Условия для физического развития.
Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врожденное стремление к движению. Становление детской идентичности, образа «Я» тесно связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью, подвижностью, активностью. Для стимулирования физического развития, поддержания инициативы в двигательной деятельности детей педагоги:
· ежедневно предоставляют детям возможность активно двигаться;
· обучают детей правилам безопасности;
· создают доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере;
· используют различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.
Среда для физического развития позволяет стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети имеют возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка предоставляет все условия для развития крупной моторики.
2.4.3.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Взаимодействие с родителями воспитанников в дошкольных группах рассматривается как социальное партнерство, что позволяет добиваться эффективных результатов в воспитании и обучении детей, подготовке к обучению в школе
Ведущие цели:
· создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка);
· обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия групп с семьей:
· изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
· знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
· информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
· создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
· привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в городе;
· поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
В основу совместной деятельности семьи заложены следующие принципы:
· единый подход к процессу воспитания ребёнка;
· открытость дошкольного учреждения для родителей;
· взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
· уважение и доброжелательность друг к другу;
· дифференцированный подход к каждой семье;
· сотрудничество (партнёрство), а не наставничество.
Основные направления и формы работы с семьей
1.Взаимопознание и взаимоинформирование
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают:
· специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования;
· посещение педагогами семей воспитанников;
· организация дней открытых дверей в детском саду;
· разнообразные собрания-встречи;
· организация клубной работы.
Собрания – встречи - разностороннее знакомство педагогов с семьями и семей воспитанников между собой, знакомство семей с педагогами. Проводятся регулярно в течение года, решая на каждой встрече свои задачи.
Непосредственное общение: беседы, консультации, собрания, конференции
Опосредованное общение: стенды, газеты, журналы, разнообразные буклеты, интернет-сайты (групп, управления образованием, личные сайты педагогов), электронные переписки.
Цельтаких общений- информирование друг друга о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений.
Стенды.
На стендах размещается
Стратегическая (многолетняя) информация:
· сведения о целях и задачах развития детского сада на дальнюю и среднюю перспективы,
· о реализуемой образовательной программе,
· об инновационных проектах дошкольного учреждения,
· о дополнительных образовательных услугах.
Тактическая (годичная) и оперативная информация:
· сведения о педагогах и графиках их работы,
· о режиме дня,
· о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год.
Оперативная информация:
· сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе (детском саду, городе): акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах, экскурсиях выходного дня и т. д.
Требования к стендовой информации:
· периодическое обновление информации
· отвечать информационным запросам семьи
· хорошо структурирована
· эстетически оформлена (используются фотографии и иллюстративный материал).
2.Непрерывное образование взрослых
В современном быстро меняющемся мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование. Все более востребованными становятся правовое, гражданское, художественно-эстетическое, национально-патриотическое, медицинское просвещение. Сохраняет свою актуальность научное просвещение, ориентированное на ознакомление воспитывающих взрослых с достижениями науки и передовым опытом в области воспитания дошкольников. Какие бы культурно-просветительские программы ни выбрали взрослые, важно, чтобы просвещение ориентировало родителей и специалистов на саморазвитие и самосовершенствование.
Основные формы просвещения:
· конференции ,
· родительские собрания (общие детсадовские),
· родительские и педагогические чтения.
· родительские клубы.
· совместные педсоветы.
· родительские гостиные.
Родителям предоставляется право выбирать форму и содержание взаимодействия с партнерами, обеспечивающими их образование (старшим воспитателем, группой родителей, узкими специалистами и пр.).
Основные формы обучения родителей: лекции, семинары, мастер-классы, тренинги, проекты, игры.
3.Совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.
Совместная деятельность воспитывающих взрослых организуется в разнообразных традиционных и инновационных формах:
· Семейные праздники – новая форма, актуализирующая сотворчество детей и воспитывающих взрослых. Это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события: День матери, Новый год, День Победы, Международный День семьи (15 мая), Международный женский день, День защитников Отечества.
· Детские праздники - традиционные для детей праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны.
· Совместный театр - театр в детском саду как творческое объединение нескольких семей и педагогов (воспитателей, музыкального руководителя), может быть создан и при поддержке работников культуры (режиссера и актеров театра).
· Проектная деятельность – новая (актуальная) форма совместной деятельности. Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности, например, организация семейного летнего отдыха детей, проведение Дня семьи в детском саду, создание сетевого интернет-сообщества воспитывающих взрослых и др.
· Рабочие тетради для занятий с ребенком дома - способствуют развитию совместного общения взрослого и ребенка, стимулируют понимание родителями своих детей. Родительская страничка, представленная в каждом пособии, охватывающих все основные образовательные области и направления развития ребенка, способствует повышению педагогической образованности родителей.