Методические рекомендации для студентов. При изучении 1-го вопроса необходимо рассмотреть основополагающие идеи философии

При изучении 1-го вопроса необходимо рассмотреть основополагающие идеи философии Просвещения, а затем выделить особенности просветительской мысли в России.

Изучая 2-й вопрос, рассмотрите Наказ Екатерины II Уложенной комиссии, ее соотношение с европейскими идеями Просвещения и российскими реалиями. Также проанализируйте реальные шаги императрицы в реализации идея Просвещения в России, выясните, с какими проблемами она столкнулась и почему. Особое внимание уделите сословной политике Екатерины II, проанализируйте “Жалованную грамоту дворянству”, “Жалованную грамоту городам”, антикрестьянские указы второй половины 1760 гг. Попробуйте найти объяснение найденным противоречиям.

Рассматривая основные идейные течения XVIII в. (вопросы 3-4) выясните взгляды их представителей на политическое, экономическое и социальное устройство России, их отношение к западным ценностям, в частности, к идеям гражданских прав и свобод, к идеям Конституции.

Сравните идеи русских просветителей и Екатерины II. В чем их сходство, а в чем различие?

Вопросы и задания для обсуждения

1. Каковы главные деи французского Просвещения? Как они соотносятся с современными идеями либерализма?

2. На какие идеи, предложенные французскими просветителями, собиралась опираться в своем правлении Екатерина II, а какие считала для России неприемлемыми и почему?

3 Можно ли сказать, что Екатерина II стала продолжательницей реформ Петра I? Почему?

4. Почему эпоху Екатерины II называют золотым веком дворянства?

Литература

1. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII – первой половине XIX в. – М., 1994.

2. Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны XIX-XX веков. - М.: Маршрут, 1996.

3. Захаров В. Ю. Основные этапы развития масонства в России, его соотношение с конституционализмом. - М.: Юристъ, 2006.

4. Ионов И. Н. Российская цивилизация IX- начала XX вв. – М., 1995. – С. 190–195.

5. История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала XX в. – М., 1991. – С. 186–220.

6. Каменский А. Б. Екатерина II // Вопросы истории. – 1989. – №3. – С.62-88.

7. Каменский А. Б. «Под сенью Екатерины …». – СПб., 1992.

8. Каменский А. Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. – М., 1997.

9. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. – М., 1999.

10. Ключевский В. О. Исторические портреты. – М., 1990.

11. Моряков В. И. Русское просветительство второй половины XVIII в. – М., 1994.

12. Русская мысль и век Просвещения. – М., 1991.

13. Павленко Н. И. Екатерина Великая. – М., 2000.

14. Павленко Н. И. Екатерина Великая // Родина. – 1997. – № 5. – С. 44–47.

15. Платонов О. Л. Терновый венец России: история масонства 1731-1995. – М., 1995.

16. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993. – С. 608-638.

17. Титков Е. П. Образовательная политика Екатерины II. – М., 1999.

Тема 8. Общественно-политические движения в России в первой половине XIX в.

План семинара

1. Предпосылки общественных движений в России в начале XIX в. Движение декабристов: цели, программы (сравнительная характеристика), значение.

2. Западники и славянофилы: сравнительный анализ идей. П. Я. Чаадаев и его «Философические письма».

3. С. С. Уваров и теория официальной народности.

Доклады

1. Известные декабристы.

2. Славянофилы: личностный аспект.

Методические рекомендации для студентов

При изучении 1-го вопроса необходимо основное внимание уделить предпосылкам формирования оппозиционных взглядов в среде высшего дворянства, а также сравнительному анализу программных документов декабристов – «Русской Правды» П. Пестеля и «Конституции» Н. Муравьева. Рассматривая причины поражения декабристского движения, нельзя ограничиваться лишь анализом событий на Сенатской площади. Подумайте о том, было ли готово в то время российское общество к восприятию идей конституции и гражданских прав.

Славянофилы и западники – основоположники либеральной мысли в России. Изучая 2-й вопрос, рассмотрите суть разногласий между этими течениями. Обратите внимание на парадокс: принципиально расходясь в оценках исторического прошлого и будущего России, западники и славянофилы предлагали провести в стране схожие преобразования. Подумайте, чем можно это объяснить.

Изучение 3-го вопроса связано с усвоением того смысла, который вкладывался в формулу «Православие, самодержавие, народность». Проследите, были ли принципиальные изменения в официальной идеологии самодержавия на протяжении XIX века.

Семинар возможно провести как в форме обсуждения докладов студентов, так и через организацию работы с документами, составление сравнительных таблиц. Может быть предложена и групповая форма работы, когда студенты после прочтения докладов делятся на группы и создают свой проект социально-политического переустройства России, «идеальный» для того времени и его защищают. После обсуждения выбирается проект, наиболее соответствующий реалиям того времени.

Вопросы и задания для обсуждения

1) Выделите основные источники формирования идеологии декабризма. Расскажите о первых организациях декабристах – «Союзе спасения» и «Союзе благоденствия». Можно ли назвать декабристов революционерами? Почему? «Декабризм – проявление раскола между обществом и правительством». Прокомментируйте эту оценку.

2) Проанализируйте взгляды представителей Южного и Северного обществ. При ответе опирайтесь на текст исторических источников: «Русскую Правду» П. Пестеля и «Конституцию» Н. Муравьева. Выделите в них общие положения и идеологические расхождения. В частности, рассмотрите решение в названных программных документах таких вопросов, как:

· форма будущего государственного правления в России

· система высших органов государственной власти

· аграрный вопрос

3) Проанализируйте взгляды западников и славянофилов. Выделите основные положения в их идеологии. Каких вопросов касались споры между ними? Какой смысл вкладывали славянофилы в понятия «народность», «соборность», «общинность»? Попробуйте найти сходства в программах декабристов, с одной стороны, и западников и славянофилов – с другой. Чем можно объяснить эти сходства?

4) Как вы думаете, почему именно в 30-е гг. XIX в. у российской власти появилась потребность в создании официальной идеологии? Раскройте смысл триады «самодержавие – православие – народность».

Литература

1. Бутов С. Е. «Мы были дети 1812 года» (декабристы) // Военно-исторический журнал. – 2005. – №12. – С. 51-55.

2. Гордин Я. А. Мятеж реформаторов. – М., 1985 (или: Гордин Я. А. События и люди 14 декабря. – М., 1987)

3. Гросул В. Я. Декабристы и эмигранты // Отечественная история. – 2006. – №6. С. 3–18.

4. Дружинин Н. М. Революционное движение в России в XIX в. – М., 1985.

5. История России : учеб. пособие для вузов / под ред. В. А. Бердинских. – Киров, 2005.

6. Лященко Л. Декабристы. Новый взгляд. (отрывки из книги). URL: http://www.chaskor.ru/article/dekabristy_novyj_vzglyad_24437.

7. Миронов Г. Е. История государства Российского: Историко-библиогр. очерки XIX век. – М., 1995.

8. Нехимкин В. А. Если бы победили декабристы // Вестник РАН. – 2006. – №9. – С. 805–812.

9. Нечкина М. В. Декабристы. – М., 1990.

10. Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. – М., 1991.

11. Отечественная история : хрестоматия / под ред. В. А. Бердинских. – Киров, 2003.

12. Революционеры и либералы. – М., 1990.

13. Россия и мир : учеб. книга по истории. – Ч. 1. – М., 2000.

14. Федоров В. А. Декабристы и их время. – М., 1992.

15. Цимбаев Н. И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX в. – М., 1986.

Наши рекомендации