Вопрос 5. Система работы с классным коллективом. В теории не существует установившегося понятия «воспитательная система класса»

В теории не существует установившегося понятия «воспитательная система класса». Класс обычно рассматривают лишь как компонент воспитательной системы школы. И тем не менее, Кукушин В.С. и Степанов Е.Н. пишут об этом.

«Воспитательная система класса есть способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива».

«Система воспитательной работы класса» - это система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленным целям. Она складывается на основе опыта деятельности конкретных педагогов с конкретными детскими коллективами и отражает логику действий педагога по достижению целей воспитания. Отражается в планах воспитательной работы, структуру которых мы разобрали.

Воспитательная система класса- это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Основные из них :

Компоненты ВС Составные части компонентов
Индивидуально-групповой компонент - классный руководитель - учащиеся класса -родители учащихся -другие взрослые, участвующие в жизни класса
Ценностно-ориентационный компонент -цели и задачи воспитания -перспективы жизнедеятельности класса -принципы построения в/системы и жизни класса
Функционально-деятельностный компонент -системообразующий вид деят-ти, формы и методы организации деятельности и общения, -основные функции воспитательной системы, -педобеспечение и самоуправление в классе
Пространственно-временной компонент -эмоционально-психологическая, духовно-нравственн, и предметно-материальная среда, -связи и отношения класса с др. сообщностями -место и роль класса в ВС школы, -этапы становления и развития воспитат.системы
Диагностико-аналитический компонент -критерии эффективности воспитательной системы -методы и приёмы изучения результативности ВС -формы и способы анализа, оценки, интерпритации

СРС: В книге Степанова Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе класса» даётся сводная таблица моделирования воспитательной системы класса. Основываясь на этом примере, смоделируйте воспитательную систему класса, в котором вы хотели бы работать.

При этом, не забудьте учесть возрастную специфику ведущих задач и деятельности:

Общая характеристика учащихся подросткового возраста -11-15лет— (Белкин А.С.):

- доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, эмоционально-комфортных потребностей;

- решающая роль школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей;

- возрастающая способность противостоять отрицательным влияниям среды, которая сочетается со склонностью к подчинению им при неблагоприятных условиях;

- возникает юридическая ответственность за правонарушения;

- сохранение зависимости от влияния взрослых (родителей, учителей) в развитии самопознания, личного самоопределения;

- ускорение физического и физиологического становления, бурный процесс полового созревания.

Психолого-педагогические доминанты развития:

- возникновение чувства «взрослости» : потребность во «взрослом» обращении;

- превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности;

- потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе;

- возникновение потребности в активной познавательной деятельности;

- потребность в половой идентификации.

Ведущая идея в работе с подростками:

- создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих возможность позитивного самоутверждения личности;

- формирование ценностных ориентаций и установок;

- предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.

Основные направления педагогической деятельности:

- создание ситуации успеха в учебной деятельности; помнить: подростки живут настоящим;

- организация педагогического влияния на индивидуально-групповое и коллективное мнение подростков (формирование общественного мнения);

- психолого-педагогические подходы к предупреждению невротических расстройств и аномальных влечений у подростков, профилактика вредных привычек и девиантного поведения;

- организация совместной и индивидуальной творческой деятельности;

- конструктивное разрешение сложных педагогических ситуаций, возникающих в жизни подростков;

- вовлечение в деятельность различных кружков, клубов, секций, общественных организаций и объединений.

Общая характеристика старшеклассников -15-18лет-(Белкин А.С.):

- сохранение материальной, эмоционально-комфортной функции семьи, усиление её роли в самоопределении на будущее;

- возрастание возможности школьников в удовлетворении части материальных потребностей;

- сохранение решающей роли школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей;

- значительное возрастание роли самообразования, самовоспитания;

- значительное возрастание способности противостоять отрицательным влияниям среды;

- формирование полной юридической дееспособности;

- замена защитной роли взрослых функцией социально-профессионального ориентирования на будущее.

Психолого-педагогические доминанты развития:

- формирование соматотипа, т.е. определённого типа внешности;

- формирование представлений о собственной уникальности, появление синдрома «Колумба»;

- эмансипация от родителей, стремление к автономизации по отношению к культуре взрослых;

- возникновение потребности в любви;

- возникновение новой системы отношений с родителями;

- поиски смысла жизни.

Ведущая идея в работе со старшеклассниками:

- ориентировка на развитие способности к самопознанию, самореализации, самообразованию;

- помощь семье в социально значимом определении на будущее;

- создание условий для мобилизации потенциальных возможностей личности в соответствии с её реальными притязаниями;

- помнить: старшеклассники живут будущим.

Основные направления педагогической деятельности:

- ориентация старшеклассников на самовоспитание;

- помощь старшеклассникам в развитии взаимоотношений со сверстниками;

- помощь в формировании научного мировоззрения;

- помощь в профессиональном самоопределении;

- помощь в формировании осознанной гражданской позиции;

- организация интересного развивающего досуга;

- организация дискуссий, позволяющих отстаивать и формировать жизненную позицию.

Вопрос 6. Создание эмоционального климата, забота о сплочении и духовном взаимодействии.

При работе с детским коллективом очень важно заботиться и его сплочении и эмоционально-нравственном единстве. Оставляя этот вопрос на самостоятельное изучение, ограничимся здесь отдельными положениями, над которыми нужно подумать, раскрыть и аргументировать.

Новикова Л.И. считает, что одной из основных характеристик коллектива является поле коллектива. В практике воспитания о поле можно судить по *ценностным ориентациям, *общественному мнению, традициям коллектива, и *эмоциональному настрою. При этом необходимо понимать, что принятые в коллективе ценности (т.е. то, что признаётся наиболее важным и значимым) – составляют основу отношений в коллективе; общественное мнение формирует одобрение или осуждение, поддержку или отклонение коллективом каких-либо точек зрения; традиции – эмоционально окрашивают жизнь коллектива, закрепляют ценностные отношения, отражают индивидуальную неповторимость детского сообщества; а эмоциональный настрой отражает совместные чувства и переживания в процессе совместной жизнедеятельности.

В психолого-педагогическом словаре Каджаспировых находим:

Социально-психологический КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА – содержательная характеристика межличностных отношений в коллективе. Климат выполняет ряд функций: консолидирующую, стимулирующую, стабилизирующую, регулирующую. Показатели сформированности социально-психологического климата коллектива: *удовлетворённость пребыванием в коллективе, процессом и результатом совместной деятельности; *признание авторитета руководителя, сочетающего признаки формального и неформального лидера; *мажорное настроение; сплочённость; сознательная дисциплина; *продуктивность совместной деятельности.

Ключевые отношения, определяющие социально-психологический климат группы: а)-отношения к Человеку как таковому; б)-отношение членов группы к выполняемому Делу; в)-отношение к своей Группе (коллективу) как субъекту деятельности; г)-отношение к Педагогу – руководителю группы; д)-отношение к Школе; е)-отношение к Событиям окружающей жизни; ж)-отношение к Ценностям жизни; з)-отношение к своему «Я». В зависимости от этих отношений, социально-психологический климат коллектива может быть: а)благоприятным,- т.е. стимулирующим, способствующим продуктивной совместной деятельности и развитию каждой личности; и,- б)-неблагоприятным, т.е. тормозящим, препятствующим совместной деятельности и развитию.

Забота педагога об этих отношениях архи-важна, ибо она придаёт импульс развитию коллектива, способствует его сплочённости и эмоционально-нравственному единству членов.

Сплочённость коллектива – степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, в характере межличностных отношений, настроений и пр., а также- в единстве практической деятельности. Формирование сплочённости коллектива осуществляется в совместной деятельности.

Предлагаем также поразмышлять над характеристиками благоприятного и неблагоприятного климата, приведёнными в работах Бабуровой И.В.:

Наши рекомендации