Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет).

· Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.

· Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.

· Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:

· быть психически и соматически здоровым;

· иметь нормальные умственные способности;

· иметь нормальный слух и зрение;

· обладать достаточной психической активностью;

· обладать потребностью в речевом общении;

· иметь полноценное речевое окружение.

Полемика ЛСВ и Пиаже. ЛСВ «Мышление и речь» + Словарь ЛСВ

Эгоцентрическая речь – переходная форма от внешней речи к внутренней.

· Эгоцентрическая речь ребенка является внутренней речью по психологической функции (это – речь для себя) и внешней по форме ;

· Коэффициент эгоцентрической речи резко падает на границе школьного возраста (с 0,50 до 0,25). Это указывает, что именно в эту пору совершается переход внешней речи во внутреннюю.

· Эгоцентрическая речь психологически есть внутренняя речь, если принять во внимание ее функцию, но внешняя – по форме выражения. ( Первый из изучаемых нами процессов (эгоцентрическая речь) связан с формированием речи для себя, которая регулирует действия ребенка и позволяет ему осуществить поставленную задачу организованным путем, посредством предварительного контроля над собой и своей активностью6 ребенок как бы думает вслух, но для себя. Занятый какой-нибудь деятельностью, например рисованием, игрой, манипуляцией с предметами, он разговаривает как бы сам с собой, не вступая в речевое сотрудничество с окружающими.

· [Эгоцентрическая речь] еще внешняя речь по физиологической природе. Она еще звучит, слова произносятся вовне, ребенок мыслит вслух, его мышление еще не отдалено от разговора. Оно еще обнаруживает все черты простого монолога, разговора вслух с самим собой, но психологически перед нами уже внутренняя речь

· Ни в какой мере не является прямым отражением эгоцентризма детской мысли, но очень рано при соответствующих условиях становится средством реалистического мышления ребенка.

· Это речь внутренняя по своей функции, это речь для себя, находящаяся на пути к уходу внутрь, речь уже наполовину непонятная для окружающих, речь уже глубоко внутренне проросшая в поведение ребенка и вместе с тем физиологически это еще речь внешняя, которая не обнаруживает ни малейшей тенденции превращаться в шепот.

· Выделившаяся уже в функциональном и структурном отношении особая форма речи, но по своему проявлению она еще не отделилась от социальной речи, в недрах которой все время развивалась и созревала.

Полемика:

· по Пиаже первая стадия мышления (вид интеллектуальной деят-ти) — аутистическая, но по Блейер (как указывает ЛСВ) — это действенное, практическое мышление, направленное на приспособление к новым условиям иначе ребенок бы просто не выжил; тем самым ЛСВ заключает, что аутистическое мышление не может быть первичным в онтогенезе и филогенезе и эгоцентрич речь/мышление не является промежуточной формой мышления между аутическим и реалистическим/логическим мышлением

· Пиаже считал, что эгоц речь является показателем эгоцентричности детского мышления, а к школьному возрасту попросту отмирает. ЛСВ утверждал, что эгоцентр р не является простым аккомпанементом к деят-ти ребенка, так как затруднения в деят-ти повышают коэффициент эгоцентр р, у школьников при затруднении возникает всматривание и обдумывание. Следовательно, эгоц р у них переходит во внутренний план и становится средством для образования плана разрешения задачи. Ребенок в эгоц р отражает и фиксирует конечный результат/главные моменты деят-ти

· Таким образом, получается следующая схема: внешняя речь — эгоц р — внутренняя реч, против схемы Пиаже аутистическое мышление — эгоц р — реалистическое мышление

· ЛСВ также утверждал, что эгоц р не связана с эгоцентричностью детского мышления, так как эгоц р выполняет функцию перехода от внешней р к внутренней. Таким образом, эгоц р выполняет функцию противоположную эгоцентр мышлению — функцию реалистичного, целесообразного действия и мышления.

· Пиаже говорит, что эгоц р не является социальной, так как не выполняет функции общения, обмену, передачи информации. Она аутична. Но ЛСВ опять не соглашается. Он утверждает, что эгоц речь социальна. В процессе развития эта речь(социальная) разделяется на эгоцентрическую и коммуникативную. Они обе являются социальной речью, но имеют разное направление. Эгоц р возникает на основе социальной путем перенесения ребенком социальной функции поведения в сферу личностных психических функций . Эгоц р является внутренней по психологической функции и внешней речью по физиологической природе. Соответсвенно, эгоц р обособляется от социальной речи, сокращается и переходит во внутреннюю речь. Таким образом, развитие детского мышления происходит не от индивидуального к социальному, а от социального к индивидуальному.

· Пиаже делит мышление на аутистическое ( направленное на удовлетворение потребностей) и действенное. ЛСВ говорит, что это некорректно. Потребности удовлетворяются с помощью приспособления к действительности. Мышлением и действиями ребенка движут потребности. Приспособления ради приспособления не существует, всегда есть потребность.

Наши рекомендации