Специально подготовленная среда дошкольной группы (дети от 3 до 6 лет)
Специально подготовленная среда группы\детского сада по системе Монтессори оборудованна столами и стульями по росту детей. Низкие открытые полки для размещения дидактических материалов – не выше уровня глаз ребёнка. Стойка с ковриками для индивидуальной работы. Количество столов и рабочих ковриков в Монтессори-классе в сумме соответствует числу детей в группе.
Каждый дидактический материал лежит на отдельном подносе, в коробке или корзинке. Все материалы сгруппированны в строгой последовательности и на соответствующих полках для ориентации детей. Они полностью скомплектованны, вымыты и готовы к работе. Каждый материал в единственном числе.
Уголок с игрушками, диван и библиотека с книжками выделены в групповом пространстве. Спортивно-двигательный комплекс соседствует с рабочей комнатой.
Все дверные ручки находятся на уровне доступном ребёнку. Туалетная комната приспособлена для детей. В классной комнате есть низкая детская кухонная мебель с раковиной для мытья посуды.
В спальне на окнах висят плотные шторы. Раздевалка оборудованна открытыми вешалками, контейнерами или индивидуальными мешками для сменной одежды\обуви и большим зеркалом.
Все помещения озеленены и максимально приближены к домашним.
Подготовленная среда включает в себя:
Пространство с материалами для упражнений в развитии социальных навыков и навыков самообслуживания.
Пространство с материалами для упражнений в развитии чувств.
Пространство с материалами для упражнений в развитии родного языка.
Пространство с материалами для упражнений в развитии математических представлении.
Пространство с материалами для упражнений в освоении природы и культуры.
Пространство с материалами для упражнений в развитии художественных навыков.
Пространство с материалами для развития музыкальных способностей.
Пространство со снарядами для развития движений (выделено в отдельную комнату).
Пространство с материалами для упражнений в развитии социальных навыков и навыков самообслуживания
В детском саду по системе Монтессори дети ежедневно упражняются в самообслуживании. Учатся обращаться с предметами повседневной жизни, а также заботятся об окружающей среде и помогают друг другу. Эти умения приходят к ним не с помощью наставлений и объяснений, а в результате постоянных упражнений и самостоятельной деятельности в специально организованном развивающем пространстве. Для каждого упражнения есть свой учебный материал, который предъявляется ребёнку индивидуально и строго определённым образом. Материалы содержат возможность самоконтроля. Все они косвенно способствуют концентрации внимания и развитию мелкой моторики руки, что способствует совершенствованию различных мозговых функций.
Материалы для упражнений навыков самообслуживания и ухода за окружающей средой (базовый набор):
Переливание из кувшина в кувшин.
Перекладывание (пересыпание) с помощью ложки.
Набор рамок с застежками.
Набор предметов для чистки обуви.
Набор предметов для стирки и глажки.
Набор предметов для мытья рук.
Набор предметов для уборки пыли/мусора со стола.
Набор предметов для полировки металлических предметов.
Набор для полировки металлических предметов.
Набор для мытья зеркал и стекол.
Набор предметов для ухода за растениями.
Пространство с материалами для упражнений в развитии чувств (сенсорное развитие).
Важнейшей основой познавательного развития дошкольника является его сенсорное развитие. Упражнения со специальным дидактическим материалом формируют чувственную базу интеллектуального развития, систему представлений о качествах окружающих предметов, их разнообразии; развивают умение сравнивать, анализировать; готовят к изучению математики, музыки, других направлений.
Упражнения с сенсорным материалом построены таким образом, чтобы ребёнок мок по отдельности развивать различные сферы чувств, таких как осязание, вкус, обоняние и др. В таких упражнениях ребёнок учится также слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов.
Материалы для упражнений в развитии («утончении» термин М.Монтессори) чувств (базовый набор):
1. Материалы для развития зрения:
- блоки цилиндров
- розовая башня
- коричневая лестница
- красные штанги
- коробки с цветными табличками
2. Материалы для развития осязания:
- тактильные дощечки
- пары тактильных табличек
-коробка с парами лоскутков ткани
3. Материалы для развития слуха:
-шумовые цилиндры
-«колокольчики А. Маккерони»
4. Материалы для развития чувства тяжести - барические таблички
5. Материалы для развития чувства тепла - термические цилиндры и таблички
6. Материалы для развития обоняния – бутылочки с запахом
7. Материалы для развития вкуса – вкусовые стаканчики
8. Материалы для развития «стереогностического чувства» - геометрические тела.
9. Сенсорные материалы для подготовки к математике:
- геометрический комод
- коробки с конструктивными треугольниками
- биномиальный и триномиальный кубы
Пространство с материалами для упражнений в развитии родного языка
Ребёнок приходит в детский сад с тем запасом речевого развития, который дала ему семья. Наша задача – помочь ребёнку овладеть разными видами речевой деятельности: слушанием, говорением, чтением, письмом.
Материалы для упражнений в развитии родного языка (базовый набор):
1. Материалы для пополнения словарного запаса и классификации слов языка
- слова в трех коробочках
- карточки «предмет-картинка»
- карточки классификация слов языка (мир растений, животных, человека)
2. Материалы для подготовки руки к письму
-металлические рамки-вкладыши
3. Материалы для формирования образа буквы
- тактильные или шероховатые буквы
- большой подвижный алфавит
- малый подвижный алфавит
4. Материалы для первоначального чтения и списывания
- коробки «картинка-слово»
- коробка с карточками для механического чтения и списывания
- коробка с карточками для чтения номенклатуры и списывания слов
- коробки с карточками для чтения фраз «Приказания»
- коробки для выразительного чтения, диалогов-драматизаций
- книжечки Монтессори-Фаусек
5. Материалы для освоения русской грамматики
- коробка с символами частей речи русского языка
- коробка с карточками «Число»
- коробка с карточками «Род»
- коробка с карточками «Согласование частей речи»
6. Уголок для чтения и рассматривания книг «Библиотека».
Пространство с материалами для упражнений в развитии математических представлений
Большое значение в умственном воспитании детей имеет процесс самоформирования их элементарных математических представлений. В основе подходов к становлению у детей математического мышления лежит понятие «материализованные абстракции» - так называла М. Монтессори специальный дидактический материал, предназначенный для упражнений в математике. Наглядно-действенное мышление дошкольника находит опору в работе с этими «материализованными абстракциями». Десятичную систему счисления, арифметические действия, элементарную геометрию ребёнок проживает через целенаправленную деятельность с метематическими Монтессори-материалами.
Цель педагогов – через подготовку среды и организацию свободной работы детей дать основы математических знаний в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития каждого ребёнка.
Мария Монтессори называла человеческий ум математическим умом, подразумевая под этим, что математика есть нечто присущее любому человеку и напрямую связанное с его жизнью. Вся человеческая культура и, прежде всего, высокоразвитая техника и индустрия опирается на математику.
В математических материалах М. Монтессори ясно видны связи арифметики и геометрии. С их помощью происходит знакомство детей с количествами; введение в мир чисел; введение в десятичную систему, знакомство с основными арифметическими действисми и понимание их сути. Используя свой сенсорный опыт, дети учатся выделять и различать признаки предметов, сравнивать и упорядочивать их по величине, числу, форме, длине, массе, уделяется внимание развитию элементарной ориентировке детей в пространстве и во времени.
Материалы для упражнений в развитии математических представлении (базовый набор):
Первая группа математических материалов:
- красно-синие штанги
- шершавые цифры от 0 до 9
- «Веретена»
- «Чипсы»
Вторая группа математических материалов:
- Банк «Золотого материала»
- «Марки»
Третья группа математических материалов:
- «доски Сегена 1»
- «доски Сегена 2»
- «Сотенная цепочка»
- «Квадратные цепочки»
Четвертая группа математических материалов:
- Доски, контрольные и рабочие карты на сложение, вычитание, умножение, деление.
Пространство с материалами для упражнений в освоении природы и культуры
В специально подготовленной среде представлены материалы, с помощью которых ребёнок может знакомиться с основами географии, астрономии, ботаники, зоологии, физики, химии. Такое обучение способствует развитию творческого мышления и формированию компетенции ребёнка в различных областях природы и культуры.
Задача педагога – с помощью дидактических материалов дать детям умственные и чувственные инструменты для самостоятельного познания природы и человеческой культуры. Исследовать окружающий мир – значит действовать в нём как исследователь: сопоставлять, сравнивать, анализировать, накапливать информацию. Дидактические материалы этого пространства составлены по принципу знаменитого учебника Я. А. Каменского «Чувственный мир в картинках». Поскольку ребёнок не в состоянии представить себе весь мир, то основные, значимые для культурного человека вещи, нарисованы на картинках и подписаны. Картинка – знак, который при определённых условиях может пробудить у ребёнка желание развернуть его, проанализировать и объяснить.
Материалы для упражнений в освоении природы и культуры (базовый набор):
1. Земля и Вселенная
- Теллурий
- Набор «земные стихии»
- коврик «Планеты Солнечной системы»
- коврик «Происхождение жизни на земле»
2. География
- глобус «Вода-суша»
- карта – пазл «Континенты»
- карта – пазл «Российская Федерация»
- набор «Остров, полуостров»
- набор «Животный мир континентов»
3. Биология и анатомия
- «Биологический комод»
- комод с пазлами «Части цветка», «Части цветка»
- модель «Тело человека»
- набор «Классификация животного мира»
- набор «Классификация растений»
- набор «Классификация: овощи и фрукты»
4. Время
- календарь
- часы
- дни недели
набор «Времена года»
5. Человек и культура
- лента «История моей жизни»
- набор «Государственная атрибутика России»
- лента времени «История мировой культуры»
- «Профессии»
Пространство с материалами для упражнений в развитии художественных навыков
Дети обучаются доступным способам и техникам выразительности в художественных видах деятельности, в изобразительной деятельности, лепке, аппликации, художественнои конструировании. Они учатся смешивать цвета, выстраивать композицию; осваивать различные художественные техники; использовать для собственного творчества разнообразные материалы.
Материаламы для упражнений в развитии художественных навыков (базовый набор):
Набор «Соленое тесто»
Набор «Большое приклеивание»
Набор для вырезания ножницами «Бумажные контуры»
Набор для смешивания красок
Набор для копирования
Инструменты для художественных работ:
- краски (гуашь, акварель, пальчиковые краски), сангина, уголь
- клей (ПВА, клей-карандаш)
- кисти разного размера
- ножницы разной формы
- карандаши цветные, восковые мелки, фломастеры, пастель
- цветная бумага, картон, гофрированная бумага, калька.
Виды деятельности, позволяющие детям научится различным навыкам изобразительной деятельности, а также проявить свое художественное творчество, организуются как во время свободное работы, так и во время творческих занятий «Художественной студии» или «Ателье».
Пространство с материалами для развития музыкальных способностей
Музыка – одно из важнейших средств в развитии ребёнка, его чувственной и духовной сферы жизни. Восприятие детьми мира звуков происходит через чувственное сравнение музыки и шумов, производимым любым движением, с абсолютной тишиной покоя.
Музыкальные инструменты и инвентарь для музыкальных занятий (примерный набор):
1. Набор детских музыкальных инструментов:
- шумовые: барабан, бубен, трещетки, клавесы, бубенчики, маракасы
- звуковысотные ударные инструменты: металлофоны, ксилофоны
- духовые: свирели/флейты, свистульки
2. Фортепиано/синтезатор/гитара (любой музыкальный инструмент, которым владеет педагог)
2. Музыкальный центр
3. CD-диски с музыкальными произведениями для слушания, движения, музицирования.
4. Наборы лент, платков.
5. Мячи разные по размеру и фактуре, гимнастические палки.
Пространство со снарядами для развития движений (выделено в отдельную комнату).
Организовывая специальную возможность для тренировки детей в лазании, прыжках, качании, катании, вращении, мы серьёзно помогаем им в развитии не только мышечного аппарата, но и в создании благоприятных условий для формирования сенсорной интеграции и других нейрофизиологических процессов, необходимых для развития когнитивной сферы.
Оборудования и спортивные снаряды для развития движений (примерный набор):
«Спортивный комплекс»
- вертикальная лест ница «шведская стенка»
- горизонтальная лестница-«рукоход»
- веревочная лестница
- канат
- трапеция
- кольца
- приставная горка
2. Скамья спортивная
3. Набор «Крупный поролоновый строительный конструктор»
4. Инвентарь для прогулок:
- велосипед, санки, лыжи
- лопаты, грабли, совки
- мячи, кегли.
2.5 Содержание образовательных областей