С семьями учащихся класса и с родительским коллективом

- Частота и характер контактов с семьями учащихся.

- Изменение отношения родителей к школе за учебный год.

- Влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса (в формулировании социального заказа, предъявлении требований к содержанию и организации педагогического процесса, в планировании и организации классных дел и мероприятий).

- Результативность педагогического просвещения родителей и информирования их о ходе и результатах.

Составление характеристики учащегося

Характеристика учащегося – это обобщение педагогического и психологического наблюдения. Практика общения на уроке, вне занятий, в трудовых делах, знание семейных отношений, друзей позволяет классному руководителю определить тип характера, потенциальные способности, познавательные интересы и прогнозировать мотивы поведения в тех или иных ситуациях.

Особое внимание следует уделить эмоционально-волевой характеристике личности. Это переживания, связанные с учебой, адаптацией в коллективе. Внешнее проявление эмоций (чувств) в поведении, жестах, мимике, настроении.

К волевым качествам относятся целеустремленность, настойчивость, выдержка, смелость, дисциплинированность. Развитие волевых качеств приводит к формированию деловых качеств личности, что особенно важно в современных условиях развития российского общества: предпринимательство на всех уровнях жизни, возможность занять свое место в обществе.

Изучение коллектива и индивидуумов можно условно разделить на несколько этапов педагогического и психологического исследования: индивидуальные беседы, эксперимент (анкетирование, тестирование), психологический и педагогический анализ.

Завершающим этапом исследования является составление характеристики. Индивидуальная характеристика учащегося включает следующее:

1. Сведения об учащемся.

2. Уровень отношения к учебе.

3. Характеристика качеств личности.

4. Характеристика темперамента

ТЕСТ-ОПРОСНИК «МОЕ МНЕНИЕ О КЛАССЕ»

Тест предлагается учащимся класса, классному руководителю (он заполняет анкету одновременно с классом). В вопроснике дается семь основных характеристик класса. Каждый ученик должен выбрать из трех предложений (а, б, в) то, которое соответствует его точке зрения. Техника опроса различна: можно отпечатать для каждого анкеты (это будет часть исследовательского материала) и тогда ребята должны подчеркнуть выбранный вариант, можно зачитывать вопросы классу, а участники анкетирования будут фиксировать лишь номер вопроса и букву, соответствующую выбранному ответу.

Мое мнение о классе

1. Самочувствие в классе:

а) мне здесь хорошо, чувствую себя в кругу друзей;

б) есть отдельные друзья и товарищи, но далеко не все;

в) скорее, здесь я одинок.

2. Отношение к классу:

а) дорожу классом;

б) не задумывался о значении класса в моей жизни;

в) хотел бы перейти в другой класс, школу.

3. Наличие цели работы в классе:

а) думаю, что в классе проявляется забота о каждом ученике и обо мне тоже;

б) считаю важным, что мы заботимся не только о своем благополучии, но и о жителях микрорайона, города, села...;

в) не чувствую заинтересованности одноклассников в моем благополучии.

4. Отношение к деятельности класса:

а) в основном доволен работой класса;

б) хотел бы внести существенные изменения в работу класса;

в) полагаю, что следует в корне изменить работу класса.

5. Отношение к коллективным творческим делам:

а) в классе проводятся КТД, и я в них почти всегда участвую;

б) хотел бы чаще проводить КТД в классе;

в) КТД в нашем классе не нужны.

6. Общение в классе:

а) согласен, что большинство учеников стремятся к общению со всеми ребятами в классе;

б) думаю, что в основном дружат по группам;

в) полагаю, что дружба в классе невозможна.

7. Творческое самовыражение:

а) доволен, что есть возможность проявить себя в классе;

б) здесь, в классе, открыл в себе некоторые способности и имею возможность их удовлетворять;

в) думаю, что во мне есть способности, о которых в классе не знают.

Ответы теста подсчитываются по следующей таблице:

№ вопроса а б в
–10 –10 –10 –10 –10 –5 –10

Наибольшее количество индивидуально набранных очков 100, наименьшее – 65. Для определения общего мнения о классе выводится среднее арифметическое. Но можно составить среднее арифметическое по каждому вопросу анкеты и отметить личное отношение каждого ученика в коллективе, составив следующую таблицу:



Фамилия Имя Общее кол-во баллов
а: б: в а: б: в а: б: в а: б: в а: б: в а: б: в а: б: в
  –10 –5 –10
 
  .......... ........... ........... .......... .......... ........... ........... .........
                 

По данной таблице можно представить себе отношение каждого к классу, коллективным творческим делам, оценку своих способностей и многое другое.

Хорошо, если во время работы класса над анкетой и учителя-предметники, преподающие в этом классе, ответят на свою анкету. Перекрестное мнение нескольких людей даст более объективную оценку.

Тест

Характер

Вам предлагается анкета, на вопросы отвечайте «Да» или «Нет». Ответ «Да» записывается как «1», ответ «Нет» – «0».

После ответа на каждую группу вопросов ставится «1», если на два вопроса даны положительные ответы; аналогично «0» – отрицательные ответы.

В результате у вас должна получиться группа из 4 цифр. Найдя соответствующую ей группу в ответах, Вы узнаете свой характер.

Группа

1. Можете ли Вы говорить неправду?

2. Миритесь ли со своими недостатками?

3. Легко ли изменяете свое мнение?

Группа

1. Часто ли говорите о недостатках других людей?

2. Свободно ли чувствуете себя в незнакомой компании?

3. Доверяете ли людям?

Группа

1. Нравится ли Вам, когда Вас хвалят?

2. Довольны ли Вы собой?

3. Любите ли говорить о себе?

Группа

1. Доводите ли начатое дело да конца?

2. Настойчиво ли добиваетесь своей цели?

3. Проявляете ли инициативу в работе?

Ответы

0000 – замкнутый, скромный, целеустремленный, но ленивый.

0001 – упорный, работящий, скромный, но не общительный.

0010 – правдивый, самоуверенный, скрытный и неэнергичный.

0011 – волевой, неумолимый, но надменный и неискренний.

0100 – последовательный, воспитанный, но пассивный.

0101 – настойчивый, деятельный, искренний и застенчивый.

0110 – энергичный, общительный, но влюбленный в себя и непоследовательный.

0111 – принципиальный, деловой, общительный, но высокомерный.

1000 – невысокомерный, целеустремленный, медлительный и необщительный.

1001 – беспринципный, скрытный, бесхитростный и хлопотливый.

1010 – замкнутый, любующийся собой, слабовольный и ленивый.

1011 – необщительный, нетвердых убеждений, самолюбивый, но деятельный.

1100 – общительный, но невзыскательный по отношению к себе, бездеятельный и неэнергичный.

1110 – бесхитростный, но себялюбивый, слабохарактерный и бездеятельный.

1111 – деятельный и откровенный, но беспринципный и себялюбивый.

VI. ПРИЛОЖЕНИЯ

(разработки классных часов, анкеты)

Учимся быть сплочёнными

Цели:развитие сплочённости коллектива; развитие умения определять своё место и назначение в классе.

Ход беседы

Наши рекомендации