Основные задачи классного руководителя
Организация воспитывающей и развивающей деятельности – первый объект внимания педагога, одна из основных задач, которую ему нужно решить. И эта задача исходная. Ибо там, где нет организационной деятельности, там нет воспитания, а развитие личности предоставляется случаю и стихийным обстоятельствам.
Организация и развитие коллектива – второй объект внимания и задача классного руководителя.
Помощь в становлении личности ученика, создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей – третья задача воспитательных воздействий классного руководителя.
Интересными являются данные социологического анализа деятельности классных руководителей Ярославской области. На их основе выделяются четыре типа задач, которые решаются классными руководителями в процессе взаимодействия с учащимися и их родителями.
П е р в а я г р у п п а з а д а ч может быть названа социальными задачами. Это защита ребенка, помощь ему, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования ее индивидуальности.
В т о р у ю г р у п п у з а д а ч можно обозначить как задачи диагностическо-этические. Для того чтобы правильно организовать систему воспитательной работы с классом, классный руководитель должен знать своих учеников, их особенности, проявления, личностные качества и индивидуальные характеристики.
Т р е т ь я г р у п п а з а д а ч может быть названа нравственными задачами. Они связаны с ориентацией ребенка на критерии добра и зла, постановку детей в ситуацию нравственного выбора, конкретизацию нравственных критериев в реальных жизненных обстоятельствах.
Ч е т в е р т а я г р у п п а з а д а ч может быть обозначена как задач индивидуально-практического характера. К ним можно отнести выбор эффективных педагогических средств работы с учащимися, планирование своей работы, контроль и коррекцию деятельности, педагогику рефлексии.
Согласовано Утверждаю
Пред. профкома Директор МБОУ ООШ С. Салихово
________________ __________________
Магадеев Ф.Ф. Минибаева Г.К.
«__»_______2012 г. «__»_______2012 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Салихово
Должностная инструкция
Классный руководитель
Общие положения.
Настоящая инструкция разработана на основе Закона Российской Федерации об образовании, Устава школы, правил внутреннего распорядка, конвенции о правах ребенка и других инструкций.
Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя из числа наиболее опытных педагогов.
Классный руководитель подчиняется директору школы, его заместителям, социальному педагогу по социальным вопросам.
Главная функция в должности классного руководителя – защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил.
1. Деятельность классного руководителя в обеспечении здоровья:
– изучает особенности развития детей;
– выясняет наследственные и хронические заболевания ребенка;
– проводит тестирование на выявление психического состояния ребенка, особенностей характера и темперамента;
– совместно со школьным врачом и родителями составляет личную программу закаливания, физических и дыхательных упражнений, помогает ребенку организовать режим жизни;
– помогает врачам и участвует в проведении диспансеризации учеников;
– ведет работу по профилактике заболеваний, проводит физкультминутки;
– проводит беседы о личной гигиене человека;
– ведет антиалкогольную пропаганду;
– проводит профилактическую работу по предупреждению детского дорожного травматизма, несчастных случаев;
– организует спортивные соревнования, игры на воздухе;
– рассматривает на «малых педсоветах» вопросы о дозировке материала, количестве письменных работ, характере домашней работы, корректирует программы с целью сокращения перегрузок учащихся;
– пропагандирует здоровый образ жизни.
2. Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся:
– изучает семью, ее воспитательные возможности, атмосферу семейного воспитания;
– исходя из единых (школа – семья) взаимных нравственных позиций, вырабатывает единые педагогические требования к учащимся;
– осуществляет индивидуальную работу с родителями, привлекая родителей к участию во внеклассной работе;
– проводит систематическую работу по повышению педагогической культуры родителей.
Классный руководитель должен обладать информацией:
– состояние семейно-бытовых условий ученика;
– состояние его здоровья;
– положение в классе;
– внешкольные интересы и увлечения;
– общественные поручения;
– любимые и нелюбимые предметы;
– отношение к школе, к учителям, родителям, товарищам;
– уровень воспитанности учащихся своего класса;
– стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию.
3. Взаимосвязь классного руководителя с учителями-предметниками:
– должен знать ведущие вопросы учебной программы, выражающие воспитательную направленность содержания обучения по каждому предмету, координировать решение воспитательных задач в процессе осуществления межпредметных связей;
– определять с учителями меры по развитию устойчивого интереса к знаниям, предупреждению неуспеваемости, по обучению рациональным навыкам учебного труда;
– посещать уроки с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся, с целью глубокого проникновения в содержание программного материала;
– создавать ситуации, ведущие к самостоятельному пополнению знаний;
– проводить педконсилиумы с учителями с целью определения реальных учебных возможностей; уровня воспитанности и развитости учащихся и выработки системы мер по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыков учащихся;
– вовлекать учащихся в предметные кружки, НОУ, клубы и т. д.;
совместно с учителями готовить и проводить общественные смотры знаний, конкурсы, олимпиады, конференции, используя их для организации познавательной деятельности, повышения культуры учебного труда.
4. Работа с классным коллективом:
– организует дежурство учащихся на переменах;
– прививает навыки трудового воспитания, организуя участие в генеральных уборках школы и классного помещения, прививает навыки производственного труда;
– привлекает детей к борьбе за выполнение правил для учащихся и правил внутреннего распорядка;
– развивает и принимает участие в работе органов самоуправления в классе, тактично направляет работу лидеров, помогает учащимся выполнять поручения;
– проводит «часы общения» с целью формирования у детей коммуникативной культуры;
– проводит праздники, организует вечера, встречи с интересными людьми, с людьми разных профессий и т. д.
– участвует со своим классом в общешкольных, районных, городских мероприятиях.
5. Взаимосвязь классного руководителя с внешкольными учреждениями:
– изучает воспитательные возможности внешкольных учреждений;
– определяет виды и формы совместной работы;
– ориентирует учащихся в выборе коллективов внешкольных учреждений с учетом их интересов и склонностей;
– выявив индивидуальные интересы ребят, помогает им в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов;
– расширяет познавательный и культурный кругозор учащихся через экскурсии, встречи, посещение кино, театров;
– перед проведением внеклассной работы вне школы проводить инструктаж учащихся по технике безопасности, соблюдению правил дорожного движения и расписывается в журнале инструктажа.
6. Документация классного руководителя:
– ведет психологичекую карту класса;
– составляет план социального развития классного коллектива на полугодие по следующим направлениям:
а) развитие интеллектуальных способностей;
б) нравственно-этическое воспитание (правовое, половое в том числе);
в) экологическое воспитание;
г) эстетическое воспитание;
д) физическое воспитание;
е) развитие технического творчества и производственной деятельности;
– ведет рабочий дневник;
– обрабатывает исследовательские материалы и в виде схем, таблиц, графиков хранит в тетради «Психологическая карта класса»;
– ведет классный журнал;
– проверяет один раз в неделю ученический дневник;
– ведет индивидуальную работу с родителями, проводит 2 раза в четверть родительские собрания, а по необходимости и чаще.
Руководитель ШМО классных руководителей_____________Хамидуллина Г.Я.
С должностными инструкциями классного руководителя ознакомлены:
1.Каримова Ф.Р._____________________ «___» _______2012 г.
2.Рахматуллина З.В. __________________ «___» _______2012 г.
3. Мухамадуллина А.Ю. _______________«___» _______2012 г.
4.Галимуллина Д.Ф. __________________«___» _______2012 г.
5. Магадеев Ф.Ф. _____________________«___» _______2012 г.
6. Хамидуллина Г.Я ______________ ____«___» ______ 2012 г.