Аргументация может быть поддерживающая и опровергающая.
При поддерживающей аргументации ученик, соглашаясь с мнением автора, приводит доводы, подтверждающие авторский тезис.
Тезис | Русский язык и русская культура составляют неразрывное единство. |
Аргумент 1 | Связь языка и культуры очевидна для каждого мыслящего человека. Не случайно Д.С.Лихачёв в книге очерков «Земля родная» назвал язык главным богатством нации. В самом деле, вся духовная культура не мыслима без языка и речи, которые не только создают особый «культурный слой», но и отражают нравственное состояние народа. |
Аргумент 2 | Нельзя забывать и о том, что в переломные моменты истории именно родная речь, родной язык становятся той духовной опорой, которая обеспечивает единство нации. Именно об этом писал И.С.Тургенев в стихотворении в прозе «Русский язык»: «Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома». Вспомните также знаменитые строки стихотворения А.Ахматовой «Мужество», написанные в страшные годы Великой Отечественной войны: «Но мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». Мне кажется, особенно ярко в этом произведении звучит мысль о значимости русского языка для всего нашего народа. |
Вывод | Да, русский язык богат и великолепен, и задача каждого из нас – приобщиться к этому богатству и приумножить его. |
При опровергающей аргументации учащийся не соглашается с автором и, формулируя собственную позицию по проблеме, выдвигает контртезис (тезис, противоположный авторскому), истинность которого доказывает двумя аргументами.
Тезис | На войне осознаётся ценность человеческой жизни. |
Контртезис | Я не могу согласиться с автором: очень часто люди, оказавшиеся в нечеловеческих условиях войны, вообще теряют нравственные ориентиры и перестают воспринимать жизнь (особенно чужую) как безусловную ценность. |
Аргумент 1 | В качестве примера можно привести людей «потерянного поколения» - так называют на Западе молодых фронтовиков, которые воевали в 1914-1918 годы, независимо от страны, за которую они воевали, и вернулись домой морально или физически искалеченными. Оказавшись дома, эти люди не могли снова жить нормальной жизнью. После пережитых ужасов войны всё остальное казалось им мелочным и не достойным внимания. |
Аргумент 2 | Подтверждение моей точки зрения можно найти в художественной литературе. В 1930 году немецкий писатель Эрих-Мария Ремарк создаёт роман «Возвращение», в котором рассказывает о возвращении на родину после Первой мировой войны молодых солдат, которые уже не могут жить нормально. Ремарк описывает положение, в котором оказались эти люди. Возвратившись, многие из них нашли воронки вместо своих прежних домов, большинство потеряло своих родных и друзей. Война сделала их жёсткими и циничными, уничтожила всё, во что они прежде верили. |
Вывод | Любая война скорее разрушает все нравственные ценности, чем позволяет осознать их значимость. История двух мировых войн служит грозным предупреждением для всех тех, кто думает, что война – это лишь щекочущее нервы приключение, позволяющее острее ощутить полноту жизни. |
Используемые в сочинении аргументы оцениваются разными баллами:
1) аргументы, оцениваемые 2 баллами:
Ø примеры из художественной литературы,
Ø примеры из публицистической литературы,
Ø примеры из научно-популярной литературы;
2) аргументы, оцениваемые 1 баллом:
Ø примеры из жизни,
Ø собственные наблюдения и выводы,
Ø ссылки на авторитет,
Ø предположительные примеры,
Ø примеры из кинофильмов,
Ø пословицы, поговорки, афоризмы (без объяснения).
Помните!
v Аргументы, оцениваемые 2 баллами, всегда предполагают ссылку на автора и название произведения. Кроме того, говоря о художественном тексте, недостаточно просто упомянуть автора и название произведения, необходимо также указать конкретных героев, их поступки, слова, мысли, которые демонстрируют связь данного произведения с рассматриваемой в исходном тексте проблемой.
Например: О проблеме гуманизма очень эмоционально и выразительно написал М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Данко, герой одной из легенд, пожертвовал жизнью ради спасения своего народа. Он появился именно тогда, когда людям понадобилась помощь, и повёл их, отчаявшихся и озлобленных, через лес к свободе. Подвиг Данко, вырвавшего из груди сердце, чтобы осветить путь людям, - потрясающий пример истинного гуманизма, безграничной любви к человеку.
v В качестве аргумента на 2 балла могут рассматриваться пословицы, поговорки, афоризмы, но только в том случае, если они сопровождаются пояснениями, размышлениями над их содержанием.
Например: Не случайно народная мудрость утверждает безусловную ценность дружбы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Старый друг лучше новых двух», «Друзья познаются в беде», «Друга ищи, а нашёл – береги»… Действительно, верные друзья готовы разделить с тобой горе и радость, прийти на помощь в трудную минуту. Именно друзья дают нам понять, что мы не одиноки в этом мире.
v Приводя пример из публицистической литературы, также указывайте автора, название статьи, очерка и, если возможно, название издания, в котором опубликован этот материал.
Например: Над проблемой влияния телевидения на современное российское общество размышляет тележурналист Олег Пташкин в статье «Треш-ТВ», которую я недавно прочитал в Интернете. По словам автора, современное телевидение в России переживает острейший кризис – кризис идей и смысла. Те, кто создаёт телепередачи, совершенно не думают об общественной пользе. Журналист озабочен тем, что современные СМИ пропагандируют бездуховность и аморальность, приучают к мысли, что жизнь ради семьи, детей, успехов в работе – удел неудачников. Автор убеждён в том, что главная задача современного телевидения – просвещение: оно должно научить чтить семью, родителей, культурные традиции. Только тогда телевидение будет способствовать возрождению духовности.
v Нельзя придумывать фамилии несуществующих публицистов и названия несуществующих произведений. Все подобные «опусы» будут квалифицироваться как фактические ошибки, а значит, вы не только не заработаете баллы за аргументацию, но и потеряете 1 балл за нарушение фактической точности.
v Если вы приводите аргумент из жизни, будет убедительнее, если это будет наблюдение над жизнью людей и общества в целом, поскольку их легче обобщить и оформить в виде выводов.
Например: Я считаю, что сочувствие и сострадание прививаются людям с детства. Если ребёнок был окружён заботой и ласой, то, повзрослев, он будет дарить это добро окружающим.
v Можно приводить в пример предположительные аргументы, которые представляют собой размышления о том, что могло бы случиться при определённых условиях.
Например: Я не могу представить свою жизнь без книг: без учебников, которые помогают нам познавать мир, без художественной литературы, открывающей тайны людских взаимоотношений и формирующей нравственные ценности. Такая жизнь была бы неимоверно бедной и скучной.
v По своей сути пословицы и поговорки представляют собой разновидность ссылки на авторитет. Сила этих доводов заключается в том, что мы обращаемся к авторитету народной мудрости. Простое упоминание пословиц и поговорок, не сопровождающееся вашими размышлениями над их содержанием, оценивается 1 баллом.
Например: Не случайно в русских пословицах утверждается ценность опыта старших поколений: «Родительское слово на ветер не молвится», «Кто родителей очитает, тот вовек не погибает».
v Каждый аргумент следует начинать с нового абзаца.
Структура аргумента
При написании сочинения следует помнить, что между тезисом и двумя аргументами, подтверждающими вашу позицию, должна просматриваться чёткая связь, которая выражена логическими переходами – высказываниями, связывающими известную информацию текста с новой. Кроме того, каждый аргумент сопровождается «микровыводом» - высказыванием, подводящим итог некоторым размышлениям.
Тезис | Я согласен с автором: одна из важнейших задач искусства – будить в человеке чувство родины. |
Логический переход | Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к тем родины и создали удивительные образы России. |
Аргумент | А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, С.А.Есенин. А.А.Блок – все эти поэты показали читателям Россию с разных сторон, с её достоинствами и недостатками, но прежде всего – с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.А.Есенина: Если крикнет рать святая: «Кинь ты, Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». |
Микровывод | Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными. |
Заключение
Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста.
Виды заключения
Вид заключения | Примеры |
Обобщение основных мыслей автора | Итак, автор показал нам, что не такими людьми держится Россия. Истинная любовь, тревога и гордость за неё живут в изобретениях учёных, произведениях художников и музыкантов, в каждодневном труде многих граждан нашей страны, которые никогда не говорят вслух о естественном чувстве к своему Отечеству. |
Вопросительное предложение, (риторический вопрос) | Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара? |
Призыв, обращение к читателю | Благодарность родителям, учителям, друзьям… Многим из нас приходится обучаться этому чувству – чувству искренней благодарности. Научитесь отвечать добром на добро, и мир услышит это! Даже оставаясь незамеченной, ваша благодарность будет творить чудеса! |
Цитата | Задумываясь о состоянии современного русского языка, вслед за И.С.Тургеневым хочется воскликнуть: «Как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома!» Я надеюсь, что пройдёт время и человек почувствует, какое очарование в нашей речи. |
Прогноз событий, предположение | Коротка, к сожалению, бывает людская память. Быстро мы забываем всё хорошее, что для нас было сделано. Если будет и дальше так продолжаться, то в душах людей останется только злоба, и станем мы, сами того не замечая, малодушными, эгоистичными, безнравственными людьми. |