Средства и методы развития силы у юношей 11-13 лет на уроках физической культуры по разделу легкая атлетика

Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие средства называются силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные.

Основные средства [11,c 330]:

1. Упражнения с весом внешних предметов: разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.

2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела:

— упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе);

— упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты);

— упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;

— ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25—70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).

3. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция, комплекс «Универсал» и др.).

4. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов во время локальных и региональных упражнений с дополнительным отягощением и без них.

5. Статические упражнения в изометрическом режиме (изометрические упражнения):

— в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий с использованием внешних предметов (различные упоры, удержания., поддержания, противодействия и т.п.);

— в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий без использования внешних предметов в самосопротивлении [12,с 350].

Дополнительные средства:

1. Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.).

2. Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и; т.п.).

3. Упражнения с противодействием партнера.

Силовые упражнения могут занимать всю основную часть занятия, если воспитание силы — его главная задача. В других случаях силовые упражнения выполняются в конце основной части занятия, но не после упражнений на выносливость. Силовые упражнения хорошо сочетаются с упражнениями на растягивание и на расслабление.

Частота занятий силового направления должна быть до трех раз в неделю. Применение силовых упражнений ежедневно допускается только для отдельных небольших групп мышц [16,с 245].

При использовании силовых упражнений величину отягощения дозируют или весом поднятого груза, выраженного в процентах от максимальной величины, или количеством возможных повторений в одном подходе, что обозначается термином повторный максимум (ПМ).

В первом случае вес может быть минимальным (60% от максимума), малым (от 60 до 70% от максимума), средним (от 70 до 80% от максимума), большим (от 80 до 90% от максимума), максимальным (свыше 90% от максимума).

Во втором случае вес может быть:

· предельным — 1 ПМ,

· около предельным — 2—3 ПМ,

· большим — 4—7 ПМ,

· умеренно большим — 8—12 ПМ,

· малым — 19—25 ПМ,

· очень малым — свыше 25 ПМ.

В практике физического воспитания используется большое количество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей.

Метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги предельного веса). Этот метод обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, дает больший прирост силы, чем метод непредельных усилий. В работе с детьми его применять не рекомендуется, но если возникла необходимость в его применении, то следует обеспечить строгий контроль над выполнением упражнений.

Метод непредельных усилий предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа). В зависимости от величины отягощения, не достигающего максимальной величины, и направленности в развитии силовых способностей используется строго нормированное количество повторений от 5—6 до 100. В физиологическом плане суть этого метода развития силовых способностей состоит в том, что степень мышечных напряжений по мере утомления приближается к максимальному. Серийные повторения такой работы с непредельными отягощениями содействуют сильной активизации обменно-трофических процессов в мышечной и других системах организма, способствуют повышению общего уровня функциональных возможностей организма.

Метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнение при этом выполняется с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений.

«Ударный» метод предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 45— 75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину). После предварительного быстрого растягивания наблюдается более мощное сокращение мышц. Величина их сопротивления задается массой собственного тела и высотой падения [7,с 125].

Метод статических (изометрических) усилий. В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. В том случае, когда стоит задача развить максимальную силу мышц, применяют изометрические напряжения в SO— 90% от максимума продолжительностью 4—6 с и в 100% — 1—2 с. Если же стоит задача развития общей силы, используют изометрические напряжения в 60—80% от максимума продолжительностью 10—12 с в каждом повторении. Обычно на тренировке выполняется 3—4 упражнения по 5—6 повторений каждого, отдых между упражнениями 2 мин. При воспитании максимальной силы изометрические напряжения следует развивать постепенно. После выполнения изометрических упражнений необходимо выполнить упражнения на расслабление. Занятие проводится в течение 10—15 мин. Изометрические упражнения следует включать в занятия как дополнительное средство для развития силы. Недостаток изометрических упражнений состоит в том, что сила проявляется в большей мере при тех суставных углах, при которых выполнялись упражнения, а уровень силы удерживается меньшее время, чем после динамических упражнений.

Статодинамический метод. Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц — изометрического и динамического. Для воспитания силовых способностей применяют 2—6-секундные изометрические упражнения с усилием в 80—90% от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отягощения (2—3 повторения в подходе, 2—3 серии, отдых 2—4 мин между сериями). Применение этого метода целесообразно, если необходимо воспитывать специальные силовые способности именно при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях. Метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в учебном процессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся. Комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений повторяют 1—3 раза по кругу. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять не менее 2—3 мин. в это время выполняются упражнения на расслабление.

Игровой метод предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма. К таким играм относятся игры, требующие удержания внешних объектов игры с преодолением внешнего сопротивления, например, игры с чередованием режимов напряжения различных мышечных групп, например, различные эстафеты с переноской грузов разного веса [8,с 125].

Таким образом, специальная, собственно-силовая подготовка допустима лишь в юношеском возрасте. В младшем и среднем школьном возрасте развитие силы должно осуществляться в плане укрепления основных мышечных групп. Ведущим и основным методом развития силы у школьников является метод, основанный на применении динамических упражнений. Статические (изометрические) упражнения должны служить лишь дополнением к ним.

Повышение эффективности и качества физического воспитания школьников находится в центре внимания. Однако в целом система физического воспитания в общеобразовательных школах все еще не отвечает современным требованиям. Желание сделать многое за минимальный промежуток времени на деле приводит к низкому качеству учебного процесса. Поэтому в последнее время широкое применение нашли специальные формы упражнений при комплексном содержании занятий. Основная из них - так называемая круговой метод. Большую роль в выборе этого метода сыграло и то, что при переполненной школе - один спортивный зал. При такой загруженности моторную плотность урока помогает увеличить «круговой метод». «Круговой метод» хорошо сочетает в себе избирательно направленное и комплексное воздействия, а также строгое упорядоченное и вариативное воздействия. Основу «кругового метода» составляет серийное повторение нескольких видов физических упражнений. Важное место в «круговом методе» занимает дозировка нагрузки. Это представляет сложность для данного метода [20,с 480].

Можно выбрать следующий путь определения дозировки. На первом занятии перед учащимися ставится задача выполнить максимальное для себя количество повторений за определенное время. Оптимальная нагрузка составит половину максимальных повторений. После 3-4 недель этим способом уточняем последующую дозировку. Для контроля нагрузки между сериями измеряем частоту сердечных сокращений. Этот метод позволяет учащимся самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества. Добиться высокой работоспособности организма - одна из главнейших задач, которую решает «круговой метод». Для решения этой задачи самое важное - моделирование специальных комплексов, направленных на воспитание физических качеств. Для различных моделей физической подготовки необходимо определить конечную цель развития физических качеств на конкретном этапе обучения. Комплекс упражнений обязательно должен вписаться в запланированную часть урока с учетом физической подготовленности класса, с учетом полового состава класса, а также с учетом возраста. Таким же способом определяется объем работы и отдыха на станциях. Необходимо строго соблюдать последовательность выполнения упражнений и переход от одной станции к другой, а также интервал между кругами при прохождении комплекса повторно. Подбирая и составляя комплексы физических упражнений для «кругового метода», следует помнить, что практически ни одно физическое качество не существует в чистом виде. Поэтому взаимосвязь между силой, быстротой, выносливостью, гибкостью, ловкостью на занятиях «круговой тренировки» очень тесна. Для воспитания силы на занятиях «кругового метода» используются упражнения с отягощением, с сопротивлением. Часто упражнения на развитие силы применяют с малыми отягощениями, так как легко осуществляется контроль над правильностью выполнения упражнения. Для развития динамической силы на станциях упражнения должны выполняться в среднем темпе и большим повторением упражнений. Комплексы упражнений составляются так, чтобы попеременно нагружать все главные группы мышц. При этом некоторые упражнения должны носить характер общего воздействия, другие направлены на развитие определенной группы мышц, а третьи специально связаны, например, с определенными задачами урока. Сила развивается при большом количестве повторений на одной станции, например: если число повторений было за 30сек.- 1мин, то развивается сила, (по мнению М.Шолихина). Работоспособность при выполнении силовых упражнений может быть повышена за счет их рационального распределения на станциях. В паузах часто используют упражнения на расслабления, растягивания [20,с 486].

Основная задача использования кругового метода на уроке эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. На уроках физической культуры круговая форма занятий приобретает особое значение, так как позволяет большому количеству учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования. При этом развитие двигательных качеств должно быть тесно связано с освоением программного материала. Поэтому, в комплексы круговой тренировки вводят физические упражнения близкие по своей структуре к умениям и навыкам того или иного раздела учебной программы. В результате выполнения данный комплекс будет способствовать совершенствованию умений и навыков, входящих в учебный материал.

Обязательное условие - предварительное изучение этих упражнений самими учащимися. Круговой метод приучает учащихся к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, вырабатывает алгоритм заранее запланированных двигательных действий, воспитывает собранность и организованность при выполнении упражнений. Существенным является и то, что круговой метод обеспечивает индивидуальный подход к каждому учащемуся, позволяет предельно эффективно использовать время. В основе организации учеников для выполнения упражнений по круговому методу лежит мелкогрупповой поточный способ. Но должна быть разработана четкая методика выполнения упражнений [8,с 128].

Поэтому круговой метод представляет собой организационно-методическую форму занятий физическими упражнениями, направленными в основном на комплексное развитие двигательных качеств. Одна из важнейших особенностей этой формы занятий - четкое нормирование физической нагрузки и в то же время строгая индивидуализация ее. На уроках физической культуры одинаково важное значение придается развитию необходимых физических качеств учащихся и обучению определенным умениям и навыкам. Правильное распределение станций позволяет специально подобранными упражнениями целенаправленно развивать физические качества и закреплять полученные на уроках умения и навыки. Упражнения на станциях варьируются, но используются только те из них, которые хорошо знакомы учащимся. Темп выполнения упражнений высокий [4,с 20].

Для проведения занятий по круговому методу составляется комплекс из 8-10 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц - рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств.

Последовательность прохождения станций устанавливается по кругу, квадрату; в зависимости от того, как более рационально использовать площадь зала и оборудование, подручный инвентарь, который есть в зале. Выполняют весь комплекс за строго обусловленное время, повторяя каждое упражнение в индивидуальной для каждого дозировке [4,с 32].

Сущность его заключается в том, что движения выполняются в оптимальном темпе, точно, с большой амплитудой, на упражнения и на отдых планируется одинаковое время - по 30 секунд. Стандартная продолжительность работы и отдыха обеспечивает на уроке порядок, дисциплину, позволяет следить за точностью выполнения заданий. В комплекс обычно включают 10 упражнений, на каждое тратится одна минута, значит, на весь комплекс уйдет 10 минут, его рекомендуется выполнять на 8 уроках подряд, что составит законченный цикл занятий по экстенсивно интервальному методу круговой тренировки. Такие циклы целесообразно повторять 3-4 раза в течение года. Размечая станции, нужно учитывать, что упражнения для одних мышц должны чередоваться с упражнениями для других, что для выполнения упражнений целесообразно использовать снаряды, находящиеся в зале, причем так, чтобы не передвигать их далеко. В комплекс включают по два упражнения для развития мышц ног, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины и два общего воздействия [4,с 54].

Время, планируемое на уроке для проведения «круговым методом», определяется из расчета всего общего времени, выделенного планом урока для проведения ОФП и СФП, исходя из задач урока и колеблется от 10 до 15 мин. «Круговой метод» в зависимости от количества станций укладывается в этот лимит времени при большой моторной плотности, что особенно важно на уроках физкультуры.

Применение «кругового метода» в основной части урока связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнить работу в большем объеме и оптимальных условиях нагрузки. Комплексы, входящие в основную часть урока, носят обще развивающий характер с силовой направленностью. В них достаточно силовых и скоростно-силовых упражнений.

В заключительной части урока комплексы «круговой тренировки» планируются реже и в основном тогда, когда плотность нагрузки на уроке недостаточна. Цель таких комплексов - совершенствование, закрепление и повторение пройденного материала основной части урока.

Все 45 минут урока занимает только первое занятие по круговому методу, а остальные: 10 минут - если комплекс выполняется один раз; 20 минут - если комплекс повторяется дважды и 30 минут - если комплекс повторяется три раза.

Упражнения с дозировкой в один круг целесообразно проводить в первые или последние 15 минут урока; с дозировкой в два круга - в последние 20 минут; в три круга - в последние 35 минут урока [16,с 245].

Круговой метод ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений учащимися и контролем над ее воздействием на системы организма. Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям.

Такая форма организации имеет и большое воспитательное значение: учащиеся проходят практику проведения самостоятельных занятий, что является основой для подготовки их как инструкторов по физической культуре.

«Круговая тренировка» хорошо увязывается с программным материалом по легкой атлетике, спортивным играм, лыжной подготовке и особенно гимнастике. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку.

Специализированные комплексы «круговой тренировки» по легкой атлетике включают упражнения, способствующие развитию физических качеств: быстроты, прыгучести, скоростной силы, общей и специальной выносливости.

Направленность комплекса определяется показателями учащихся при сдаче контрольных норм, и здесь преимущественное положение должны занять упражнения, обеспечивающие всестороннюю физическую подготовку.

На уроках физической культуры по лёгкой атлетике с помощью кругового метода комплексно и целенаправленно развиваются такие качества учащихся: быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость и т.д., но главным образом скоростную силу и силовую выносливость [19,с 280].

Примеры упражнения для станции «круговой тренировки» по схеме: ноги - живот - руки – спина:

1. Запрыгивание на скамейку, спрыгивая отскоком.

2. Поднимание прямых ног до угла 90 градусов, поочерёдное опускание их положения, лежа на спине, руки вдоль туловища.

3. Поднимание набивного мяча вверх, мяч в прямых руках, внизу.

4. Поднимание туловища из положения, лёжа на животе руки за голову (юноши).

5. То же, но руки под подбородком (девушки).

6. Наклоны вперёд с касанием пальцами пола.

7. Круговые вращения туловища (влево, вправо).

8. Прыжки со скакалкой.

9. Наклоны вперёд, назад на гимнастической скамейке (с сопротивлением партнёра юноши)

10. Подбрасывание и ловля набивного мяча (вес 3;4;4,5кг).

11. Одновременное поднимание туловища и прямых ног из положения, лёжа на животе, руками вверх – «лодочка».

12. Повороты туловища налево, направо, руки за головой (в стороны).

13. Семенящий бег на месте.

14. Поднимание туловища в след из положения «лёжа на спине», руки скрещены на груди.

15. Сгибание, разгибание рук в упоре лёжа: от пола (юноши),от гимнастической скамьи (девушки).

16. Поднимание прямых ног с набивным мячом ( вес 1;1,5кг).

17. Упражнение с гимнастической палкой (прогнуться назад, наклониться вперёд до касания гимнастической палкой пола, из положения руки спереди внизу с гимнастической палкой).

Анализ научно-методической литературы, позволяет нам сделать следующие выводы:

1. В среднем школьном возрасте 11-13 лет, происходит значительное укрепление скелетно-мышечной системы, относительно устойчивой становится сердечно - сосудистая деятельность, большее равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения. Все это исключительно важно потому, что начало школьной жизни - это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости.

2. Уровень силовых способностей определяется не только возрастными и половыми особенностями. Он сильно колеблется в довольно широких пределах в зависимости от индивидуальных различий детей, характера двигательной активности, занятий конкретными видами спорта и других обстоятельств.

3. Специальная и собственно-силовая подготовка допустима лишь в юношеском возрасте. В среднем школьном возрасте развитие силы должно осуществляться в плане укрепления основных мышечных групп. Ведущим и основным методом развития силы у школьников (включая и юношей) является метод, основанный на применении динамических упражнений. Статические (изометрические) упражнения должны служить лишь дополнением к ним.

4. «Круговая тренировка» хорошо увязывается с программным материалом по легкой атлетике, спортивным играм, лыжной подготовке и особенно гимнастике. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку.

Специализированные комплексы «круговой тренировки» по легкой атлетике включают упражнения, способствующие развитию физических качеств [15,с 350].

Таким образом, анализируя вышеуказанные методы, мы пришли к выводу, что круговой метод является одним из эффективных методов развития силы юношей 11-13 лет.

Глава II Содержание опытно – практической работы по развитию силы круговым методом у юношей 11-13 лет на уроках физической культуры при изучении раздела легкая атлетика.

Организация исследования.

Опытно-практическое исследование было организовано с юношами11-13 лет в МОУ СОШ № 23 в апреле - мае 2015 года. Уроки проводились 3 раза в неделю по средам, четвергам и пятницам.

Наше опытно-практическое исследование состояло из пяти этапов. На первом этапе исследования была проведена первоначальная диагностика развития силовых качеств у юношей. На втором этапе были составлены планы-конспекты уроков по использованию кругового метода. Третий этап заключался в апробировании серии уроков с использованием кругового метода для развития силовой подготовленности. На четвертом этапе была проведена повторная диагностика развития силовых качеств у юношей. В заключительном пятом этапе мы подвели итоги опытно-практического исследования.

В ходе исследования нами были использованы следующие тесты по развитию силы круговым методом у юношей взятые из комплексной программы физического воспитания учащихся 5-9 классов по В. И. Ляху.

Первоначальное тестирование в апреле месяце - для определения исходного уровня развития силы включало следующие тесты:

Тест №1.Подтягивание на высокой перекладине – 5 раз.

Тест №2. Пресс за 1мин-21 раз

Учащиеся выполняют пресс лежа на гимнастическом мате, ноги под нижней жердью гимнастической стенки. Разгибание и сгибание туловища выполняется без пауз для отдыха.

Тест №3.Отжимание из упора лёжа-12 раз.

На гимнастической скамейке.

Тест № 4.Бросок набивного мяча(1кг)-420(см).

По результатам первичной диагностики мы получили данные, из которых видно, что в целом школьники показали средние результаты.

Из тестов видно, что лучше всего школьники справляются с упражнением: пресс. Хуже всего у ребят получались упражнения: Подтягивание на высокой перекладине и отжимания.

При проведении тестирования условия для всех учащихся были одинаковыми. Прием контрольных упражнений проводился во время урока физической культуры. По договоренности с учителем физической культуры данной школы девочки занимались с ним по школьной программе.

Проведение исследования.

Основной формой занятий являлся урок по физической культуре. Уроки проводились 3 раза в неделю по 45 мин. – по средам, четвергам и субботам.

Подготовительная часть урока. Задачей этой части урока является подготовка школьников к предстоящей работе, поэтому она состоит из разминки. Продолжительность 8-10 минут. Во время построения проверяли готовность учащихся к уроку и сообщали задачи урока. В подготовительную часть включали ходьбу, легкий бег.

Основная задача использования кругового метода у юношей на уроке – эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. При этом развитие двигательных качеств было тесно связано с освоением программного материала. Поэтому в комплексы мы ввели физические упражнения, близкие по своей структуре к умениям и навыкам раздела учебной программы по легкой атлетике. Это способствовало совершенствованию умений, входящих в учебный материал. Обязательное условие – предварительное изучение этих упражнений всеми учащимися. Использование же их в комплексах круговым методом способствовало выполнению изученных упражнений в различных условиях, приближенных к жизненным, что имеет очень важное значение.

При разработке комплексов физической подготовки, выполняемых круговым методом, было необходимо:

1. Определить перспективную цель формирования двигательных качеств, их развитие на конкретном этапе обучения.

2. Провести глубокий анализ намеченных упражнений, связав их с учебной программой, ее конкретным учебным материалом, учтя наличие спортивного оборудования и инвентаря, имеющегося в школе.

3. Ознакомить учащихся с методикой организации и проведения круговым методом. Каждое упражнение комплекса учащиеся выполняли в течение обусловленного времени (работают 20–30 сек., отдыхают 30–40 сек.), стараясь проделать его максимальное (для себя) число раз.

4. Комплекс вписывался в основную часть урока и, в зависимости от его задач, связанных с обучением, занимать в ней соответствующее место. Круговой метод входит в учебный процесс как эффективная форма организации физической подготовки. Используя ее, мы добились большей степени физического воздействия на занимающихся, что связано со значительным расходованием сил, утомлением учащихся. Нецелесообразно применять круговой метод вводной части урока, так как задачи ее – функционально подготовить организм к предстоящей работе и таким образом создать оптимальные условия всем системам организма для более сложной и интенсивной работы, предстоящей в основной части урока.

5. Определяли объем работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с учетом возрастных и половых особенностей учащихся.

6. Строго соблюдали определенную последовательность при выполнении упражнений и переходе с одной станции к другой, а также интервал между кругами при повторном прохождении комплекса. Строгое соблюдение последовательности перехода с одной станции на другую определяется заданной моделью. Если эту последовательность нарушить, то может оказаться, что в отдельных моментах при выполнении комплекса нагрузка окажется чрезмерной на какие-то мышцы или органы, не будет чередования нагрузки, т. е., как гласит известная пословица, в одном месте будет густо, а в другом пусто. А это неприемлемо для круговой тренировки.

Процесс внедрения кругового метода начинался, как правило, с определения конкретной программы действий, осуществления контроля за ее внедрением, исправления ошибочных действий или уточнения отдельных упражнений. Ученики, в свою очередь, получив задание, осмысливают его, выполняют пробные подходы и попытки. Качество их работы мы комментировали и уточняли.

Видя, что уроки с использованием кругового метода интересны для учащихся, мы стали добавлять в упражнения элементы спортивных игр (волейбола и баскетбола). А в дальнейшем стали использовать метод круговой тренировки на открытой площадке при изучении раздела легкой атлетики. Уроки стали разнообразнее и интереснее.

При прохождении программного материала по лёгкой атлетике мы столкнулись с тем, что очень многие учащиеся средних классов имеют слабые показатели физической подготовленности по силовой подготовке. Поэтому свою работу мы начали с проведения контрольных испытаний (упражнений, которые обеспечивают всестороннюю физическую подготовку подростков), и определили в каком направлении нужно вести работу, чтобы успешно выполнять учебные программы. Предварительно учащиеся занимаются по круговому методу на уроках. Мы составили комплексы упражнений для развития силы и в зависимости от поставленных задач на уроках лёгкой атлетики. Затем провели максимальный тест, учитывая физиологические особенности учащихся средних классов и их половой признак, видоизменяли комплексы и индивидуально дозировали нагрузку.

При планировании использования кругового метода на уроках лёгкой атлетики в средних классах, мы учитывали:

1. Регламент работы и отдыха на каждой станции.

2. Индивидуализацию тренировочной нагрузки.

3. Систематическое и постепенное повышение тренировочных нагрузок.

4. Последовательное включение в работу различных мышечных групп.

5. Состав физических упражнений.

Время, которое планировалось на проведение упражнений используемых в круговом методе, зависели от задач, решаемых в процессе общей и специальной подготовки. Особое внимание уделялось целесообразному расположению станций с учетом имеющегося оборудования, прыжковых ям, беговых дорожек, сектором метания, и т. д.

Специализированные комплексы кругового метода по легкой атлетике строились из 4 станции: подтягивание на высокой перекладине, пресс, отжимание, бросок набивного мяча из-за головы весом (1кг) .Во время прохождения станций учащимся легче всего давалось упражнение пресс, и бросок набивного мяча, делали они их с большей охотой, нежели отжимания и подтягивания на высокой перекладине. На первом уроке мы проводили начальное тестирование в нем наилучшие результаты по всем тестам показал Станислав.Ж , Сергей.С испытывал трудности по ходу начального тестирования. На вторых-четвертых уроках проводилась разминка она состояла из обще развивающих и беговых упражнений. В основной части был проведен комплекс упражнений для развития силы: 1-Поднимание и опускание согнутых ног в висе на гимнастической стенке 2- Подтягивание в висе на низкой перекладине 3-Отжимание от скамейки 4- Прыжки со сменой ног с опорой на скамейку 5- Из упора сидя на скамейке, отжимания «сзади» 6- Из положения стоя руки вверх. В руках держать набивной мяч 1- наклон вперёд; положить мяч на пол; 2-выпрямится;3-наклон вперёд ,взять мяч ,4- и.п Во время проведения уроков у учащихся наблюдалась хорошая самоотдача хоть и было видно, что им трудно особенно хорошо выделялись следующие обучающиеся Олег.С , Станислав.Ж ,Владислав.Д ,Михаил.А. На пятом уроке была проведена разминка в основной части были приняты тесты: Подтягивание на высокой перекладине, пресс, отжимания, бросок набивного мяча(1кг),в конце урока была проведена беседа с учащимися о результатах теста, результаты оправдали труды проделанные с обучающимися, положительная динамика результатов подтягиваний на высокой перекладине составила в среднем + 2 раза, пресс + 4 раза, отжимания + 2 раза, бросок набивного мяча +30 см. В подтягивании на высокой перекладине особенно хочется выделить динамику двух обучающихся это Сергей.С и Сергей.Ж. В упражнении на брюшной пресс лучшую динамику показал Олег.С, В упражнении на отжимание лучшую динамику показал Станислав.Ж. В метании набивного мяча весом(1кг)лучшую динамику показал Михаил.С.

Учащиеся разбивались на 4 – 5 групп по 3 - 5 человек. Объясняли учащимся, что каждое упражнение выполняется на отведенном ему месте и в каком порядке переходить от станции к станции. По сигналу группа заканчивала выполнение упражнения и переходила на следующую станцию. Закончив выполнение последнего упражнения, группа переходила к первому упражнению, т.е. осуществлялось движение от станции к станции по кругу. Круг повторяется несколько раз в зависимости от задач. На каждой станции упражнения учащиеся выполняли в течение определенного промежутка времени, количество повторений устанавливалось в индивидуальном порядке, учитывая физическую подготовленность каждого ученика.

Круговым метод представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой физических упражнений, которые дают такой тренировочный эффект, который нельзя получить, используя каждый из них в отдельности.

При составлении комплексов использовали круговой метод по легкой атлетике для учащихся средних классов, исходили из того, что в них должны чередоваться упражнения общего и избирательного воздействия, на разных станциях в работу должны вовлекаться различные мышечные группы. На одну и ту же группу мышц можно воздействовать двумя - тремя различными упражнениями подряд.

Для безопасности и лучшей организации занятий границы станций разделяли гимнастическими скамейками, флажками, различными ориентирами. Помимо объяснений, показа работы на станциях обеспечивали группы технологическими картами (копия комплекса упражнений для одной из станций с указанием физиологических режимов, инвентаря и места станции).

Все ученики одновременно на всех станциях выполняли упражнения в течение заданного времени. Затем подалась команда для отдыха, во время которой ученики записывали выполненное ими количество повторений в свои карточки достижений и переходили на следующую станцию. Затем сразу же после окончания работы учащиеся измеряли пульс, чтобы оценить реакцию организма на проделанную работу.

Если пульс превышал 180 уд/мин, то следует снизить нагрузку. Индивидуальная нагрузка каждого учащегося будет различна.

На последующих уроках лёгкой атлетики ученики выполняли каждое

упражнение круговым методом, установленное количество раз, но в различных вариантах. Организм учащихся постепенно приспосабливается к дозируемой нагрузке. Постепенно повышали её, увеличивали дозировку упражнений. Вели систематический учёт. Разрабатывали и видоизменяли комплексы упражнений - всё это являлось подготовкой к проведению кругового метода.

Комплексы упражнений обычно повторялись без изменений на 4-5 уроках. В дальнейшем не меняли все упражнения, а усложняли некоторые так, чтобы оказывать разносторонн<

Наши рекомендации