III. Дискуссия о легализации наркотиков.

IV. Обобщение содержания занятия.

Ведущий. Марихуана - психоактивное вещество, наркотик.

В соответствии c последними опросами, марихуану курят значительно меньшее количество людей, чем обычный табак. Таким образом, большинство взрослых и подростков не курят марихуану.

Одна из главных причин, почему люди начинают употреблять марихуану, -

давление сверстников.

Марихуана не дает избавления от проблем.

Занятие 3. РЕКЛАМА

Цель: повысить осознание подростками приемов, которые используются

рекламой для манипулирования поведением покупателей, и научить их

сопротивляться этим приемам.

Задачи:

1. дать краткую информацию о целях рекламы;

2. обсудить основные рекламные приемы;

3. обыграть и проанализировать рекламу сигарет или алкоголя;

4. обсудить альтернативные способы реагирования на рекламу.

Время: 45 - 60 минут.

Материалы: вырезки из газет и журналов — реклама табака и алкоголя; большойлист бумаги, карандаши, фломастеры.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. Реклама является сильным средством влияния на человека,

множество наших ежедневных решений незаметно регулируется рекламой. Узнав

больше о рекламе и приемах, которые она использует для того, чтобы покупались

определенные продукты или осуществлялось определенное поведение, мы станем

менее внушаемы и не будем, даже под влиянием рекламы, делать то, чего без

влияния рекламы не сделали бы.

I. Обсуждение целей рекламы.

Попросить подростков коротко обсудить цель рекламы.

Вопросы:

1. Почему фирмы рекламируют себя и свою продукцию? Мозговой штурм.

Все мнения выписываются на лист бумаги.

2. Думают ли они, что их реклама правдива? Проголосовать.

Ведущий. Цель рекламы - продать товар. Она не только сообщает факты,

но и преувеличивает, дает неверную информацию, чтобы продукция покупалась.

II. Описание наиболее распространенных рекламных приемов.

Попросить подростков рассказать о рекламе, которая им больше всего

запомнилась, и о том впечатлении, которая она на них произвела. Определить,

какой прием эта реклама использует. Все мнения выписываются на лист бумаги.

Приемы рекламы: известность; внешняя привлекательность, красота;

«пофигизм»; «романтика»; сексуальность; юмор, комический эффект;

благосостояние; направленность на простого человека; «шик»; необычность;

использование контрастов; индивидуальность, стиль; эмансипация; направленность на здоровый образ жизни; поднятие самооценки.

Примеры общеизвестных рекламных призывов сигарет:

Marlboro - романтика, удовольствие, популярность, жизнелюбие, чистота и

здоровье;

Winston - маскулинность, для активных людей, живущих в деревне, здоровье;

Salem - сексуальный призыв, успех, привлекательность, удовольствие,

наслаждение.

Примеры приемов рекламы алкоголя:

● популярность (алкоголь сделает вас более популярным);

● романтика (алкоголь важен для того, чтобы понравиться противоположному

полу);

● зрелость (употребление алкоголя означает, что вы взрослый);

● молодость (алкоголь означает, что вы молоды и активны);

● ум (потребление алкоголя — часть современной, интеллектуальной, красивой

жизни);

● удовольствие (алкоголь приятен на вкус, является необходимым компонентом

веселья);

● расслабление (алкоголь снимает напряжение и расслабляет).

III. Анализ рекламных приемов.

Каждый участник выбирает себе рекламные вырезки. Дается задание: за 5

минут проанализировать приемы конкретной рекламы и затем рассказать о них. По возможности должен высказаться каждый участник. Желающие могут дополнить анализ.

IV. Разыгрывание рекламного сюжета.

Разделившись на группы (по 5 чел.), участники придумывают сюжет ролика с

рекламой сигарет или алкоголя и разыгрывают его.

После просмотра каждого ролика обсудить различные пути интерпретации

рекламы алкоголя и сигарет. Примеры вопросов: «Что остается за кадром? Для кого реклама предназначена?»

Ведущий. Те, кто рекламирует сигареты, алкоголь и другие продукты,

стараются манипулировать людьми с целью побудить их купить все это. Они

создают иллюзию того, что сигареты или алкоголь сделают жизнь более

приятной и улучшат ее.

V. Обобщение главных моментов занятия.

• Цель рекламы - продажа продукции.

• В большинстве случаев реклама не просто сообщает информацию, но также

преувеличивает свойства продукции для того, чтобы побудить людей ее купить.

• Телевидение, радио, газеты, журналы - наиболее распространенные каналы

рекламы.

• Реклама часто обманчива и уводит потребителя в сторону, фокусируясь на

чем-то, не имеющем прямого отношения к рекламируемому товару.

• Мы не замечаем, как реклама манипулирует нами.

• Существуют альтернативные способы реагирования на рекламу сигарет или

алкоголя. Для этого следует помнить, что реклама пытается манипулировать

людьми, создавая впечатление, что курение и употребление алкоголя как-то

улучшает их жизнь.

Занятие 4. Я И МОЕ ТЕЛО

Цель:расширение опыта взаимодействия с телесным образом «Я».

Задачи:

1. описать варианты изменения телесного облика;

2. моделирование ситуации изменения образа тела;

3. актуализация выбора индивидуального решения.

Время: 45-60 минут.

Материалы: краски, кисточки, большой лист бумаги, фломастеры.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. Сегодня вы будете заниматься некоторыми приемами изменения

своего тела. Многие люди чувствуют неудовлетворенность своим телом в

различных жизненных ситуациях. Для этого они прибегают к различным

изменениям своего тела.

I. Мозговой штурм.

Подросткам предлагается ответить на вопросы:

1. Что мы делаем со своим телом?

2. Для чего?

Лист бумаги делится на две части, куда вписываются предложенные варианты и мнения детей, а также их положительные и отрицательные стороны. Добавить к причинам те, которые подростки не указали.

Отрицательные стороны: вредно для здоровья; невозможность впоследствии

полностью избавиться; «забивает» индивидуальность, становишься рабом

отдельного круга людей, моды, рекламы; может не понравиться другу/подруге и послужить причиной конфликта; навязывание стереотипа поведения, иногда

губительного для личности.

Положительные стороны: подчеркивает индивидуальность; появляется

чувство гордости за то, что ты не такой, как все; меняется настроение и поведение в целом, например был замкнутым, «забитым», стал крутым и сильным; красота и привлечение внимания.

Что мы делаем со своим телом Для чего
Макияж - кому-нибудь понравиться - приятно выглядеть - для себя и окружающих - повысить уверенность в себе - по привычке - скрыть недостатки - подчеркнуть индивидуальность
Татуировка - красиво и модно - в подражание другим - стереотипы - чтобы выразить внутренний мир - показать индивидуальность - это «круто», показать свою силу, авторитет (у зеков), - необычность, стиль - чтобы шокировать окружающих - вызывает чувство гордости
Пирсинг - принадлежность к какому-нибудь клану, вере - стильность - сексуальность - имидж - чтобы не быть как все - модно

II. Обсуждение.

Обсудить, зачем человек прибегает к таким способам изменения своей

внешности. Разобрать культурные и исторические аспекты нанесения татуировок,

макияжа, прокалывания различных частей тела, например: ритуал, средство

привлечения внимания, коммуникации, статусные отношения.

III. Инсценирование.

Предложить подросткам придумать и нанести красками на свое тело

татуировки и макияж.

IV. Обсуждение в кругу.

Каждый участник говорит о том, что он хотел изобразить, почему именно на

этом месте, в таком объеме и что чувствует в этом образе.

Предложить участникам представить, что нанесенный узор - настоящая

татуировка и они прожили с ней 50 лет. Какие чувства они при этом испытывают?

V. Обобщение главных моментов занятия.

• Изменение телесного облика ведет к изменению состояния;

• моделируемая ситуация позволяет актуализировать выбор индивидуального

решения при возможности изменения или вмешательства в свое тело;

• интенсивность нанесения татуировок, макияжа, пирсинга отражает «чувство

меры» человека, индивидуальные особенности личности, выполняет

компенсаторные функции;

• татуировка отражает временное состояние; после определенного срока

человек хочет изменить или избавиться от нее.

Занятие 5. Я И МОЕ ТЕЛО (продолжение)

Цель:тело как ценность; формирование бережного и позитивного отношения к собственному телу.

Задачи:

1. обсудить различные варианты отношения к телу;

2. установить, что многие люди стесняются своего тела или отдельных его частей;

3. моделирование репрезентации образа тела;

4. обсуждение созданной телесной модели.

Время: 45 - 60 минут.

Материалы: пластилин.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. Сегодня мы будем заниматься «строительством тела» из

пластилина. Многие люди стесняются своего тела, его формы. Но на протяжениивеков критерии красоты и гармонии человеческого тела менялись и зависели отвеяний моды и социальных критериев. Однако каждое тело обладает уникальностью и неповторимостью, а потому и беспредельно ценно.

Чего стесняются Причины
- большой рост - большой нос - полнота/худоба - косметические дефекты - угри - цвет кожи - кривые ноги - ненакачанное тело -мнения окружающих - насмешки, издевки - уровень личностного развития - после болезней - боятся быть хуже других - из-за образа жизни - сниженная самооценка - боязнь быть на виду - неуверенность в себе - боязнь быть непризнанным - из-за сниженной силы воли

I. Мозговой штурм.

Провести мозговой штурм причин, по которым люди стесняются своего

телесного облика. Для этого на одной половине листа бумаги выписываются

мнения о том, чего стесняются люди, а на другой - причины стеснения.

II. Лепим фигуру.

Разделить подростков на три группы. Предложить вылепить из пластилина

любые части человеческого тела. Каждый ребенок выполняет задание

самостоятельно, не советуясь и не договариваясь с другими. Возможен вариант, когда участники договариваются. Это служит дополнительным диагностическим критерием на значимые детали тела.

III. Обсуждение.

Готовые части тела соединить в единую фигуру. Каждая подгруппа

демонстрирует свое произведение, называет, что это за существо, как

функционирует, что может и что ему недоступно. Участники из других подгрупп также высказывают свое мнение, принимают участие в обсуждении.

Попросить каждого подростка рассказать, какую часть тела он лепил, почему и какими качествами, благодаря этому, стала обладать сделанная фигура.

IV. Выводы.

Завершить обсуждение кратким резюме по поводу индивидуальной стратегии

работы и непохожести одного тела на другое.

• Излишне акцентируя внимание на отельных частях тела и игнорируя другие,

мы тем самым формируем искаженный образ тела, создавая дефицит телесного опыта.

• Человек стесняется своего тела чаще всего из-за насмешек других людей,

общественного мнения. По этой причине он может замкнуться в себе.

• Иногда даже человек с хорошей фигурой начинает «комплексовать», так как

у него нарушена внутренняя гармония. Он думает, что некрасив, и остальные

относятся к нему так же.

• Следует повышать свою самооценку, любить себя таким, каков ты есть,

потому что ты такой один - единственный и неповторимый, несмотря на все твои недостатки.

Занятие 6. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

Цель:исследовать процесс принятия решения группой.

Задачи:

1. обучить эффективному поведению в процессе поиска согласия в группах;

2. получить информацию о коммуникативных процессах в группе и о

существующих в ней отношениях доминирования и руководства;

3. способствовать сплочению участников группы.

Время: 45 -60 минут.

Материалы: копии инструкции, листы бумаги, карандаши.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. Сегодня мы на примере игры узнаем, как и почему люди принимают

решения. Чем старше вы становитесь, тем более сложные решения вам придется принимать. Наша игра даст вам возможность поучиться принимать решения.

I. Инструкция.

Каждый участник получает указание за 15 минут выполнить задание по

инструкции.

Ведущий. Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В

результате пожара большая часть яхты и находящегося на ней груза

уничтожены. Теперь яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно, потому что навигационные приборы испорчены. По самым благоприятным оценкам, вы находитесь примерно в тысяче миль к юго-западу от ближайшего берега.

Ниже приведен список из 15 предметов, которые не пострадали от пожара.

Кроме того, у вас осталась резиновая спасательная шлюпка с веслами,

достаточно большая, чтобы вместить вас, остальной экипаж и все

перечисленные ниже предметы. Плюс к тому в карманах у всех вас в сумме

набирается пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять долларовых банкнот.

Ваша задача - расставить все предметы из списка по их важности для

выживания. Самый важный предмет получает номер 1, следующий - номер 2 и

так далее до номера 15, который наименее важен.

• Секстант

• Зеркальце для бритья

• Пятигаллоновый бочонок воды

• Противомоскитная сетка

• Одна коробка с армейским рационом питания

• Карты Тихого океана

• Подушка для сиденья (одобрено как плавсредство службой спасения на водах)

• Двухгаллоновый баллон дизельного топлива

• Транзисторный приемник

• Репеллент для отпугивания акул

• Двадцать квадратных футов светонепроницаемого пластика

• Одна кварта пуэрториканского рома

• Пятнадцать футов нейлоновой веревки

• Две коробки шоколада

• Набор рыболовных принадлежностей

II. Выработка решения.

После того как каждый закончил работу над своим списком, группа получает 45

минут для выполнения следующей задачи.

Надо выработать общее для всей группы решение, руководствуясь специальным

методом достижения консенсуса. Он предусматривает достижение согласия всех членов группы относительно позиции каждого предмета в списке.

После того как группа завершит свою работу над списком, посмотрите в

приложении к занятию, каким должен быть правильный порядок. Можно сравнить результаты работы каждого участника с результатом, который был получен группой в целом.

III. Обсуждение процесса принятия решения.

Проводится в форме групповой дискуссии.

1. Какие стили поведения способствовали или препятствовали достижению

согласия?

2. Какие отношения лидерства и подчинения выявились в процессе принятия

общего решения?

3. Кто участвовал в выработке консенсуса, а кто нет?

4. Какой была атмосфера в группе во время обсуждения?

5. Удалось ли использовать возможности группы оптимальным образом?

• Как можно улучшить процесс принятия общего решения?

Выводы.

Выработать единое мнение трудно. Не каждая оценка важности предмета из

списка будет соответствовать мнению всех участников. Некоторые рекомендации по достижению соглашения:

• не ставить свое мнение превыше всего; подходить к каждому вопросу с позиций логики;

• не отказываться от своего мнения на том лишь основании, что это необходимо для достижения согласия и предотвращения конфликта; поддерживать только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти;

• избегать таких способов борьбы с конфликтами, как голосование, усреднение,

торг;

• относиться к расхождениям во мнениях как фактору, который способствует принятию решения, а не препятствует ему.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАНЯТИЮ

Наши рекомендации