II . Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся

Осн. Направл. Деят. Кл. руков.

Классный руководитель - ближайший и непосредственный воспитатель, и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в классе. Кл. рук. в своей деят-ти необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные, материальные условия их жизни.

Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

• формирование и развитие коллектива класса;

• создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности,

• формирование здорового образа жизни;

• организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

• защита прав и интересов обучающихся;

• организация системной работы с обучающимися в классе;

• гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

• формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

• организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Функции классного рук.

1.Организац.-координирующие:

• обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

• установление контактов с родителями обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога доп. образования;)

• проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;

• взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

• организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

• организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

• стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

• взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;

• ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные:

• регулирование межличностных отношений между обучающимися;

• установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

• содействие общему благоприятному психологическому климату коллективе класса;

• оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические:

• изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные:

• контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

I . Деят-сть Кл. рук. в обеспечении здоровья:

- изучает особенности развития детей;

- выясняет наследственные и хронические заболевания ребенка;

- проводит тестирование на выявление психического состояния ребенка, особенностей характера и темперамента;

- совместно со школьным врачом и родителями составляет личную программу закаливания, физических и дыхательных упражнений;

- помогает врачам и участвует в проведении диспансеризации учеников;

- ведет работу по профилактике заболеваний, проводит «физкультминутку»;

- проводит беседы о личной гигиене человека;

- проводит профилактическую работу по предупреждению детского дорожного травматизма, несчастных случаев;

- организует спортивные соревнования, игры на воздухе;

- рассматривает на «малых педсоветах» вопросы о дозировке материала, количестве письменных работ, характере домашней работы, корректирует программы с целью сокращения перегрузок учащихся;

- пропагандирует здоровый образ жизни.

II . Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся.

Изучает семью, ее воспитательные возможности, атмосферу семейного воспитания:

- исходя из единых (школа-семья) взаимных нравственных позиций, вырабатывает единые педагогические требования к учащимся;

- осущ-ет индив. работу с родителями, привлекая их к участию во внеклассной работе;

- проводит систематическую работу по повышению педагогической культуры родителей.

Кл. руков. должен обладать информацией:

- состояние семейно-бытовых условий ученика;

- состояние его здоровья;

- положение в классе;

- о внешкольных интересах и увлечениях;

- общественных поручениях;

- любимых и нелюбимых предметах;

- отношение к гимназии, к учителям, родителям товарищам;

- уровне воспитанности учащихся своего класса;

- стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию.

III . Взаимосвязь классного руководителя с учителями-предметниками:

- должен знать ведущие вопросы учебной программы, выражающие воспитательную направленность содержания обучения по каждому предмету, координировать решение воспитательных задач в процессе осуществления межпредметных связей;

- определять с учителем меры по развитию устойчивого интереса к знаниям, предупреждению неуспеваемости, по обучению рациональным навыкам учебного труда;

- посещать уроки с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся, с целью глубокого проникновения в содержание программного материала;

- создавать ситуации, ведущие к самостоятельному пополнению знаний;

- вовлекать учащихся в предметные кружки, НОУ, клубы и т.д.;

- совместно с учителями готовить и проводить общественные смотры знаний, конкурсы, олимпиады, конференции, используя их для организации познавательной деятельности, повышения культуры учебного труда.

IV . Работа с класс. коллективом:

- организует дежурство учащихся на переменах;

- прививает навыки трудового воспитания, организуя участие учащихся в ген. уборках классного помещения, прививает навыки производственного труда;

- привлекает детей к борьбе за выполнение правил для учащихся и правил внутреннего распорядка;

- развивает и принимает участие в работе органов самоуправления в классе, тактично направляет работу лидеров, помогает учащимся выполнять поручения;

- проводит «часы общения» с целью формирования у детей коммуникативной культуры;

- проводит праздники, организует вечера, встречи с интересами людьми, с людьми разных профессий и т.д.;

- участвует со своим классом в общешкольных, районных, городских мероприятиях.

V .Взаимосвязь классного руководителя с внешкольными учреждениями:

- изучает воспитательные возможности внешкольных учреждений;

- определяет виды и формы совместной работы;

- ориентирует учащихся в выборе коллективов внешкольных учреждений с учетом их интересов и склонностей;

- выявив индивидуальные интересы ребят, помогает им в решении проблем, в выборе кружков, секций, клубов;

- расширяет познавательный и культурный кругозор учащихся через экскурсии, встречи, посещение кино, театров;

- проводит инструктаж учащихся по технике безопасности, соблюдению правил дорожного движения и расписывается в журнале инструктажа.

VI . Документация классного руководителя:

- ведет психологическую карту класса;

- составляет план социального развития классного коллектива на полугодие по следующим направлениям:

а) развитие интеллектуальных способностей;

б) нравственно-эстетическое воспитание (правовое, половое в том числе);

в) экологическое воспитание;

г) эстетическое воспитание;

д) физическое воспитание;

е) развитие технического творчества и производственной деятельности;

- ведет рабочий дневник;

- обрабатывает исследовательские материалы и в виде схем, таблиц, графиков хранит в тетради «Психологическая карта класса»;

- ведет классный журнал;

- проверяет один раз в неделю ученические дневники;

- ведет индивидуальную работу с родителями, проводит 2 раза в четверть родительские собрания, а по необходимости и чаще.

Наши рекомендации