Тарабукина У. П., Имеева В. И. (п. Берёзовока, Республика Саха (Якутия)

Роль дополнительного образования детей в развитии и сохранении родного языка

Костылева Н. Б. (Ханты-Мансийск) О сохранении и развитии родных языков коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Величко Н. И., Нёмысова Е. А. (Ханты-Мансийск) Проблемы преподавания хантыйского языка и литературы в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Строгальщикова З. И. (Петрозаводск) Языки коренных малочисленных народов в российской школе (на примере вепсского языка)

Дедык В. Р. (п. г. т. Палана, Камчатский край)Опыт применения современных технологий на уроках корякского языка.

Слепа К. А. (Салехард) О состоянии изучения родных языков и литературы корен-ных малочисленных народов Севера в школах-интернатах Ямало-Ненецкого автономного округа.

Цымбалистенко Н. В. (Салехард) Выявление проблемных зон и рисков в функционировании кочевых школ ЯНАО

Терёхина А. Н., Волковицкий А. И. (Санкт-Петербург)Кочевое образование: вызовы и перспективы (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

Земцова В. И. (п. Носок, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Красноярского края) Поиск инновационных путей в обучении и воспитании детей, родители которых ведут кочевой образ жизни

Боброва М. И. (п. Индига Ненецкий автономный округ),Прошлое, современное состояние и перспективы развития преподавания родного языка в сельской школе

Талеева М. И. (Нарьян-Мар)Познаём мир через язык народа.

Талеева Л. Я. (п. Искателей, Ненецкий автономный округ) Организационно-методическое сопровождение преподавания родного (ненецкого) языка в Ненецком автономном округе.

Давыдова Т. Ю. (п. Индига, Ненецкий автономный округ)Развитие творческих способностей обучающихся на уроках родного языка.

Жовницкая С. Н. (Дудинка) Прошлое, современное состояние преподавания нганасанского языка

Федосеева Т. И. (с. Хета Долгано - Ненецкого муниципального района Красноярского края) Использование этнокультурного компонента на уроках родного языка и литературы и во внеурочное время

Коротких Г. В. (Томская область) Первые шаги ревитализации южноселькупского языка.

Савлепова Т. В. (п. Тура Эвенкийского муниципального района Красноярского края) Модель организации образования в Эвенкии, создающая условия для повышения общеобразовательного уровня подрастающего поколения эвенкийского народа, сохранения культуры и языка эвенков, становления эвенкийско-русского двуязычия населения Эвенкии

Афанасьева Е. Ф. (Улан-Удэ) Преподавание эвенкийского языка, литературы и культуры эвенков в Республике Бурятия.

Возелова Л. Г.Изучение родного языка в Шурышкарском районе (на примере хантыйского языка)

Герасимова С. А. (Ханты-Мансийск) Олимпиада школьников ХМАО-Югры по родному языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера: опыт Югры.

Нёмысова Е. А. (Ханты-Мансийск), Рябчикова З. С. (Санкт-Петербург) Создание учебно-методических комплектов и преподавание хантыйского языка в диалектных условиях

Зубов С. Ф. (Санкт_Петербург)Издание учебников на родных языках для детей-северян – приоритет сегодняшнего дня»

Бабурин А. В. (Санкт-Петербург)Организация материала в учебниках нового поколения на родных языках для школ Севера

СЕКЦИЯ 2. Научно-методические проблемы исследования и сохранения языков, фольклора и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Модераторы:

Булатова Надежда Яковлевна,кандидат филологических наук, доцент кафедры алтайских языков, фольклора и литературы ИНС РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург)

Семенова Светлана Степановна, кандидат педагогических наук, директор ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» (Якутск)

Мызников Сергей Алексеевич, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой уральских языков, фольклора и литературы института народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена, член-корреспондент РАН (Санкт-Петербург)

Динисламова Светлана Силиверстовна), кандидат филологических наук, заведующая научно-исследовательским отделом обско-угорских литератур Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (Ханты-Мансийск)

Доклады.

Булатова Н. Я. (Санкт-Петербург) К вопросу о классификации тунгусо-маньчжурских языков.

Назмутдинова Т. С. (Санкт-Петербург) Многоязычие как лингвистическая проблема.

Семенова С. С. (Якутск). Обучение родному языку в условиях билингвального и многоязычного образования.

Федоренкова В. С.(Санкт-Петербург) Прономинативы как средство выражения категории посессивности в эвенском языке.

Кейметинов В. А. (Республика Саха (Якутия)) Проблемы эвенской письменности и как её совершенствовать.

Иванова Э. В. (Санкт-Петербург) Филологический комментарий современных изданий на эвенкийском языке.

Мызников С. А.(Санкт-Петербург) Диалектологический атлас вепсского языка в контексте современной лингвогеографии.

Бродский И. В. (Санкт-Петербург) Вепсская письменность и проблема сохране-ния языка этноса.

Афанасьева Н. Е. (Мурманская область)Современное состояние саамского языка.

Гашилов А. И., Яркина Е. И.(Санкт-Петербург) Научно-методические исследования в области хантыйского языка.

Главан А. А. (Сургут) Отображение звуковых особенностей в современном алфавите сургутского диалекта хантыйского языка.

Рябчикова З. С., Салимзянов А. Р. (Санкт-Петербург) Варианты письменной фиксации хантыйского языка финскими и венгерскими исследователями. Памяти Евы Шмидт

Терёшкин С. Н. (Санкт-Петербург) Трифтонги в восточно-саамских диалектах.

Заксор Любовь Жоржевна (Санкт-Петербург) Изучение долгих гласных фонем на уроках нанайского языка.

Гашилов А. И., Филатов А. С. (Санкт-Петербург) Селькупско-ненецкий языковой союз.

Гашилова Л. Б. (Санкт-Петербург) Особенности перевода лексики с нивхского языка на русский.

Рахманова Ю. В. (Санкт-Петербург)Лингвистический национализм и проблема выбора алфавитной системы.

Бармич М.Я. (Санкт-Петербург) Песенный фольклор каннинских ненцев.

Герасимова Д. В. (Ханты-Мансийск) Источники обрядового фольклора манси (вогулов).

Чернышова С. Л. (Санкт-Петербург) Сценическая интерпретация как средство актуализации танцевально-пластической культуры коренных малочисленных народов Севера и Арктики.

Челеби Ф. И.(Санкт-Петербург) Пословица и антипословица (о двух паремиях, связанных с героическим эпосом).

Бакула В. Б. (Мурманск) Фольклор и литература российских саамов: первое учебно-методическое пособие.

Динисламова С. С. (Ханты-Мансийск) Cовременное состояние и перспективы развития обско-угорских литератур.

Дядюн С. Д. (Ханты-Мансийск)Хантыйские сказки как средство социализации и развития личности ребенка.

Иванова В. С. (Санкт-Петербург) Концепт «Природа – Родина – Мать» в произведении Ювана Шесталова «Языческая поэма».

Макарова М. Е. (Ханты-Мансийск) Этнопедагогический аспект творчества Ювана Шесталова.

Болотаева О. Л., Петренко В. С.(Санкт-Петербург) Литературное творчество Кецая Кеккетына как источник формирования национальной идентичности школьников.

Федосеева Т. И. (с. Хета Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края) Использование этнокультурного компонента на уроках родного языка и литературы и во внеурочное время.

Рахлеева Н. Н. (Якутск) Из истории изучения якутского фольклора и литературы.

СЕКЦИЯ 3. Образовательные ресурсы формирования гражданской идентичности и патриотизма, гармонизации этнической и гражданской идентичности в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока России.

Модераторы:

Галушко Тамара Георгиевна, доктор филологических наук, профессор кафедры современных европейских языков института иностранных языков РГПУ им. А. И. Герцена

(Санкт-Петербург)

Найденова Елена Александровна, кандидат педагогичсеких. наук, доцент кафедры поликультурного образования Московского института открытого образования (Москва)

Кустова Юлия Георгиевна,кандидат исторических наук,доцент кафедры этнокультурологии института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)

Щеглов Виталий Иванович, кандидат психологических наук, доцент кафедры этнокультурологии ИНС РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург)

Доклады.

Галушко Т. Г. (Санкт-Петербург) Динамичность этноидентичности в дискурсивном пространстве творчества, языка и интернет-коммуникации.

Золотухина Н. Ф. (Санкт-Петербург) Парадоксы этнического сознания в повествовании о родословной.

Щеглов В. И. (Санкт-Петербург) Моделирование ресурсов формирования этнической идентичности в поликультурной образовательной среде.

Найденова Е. А. (Москва)Изучение литературы народов России в начальной школе как средство подготовки учащихся к освоению предметных областей «Основы религиозной культуры и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Калиниченко О. В. (Владивосток)Этническая толерантность и представления о гражданине России у молодежи, проживающей в Приморском крае.

Беркович Н. А. (Санкт-Петербург) Тематика "Российское Родиноведение" в контексте образовательного процесса для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Вануйто И. Н. (Ямало-Ненецкий автономный округ)Роль кабинета родного (ненецкого) языка и литературы в формировании национального характера, воспитания активной жизненной позиции.

Горохова Т. И. (с. Оленегорск, Якутия) Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях компактного проживания эвенов: прошлое, современное состояние и перспективы развития

Барандов Л. А.(Санкт-Петербург) О репрезентации этнокультурных элементов для формирования гражданской идентичности в деятельности Соловецкого музея-заповедника.

Сэрпиво С. Е. (Салехард)Формирование этнической идентичности детей в межнациональных семьях (на примере ненцев Ямало-Ненецкого автономного округа).

Малышева Е. В., Рязанова В. С. (Санкт-Петербург) О некоторых перспективных направлениях патриотического воспитания школьников.

Афанасьева А. Б. (Санкт-Петербург) Этностудия «Родники. Введение в народоведение» как ресурс гармонизации этнической и гражданской идентичности.

Мартьянов Д. С. (Санкт-Петербург)Балканизация Интернета как фактор идентичности.

Марфусалова В. П. (Якутск)Вклад буягинских эвенков в развитие промышленности, защиту Отечества и становлении парламентаризма в Якутии.

Оскузьян Д. В. (Сыктывкар)Духовный марафон «Покровские встречи» образовательный ресурс формирования гражданского патриотизма.

Щапова Д. А. (п. Тура Эвенкийского муниципального района Красноярского края) Культурное и образовательное пространство формирования этнической идентичности эвенков в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края

Кустова Ю. Г. (Санкт-Петербург) Формирование этнокультурной идентичности в игровой деятельности детей в традиционной культуре хакасов.

Нужная И. А. (Санкт-Петербург) Проблема формирования этнокультурного сознания современного школьника в контексте диалогического мышления.

Миронова Н. Н. (Мурманская обл.) Значение и роль русского языка и литературы в достижении духовно – нравственного единства культурно – образовательного пространства Российской Федерации.

Цвик И. О. (Кишинёв, Республика Молдова) Освоение русской литературы – значимый фактор формирования и укрепления национально-культурной общности.

Цымбалюк Е. И.(Кишинёв, Республика Молдова)Изучение русской литературы в рамках компетентностного подхода (на примере романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

Привезенцева Т. П. (Санкт-Петербург) Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы как форма воспитания духовно-нравственных ценностей гражданина Российской Федерации.

Матвеева Н. А. (Санкт-Петербург)Аксиология поэтики русской народной песни.

Шор Т. К. (Тарту, Эстонская Республика) «Я русский?» -- проблема национальной идентификации малых народностей угро-финской языковой группы. Дмитрий Павлович Цветков (1890—1930)

Азаренкова М. Н. (Санкт-Петербург) Значимость методики преподавания иностранного языка в высшей военной школе для развития целостности полиэтнической образовательной среды.

Гашева Н. Н. (Пермь) Билингвизм в российском кино: поиски новых форм культурной идентичности.

СЕКЦИЯ 4. История, современность, проблемы и перспективы

подготовки педагогических кадров для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Модераторы:

Котова Светлана Аркадьевна, канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребенка института детства РГПУ им. А. И. Герцена.(Санкт-Петербург),

Панькин Аркадий Борисович, доктор педагогических наук, профессор зав. кафедрой педагогики Калмыцкого государственного университета им. им. Б. Б. Городовикова.(Элиста).

Александрова Елена Анатольевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры этнокультурологии ИНС РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург)

ДОКЛАДЫ.

Ковлягин М. С. (Санкт-Петербург) Роль Института народов Севера в сфере подготовки аборигенных педагогических кадров Нарымского края в 1920-1930-е годы

Александрова Е. А. (Санкт-Петербург)Институт народов Севера в системе педагогического образования РГПУ им. А. И. Герцена (1996-2009 гг.). К юбилею А. А. Петрова, российского и якутского учёного и педагога.

Вейсалова Н. Г. (Москва), Петров А. А., Назмутдинова Т. С. (Санкт Петербург) Презентация Сборника статей «Приходите друзья к моему костру...», посвящённого памяти учёного-тунгусоведа Ю. Д. Сверчковой.

Рябчикова З. С., Першина Е. М. (Санкт-Петербург) Матрена Вахрушева – великий учитель хантыйских и мансийских учителей (к 100-летию со дня рождения).

Люблинская М. Д. (Санкт-Петербург)В память о профессоре (А. П. Володин).

Гашилова Л. Б., Чернышова С. Л. (Санкт-Петербург) Образовательная и исследовательская деятельность в рамках реализации социально-значимых проектов института народов Севера Герценовского университета (на примере проекта по культуре питания).

Ерохин Б. В. (Санкт-Петербург)План издания работ, подготовленных сотрудниками ИНС к изданию в 2017 - 2018 г. г. в следующих сериях: монографии, учебно-методические пособия, двуязычные учебные словари

Самойлова Л. П. (Норильск)У истоков этнокультурного образования в Норильском государственном индустриальном институте.

Кривошапкина Е. А. (Якутск) Основные принципы олимпиадной деятельности Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова и их реализация в образовательных учреждениях коренных малочисленных народов Севера.

Селиненкова Е. Я. (Санкт-Петербург) Разработка учебно-методического обеспечения по дисциплинам музееведческого цикла при комплектовании интерактивных форматов программы.

Лапина И. А. (Санкт-Петербург) Тема освоения Арктики в курсе истории России: значение, новые подходы.

Макаров И. А. (Санкт-Петербург) Значение концепта "циркумполярной цивилизации" для развития североведения.

Назмутдинова Т. С., Богдановская Д. В., Богдановская Н. В. (Санкт-Петербург) Метапредметность как основа этнофилологического образования.

Мартьянова Н. А. (Санкт-Петербург)Этнометодологическая стратегия в социологии: проблемы и перспективы

Панькин А. Б. (Элиста) Этнокультурная коннотация содержания образования учебного предмета «Родной язык».

Дориченко Н. В., Набок И. Л. (Санкт-Петербург) Особенности формирования этнокультурной компетентности студентов педагогического вуза посредством внеучеб-ной деятельности в условиях полиэтнической культурно-образовательной среды мегаполиса.

Котова С. А., Калабина И. А., Савинова Л. Ю. (Санкт-Петербург) Проектирование программы подготовки учителя начальной школы для кочевых школ Севера в системе высшего образования.

Казакова А. А. (Санкт-Петербург) Организация практики студентов – будущих учителей начальных классов с учётом этнокультурной специфики Севера.

Чебоксарова В. Е. (Санкт-Петербург). Межкультурный диалог в реализации проекта «Северная спартакиада в Герценовском» как средство формирования общекультурной компетентности студентов.

Силин В. И. (Сыктывкар) Состояние и проблемы высшего географического образования в Республике Коми.

СЕКЦИЯ 5 Традиционная духовная и материальная культура коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в североведческой науке и образовании.

Модераторы:

Харючи Галина Павловна,кандидатисторических наук, ведущий научный сотрудник, зав. сектором этнологии государственного казённого учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Научный центр изучения Арктики».

Булгакова Татьяна Диомидовна, доктор культурологии, профессор кафедры этнгокультурологии ИНС РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург)

Сорокина Софья Александровна, кандидат культурологии, доцент кафедры этнокультурологии ИНС РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург)

ДОКЛАДЫ:

Березницкий С. В. (Санкт-Петербург) Вклад Фридриха Плениснера в изучение этнографии и мифологии коренных народов Северо-Восточной Азии XVIII века.

Саввова И. И. (Санкт-Петербург)Исследования культуры коренных народов Сибири в журнале «Православный благовестник" (конец XIX - нач. ХХ в.в.).

Харючи Г. П. (Салехард)Исторические судьбы священных мест ненцев: роль христианства.

Сорокина С. А. (Санкт-Петербург) Кметодологии исследования этнокультурной специфики вербального и невербального поведения эвенков.

Вылка-Равна Зоя (Тромсё, Норвегия) Сравнительный системно-антропологический анализ традиционных знаний на примере западных (европейских) и восточных (сибирских) ненцев.

Дьяконова М. П. (Якутск) К вопросу о фольклорной терминологии мифов творений мира у эвенков и эвенов.

Молданов Т. А. (Ханты-Мансийск) Клубное формирование "Школа медвежьих игрищ".

Сем Т. Ю. (Санкт-Петербург)Теории шаманизма в русской историографии.

Булгакова Т. Д.(Санкт-Петербург) Полевое исследование постсоветских трансформаций шаманской культуры

Неврюев В. Е. (Санкт-Петербург) Обретение шаманского дара у саамов: традиции и инновации.

Иванова В. С., Орлова А. Г. (Санкт-Петербург) Топонимы реки Северная Сосьва

Косыгина Г. Я. (п. Сюнай-Сале Ямальского р-на ЯНАО) Роль исследовательской деятельности учащихся начальных классов в изучении топонимов вблизи п. Сюнай – Сале.

Петров А. А. (Санкт-Петербург), Николаева Н. П. (Якутск), Никитина А. Д. (Якутск) Лексика, отражающая жилище эвенков.

Ефимова А. Д. (Верхоянск)Теплая одежда: обучение эстетике этнической культуры в условиях полюса холода.

Юмшанов М. А. (Якутск) Из опыта работы научно-исследовательской экспедиции школьников «Верхоянье – Полюс холода».

Иженбина Н. П. (Томская область) Изучение самобытной культуры селькупского этноса.

Салиндер Мария Халидевна (пос. Тазовский), Формирование образовательно-воспитательной среды на основе этнокультуры ненцев (Проект "Костер и чум - тепло извечное…").

Туприна П. И. (Республика Саха (Якутия) Роль долганской культуры в обучении и воспитании подрастающего поколения (на примере Юрюнг-Хаинской средней общеобразовательной школы Анабарского улуса).

Федоров Г. М., Шумилова В. В. Фазульянова В. А., Таркова Л. И. (Якутск) Детское оленеводческое движение - возрождения, сохранения и развития традиционного хозяйства, самобытной культуры и родного языка коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Спирякова А. В. (Санкт-Петербург) Традиционный орнамент в современной этномоде.

Атласова Э. С. (Якутск) Лексика, отражающая декоративно-прикладное искусство юкагиров Республики Саха (Якутия).

Коробейникова И. А. (Томская область) Детские нравы, игры и коллективные мероприятия в интернатах народов Севера Томской области.

Григорьев С. В. (Московская область) Психоистория игр и празднично-игровой культуры народов России в контексте реальности этноса и экологии традиционной этнокультуры детства.

Левченко В. В., Левченко Г. С. (Одесса, Украина) Деятельность законоучителей инославных и иноверных вероучений в учебных заведениях Одессы в ХІХ – в начале ХХ в. – опыт межкультурной коммуникации общества.

В обсуждении научных докладов участвуют:

Балясникова Л. А. (Санкт-Петербург); Болина Н. Н. (Дудинка); Боякина О. И. (Красноселькупский район ЯНАО); Запороцкий О. Н. (Камчатский край); Зверева Т. В. (Санкт-Петербург); Кайбара Е. (Южно-Сахалинск);Карпенков А. В. (Камчатский край); Лукина Н. В. (Санкт-Петербург); Макарова К. И. (Нерюнгри); Окотэтто М. О. (Салехард); Руфова М. Н. (Нерюнгри); Рыжков В. В. (Камчатский край); Сотникова Е. А. (с. п. Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края); Станиславец А. Р. (Ханты-Мансийск);Урамаева К. С.(Санкт-Петербург); Ямкина Е. В. (Дудинка).

Наши рекомендации