Введение цитат в текст сочинения

В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём.

Важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить информацию исходного текста в сочинение приводит к ошибкам. Рассмотрим типичные способы включения информации текста в сочинение.

Способы оформления чужой речи Пример
    Прямая речь А: «П». А: «П!» А: «П?» Поэт Н.А.Некрасов утверждал почти два века назад: «Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой…» «П», – а. «П!» – а. «П?» – а. «Чудаки украшают мир», – когда-то мудро заметил Максим Горький. «П, – а, – п». «Словарь, – однажды заметил Вольтер, – это Вселенная в алфавитном порядке». «П, – а. – П». «Пользуйтесь, но не злоупотребляйте – таково правило мудрости, – сказал Вольтер. – Ни воздержание, ни излишества не дают счастья».
Косвенная речь Об учителях говорят, что они «сеятели разумного, доброго, вечного».
Цитата как часть предложения Л.Чуковская в данном тексте вспоминает своего отца К.И.Чуковского, который «мечтал о возведении лестницы», где «каждый возраст – это ступенька», а её вершина – это Пушкин.
Предложение с вводной конструкцией По словам Сонечки Мармеладовой, «переступить себя можно, а чужую жизнь нельзя».
Цитирование стихотворного отрывка Особенно мне запомнились строки из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта»: Не вынесла душа Поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит! Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна, - именно эти прекрасные и драматические слова, которые станут эталоном поведения русских женщин, героиня произносит в конце романа.

Авторская позиция

Авторская позиция – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет.

Помните, что если проблема – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:

1) Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?

2) Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки геро­ев?

Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Речевые клише, используемые для выражении позиции автора.

Авторская позиция может быть отражена через Примеры
1) рассмотрение содержа­ния проблемы и предложенных автором способов ее решения § Автор текста считает, что… (В подтверждение данных слов добавить подходящую цитату). § Позиция автора текста выражена ясно и раскрывается в следующем предложении: (далее идет цитата из текста). NN уверен: (далее идет разъяснение цитаты). § Позиция автора текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: (далее идет цитата из текста). NN утверждает, что... § Точка зрения автора на рассматриваемую им проблему (чего?) обозначена прямо: (далее идет цитата из текста). NN считает, что (далее идет разъяснение цитаты) / По мнению NN,.... (далее идет разъяснение цитаты).
2) разъяснение авторского эмоционального отношения к тому, о чем он говорит § Позиция автора текста довольно ясна. Публициста NN волнует (беспокоит, тревожит, печалит, радует, возмуща­ет) то, что... § Автор озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что... § С горечью (с глубокой сердечной болью) автор говорит о том, что .... NN уверен: § Автор текста прямо не высказывает своего отношения к этой проблеме, но читатели все же ощущают его сожаление по поводу того, что ...
3) обращение к выводам, к формулировке основной авторской идеи § Автор завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том, что... § Данные аргументы позволяют автору прийти к обосно­ванному выводу о том, что... §Автор, оставляя читателю право выбора, достаточно четко обозначает свое отношение к проблеме (чего?)... Он убежден:...

Примечание.

1) Авторская позиция может выражаться ПРЯМО (в текстах научного, а иногда публицисти­ческого стилей) или КОСВЕННО (в текстах художественного и публицистического стилей). В художественных текстах писатель чаще всего избегает назиданий, не навязывает своей позиции, но она вытекает из множества факторов: сюжета, выбора эпизодов, характеристик ге­роев, их описаний, композиционного построения текста, используемых изобразительно-выразительных средств.

2) Для того, чтобы понять скрытую позицию автора, нужно ответить на вопросы: Что хотел сказать автор данным текстом? Одобряет или осуждает автор поступки, поведение героя? Как относятся к герою окружающие его персонажи? Как сказываются поступки героя на других персонажах произведения?

3) Позицию автора следует формулировать кратко, одной-двумя фразами. Можно привести небольшую цитату из текста, но не пересказывать текст.

4) При определении авторской позиции нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказ­чик».

Помните!

v Даже если автор прямо не говорит о своём отношении к герою, а герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, совершает поступки, несущие зло окружающим, то, скорее всего, автор думает так же, как и вы.

v Например, в предложенном для анализа художественном тексте авторская позиция не выражена прямо: писатель не даёт оценки действиям героев, словесно не выражает своего негативного отношения к ним. Однако портретные и речевые характеристики героев, их поступки, а также различные средства языковой выразительности (оценочная и разговорная лексика, метафоры, градация, авторская ирония) позволят вам безошибочно определить позицию автора.

Типичные ошибки при формулировании позиции автора:

· в сочинении отсутствует формулировка авторской позиции;

· позиция автора формулируется слишком широко или неточно;

· формулируется позиция автора по другой проблеме текста, а не заявленной в сочинении;

· позиция автора подменяется мнением героя-рассказчика;

Примеры возможных формулировок авторской позиции (отрывки из сочинений):

1) В Никляев призывает читателей учиться культуре радости и считает, что находить её нужно «среди однообразных и трудных будней», как бы ни была тяжела жизнь.

2) Ю. Цетлин считает, что «надо уметь при всех обстоятельствах оставаться честным, непоколебимым, гордым человеком», для которого, однако, характерны и гуманность, и великодушие.

3) Автор считает, что патриотизм людей в годы войны проявлялся в стремлении защитить Родину от врага, сберечь Москву – столицу государства. «Каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. Ему было, что защищать!»

4) Хотя автор не выражает явно свою точку зрения, но он через поведение героя данного текста говорит нам о том, что нельзя уходить от ответственности за совершённые проступки. Чтобы научиться быть в ответе за то, что ты делаешь, надо, чтобы сначала «разбитое стекло» в нужный момент попалось на пути.

5) Точка зрения автора на обозначенную проблему, на мой взгляд, абсолютно ясна: он считает, что дети зачастую воспринимают только внешнюю красоту человека, не осознавая глубины родительской любви, их душевной щедрости. Публицист обеспокоен тем, что нам не хватает мужества признаться другим людям, что человек, с которым вы недавно разговаривали, является вам папой или мамой.

6) К.Паустовский завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том, что писательство не может быть просто занятием или ремеслом. Писательство – это призвание, иначе, что же может заставить человека заниматься столь прекрасным, но мучительным трудом.

Наши рекомендации