Условия и средства реализации рабочей программы

В период раннего детства маленький ребенок активно познает окружающий мир. Окружение для детей должно быть ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная предметно-развивающая среда поможет нам обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

В нашей группе предметно – развивающая среда направлена на реализацию образовательных областей:

Центр развивающей среды Оборудование и примерные наименования
Раздевалка 1. Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей), скамейки, «алгоритм» процесса одевания. 2. Стенды для взрослых: «Вот что мы умеем» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей); «Вот как мы живем» (постоянно обновляющаяся фотовыставка); «Здоровейка» (информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе, детском саду); «Давайте поиграем»(рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий). Мини-библиотека методической литературы для родителей, книги для чтения детям дома. Информационный стенд «Визитная книга» (режим работы детского сада и группы, расписание работы специалистов, объявления). «Календарь жизни группы» - отмечают дни рождения, праздники, родительские собрания и т.п.
Центр «Маленькие строители» 1.Крупный строительный конструктор. 2.Средний строительный конструктор. 3.Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали. 4.Конструкторы типа «Лего». 5.Нетрадиционный материал: картонные коробки разных размеров, оклеенные самоклеющейся бумагой, деревянные чурочки и контейнеры разных размеров с крышками. 6. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.). 7. Игрушечный транспорт средний и крупный. Грузовые, легковые машины, пожарная машина, машина «скорой помощи», паровоз и вагончики, лодка, самолет.
Уголок по правилам дорожного движения 1. «Светофорчик» (наклеить светофор) 2.Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов (можно сделать из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать). 3.Средний транспорт. 4.Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели. 5.Небольшие игрушки (фигурки людей, животных).
Центр художественного творчества «Маленькие художники» 1.Толстые восковые мелки, цветной мел, цветные карандаши (12 цветов), фломастеры (12 цветов), гуашь, пластилин, глина. 2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани. 3.Кисти, поролон, печатки, клише, клейстер, трафареты. 4.Стаканчики, подставки для кистей, салфетки из ткани (15х15, 30х30), доски (20х20), подносы. . 6.Наборное полотно, доска, ковролиновое полотно, магнитная доска, фланелеграф.
Центр дидактических игр «Игротека» Материалы по сенсорике и математике - на стене или дверцах шкафа наклеить геометрические фигуры разных размеров и цветов. 1.Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры. 2.Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания. 3. Наборное полотно, магнитная доска. 4.Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках». 5.Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета. 6.Блоки Дьенеша. 7.Палочки Кюизенера. 8.Матрешки (из 5-7 элементов), доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета). 9.Набор объемных тел по величине из 3-5 элементов (цилиндров, брусков и т.п.). 10.Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей). 11.Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали). Материалы по развитию речи и познавательной деятельности. 1.Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с дете-нышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода. 2.Наборы предметных картинок для последовательной груп-пировки по разным признакам (назначению и т.п.). 3.Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации). 4.Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения). 5.Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей). 6.Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой). 7.Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.
Центр «книжкин дом» «Книжкин дом» 1.Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр. 2.Книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки. 3.Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад» и т.д.
Центр музыкального раззвития «Веселые нотки», «Музыкальная шкатулка» 1.Звучащие инструменты: металлофон, барабан, погремушки, игрушки-пищалки, бубен, молоточки. 2.Магнитофон. 3.Пластковые прозрачные емкости с разными наполнителя-ми: горохом, желудями, камешками и другие нетрадиционные музыкальные инструменты (см. «Обруч».-2003.-№ 1. - с.-21). 4.Карточки с картинками.
Центр спортивный развития «Озорные мячики» 1.Мячи большие, средние, малые. 2.Обручи. 3.Толстая веревка или шнур. 4.Флажки. 5.Гимнастические палки. 6.Модульные конструкции для пролезания, подлезания, перелезания. 7.Ленты цветные короткие (10 шт.), платочки. 8.Кегли. 9.Мешочки с грузом малые(для бросания). 10.Скакалка. 11.Доска ребристая или дорожка ребристая. 12.Нетрадиционное спортивное оборудование (см. «Обруч». -2002.-№ 1.-с.-12, «Игра и дети».-2004.-№ 3.-с.-22).
Центр Театрализованной деятельности «Петрушкин театр» 1.Ширма, отделяющая зону от зон подвижных игр; маленькие ширмы для настольного театра, картинки или фланелеграф. 2.Набор масок сказочных животных. 3.Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках. 4.Различные виды театра: плоскостной (набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи), стержневой, кукольный (набор наручных кукол би-ба-бо: семья и сказочные персонажи). 5.Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания одной-двух сказок в месяц.
  Центр сюжетно-ролевой игры 1.Кукольная мебель: стол, стулья (4 шт.), кровать (2шт.), диванчик, шкафчик для кукольного белья, кухонная плита. 2.Игрущечная посуда: набор чайной посуды (крупной и средней), набор кухонной и столовой посуды (крупной и средней), миски (тазики) (2 шт.), ведерки. 3.Куклы: крупные (3 шт.), средние (7 шт.). 4.Коляска для кукол (3шт.). 5.Атрибуты для игр «Магазин», «Больница», «Семья», «Детский сад». 6.Различные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, шали, юбки, плащ-накидки и т.п. 7.Мягкие игрушки: крупные и средние.
Экологический центр     Центр воды и песка: «Занимательный уголок» 1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверх-ностью из пластика. Пластиковый коврик, халатики, нарукавники. 2.Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды. 3.Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки резиновые и пластмассовые для игр с водой. 4.Зеркальце для игр с солнечным зайчиком. 5. Предметы для игр с тенью. 6.Лупы, «волшебные» очки – цветные «стеклышки» (из пластмассы). Уголок природы: «Зеленый уголок» 1.Комнатные растения: 3-4 видов с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными яркими цветами. Одно из растений должно быть в двух экземплярах, для того чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения. Рекомендуемые растения: фикус – хороший очиститель воздуха, бегония вечноцветущая – борется с заболеваниями верхних дыхательных путей, бальзамин, колеус, фуксия гибридная. 2.Растения, характерные для различных времен года: - осенью: выставки ярких, крупных или необычной формы овощей и фруктов; - зимний огород: посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений; - летом: букеты из декоративных растений: астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др.; 3.Аквариум с крупными окрашенными рыбками: 1-2 разновидности рыбки 4.Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, фартуки. Календарь природы картина с изображением времени года; лист наблюдений за погодой – используют сюжетные картинки или фотографии с изображением деятельности детей в разное время года; Перед выходом на прогулку одевают дидактическую куклу по сезону.
  Центр краеведения 1.Альбомы: «Наша семья», «Мой город», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду». 2.Художественная литература: стихи о родном городе, рассказы и легенды Коми народа. 3.Папки-передвижки с иллюстрациями: «Природа родного края», «Растительный и животный мир Коми», «Наш город в разные времена года». 4.Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе. 5.Совместные работы из бросового и природного материала. 6.Образцы декоративно-прикладного искусства.
Центр уединения Место, отгороженное от всех ширмой или занавеской.
Туалетная комната «Уголок Чистюлькина» Традиционная обстановка, «алгоритм» процесса умывания.




Наши рекомендации