Автору «курса русской истории» в 5 частях

вершине русской доре­волюционной мысли в отечественной истории. Он решительно порвал с традицией рассматривать историю России по царствованиям, когда в основу периодизации ставилось политическое начало. Основным фактором русской истории, около которого разворачиваются события, Ключевский назвал колонизацию: «История России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации в ней расширялась совместно с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней».)

I VIII - XIII вв. Русь Днепровская, городовая, торговая
II XIII - сер. XV в. Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая
III сер. XV - нач. XVII в. Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно- земледельческая
IV нач. XVII - сер. XIX в. Всероссийский, императорско-дворянский период

Всеобщей историей занимались и С.М. Соловьев и, хотя и в меньшей степени, В.О. Ключевский. Не имея возможности подробно остановиться на их трудах и их подходах к периодиза­ции истории, мы не можем не упомянуть о Т.Н. Грановском (1813-1855), несомненно, крупнейшем русском всеобщнике XIX в.

Исследования по отечественной истории оказали значитель­ное влияние на учебно-методическую литературу России. Причем, необходимо отметить и появление учебников, где параллельно подавалась как всеобщая, так и русская история. Наиболее популярным из этой серии был учебник И.И. Беллярминова (1837-1917), подготовившего также учебные пособия и по древней истории, и по всеобщей, и по русской, выходившими многими изданиями. Больше всего изданий выдержал его “Эле­ментарный курс всеобщей и русской истории”, вышедший в 1911 г. 39-м изданием.

Авторами учебников были такие крупные российские историки как С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, М.М. Богословский (1867-1929), С.Ф. Платонов (1860-1933) и др. Но так получилось, что наиболее распространенными учебника­ми как по всеобщей, так и российской истории стали учебники Д.И. Иловайского (1832-1920), выдержавшие десятки изданий. Д.И. Ило­вайский получил специальное историческое образование в Мос­ковском университете, учился у Т.Н. Грановского и С.М. Соловьева, сам был историком-исследователем, ярым противником норманнской теории происхождения русского государства. Известен он трудами по истории Рязанского княжества, своим пятитомником “История России” и другими работами. Его схемы русской истории, в соот­ветствии с которыми I в. до н.э.- IX в. н.э. относились к периоду предыстории Руси. Период начинался с роксоланов, которых Иловайский относил к предкам русских. Он даже проповедовал так называемую роксоланскую теорию. Далее у Д.И. Иловайского шел киевский период - X-XII вв., владимирский - XII-XIII в., мо­сковско-литовский - XIV-XV вв., московско-царский - XVI-ко­нец XVII в. (в него входила Смута, которую он определял 1603-1613 гг.), то есть до царствования Петра I.

В практику изучения истории Отечества в современных условиях (2002), по мнению отдельных исследователей, можно положить следующую периодизацию:

Периоды Хронологические рамки Содержательные рамки
I IX - XIII вв. Образование и становление древнерусского государства
II XIII - середина XV в. Удельная раздробленность на Руси
III Вторая половина XV - XVII в. Объединение русских княжеств в единое государство, расширение русских земель
IV XVIII - начало XX в. Российская империя
V 1922 - конец 80- х гг. XX века Советское государство
VI Начало 90 - х гг. XX – наше время. Новая Россия(условное название)

" ... Такая периодизация истории России, как и все предшествующие не бесспорна, но она аккумулирует в себе многообразие точек зрения, заложенных в большинстве современных учебников...".

СЛАЙД 7. Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изученные мною материалы позволяют сделать следующие выводы:

· история - это наука о прошлом, о процессе развития социума во времени и пространстве.

· изучение истории выполняет целый ряд познавательных и интеллектуально-развивающих функций. Кроме того, история обладает огромным воспитательным воздействием. Изучение истории своего Отечества, своего народа формирует гражданские качества, национальное достоинство, позволяет понять роль личности в истории, истоки отечественной культуры и её достижения. Приобретение этих знаний помогает понять место отечественной истории в мировом историческом процессе, вклад нашего народа в мировую цивилизацию.

· история - явление многогранное и изучать её необходимо со всех сторон. При изучении истории полезно применять разнообразные подходы - формационный, цивилизационный, культурологический, социологический и другие.

СЛАЙД 8. Список источников

Список источников

1. Гросул В.Я. О периодизации всемирной и отечественной истории // Труды Института российской истории. Выпуск 8 / Российская академия наук, Институт российской истории; отв. ред. А.Н.Сахаров, сост. Е.Н.Рудая. М.: Наука, 2009. С. 26-69.

2. Постоянный адрес статьи: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/12163855

Автор ___________________/В.Э.Попова/

Согласовано:

Заместитель директора _____________/Г.И.Краславская/

Наши рекомендации