Тема 9. Взаимодействие педагога с коллективом учащихся, родителями, общественными организациями, другими социальными партнерами.

Цель изучения:формирование общепрофессиональной компетенции: «Способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4)»; профессиональных компетенций – «Способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2)», «Способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4)», «Готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6)».

По итогам изучения темы студенты должны:

знать:

- сущность и структуру образовательных процессов (ОПК-4);

- особенности педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества (ОПК-4);

- теории и технологии обучения, воспитания и духовно-нравственного развития личности, сопровождения субъектов педагогического процесса (ПК-2);

- сущность детского воспитательного коллектива как объекта и субъекта воспитания, его структуру, функции;

- логику развития детского коллектива, роль педагога на разных этапах его становления;

- специфику семьи как социального института и малой группы;

- сущность деятельности классного руководителя, его функции;

- способы построения межличностных отношений (ПК-4);

- особенности социального партнерства в системе образования (ПК-6);

- содержание и особенности организации совместной работы школы и семьи в воспитании детей;

- способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса (ПК-6);

уметь:

- учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации (ОПК-4);

- решать задачи обучения, воспитания и духовно-нравственного развития личности, сопровождения субъектов педагогического процесса (ПК-2);

- организовывать внеучебную деятельность обучающихся (ПК-4);

- создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду (ПК-4);

- взаимодействовать с различными субъектами педагогического процесса (ПК-6);

- учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся (ПК-4);

владеть:

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы) (ОПК-4);

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений (ОПК-4).

- способами обучения, воспитания и духовно-нравственного развития личности, сопровождения субъектов педагогического процесса (ПК-2);

- способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения (ПК-4)

- способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса (ПК-6);

- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды (ПК-6);

Основные понятия темы: классный руководитель, его основные функции, важнейшие направления деятельности; группа; коллектив; структура коллектива; этапы становления коллектива; виды коллективов; ученическое самоуправление; семья, воспитательные функции семьи; виды семьи; народная педагогика; формы взаимодействия школы и семьи; социальная педагогика; социальные партнеры.

План

1. Деятельность классного руководителя, ее сущность и функции.

2. Понятие о группе и коллективе. Структура коллектива. Этапы становления коллектива. Проблема взаимоотношений личности и коллектива.

3. Работа педагога с коллективами учащихся разных возрастных групп.

4. Семья как социальный институт и малая группа

5. Организация совместной работы школы, семьи, других социальных партнеров в воспитании детей.

Основная литература:

Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.

Пидкасистый, П. И. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2008. http://www.biblioclub.ru/book/93280/

Дополнительная литература:

1. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учеб. пособ. для вузов / Н. В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер, 2011.

2. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособ. для студ. вузов. - 4-е изд., стер. - М: Академия, 2008.
  1. Шайденко, Н. А. Педагогика / Н. А. Шайденко: Пособие для подготовки к экзаменам для студ. фак-та технологии и сельского хозяйства. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008.
  2. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый: Учебник для студ. вузов. – М.: Юрайт, 2011.
  3. Екенина, Н.В. Алгоритм организации самоуправления в коллективе / Н.В. Екенина // Классный руководитель. – 2009. - № 6. – С. 5-8.
  4. Лепнева, О. Коллектив класса – «классный коллектив»? / О. Лепнева, Е. Тимошко // Народное образование. – 2009. - № 8. - 246 – 256.
  5. Детские общественные объединения: краткий тезаурус // Классный руководитель. – 2009. - № 6. – С. 49-56.
  6. Еремина, Р. А. Функции и основные направления деятельности классного руководителя / Р.А. Еремина. - М., 2008. - http://www.biblioclub.ru/book/58282/

9. Азаров, Ю. Семейная педагогика / Ю. Азаров. - СПб: Питер, 2011.

10. Галкина, Т. И. Воспитательная работа классного руководителя в 5-6-классах / Т. И. Галкина, В. В. Котельникова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

11. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособ. для студ. вузов. - 4-е изд., стер. - М: Академия, 2008. 12. Ямбург, Е. А. Школа и ее окрестности / Е. А. Ямбург. – М.: Центр книги Рудомино, 2011.13. Ямбург, Е. А. Педагогический декамерон / Е. А. Ямбург. - М : Дрофа, 2008. 14. Щуркова, Н. Е. Классное руководство: игровые методики: Методическое пособие / Н. Е. Щуркова. - 4-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2008.
  1. Смирнова, Л. В. Становление и развитие теории и практики педагогического стимулирования в отечественной педагогике / Л. В. Смирнова: Монография. - Нижний Тагил, 2008.

16. Морозова, Н.В. Положение о классном руководстве / Н.В. Морозова // Классный руководитель. – 2009. - № 1. – С. 133 – 139.

17. Гудилина, О.В. Планирование воспитательной работы классного руководителя / О.В. Гудилина // Классный руководитель. – 2009. - № 1. – С. 48 – 54.

18. Иванова, Г. Сотрудничество: педагогический совет с родителями школьников / Г. Иванова // Сельская школа.- 2009.- №1.- С. 46.

19. Хлесткова, О. Любовь и уважение заслуживают все. Воспитательная система класса / О. Хлесткова // Учительская газета. - 2009. - №16 (10253) от 21 апреля 2009 г.

20. Супрунова, А. Мамы и папы всегда рядом: Как на практике объединить усилия семьи и школы / А. Супрунова // Учительская газета. - 2009. - №25 (10262) от 23 июня 2009 г.

21. Еременко, О.А. Анализ форм работы классного руководителя / О.А. Еременко // Классный руководитель. – 2009. - № 7. – С. 64-68.

  1. Голованов, В. Воспитательные возможности классного руководителя [Текст] / В. Голованов, С. Евтушенко, Ю. Виноградов // Сельская школа.- 2009.- №2.- С. 48.
  2. Кольцова, Л. Классное родительское собрание с участием учащихся «Выбор профессии» (9 класс) [Текст] / Л. Кольцова // Сельская школа.- 2009.- №1.- С. 50.

24. Тимонина, Л.И. Родительское собрание [Текст] / Л.И. Тимонина // Народное образование.- 2010.- №2.- С.237-240.

25. Ясницкая, В.Р. Функционал классного руководителя [Текст] / В.Р. Ясницкая // Народное образование.- 2010.- №2.- С.221-225.

Задания для самостоятельной работы студентов:

А. Дискуссионные вопросы:

1. В.А. Сухомлинский писал: «Читаю А. С. Макаренко: в случае конфликта между личностью и коллективом «предпочтение интересов коллектива должно быть доведено до конца – и только в этом случае будет настоящее воспитание коллектива и отдельной личности». Разве подобная рекомендация применительно к детскому коллективу не чревата опасными последствиями? В самой сущности она ошибочна, я бы сказал даже, как ни парадоксально это звучит рядом с именем А. С. Макаренко. ...О себе скажу, что стремлюсь так разобраться в подобных конфликтах, чтобы как раз не допускать «беспощадного конца», и часто разбор этот происходит втайне от ребят, с глазу на глаз с ребенком».

Как вы думаете, кто здесь прав – Макаренко или Сухомлинский? Почему?

2. Что важнее для педагога: формирование коллектива или отдельной личности?

3. Родительская любовь может растить, но может и поглощать, пожирать ребенка. Справедливо ли это? Приведите аргументы за и против.

4. Почему молодым не нужен опыт отцов? Конфликт между поколениями – объективная неизбежность или результат нашей общей невоспитанности? Кто виновник этих конфликтов: дети или взрослые?

5.Психологи утверждают, что мужчина в современной семье перестает быть ее главой. Эта роль переходит к женщине, что неизбежно влечет за собой изменение ее психологического облика. Нежность, чувственность, мягкость, послушность, терпеливость и многие другие высокие качества вечной женственности, по мнению многих, отходят в прошлое. Об этом говорят и одежда, и прическа современной девушки и женщины, порой почти не отличающиеся от мужских, и выполнение женщинами тяжелых видов мужского труда, их командный тон в общественной жизни. Что это: плюсы или минусы современного общества… Какой точки зрения вы придерживаетесь? Почему?

Б. Задания для работы в микрогруппах:

1. Рассмотрите предложенную ситуацию. Как объяснить поведение матери? В чем была идея психолога?

К психологу обратилась за помощью молодая мать. Она жаловалась на непослушание, упрямство, лень и умственную неполноценность дочери – девочки 10 лет. Психолог предложил ей для начала исследовать поведение ребенка с тем, чтобы объективно установить меру его упрямства и непослушания. Для этого матери предложили носить с собой блокнот и отмечать в нем черточкой каждый случай ее обращения к ребенку с просьбой или требованием. В случае послушания черточка вычеркивается. Перед отходом ко сну матери оставалось только подсчитать вычеркнутые черточки и вычислить их долю среди всех «зарубок», сделанных за день. Полученная цифра и есть «коэффициент послушания».

Каково же было удивление молодой женщины, когда она уже на третий день обнаружила, что ее дочь – очень хорошая и послушная девочка, и все характеристики, которые она давала ей ранее, включая «умственную неполноценность» – просто-напросто досужий вымысел.

2. Проанализируйте педагогическую ситуацию, оцените поведение участников, спрогнозируйте развитие событий.

Классный руководитель 6 А класса Галина Степановна на собрании учащихся сказала:

– Сегодня, ребята, мы должны избрать руководящий состав нашего коллектива. Начался новый учебный год, и нужно жить по-новому. У нас есть хорошие ребята-активисты, отличники. Вот Галя, изберем ее председателем ученического совета, Володю – старостой, Олю – председателем санитарной комиссии, а Люду – физоргом. Я запишу их фамилии на доске, и будем голосовать.

Галина Степановна записала «свои» кандидатуры на доске. Класс молчал. Вдруг Саша резко поднял руку:

– Можно мне сказать? Давайте предложим свои кандидатуры. Мы хотим по-настоящему, Галина Степановна.

– Как это «по-настоящему»? А то, что я предложила,– это, по-твоему, на смех? – учительница в упор посмотрела на Сашу.– Вот проголосуем, и будет демократично…

3. Классным руководителем 8 класса назначили молодого учителя. В сентябре он провел анкетный опрос учеников. Проанализируйте представленные ниже вопросы анкеты. С какой целью классный руководитель провел анкетный опрос? Как использовать полученный материал в воспитательной работе с классом?

- По каким предметам у вас были трудности в 8 классе и чем они вызваны?

- Были ли неудовлетворительные оценки по четвертям и почему?

- Какой учебный предмет был для вас самым интересным и почему?

- Кто из ваших учеников мог бы учиться на отлично?

- Нужна ли вам помощь товарищей в учебе?

- Какую помощь в учебе вы могли бы оказать своим товарищам и кому лично?

- Как вы можете характеризовать трудовую дисциплину в своем классе?

- На уроках каких учителей слабая дисциплина и почему?

4.Исполнение роли родителей в семье связано с занимаемыми родителями позициями относительно детей. Определите влияние этих позиций на способ поведения родителей и на развитие ребенка. Заполните таблицу, выбрав соответствующие положения из перечня:

Родительская позиция Словесные выражения Способ поведения родителей Влияние на развитие ребенка
Принятие и любовь Ребенок – центр моих интересов    
Явное отвержение Ненавижу этого ребенка, не буду тревожиться о нем    
Излишняя требовательность Не хочу ребенка такого, какой он есть    
Чрезмерная опека Все сделаю для ребенка, посвящу ему себя    

а) неуверенность в себе;

б) чрезмерные поблажки или ограничение свободы;

в) чувство безопасности, нормальное развитие;

г) агрессивность, эмоциональная недоразвитость;

д) нежность, занятия с ребенком;

е) невнимательность, жестокость, избегание контактов;

ж) отсутствие похвал, придирчивость, критика;

з) инфантилизм, особенно в общении с другими, неспособность к самостоятельности.

По: Казаринова Н. В. и др. Практикум по социологии.– М., 1999.– С. 196–198.

5. Прочитайте характеристики класса, определите этап развития коллектива и задачи, стоящие перед педагогом:

А. Класс ничем не блещет среди других в школе. Дружбы нет, дружат, а вернее общаются небольшими группами. Некоторые из них даже враждуют. В классе есть лидеры, они могут повести, но куда?.. Большинство ребят выражают недовольство тем, что и как организуется в классе, критикуют все начинания, сами же палец о палец не ударят, чтобы предложить и сделать что-то интересное.

Б. Класс средний и по учебе, и по участию в общественных делах. Ученики непоследовательны: могут с увлечением подготовиться к одному мероприятию и не принять участия в другом. Актив особенно не выделяется из общей массы. В классе действует общественное мнение, которое приобретает то позитивный, то негативный характер. Отношения с классным руководителем ровные, к его мнению прислушиваются.

6.Встречались ли вы в своей жизни с подобными родительскими ди­рективами? Как вы относитесь к каждой из них? Почему они возникают? Если есть жизненные примеры, подтверждающие или опровергающие негативное влияние та­ких директив?

Родительские директивы,которые нередко неявно учат ребенка вести себя ошибочным, непродуктивным образом:

1. «Не живи» («Мне не нужна такая плохая девочка», «Поскольку я все свои силы и здоровье отдала, чтобы тебя воспитать, я так и не смогла...»). Скрытым смыслом передачи такой директивы является облегчение управления ребенком посред­ством возбуждения в нем хронического чувства вины, связан­ного с фактом самого его присутствия в жизни родителя, Взрослый как бы заставляет ребенка поверить в его (ребенка) ответственность за нерешенные задачи взрослого. Известно, что наказание смягчает чувство вины, поэтому такие дети могут искать такие ситуации, где они могут быть наказаны, при том за что-то реальное (типа драки или разбитого окна), а не за фикцию.

2. «Не будь ребенком» («Пора тебе думать своей головой», «Ну ты же не маленький, чтобы...»). Такая директива доста­ется единственным или старшим детям и соединена с подав­лением детских, невинных желаний, которые сами связаны со способностью к творчеству, самопроявлению.

3. «Не расти» («Ты еще мала, чтобы краситься», «Мама те­бя никогда не бросит», «Не торопись взрослеть»). Чаще всего достается младшим или единственным детям. Такую дирек­тиву ребенку дают родители, боящиеся взросления своего ребенка и наступления того момента, когда он, покинув их семью, оставит их опять лицом к лицу друг с другом, как в начале супружества.

4. «Не думай» (выражается в требованиях не умничать, не рассуждать). Например, желая отвлечь ребенка от травмирую­щей ситуации, мама отвечает на его вопросы так: «Не думай об этом, забудь», тем самым лишая его возможности решить вставшую перед ним проблему рациональными средствами,

5. «Не чувствуй» («Как ты смеешь злиться на учительницу, она же тебе годится в матери», «Не сахарный — не рас­таешь»). Ребенок с такой директивой, запрещающей ему проявлять агрессивность по отношению к учительнице, может начать разряжаться на младших или более слабых по отноше­нию к нему детях. Ребенок, научившийся игнорировать телес­ные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму.

6. «Не достигай успеха» («Я сам не смог закончить ин­ститут, но отказываю себе во всем, чтобы ты смогла получить образование»). Увы, в основе подобных директив лежит бес­сознательная зависть родителя к успеху ребенка.

7. «Не будь лидером» («Будь как все», «Ну и зачем ты высо­вывался, вышло хуже для тебя»). Родители, дающие ребенку такую директиву из лучших побуждений, могут быть обеспо­коены чувством зависти, которое они, по их глубокому убеж­дению, обречены вызывать у других людей.

8. «Не принадлежи» — ее передают детям родители, сами имеющие проблемы в общении и видящие в ребенке «единственного друга». В общении с ребенком такие родители могут всячески подчеркивать его исключительность, непохожесть на других (в положительном смысле).

9. «Не будь близким». Эта директива по смыслу напоминает предыдущую, но если та проявляется в группе, то эта — в отношениях с одним близким человеком. Родители, пе­редающие эту директиву, внушают тем самым ребенку, что никому (кроме них) доверять нельзя. Вред этого подспудного указания в бессознательном убеждении, «что любая близость опасна».

10. «Не делай» — то есть не делай сам, я буду делать это за тебя. Родители дают ее ребенку, говоря: «Не делай сам, по­дожди меня». Вырастая, эти дети будут откладывать начало своих действий, попадать в цейтнот, не догадываясь, что дей­ствуют по инерции родительской директивы.

11. «Не будь самим собой». Выражается в выражениях типа «Почему Вася это может, а ты нет?», «Стремись к идеа­лу» ; бывает также, что родители хотели девочку, а получился мальчик. Скрытый смысл данной директивы — вызвать не­удовлетворенность своим нынешним состоянием и пустить его в непрерывную беготню по замкнутому кругу. Будучи посто­янно неудовлетворенным и мотивируемым завистью, человек убегает от самого себя.

12. «Не чувствуй себя хорошо» («Хоть у него была высокая температура, он написал контрольную на 5»). Ребенок, получив­ший такую директиву, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с дру­гой — к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия.

(по: Лосев B.К., Лунков А.И. Психосексуальное развитие ребенка).

В. Игра:

Тема. Формирование детского коллектива.

Цель. Способствовать формированию у студентов умений развивать детский коллектив.

Участники:

а) студенты - «воспитатели» (3—4);

б) студенты - «ученики» (15—16);

в) студенты - «эксперты» (2—3).

Инструкция для «воспитатели».

Представьте, что вы пришли работать в только что организованную школу, в которой учатся ребята, собранные из разных школ. Вас назначили классным руководителем 6 класса. Первое знакомство показало, что коллектив в своем развитии находится на первой стадии. Вам необходимо предъявить программу действий, направленную на более быстрое формирование и развитие коллектива, обсудить эту программу с ребятами.

Инструкция для «учащихся».

Вы ученики 6 класса. До этого учились в разные школах, только пять учеников - из одной школы (держатся вместе и особняком от других). Вы не знаете друг друга даже по имени. На вопросы учителя, что вас интересует, чем бы хотели заняться, внятного ответа не даете. Общих интересов нет. На предложение учителя пойти в туристический поход (на выставку) реагируете с интересом, на другие предложения - безразлично.

Инструкция для «экспертов».

1. Наблюдайте за ходом действий «классного руководителя».

2. Определите, действительно ли коллектив находится на первой стадии.

3. Как «воспитатель» понимает и осуществляет стратегическую линию поведения с данным коллективом?

4. Оцените, в какой степени предложенная программа «принята» или «отвергнута» учащимися? Будет ли она «работать»?

Оцените воспитательную деятельность педагога (по 10-балльной шкале).

Г. Индивидуальные задания:

1. Воспитатель разработал для беседы с учениками следующие вопросы. Для диагностики (изучения, исследования, оценки) каких характеристик коллектива можно использовать этот опросник? Перечислите эти характерные черты коллектива.

- Легко ли тебе обратиться за помощью к товарищу?

- Как ты выражаешь одобрение в адрес товарища?

- Каким образом ты выражаешь неодобрение действием (словами) товарища?

- Если при выполнении совместной работы тебе или кому-то из товарищей приходится распределять обязанности среди соучеников, какие при этом встречаются трудности?

2.Прокомментируйте слова П. Ларошфуко:

Пожилые люди любят давать молодым добрые советы, потому что они не в состоянии больше подавать дурные примеры.

3. В чем заключается мысль Марка Твена?

Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел.

4. Проанализируйте высказывание.

Мы постоянно слышим о грубости нынешней молодежи. Я старый человек и должен бы встать на сторону старших, но меня куда чаще поражает грубость родителей. Кто из нас не мучился в гостях, когда мать или отец так обращались со взрослыми детьми, что человек чужой просто ушел бы и хлопнул дверью? Они категорически говорят о вещах, которые дети знают, а они – нет; они прерывают детей, когда им вздумается, высмеивают то, что детям дорого; пренебрежительно (если не злобно) отзываются об их друзьях. А потом удивляются: «И где их носит? Всюду им хорошо, лишь бы не дома...».

Если вы спросите, почему родители так ведут себя, они ответят: «Где же побыть собой, как не дома? Не в гостях же мы! Все тут люди свои, какие могут быть обиды!».

Льюис К. С. Любовь // Вопр. философии.– 1989.– № 8.– С. 140.

А как вы ответите на вопрос, почему родители так ведут себя?

5. Составьте перечень критериев, которые можно использовать для оценки эффективности разных форм взаимодействия школы и семьи (педагогические лектории, родительские собрания, конференции, индивидуальные беседы с родителями).

6. Учитель поставил задачу – развитие интереса к творческой деятельности в коллективе. Укажите возможные пути решения этой задачи в группах разного возраста. Обоснуйте свои предположения.

7. В российских школах совместно обучаются дети разных национальностей, безусловно, необходимо учитывать специфику формирующего влияния их семей. Попробуйте описать наиболее яркие особенности воспитания мальчиков и девочек в семьях, сохранивших свои национальные традиции.

8. Составьте тематику классных часов для учащихся (на выбор): 5 классов; 6 классов; 7 классов; 8 классов; 9 классов; 10 классов; 11 классов. Обоснуйте эту тематику.

9. Составьте список личностных качеств, которые, по вашему мнению, необходимы учителю для эффективного взаимодействия с учащимися и организации детского коллектива. Сравните ваш список со списками других студентов в группе. Выделите 5–6 качеств, на важность которых указывает большинство. Аргументируйте, почему указанные качества учителя являются значимыми в организации детского коллектива.

10. Сравните характеристики групп разного уровня развития. Подумайте, какими параметрами сравнения можно дополнить таблицу и как объяснить приведенные характеристики с точки зрения педагогики.

Диффузная группа Группа-коллектив
Отношение у другому
Равнодушие к судьбе другого, индивидуализм, настороженность, безразличие; успехи и неудачи переживаются каждым по отдельности Уважение, доверение, требовательность, взаимосвязь, поддержка, заинтересованность
Отношение к себе
Боязнь быть самим собой, закрытость, стремление держаться за социальную роль, тревога за свой престиж, нерешительность в проявлении себя Возможность быть самим собой, открытость, свободное выражение чувств, отсутствие «маски», свобода выражения собственного мнения
Отношение к делу
Нежелание приступать к делу, немобильность, результативность, состояние обороны, ожидание посягательства на личность, избегание любых отношений Готовность к работе, мобильность, высокое качество работы, способность работать без контроля, оптимизм, принятие ответственности за состояние дел в группе
Отношение к руководителю
Сопротивление, настороженность, сомнение в праве руководителя принимать значимые для группы решения, непризнание его авторитета Доброжелательность, признание за старшим права принимать значимые для группы решения, признание авторитета, доверие, ответственность за поручение
Отношение к социальным ценностям
Ситуативное, неопределенное Принятие, последовательность в отстаивании
Преобладающее настроение
Минор, эмоциональный дискомфорт Мажор, эмоциональный комфорт

11.Нужно помнить, что каждый ребенок имеет право на компетентное воспитание, на то, чтобы им занимались такие родители, которые в состоянии обеспечить ребенку достаточную степень защищенности и безопасности, необходимых ему для роста и развития. «Психологический Билль о правах», несомненно, должен был бы включать в себя следующие пункты:

– право быть любимым – без всяких оговорок, осуждения или неуместной критики;

– право расти в физически и психологически безопасной среде, не обремененной родительским беспокойством или чувством вины;

– право быть выслушанным и услышанным, с тем чтобы к чувствам ребенка относились серьезно;

– право на серьезное и уважительное отношение родителей и других взрослых, право на то, чтобы ребенку говорили правду;

– право устанавливать физические и психологические границы и требовать уважения к ним;

– право на невмешательство в процесс роста и развития.

Воспитание с любовью и логикой / Пер. с англ.– М., 1995.– С. 450.

Продолжите этот перечень прав, опираясь и на собственный опыт, и на мнение ваших сверстников (а может быть, и родителей).

12. А.В. Петровский, утверждая, что характер взаимоотношений взрослых и детей имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка, выделил пять основных стилей или, как он их называет, «тактик семейного воспитания»:

- диктат

- опека

- конфронтация

- мирное сосуществование

- сотрудничество.

Сформулируйте определение для каждой из вышеназванных тактик и дайте оценку соответствующему стилю взаимоотношений взрослых и детей.

13. Что бы Вы предложили включить в план лектория для родителей учащихся 5 и 10 классов? Составьте примерные тематические планы лекториев и кратко изложите аргументы в обоснование выбранного вами содержания.

***

Формой оценки результатов изучения студен­тами модуля «Теоретическая педагогика» является зачет.

Студент должен знать:

• основные педагогические понятия, перечень которых со­держится в каждом разделе программы;

• важнейшие современные педагогические идеи, теории и системы и педагогов, которыеих выдвигают, разрабаты­вают и реализуют;

уметь:

• применять теоретические положения на практике, т.е. ил­люстрировать при ответе положения теории педагогики примерами из школьной практики, почерпнутыми как из реальной школьной жизни, так и из прочитанной литературы;

• анализировать учебные и реальные педагогические ситуа­ции, вычленять на основе такого анализа педагогические задачи;

• применять алгоритм решения учебных педагогических задач.

• самостоятельно подбирать литературу по определенной проблеме и конспектировать ее;

• наблюдать, выявлять и оценивать основные результаты воспитания и обучения, находить адекватные методики изучения учеников и ученических коллективов;

На зачетевыставляется две оценки: зачтено (41 – 100 баллов) и незачтено (от 0 до 40 баллов).. Для оценки зачтено необходимо знание основных понятий, сформированность необходимых умений. Студент дает полный и правильный ответ на поставленные вопросы. В самостоятельном (без наводящих вопросов преподавателя) ответе должны быть обстоятельно раскрыты со­ответствующие теоретические и методологические положения современной педагогики, охарактеризованы нормативные документы, влияющие на функционирование системы образования, дан анализ литературы (определенной учебной программой), проявлено отчетливое понимание задач обучения и воспитания и состояние их реализации в современной школе. Материал излагается в логической последовательности, литературным языком.

На зачете студент должен обнаружить знание существенных признаков рассматриваемых педагогических явлений, понима­ние закономерностей их развития, роли в системе учебно-воспитательного процесса, путей реализации теоретических поло­жений в школьной практике; показать навыки практического использования приобретенных знаний, а также знание ли­тературных источников, количество и наименование которых определяется на каждом факультете ведущим преподавателем). Ответ может содержать 1-2 неточности или несущественные ошибки. Оценка незачтено ставится, если ответ обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее существенной части содержания учебного материала; допускаются существенные ошибки, которые студент не может исправить с помощью наводящих вопросов преподавателя; допускается грубое нарушение логики изложения.

Вопросы к зачету:

1. Педагогика как наука. Ее предмет, цели и задачи, функции. Отрасли педагогики. Место педагогики в системе наук о человеке.

2.Основные категории педагогики, их характеристика и взаимосвязь. Взаимодействие педагогической науки и практики.

3.Понятие о методологии педагогики. Характеристика методов научно-педагогического исследования. Методологическая культура педагога.

4.Понятие о дидактике. Образование как ценность, процесс и результат. Структура и функции процесса обучения. Характеристика принципов обучения.

5.Понятие о содержании образования. Федеральный государственный образовательный стандарт. Компетентностный подход к отбору содержания образования.

6.Понятие о методах и средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения: по источнику получения знаний; по характеру познавательной деятельности учащихся (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер); классификация Ю.К. Бабанского. Условия выбора и применения педагогом методов обучения.

7.Понятие организационных форм обучения. Общие и конкретные формы организации обучения. Характеристика объяснительно-иллюстративного и проблемного обучения.

8.Классно-урочная форма организации обучения. Типы и структура урока, их разновидности и возможности в решении задач обучения, воспитания и развития личности ученика. Современный урок, пути его совершенствования. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения.

9. Педагогический контроль и учет учебной работы учащихся. Оценка результатов процесса обучения. Критерии оценки качества обучения.

10.Тестирование как средство контроля и оценки качества обучения в современной школе. Дидактическая характеристика ЕГЭ.

11.Воспитание как социокультурный и педагогический процесс. Базовые теории воспитания и развития личности.

12.Ценности и цели воспитания, динамика их развития. Педагогическое обоснование целей воспитания в современных условиях. Характеристика принципов воспитания.

13.Понятие о содержании воспитания. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании.

14.Воспитание патриотизма и интернационализма, культуры межнационального общения, веротерпимости и толерантности.

15.Духовно-нравственное и гражданское воспитание в современной школе.

16.Трудовое, экономическое обучение и воспитание учащихся в современных условиях.

17.Физическое и экологическое воспитание школьников. Формирование у них потребности в здоровом образе жизни.

18.Эстетическое воспитание учащихся в современной школе.

19.Понятие о методах и приемах воспитания. Классификация методов воспитания (методы формирования сознания; организации деятельности и обогащения опыта поведения; коррекции и стимулирования поведения). Условия выбора и применения педагогом методов воспитания.

20.Функции и основные направления деятельности классного руководителя в современной школе. Планирование и организация его работы. Взаимодействие с детским коллективом. Работа с семьей как с субъектом социального воспитания, другими социальными партнерами: цели, содержание, формы взаимодействия.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Педагогика (модуль «Теоретическая педагогика»)

а) основная литература:

  1. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.
  2. Пидкасистый, П. И. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2008. http://www.biblioclub.ru/book/93280/

б) дополнительная литература:

1. Азаров, Ю. Семейная педагогика / Ю. Азаров. - СПб: Питер, 2011.

2. Богомолова, М.И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие / М.И. Богомолова. - М.: Флинта: Наука, 2011.

3. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учеб. пособ. для вузов / Н. В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер, 2011.

4. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий. – М.: Логос, 2009.

5. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособ. для студ. вузов. - 4-е изд., стер. - М: Академия, 2008.

6. Галкина, Т. И. Воспитательная работа классного руководителя в 5-6-классах / Т. И. Галкина, В. В. Котельникова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

7. Градусова, Л. В. Гендерная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. / Л.В. Градусова. – М.: Флинта, 2011. - http://www.biblioclub.ru/book/83436/

8. Гриценко, Л. И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. пособ. для студ. вузов / Л. И. Гриценко. - 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.

9. Гузеев, В. В. Преподавание. От теории к мастерству / В. В. Гузеев. – М.: НИИ школьных технологий, 2009.

10. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Учебное пособие. – М.: Академия, 2004.

11. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.- М., 2009.

12. Еремина, Р. А. Функции и основные направления деятельности классного руководителя / Р.А. Еремина. - М., 2008. - http://www.biblioclub.ru/book/58282/

13. Загвязинский, В. И. Теория обучения в вопросах и ответах: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В. И. Загвязинский. – М., 2008.

14. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. вузов / В. И. Загвязинский. - 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.

15. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 2006.

16. Инновационные проекты в школьном обучении: опыт, проблемы и перспективы: Всероссийская научная конференция. Москва, 18 сентября 2008 г. – М.: Изд. СГУ, 2008.

17. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения Минск: ТетраСистемс, 2011. - http://www.biblioclub.ru/book/78518/

18. Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования / Г. М. Коджаспирова: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.

19. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап: Учебное пособие для студ. вузов / В. В. Краевский. - 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.

20. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М., 2008.

21. Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2008.

22. Милорадова, Н. Г. Психология и педагогика / Н. Г. Милорадова. - Учебник для студ. вузов. – М.: Гардарики, 2009.

23. Новиков, А. М. Основания педагогики / А. М. Новиков: Пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики. – М.: Эгвес, 2010.

24. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов. - 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2009.

25. Образование в России: Федеральный справочник. – М., 2010.

26. Орлов, А. А. Развитие профессионального мышления будущего учителя в вузе / А. А. Орлов: Монография. - Гродно: ГрГУ, 2011.

27. Осин, А. В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы / А. В. Осин. – М.: Издательский сервис, 2010.

28. Осмоловская, И. М. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. - М., 2008.

29. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Академия, 2008.

30. Панфилова, А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие / А. П. Панфилова. Под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М., 2008.

31. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: Учебное пособие для студ. вузов / А. П. Панфилова. – М.: Академия, 2009.

32. Парадигма актуального образования: обеспечение конкурентоспособности образовательных учреждений России: Всероссийская научно-практическая конференция. Москва, 23 апреля 2009 г. - М.: Изд. СГУ, 2009.

33. Пастернак, Н. А. Психология воспитания / Н. А. Пастернак; под ред. А. Г. Асмолова. – М., 2008.

34. Педагогика: теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш и средн. учебных заведений. - 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.

35. Педагогический энциклопедический словарь. - 3-е изд., стер. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2009.

36. Пидкасистый, П. И. Психология и педагогика: Учебник для вузов. / П. И. Пидкасистый. - М.: Юрайт, 2011.

37. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый: Учебник для студ. вузов. – М.: Юрайт, 2011.

38. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М., 2008.

39. Пономарева, Т. М. Проектирование и организация системы самостоятельной работы студентов при изучении педагогических дисциплин / Т. М. Пономарева: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008.

40. Программно-технические средства дистанционного обучения: Словарь терминов. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010.

41. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1 / Под ред. А. А. Орлова. – Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008.

42. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентного подхода: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2 / Под ред. А. А. Орлова. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009.

43. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентного подхода: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3 / Под ред. А. А. Орлова. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010.

44. Пуйман, С. А. Педагогика современной школы. Ответы на экзаменационные вопросы / С.А. Пуйман. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - http://www.biblioclub.ru/book/78572/

45. Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе: Научные труды СГА. – М.: Изд. СГУ, 2009.

46. Сайфуллин, Ф. А. Педагогический процесс: проблемы, пути решения: Сборник научных статей / Ф. А. Сайфуллин. - Уфа: РИО БашГУ, 2010.

47. Сальникова, О.А. Совершенствование коммуникативной компетенции учителя / О.А. Сальникова. – М.: Флинта: Наука, 2011. - http://www.biblioclub.ru/book/83546/

48. Селевко, Г. К. Найди себя / Г. К. Селевко: Учебное пособие для учащ. 9 класса. – М.: НИИ школьных технологий, 2009.

49. Селевко, Г. К. Реализуй себя / Г. К. Селевко: Учебное пособие для учащ. 11 классов. – М.: НИИ школьных технологий, 2008.

50. Сенько, Ю.В. Педагогика понимания: учеб. пособие / Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловская. – М.: Дрофа, 2007.

51. Сенько, Ю. В. Стиль педагогического мышления в вопросах / Ю. В. Сенько: Учебное пособие для слушат. системы профес. педагогич. образования. – М.: Дрофа, 2009.

52. Ситаров, В.А. Дидактика / В.А. Ситаров. Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2008.

53. Ситаров, В. А. Дидактика: Пособие для практических занятий: Учебное пособие для студ. вузов / В. А. Ситаров. – М.: Академия, 2008.

54. Сманцер, А. П. Гуманизация педагогического процесса в современной средней школе: Учебное пособие / А. П. Сманцер. - Минск: БГУ, 2010.

55. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов: Справочно-метод. пособие. - 2-е изд,. перер. и дополн. – М.: Сфера, 2008.

56. Столяренко, В.Е., Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика. Конспект лекций / В.Е. Столяренко, Л.Д. Столяренко.- М.: Юрайт, 2011.

57. Фельдман, И. Л. Профессиональное самопознание педагога / И. Л. Фельдман: Монография. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010.

58. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г. Фокин. - М., 2008.

59. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студ. высших учеб. завед. / А.В. Хуторской. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.

60. Цыркун, И. И., Дубовик, М. В., Волкова, Л. М. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум: Учебно-методическое пособие / Под ред.: И.И. Цыркун, М.В. Дубовик. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - http://www.biblioclub.ru/book/78562/

61. Цифровые образовательные ресурсы в школе: Вопросы педагогического проектирования: Сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов. – М.: Университетская книга, 2008.

62. Человек в современном образовательном пространстве: Всероссийская научно-практическая конференция. Москва, 30 сентября 2009 г. – М.: Изд. СГУ, 2009.

63. Шайденко, Н. А. Педагогика / Н. А. Шайденко: Пособие для подготовки к экзаменам для студ. фак-та технологии и сельского хозяйства. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008.

64. Щуркова, Н. Е. Классное руководство: игровые методики: Методическое пособие / Н. Е. Щуркова. - 4-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2008. 65. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства / С. Д. Якушева: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. 66. Ямбург, Е. А. Педагогический декамерон / Е. А. Ямбург. - М : Дрофа, 2008. 67. Ямбург, Е. А. Школа и ее окрестности / Е. А. Ямбург. – М.: Центр книги Рудомино, 2011.

Статьи:

  1. Александрова, Е. Создаем систему воспитательной работы в школе / Е. Александрова // Народное образование. – 2009. - № 7. – С. 227 – 235.
  2. Бим-Бад, Б.М. Аксиомы педагогики / Б.М. Бим-Бад // Педагогика.- 2010.- №3.- С.15-20.
  3. Бондаревская, Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания / Е.В. Бондаревская // Высшее образование сегодня.- 2011.- №3.- С.3-14.

4. Галицкая, И.А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И.А. Галицкая, И.В. Метлик // Педагогика. – 2009. - № 10. - С. 36 - 46.

  1. Гатальский, В.Д. Культурно-образовательное пространство как социально-педагогическая проблема // Педагогика. – 2009. - № 3. – С. 52-57.
6. Годовникова, Л. Работа с трудными подростками / Л. Годовникова // Сельская школа.- 2009.- №4.- С. 109.
  1. Голованов, В. Воспитательные возможности классного руководителя [Текст] / В. Голованов, С. Евтушенко, Ю. Виноградов // Сельская школа.- 2009.- №2.- С. 48.
  2. Голубева, Л. Современный урок: анализ и самоанализ / Л. Голубева, Т.Чегодаева // Сельская школа.- 2009.- №4.- С. 7.
  3. Голубева, Л. Современный урок: методический арсенал учителя [Текст] / Л. Голубева, Т.Чегодаева // Сельская школа.- 2009.- №5.- С. 20.

10. Гражданин и патриот. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников // Учительская газета. - 2009. - №23 (10260) от 09 июня 2009 г.

11. Григорьев, Д. Результаты и эффекты воспитания / Д. Григорьев, П. Степанов // Народное образование. – 2009. - № 4. – С. 222 – 226.

12. Гудилина, О.В. Планирование воспитательной работы классного руководителя / О.В. Гудилина // Классный руководитель. – 2009. - № 1. – С. 48 – 54.

13. Демидова, М. Ю. Что нового в стандартах второго поколения по естественно-научным дисциплинам [Текст] / М.Ю. Демидова // Народное образование.- 2010.- №5.- С.154-160.

  1. Детские общественные объединения: краткий тезаурус // Классный руководитель. – 2009. - № 6. – С. 49-56.

15. Дронов, В.П. Новый стандарт общего образования – идеологический фундамент российской школы / В.П. Дронов, А. М. Кондаков // Педагогика.- 2009.- №4.- С.22-26.

16. Екенина, Н.В. Алгоритм организации самоуправления в коллективе / Н.В. Екенина // Классный руководитель. – 2009. - № 6. – С. 5-8.

17. Еременко, О.А. Анализ форм работы классного руководителя / О.А. Еременко // Классный руководитель. – 2009. - № 7. – С. 64-68.

  1. Зайцев, В. Формирование ключевых компетенций учащихся / В. Зайцев // Сельская школа.- 2009.- №5.- С. 28.
  2. Запесоцкий, А.С. Влияние СМИ на молодёжь как проблема отечественной педагогики / А.С. Запесоцкий // Педагогика.- 2010.- №2.- С.3-16.

20. Зернов, В.А. Новый закон об образовании. Куда пойдем: к инновациям или к стагнации? / В.А. Зернов // Высшее образование сегодня.- 2011.- №1.- С.8-13.

21. Иванова, Г. Сотрудничество: педагогический совет с родителями школьников / Г. Иванова // Сельская школа.- 2009.- №1.- С. 46.

  1. Качнев, В.И. О модернизации педагогической науки и образования / В.И. Качнев // Высшее образование сегодня.- 2010.- №1.- С.55.

23. Ковалева, Г.С. Стандарт общего образования второго поколения: в оценке образовательных результатов / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова // Народное образование.- 2010.- №5.- С.144-153.

  1. Кольцова, Л. Классное родительское собрание с участием учащихся «Выбор профессии» (9 класс) [Текст] / Л. Кольцова // Сельская школа.- 2009.- №1.- С. 50.
  2. Краевский, В.В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) /В.В. Краевский // «Вопросы философии», 2009, № 3. [Электрон. ресурс]:http://www.kraevskyvv.narod.ru/papers/nauki.htm
  3. Лепнева, О. Коллектив класса – «классный коллектив»? / О. Лепнева, Е. Тимошко // Народное образование. – 2009. - № 8. - 246 – 256.
  4. Луховицкий, В. Патриотическое воспитание: задачи, содержание, акценты / В. Луховицкий, Е. Русакова, Ю. Силинг // Народное образование. – 2009. - № 7. – С. 212 – 217.
  5. Матросов, В.Л. Новый учитель для новой российской школы [Текст]/В.Л. Матросов // Педагогика. -2010. -№5.

29. Медведев, Д.А. Образование – это одна из главных ценностей / Д.А. Медведев // Высшее образование сегодня.- 2011.- №9.- С.9.

  1. Морозова, Н.В. Положение о классном руководстве / Н.В. Морозова // Классный руководитель. – 2009. - № 1. – С. 133 – 139.

31. Мыльцева, Н.А. Учитель и ученик: равноправное партнерство? / Н.А. Мыльцева, Е. И. Пояганова // Высшее образование сегодня.- 2010.- №6.- С.49.

32. Никандров Н.Д. Духовно-нравственная культура и российская школа // Педагогика. – 2009. - № 3. – С. 3.

33. Никандров, Н.Д. Светское образование и духовное просвещение: проблемы взаимодействия / Н.Д. Никандров // Высшее образование сегодня.- 2010.- №2.- С.10.

34. Никулина, О.М. Духовно-нравственное воспитание в системе подготовки специалистов социальной сферы / О.М. Никулина, Е.В. Родькина// Педагогика.- 2010.- №3.- С.52-57.

35. Овчинникова, Н.П. Проблемы патриотического воспитания сельских школьников / Н.П. Овчинникова Н.С Ульянова // Педагогика. – 2009. - № 5. – С. 52 – 57.

36. Орлов, А.А. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании / А.А. Орлов, В.В. Грачев, О.А. Жукова // Педагогика. – 2009. – № 1. – С. 107-112.

  1. Сериков, В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога / В.В. Сериков // Педагогика. -2010. - №5.
  2. Суворова, Г. Электронный учебник для малочисленной школы. Как с ним работать? / Г.Суворова, Е. Ивлиева // Сельская школа.- 2009.- №4.- С. 95.
  3. Супрунова, А. Мамы и папы всегда рядом: Как на практике объединить усилия семьи и школы / А. Супрунова // Учительская газета. - 2009. - №25 (10262) от 23 июня 2009 г.

40. Тимонина, Л.И. Родительское собрание [Текст] / Л.И. Тимонина // Народное образование.- 2010.- №2.- С.237-240.

41. Турбовской Я.С. Духовность как объект методологического рассмотрения // Педагогика. – 2009. - № 9. – С. 3-13.

  1. Усольцева, И.В. Информационно-компьютерные технологии и воспитание / И.В. Усольцева // Педагогика.- 2010.- №2.- С.44-50
  2. Федорова, С. Истина, добро и красота. Три основы жизни, достойной Человека / С. Федорова // Учительская газета. - 2009. - №20 (10257) от 19 мая 2009 г.
  3. Фещенко, Т. Оценка и отметка: стимул или отчуждение? / Т. Фещенко // Сельская школа.- 2009.- №2.- С. 38.
  4. Фугелова, Т.А. Современные подходы к воспитанию и развитию мобильной личности / Т.А. Фугелова // Высшее образование сегодня.- 2010.- № 9.- С.79-82
  5. Хлесткова, О. Любовь и уважение заслуживают все. Воспитательная система класса / О. Хлесткова // Учительская газета. - 2009. - №16 (10253) от 21 апреля 2009 г.

47. Шадриков, В.Д. Теоретические основания построения новой школы / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня.- 2011.- №2.- С.3-12.

48. Ясницкая, В.Р. Функционал классного руководителя [Текст] / В.Р. Ясницкая // Народное образование.- 2010.- №2.- С.221-225.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1.Российское образование [Электронный ресурс] : федеральный портал / ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М : [б. и.], 2002. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: www.edu.ru

2.Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] : информационная система / ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М : [б. и.], 2005. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: http://window.edu.ru

3.Руконт [Электронный ресурс] : национальный цифровой ресурс / ООО «Агентство Книга-Сервис». - М : [б. и.], 2011. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: http://www.rucont.ru

4.Университетская библиотека Online [Электронный ресурс] / ООО "Директ-Медиа" . - М : [б. и.], 2006. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: www.biblioclub.ru

5.Универсальные базы данных East View [Электронный ресурс] : информационный ресурс / East View . - М : [б. и.], 2012. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: www.ebiblioteka.ru

6.Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU [Электронный ресурс] : информационный портал / ООО "РУНЭБ", Санкт-Петербургский государственный университет. - М : [б. и.], 2010. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: www.eLibrary.ru

7.Научно-информационный портал ВИНИТИ [Электронный ресурс] : информационный ресурс / ВИНИТИ РАН. - М : [б. и.], 2004. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: http://science.viniti.ru

8.Педагогика.ру [Электронный ресурс] : справочный сайт. - М : [б. и.], [2000]. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: http://pedagogy.ru

9.Электронная библиотека МГППУ [Электронный ресурс] : информационная система / МГППУ. - М : [б. и.], 2007. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL:http://psychlib.ru

1. Материально-техническое обеспечение модуля «Теоретическая педагогика»

· Электронный каталог образовательных порталов и сайтов кафедры педагогики

· Электронная библиотека кафедры педагогики

· Электронный каталог статей кафедры педагогики

· Педагогический кинозал кафедры педагогики

Наши рекомендации