывает, что данному человеку (который ее исполняет) понятно содержание роли, а также связь осуществляемой им деятельности с другими личностями. Приемлемость роли заключается в осознанной готовности к ее исполнению для получения определенного удовлетворения. Сама по себе роль не является моделью поведения. Характер индивида служит связующим звеном между ожиданиями и поведением. В результате, ролевое поведение выступает в качестве уникального продукта, свойственного для истолкования и интерпретации.

Любое поведение человека начинается с роли, выполняемой им в социальной среде. Таким образом, человек может оценивать и познавать себя, определяя свое место в конкретной среде, после чего контролирует, направляет и корректирует собственное поведение. Этот процесс проходит индивидуально в каждом отдельном случае и зависит исключительно от параметров психической личности, при подвергании ее влиянию производственной и социальной среды. Важную роль в общении играют представления о себе и о партнёре по общению. Эти представления формируются на уровне сознания и самосознания, в процессе познания человека человеком.

Любая социальная роль имеет данную структуру:

- Модель проявления поведения человека с общественной стороны;

- Система представления человека о собственном поведении в конкретной ситуации;

- Реальное поведение человека, который занимает конкретный статус и положение в обществе.

Самосознание- это один из наиболее высокоорганизованных психических процессов. Оно формируется в процессе общения с людьми, главным образом с теми, с кем возникают наиболее значимые важные контакты. Главная функция самосознания - это не только сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков, но также дать возможность оценить себя, свои качества.

Я-концепция является одним из феноменов самосознания. Я-концепция -это относительно устойчивая, большей или меньшей степени осознанная, система преставлений человека о себе, на основе которой он и строит своё взаимодействие с другими людьми, относится к себе. Я-концепция включает в себя следующие компоненты: Я-реальное (представление о себе в настоящее время), Я-идеальное (каким должен бы стать) и другие.

Такие представления о себе человек в процессе общения переносит и на других: то есть он ищет в своём партнёре по общению те идеальные, а иногда и антиидеальные качества, которые присущи, по его мнению, ему самому.

Как отмечает Знаков В.В., наличие точных представлений человека о себе и о партнерах по общению, является основным условием понимания и взаимопонимания людей, а, следовательно, ведущим условием эффективного общения.

Самооценка - это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности.Самооценкаможет быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.

В частности, при завышенной самооценке человек, переоценивая себя, недооценивает других. В результате этого у него возникают необоснованные претензии, зачастую не поддерживаемые окружающими. Имея опыт подобного «отвержения», индивид может замкнуться в себе, озлобиться, часто это проявляется в еще большем высокомерии по отношению к окружающим. Таким образом, происходит разрушение межличностных отношений, и возникают внешние конфликты. От людей с завышенной самооценкой можно услышать высказывания о том, что их никто не понимает, не может по достоинству оценить их качества и достижения, при этом может проявляться мнительность и подозрительность.

Заниженная самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, о внутренней тревожности личности. Столкновение высоких притязаний с низкой самооценкой может давать очень острые эмоциональные реакции. В психологии это понятие получило название «аффект неадекватности».

Люди с аффектом неадекватности стремятся во всем быть первыми (даже когда это первенство не имеет абсолютно никакого значения), поэтому любая ситуация проверки их компетентности оценивается ими как угрожающая и часто оказывается очень сложной в эмоциональном плане.

Когда самооценка адекватно соотносится с уровнем притязаний и возможностями (своими и других людей) общение строится на основе роли и вклада каждого участника. Взаимодействие протекает как сотрудничество, и возникающие в процессе общения конфликты (если они имеют место) разрешаются конструктивно.

Таким образом, рассматривая самооценку как составляющую Я-концепции, можно проследить влияние самооценки на процесс общения. Но также необходимо отметить влияние особенностей взаимодействия на самооценку. Именно в процессе общения как взаимодействии, взаимовлиянии, передаче информации через обратную связь, неизбежную во время общения, формируется и развивается самооценка человека.


Наши рекомендации