Типовые конструкции, используемые в заключении

ü Таким образом,

ü Следовательно,

ü Итак,

ü В заключение хочу подчеркнуть…

ü В заключение важно отметить…

ü Хотелось бы ещё раз подчеркнуть…

ü Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

Речевое оформление сочинения

К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

(логические ошибки, наблюдаемые в рамках текста)

К логическим ошибкам относят те, которые связаны со смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Логичность на уровне всего сочинения предполагает соответствие композиционным особенностям выбранного жанра (наличие вступления, основной части, заключения, между которыми должны быть переходы). Особую роль в построении текста играет абзац.

Высшая оценка (2 балла) ставится в случае, если работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельность, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

По данному критерию снижаются баллы, если:

· имеются случаи нарушения абзацного членения текста;

· при рассуждении аргументы не подтверждают тезис, пропущено важное звено в цепи доказательств;

· при изложении собственной позиции используются противоречащие друг другу утверждения;

· нарушается логичность в построении предложений;

· вместо сочинения даны отдельные, не связанные друг с другом высказывания.

Помните!Каждая новая мысль выносится в отдельный абзац!

Виды логических ошибок:

Ø подмена понятий (например, вместо слова «проблема» используется «тема»);

Ø нарушение причинно-следственных отношений (например: Вскоре пришла весна, так как морозы прекратились);

Ø нарушение логики развёртывания мысли или отсутствие связи между предложениями (например, при комментировании говорится, что проблема, поднятая в тексте, является актуальной, а далее эта мысль не доказывается. Другой пример: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным персонажем.);

Ø двусмысленность, неясность высказывания (например: Многие люди теряются из-за отсутствия информации на улице и в магазинах (теряются: пропадают или стоят в растерянности?)).

К6. Точность и выразительность речи

В числе основных качеств хорошей речи выделяются следующие показатели: точность, уместность, выразительность, богатство, логичность, чистота.

Наличие в работе речевых и грамматических ошибок не могут свидетельствовать о точности речи, поэтому и дают снижение по данному критерию.

В хорошей речи нет места просторечным словам, диалектизмам, вульгаризмам, жаргонным и бранным словам и выражениям.

Речь небогатая отличается ограниченным объёмом словаря, неточным словоупотреблением, синтаксическим однообразием. Обычно она состоит из коротких однотипных предложений, в которых в качестве средства связи чаще всего используется лексический повтор, так как ни синонимами, ни другими средствами связи пишущий не владеет. Такая речь не может точно передать смысл высказывания и оказать воздействие на читателя: выразительные средства языка в ней, как правило, отсутствуют.

Высший балл по этому критерию не ставится, если в работе присутствуют речевые ошибки, то есть высший балл по критерию К6 ставится, если высший балл (2 балла) полечен по критерию К10.

К7. Орфографические ошибки

Орфографическая ошибка - неправильное написание слова, допущенное на письме. Различаются однотипные и неоднотипные орфографические ошибки:

• однотипные – ошибки на одно и то же орфографическое правило. Эти ошибки ис­правляются, но при подсчете общего количества допущенных ошибок считаются 3 за 1, каждая последующая считается самостоятельной ошибкой;

Примечание: не считаются однотипнымиошибки, допущенные в словах с проверяемы­ми гласными и согласными в корне.

• повторяющиеся - ошибки в одном и том же повторяющемся слове или в корне однокоренных слов. Эти ошибки также считаются за одну.

Грубые и негрубые орфографические ошибки.К негрубым орфографическим ошибкам традиционно относятся:

• исключения из правил;

• строчная и прописная буквы в собственных наименованиях;

• не регулируемые правилами слитные и раздельные написания наречий;

• слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными и причастиями, выступающи­ми в роли сказуемых;

• различение НЕ и НИ в оборотах никто иной не...; ничто иное не...; не кто иной, как...; не что иное, как..., а также во фразах типа: Куда только он не обращался! Куда только он ни обращался, никто не мог дать ему ответ;

• написание собственных имен нерусского происхождения;

• написании И и Ы после приставок.

Другие виды ошибок:

• графические ошибки (при проверке не учитываются) - разновидность ошибок, свя­занных с графикой (различные приемы сокращения слов, использование пробелов ме­жду словами, различные подчеркивания, шрифтовые выделения).

• описки - ошибки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью на­писания. Они исправляются, но не выносятся на поля и не учитываются при подсчете ошибок.

К опискам относятся:

• пропуски букв;

• перестановки букв;

• замены одних букв другими;

• добавление лишних букв.

К9. Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – ошибки, связанные с нарушением пунктуационных правил.

2 негрубые пунктуационные ошибки считаются за 1.

К негрубым пунктуационным ошибкам относятся:

• употребление одного знака препинания вместо другого;

• пропуск одного из двойных знаков препинания;

• нарушение последовательности сочетающихся знаков или пропуск одного из соче­тающихся знаков.

Не относится к ошибкам авторская пунктуация. Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

К10. Грамматические ошибки

Грамматические ошибки – это ишибки в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Ошибки в образовании отдельных слов и форм различных частей речи:

1. Неправильное использование приставок: Зафотографировали (вм. сфотографировали); завсегда (вм. всегда); надсмехаться (вм. насмехаться).

2. Неправильное использование суффиксов: Одеяло мокнуло (вм. мокло); упрямость (вм. упрямство).

3. Ошибки при образовании сложных слов: Полуумный (вм. полоумный).

4. Неправильное образование формы именительного падежа множественного числа: Торта (вм. торты), шофера (вм. шофёры), договора (вм. договоры).

5. Неправильная форма рода: пирожки с повидлой (вм. с повидлом), вкусное кофе (вм. вкус­ный), легкая тюль (вм. легкий), мальчик был круглой сиротой (вм. круглым).

6. Неправильная форма числа: Певец вышел на подмосток (вм. на подмостки).

7. Нарушение норм склонения иноязычных фамилий: У Барклая де Толля (вм. де Толли); фильм снят по мотивам повести Аркадия и Георгия Вайнер (ем. Вайнеров).

8. Неправильное образование формы родительного падежа множественного числа: Пять килограмм (вм. килограммов), много грузинов (вм. грузин), доволен новыми дверями (вм. дверь­ми).

9. Ошибки в категории одушевленных и неодушевленных существительных: Я забрал его ферзь (вм. ферзя).

10. Склонение несклоняемого существительного: Мы побывали на горном плате (вм. плато).

11. Неверное образование форм кратких прилагательных: Вывод беспочвенен (лучше: бес­почвен); ему свойственен оптимизм (вм. свойствен).

12. Ошибки при образовании степеней сравнения: Самый талантливейший поэт XIX века (вм. самый талантливый); более тяжелее перенесла разлуку Наташа (вм. более тяжело); младшую дочь ему было жачьчее (нет нормативной формы сравнительной степени); он хоро­шее меня (вм. лучше).

13. Неправильное образование местоимений 3-го лица мн. ч.: ихний сын, ихняя книга (вм. их); сестра старше него (вм. его); разница между ей и подругами очень большая (вм. ней).

14. Ошибки в образовании личных форм глаголов: ветер колыхает листву (вм. колышет); ими двигает чувство сострадания (вм. движет).

15. Ошибки в образовании повелительного наклонения: едь (вм. поезжай); ляжь (вм. ляг).

16. Неверное образование видовых форм: институт организовывает подготовительные курсы (вм. организует).

17. Ошибки при образовании деепричастий: вышев на сцену, артист поклонился (вм. вый­дя); Пиша диктант, нужно быть внимательным (нет литературной формы деепричастия).

18. Неправильное образование действительных и страдательных причастий: ручейки, сте- каемые вниз, были холодными (вм. стекающие); изделия, выпускающиеся в России, известны и за рубежом (вм. выпускаемые).

19. Ошибки при образовании наречий: использование разговорной формы вместо литера­турной: Он тута. Остановите здеся.

Ошибки в согласовании:

1. Неправильное использование сказуемого при подлежащем, выраженном собирательны­ми существительными: Молодежь собрались в парке (вм. собралась). Стая лебедей летели (вм. летела).

2. Неправильное употребление числа сказуемого: Чтобы приносить пользу Родине, нужно знания, честность (вм. нужны). Там жила старая бабушка и ее внук (вм. там жили).

3. Согласование обобщающего слова и однородных членов: На конференции присутствовали делегаты из следующих городов: Красноярск, Москва, Орел... (вм. Красноярска, Москвы, Орла).

Ошибки в управлении:

1. Употребление неверно выбранного падежа: Заведующий кафедры (вм. заведующий ка­федрой). Летать вертолетом (вм. на вертолете). Плыть лодкой (вм. на лодке). Согласно при­каза (вм. приказу). Многие люди не имеют своё мнение (вм. не имеют своего мнения).

2. Два управляющих слова должны требовать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: Многие покупают и забывают о книгах (вм. Многие покупают (что?) книги и забывают (о чём?) о них).

Ошибки в построении простых неосложнеиных предложений:

1. Личное местоимение дублирует подлежащее: Этот автор, он всегда ставит острые вопросы.

2. Расположение слов в предложении, не соответствующее грамматическим нормам рус­ского языка: Ученики четко должны усвоить понятия (вм. должны четко усвоить). Была организова­на выставка работ детей из природного материала (вм. выставка детских работ из природ­ного материала).

Ошибки в построении простых предложений, осложненных однородными членами:

1. Рассогласование времен: Учебник дает знания, научит выделять главное (вм. дает, учит).

2. Объединение в одном ряду однородных членов родовых и видовых понятий: Он принес плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди. В зоопарке мы видели птиц, страусов, слонов.

3. Парное сочетание несопоставимых понятий: Родители и друзья, коллеги и дети, поздравляем вас...

4. Несочетаемость опорного слова и одного из компонентов однородных членов: Проявления заботы и помощи радовали всех (нельзя проявлять помощь).

5. Объединение в качестве однородных полных и кратких форм прилагательных: Комната просторная и светла.

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом:

1. Определяемое слово должно находиться перед причастным оборотом или после него: Поставленная проблема автором очень актуальна (вм. Проблема, поставленная автором, очень актуальна).

Ошибки в построении сложного предложения:

1. Употребление противительных союзов вместо соединительных: Тигр вскочил на спину слона, но задел лапами дрова, но дрова упали на него.

2. Употребление лишнего союза: Онегин знал, что не нужно идти на дуэль с Ленским, но однако ничего не сделал, чтобы остановить поединок.

3. Неверное построение сложного предложения: Текст принадлежит перу Лихачёва, в котором поднимается важная проблема (вм. В тексте Лихачёва поднимается важная проблема…)

К11. Речевые ошибки

Речевые ошибки – это ошибки в использовании слова или фразеологизма. Чаще всего это нарушение лексических норм.

1. Лексические анахронизмы (ошибки, связанные с перенесением современного слова в действительность прошлого или немотивированное использование архаизмов в со­временной речи): Описание поведения Кутузова свидетельствует о том, что он ведает о настроениях ге­нералов, собравшихся в Филях. Уходя от войск Наполеона, помещики эвакуировали свои семьи.

2. Вульгаризация речи (этико-речевые ошибки):

• использование стилистически сниженной и нелитературной лексики (жаргонизмов, просторечий): ...политические ворюги и шестерки. Старый маразматик... Ему его мать на фиг не нужна. Да он просто придурок. За это его надо как следует отфигачить.

• использование слов, оборотов речи и целых высказываний, в которых нашел отражение цинизм индивидуального и социального мышления: Жмурик (о покойнике); накопи­тель (помещение для ожидания посадки в самолет); пушечное мясо (о солдатах);

• использование слов-паразитов: Они, так сказать, решили...; Раскольников типа рас­каялся; Мы как бы умные люди.

3. Двусмысленность, неоднозначность фразы, высказывания; возможность двоякого пони­мания речи:Учителю надо многое сказать (учитель должен многое сказать или учителю должны многое сказать?). Мы посетили музей и вынесли из него все самое лучшее. Ребенок требует ухода матери. На костре - лучшие люди села.

4. Канцелярские штампы (канцелярит), стилистически не мотивированное использование канцеляризмов в несвойственном им стилевом контексте:Катериной было принято решение утопиться. Наташа с Соней говорили по поводу то­го,как прекрасна летняя ночь. Жуковский осуществил перевод «Слова о папку Игореве».

5. Нарушения лексической сочетаемости (нарушение говорящим правил соединения слов в словосочетание): Микроскопическая разница (вм. незначительная); обильное общение (обильным может быть полив грядок, а не общение); одержать поражение (вм. победу).

6. Ошибки в употреблении синонимов (неверный выбор одного из близких по значению слов): Екатерина была поставлена на престол (вм. возведена). Капитан надел нарядный китель (вм. парадный). Его имя знакомо во многих странах (вм. известно).

7. Ошибки в употреблении паронимов (неразличение паронимов):Вы уже ходили вешаться? (вм. взвешиваться). Одень пальто (вм. надень). Скрипка в этом произведении - сольный инструмент (вм. солирующий).

8.Ошибки в употреблении антонимов (неправильный подбор антонима):Эта комедия вызывает у зрителя не только смех, но и сострадание (вм.: смех - слезы, со­страдание - равнодушие).

9. Плеоназм (немотивированное многословие, избыточность языковых средств для выра­жения данного содержания): В апреле месяце (достаточно: в апреле); памятный сувенир (дос­таточно: сувенир); моя автобиография (достаточно: автобиография); труп мертвеца (дос­таточно: труп).

10. Тавтология (неоправданное повторение в пределах одного или соседних предложений одних и тех же, однокоренных или созвучных слов): Следует сказать следующее. С одним моря­ком случился случай. Рост его авторитета растет. Писатель мастерски описывает своего героя.

11. Ошибки в выборе слова (неоправданное использование похожего слова): Пустота фа- мусовского общества рано возбуждала Чацкого (вм. возмущала, раздражала). А.Блок-мастер звукозаписи (вм. звукописи).

12. Речевая недостаточность (пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли):Автор стремится донести до читателя, что нельзя быть равнодушным (вм. …донести до читателя мысль о том, что…).

13. Ошибки при употреблении фразеологизмов. Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов. Большинство оши­бок связано с изменением состава фразеологизма: заменой слов, смеше­нием двух разных выражений и т. п.: Тому, кто нуждается в помощи, друзья всегда могут подставить грудь (правильно: подставить плечо, т. е. помочь). Патриотизм всегда занимал важную роль в истории нашей страны (правильно: играл важную роль или занимал важное место).

14. Неудачное употребление местоимений. Местоимения обычно ука­зывают на употреблённые ранее в тексте существительные, стоящие в том же роде, числе, падеже. Местоимения обычно заменяют стоящее рядом существительное. Русские писатели создали множество произведений. Они учат нас справедливости и добру (второе предложение содержит двусмыслен­ность, непонятно, о чём идёт речь, — о писателях или произведениях).

15. Неоправданное повторение слова:В прочитанном мною тексте автором, поднимается проблема пат­риотизма. Автор очень ярко, точно и смело рассказывает о героизме солдат. Позиция автора мне близка и понятна. (Неоправданного повто­рения слов можно избежать, используя местоименные замены, синони­мы, родовые или видовые наименования предметов, например: автор — публицист — академик Лихачёв — он)

Наши рекомендации