Аргументация может быть поддерживающая и опровергающая.

При поддерживающей аргументации ученик, соглашаясь с мнением автора, приводит доводы, подтверждающие авторский тезис.

Тезис Русский язык и русская культура составляют неразрывное единство.
Аргумент 1 Связь языка и культуры очевидна для каждого мыслящего человека. Не случайно Д.С.Лихачёв в книге очерков «Земля родная» назвал язык главным богатством нации. В самом деле, вся духовная культура не мыслима без языка и речи, которые не только создают особый «культурный слой», но и отражают нравственное состояние народа.
Аргумент 2 Нельзя забывать и о том, что в переломные моменты истории именно родная речь, родной язык становятся той духовной опорой, которая обеспечивает единство нации. Именно об этом писал И.С.Тургенев в стихотворении в прозе «Русский язык»: «Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома». Вспомните также знаменитые строки стихотворения А.Ахматовой «Мужество», написанные в страшные годы Великой Отечественной войны: «Но мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». Мне кажется, особенно ярко в этом произведении звучит мысль о значимости русского языка для всего нашего народа.
Вывод Да, русский язык богат и великолепен, и задача каждого из нас – приобщиться к этому богатству и приумножить его.

При опровергающей аргументации учащийся не соглашается с автором и, формулируя собственную позицию по проблеме, выдвигает контртезис (тезис, противоположный авторскому), истинность которого доказывает двумя аргументами.

Тезис На войне осознаётся ценность человеческой жизни.
Контртезис Я не могу согласиться с автором: очень часто люди, оказавшиеся в нечеловеческих условиях войны, вообще теряют нравственные ориентиры и перестают воспринимать жизнь (особенно чужую) как безусловную ценность.
Аргумент 1 В качестве примера можно привести людей «потерянного поколения» - так называют на Западе молодых фронтовиков, которые воевали в 1914-1918 годы, независимо от страны, за которую они воевали, и вернулись домой морально или физически искалеченными. Оказавшись дома, эти люди не могли снова жить нормальной жизнью. После пережитых ужасов войны всё остальное казалось им мелочным и не достойным внимания.
Аргумент 2 Подтверждение моей точки зрения можно найти в художественной литературе. В 1930 году немецкий писатель Эрих-Мария Ремарк создаёт роман «Возвращение», в котором рассказывает о возвращении на родину после Первой мировой войны молодых солдат, которые уже не могут жить нормально. Ремарк описывает положение, в котором оказались эти люди. Возвратившись, многие из них нашли воронки вместо своих прежних домов, большинство потеряло своих родных и друзей. Война сделала их жёсткими и циничными, уничтожила всё, во что они прежде верили.
Вывод Любая война скорее разрушает все нравственные ценности, чем позволяет осознать их значимость. История двух мировых войн служит грозным предупреждением для всех тех, кто думает, что война – это лишь щекочущее нервы приключение, позволяющее острее ощутить полноту жизни.

Используемые в сочинении аргументы оцениваются разными баллами:

1) аргументы, оцениваемые 2 баллами:

Ø примеры из художественной литературы,

Ø примеры из публицистической литературы,

Ø примеры из научно-популярной литературы;

2) аргументы, оцениваемые 1 баллом:

Ø примеры из жизни,

Ø собственные наблюдения и выводы,

Ø ссылки на авторитет,

Ø предположительные примеры,

Ø примеры из кинофильмов,

Ø пословицы, поговорки, афоризмы (без объяснения).

Помните!

v Аргументы, оцениваемые 2 баллами, всегда предполагают ссылку на автора и название произведения. Кроме того, говоря о художественном тексте, недостаточно просто упомянуть автора и название произведения, необходимо также указать конкретных героев, их поступки, слова, мысли, которые демонстрируют связь данного произведения с рассматриваемой в исходном тексте проблемой.

Например: О проблеме гуманизма очень эмоционально и выразительно написал М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Данко, герой одной из легенд, пожертвовал жизнью ради спасения своего народа. Он появился именно тогда, когда людям понадобилась помощь, и повёл их, отчаявшихся и озлобленных, через лес к свободе. Подвиг Данко, вырвавшего из груди сердце, чтобы осветить путь людям, - потрясающий пример истинного гуманизма, безграничной любви к человеку.

v В качестве аргумента на 2 балла могут рассматриваться пословицы, поговорки, афоризмы, но только в том случае, если они сопровождаются пояснениями, размышлениями над их содержанием.

Например: Не случайно народная мудрость утверждает безусловную ценность дружбы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Старый друг лучше новых двух», «Друзья познаются в беде», «Друга ищи, а нашёл – береги»… Действительно, верные друзья готовы разделить с тобой горе и радость, прийти на помощь в трудную минуту. Именно друзья дают нам понять, что мы не одиноки в этом мире.

v Приводя пример из публицистической литературы, также указывайте автора, название статьи, очерка и, если возможно, название издания, в котором опубликован этот материал.

Например: Над проблемой влияния телевидения на современное российское общество размышляет тележурналист Олег Пташкин в статье «Треш-ТВ», которую я недавно прочитал в Интернете. По словам автора, современное телевидение в России переживает острейший кризис – кризис идей и смысла. Те, кто создаёт телепередачи, совершенно не думают об общественной пользе. Журналист озабочен тем, что современные СМИ пропагандируют бездуховность и аморальность, приучают к мысли, что жизнь ради семьи, детей, успехов в работе – удел неудачников. Автор убеждён в том, что главная задача современного телевидения – просвещение: оно должно научить чтить семью, родителей, культурные традиции. Только тогда телевидение будет способствовать возрождению духовности.

v Нельзя придумывать фамилии несуществующих публицистов и названия несуществующих произведений. Все подобные «опусы» будут квалифицироваться как фактические ошибки, а значит, вы не только не заработаете баллы за аргументацию, но и потеряете 1 балл за нарушение фактической точности.

v Если вы приводите аргумент из жизни, будет убедительнее, если это будет наблюдение над жизнью людей и общества в целом, поскольку их легче обобщить и оформить в виде выводов.

Например: Я считаю, что сочувствие и сострадание прививаются людям с детства. Если ребёнок был окружён заботой и ласой, то, повзрослев, он будет дарить это добро окружающим.

v Можно приводить в пример предположительные аргументы, которые представляют собой размышления о том, что могло бы случиться при определённых условиях.

Например: Я не могу представить свою жизнь без книг: без учебников, которые помогают нам познавать мир, без художественной литературы, открывающей тайны людских взаимоотношений и формирующей нравственные ценности. Такая жизнь была бы неимоверно бедной и скучной.

v По своей сути пословицы и поговорки представляют собой разновидность ссылки на авторитет. Сила этих доводов заключается в том, что мы обращаемся к авторитету народной мудрости. Простое упоминание пословиц и поговорок, не сопровождающееся вашими размышлениями над их содержанием, оценивается 1 баллом.

Например: Не случайно в русских пословицах утверждается ценность опыта старших поколений: «Родительское слово на ветер не молвится», «Кто родителей очитает, тот вовек не погибает».

v Каждый аргумент следует начинать с нового абзаца.

Структура аргумента

При написании сочинения следует помнить, что между тезисом и двумя аргументами, подтверждающими вашу позицию, должна просматриваться чёткая связь, которая выражена логическими переходами – высказываниями, связывающими известную информацию текста с новой. Кроме того, каждый аргумент сопровождается «микровыводом» - высказыванием, подводящим итог некоторым размышлениям.

Тезис Я согласен с автором: одна из важнейших задач искусства – будить в человеке чувство родины.
Логический переход Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к тем родины и создали удивительные образы России.
Аргумент А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, С.А.Есенин. А.А.Блок – все эти поэты показали читателям Россию с разных сторон, с её достоинствами и недостатками, но прежде всего – с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.А.Есенина: Если крикнет рать святая: «Кинь ты, Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
Микровывод Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными.

Заключение

Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, постав­ленной автором исходного текста.

Виды заключения

Вид заключения Примеры
Обобщение основных мыслей автора Итак, автор показал нам, что не такими людьми держится Россия. Истинная любовь, тревога и гордость за неё живут в изобретениях учёных, произведениях художников и музыкантов, в каждодневном труде многих граждан нашей страны, которые никогда не говорят вслух о естественном чувстве к своему Отечеству.
Вопросительное предложение, (риторический вопрос) Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?
Призыв, обращение к читателю Благодарность родителям, учителям, друзьям… Многим из нас приходится обучаться этому чувству – чувству искренней благодарности. Научитесь отвечать добром на добро, и мир услышит это! Даже оставаясь незамеченной, ваша благодарность будет творить чудеса!
Цитата Задумываясь о состоянии современного русского языка, вслед за И.С.Тургеневым хочется воскликнуть: «Как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома!» Я надеюсь, что пройдёт время и человек почувствует, какое очарование в нашей речи.
Прогноз событий, предположение Коротка, к сожалению, бывает людская память. Быстро мы забываем всё хорошее, что для нас было сделано. Если будет и дальше так продолжаться, то в душах людей останется только злоба, и станем мы, сами того не замечая, малодушными, эгоистичными, безнравственными людьми.

Наши рекомендации