Активные формы и методы изучения нового материала на уроках физической культуры в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Социальный заказ общества в школе на современном этапе его развития
определяет формирование активной личности человека, связанного с
научно-техническим и социальным прогрессом. Переориентация школьного
образования на гуманизацию и демократизацию предполагает в качестве
одной из основных задач сохранение и укрепление здоровья у учащихся,
повышение функциональных возможностей детей и подростков.
Программы физического воспитания ориентируют учителей на учет индивидуальных особенностей детей:

· Преимущественное развитие «отстающих» двигательных качеств.

· Развитие «ведущих» физических качеств.

· Равномерно-пропорциональное развитие двигательных качеств.

Успешное решение поставленных задач зависит от организации самого учебно-воспитательного процесса, в котором определяющее место будет отведено активным формам и методам обучения. Активность необходимо рассматривать как психическое качество, черту характера человека, выражающуюся в его усиленной деятельности. Активные формы и методы обучения стимулируют деятельность учащихся при выполнении всех этапов усвоения учебного материала. Активные методы обучения выступают в том случае, когда максимально повышается уровень познавательной активности, развивается стойкий познавательный интерес.

Среди активных форм выделяются:

1. Проблемные диспуты и беседы. Сколько детей, столько и вопросов возникает на уроке. На все «Зачем?» и «Почему?» сразу не ответишь, поэтому я предлагаю всем обдумать этот вопрос, а на следующем уроке мы его обязательно обсуждаем, каждый из детей может высказать свое мнение. Освобожденные от физической нагрузки учащиеся являются главными докладчиками по этим вопросам. Сообщения по теории физической культуры также готовят учащиеся, временно освобожденные от урока, это частично решает проблему сидящих на скамейке.

2. Урок-собеседование. Это также теоретический урок, на котором происходит защита сообщений или индивидуальных домашних заданий по определенным вопросам.

3. Урок-консультация. Это в основном урок, на котором учитель отвечает на вопросы учащихся по самоподготовке, по выполнению каких-либо упражнений или комплексов вместе с учеником подбираются подводящие упражнения и упражнения общей и специальной физической направленности.

4. Урок-встреча. Такой урок прошел у нас в этом году, где участник олимпийских игр по легкой атлетике Спицин Валерий Анатольевич рассказал много интересного о спорте, о легкой атлетике, об олимпийских играх. Заинтересовавшись многие учащиеся активно посещают спортивную секцию.

5. Урок-экскурсия. Такой урок мы провели посетив легко-атлетический манеж. После посещения этой экскурсии мы провели небольшой экскурс по истории развития легкой атлетики в городе. Такие экскурсии позволяют заинтересовать учащихся активной двигательной деятельностью.

6. Урок-соревнование. Соревнования необходимо включать на всех эта
пах урока и на разных стадиях обучения. Соревновательные моменты на уроке способствуют развитию физических качеств, развитию познавательного интереса, повышает степень эмоционального воздействия, стимулирует активность на уроке.

Все эти уроки объединяют общие признаки:

· - Тесное взаимодействие учителя и ученика.

· - Высокая степень организации мыслительной деятельности.

· - Сочетание коллективных форм работы с индивидуальными.

· - Повышение степени эмоционального воздействия на учащихся.

· - Максимальная познавательная самостоятельность.

· - Стимулирование индивидуального обучения, что способствует реализации дифференцированного подхода.

· - Повышение эффективности процесса обучения.

Что в конечном итоге повышает качество знаний учащихся, знания приобретают прочных и долговременных, устанавливается психолого-педагогический контакт между учителем и учеником, когда учителю интересно учить, а ученику интересно учиться, повышает сознательный интерес к занятиям физической культуры, ученик самостоятельную поисковую деятельность на уроке.

Ученик на уроке должен чувствовать себя творческой личностью, осваивая упражнения, задумываться над ними, запоминать, анализировать, понимать их значимость. Для этого можно проводить работу по индивидуальным карточкам, в которых на ряду со знакомыми упражнениями включены несколько новых, каждое упражнение в зависимости от сложности оценивается в баллах. Учащиеся выполняют предложенные упражнения (все или на выбор), зарабатывают свои баллы, а учитель выставляет отметку, таким образом, учитель выполняет деятельностью ученика по средством баллов.

Карточка – задание:

1. Кувырок вперед. – 1 балл.

2. Кувырок назад. – 2 балла.

3. Кувырок вперед из стойки на руках (новый элемент). – 10 баллов.

4. Длинный кувырок. – 10 баллов.

5. Стойка на лопатках. – 1 балл.

6. «Мост» и подъем из «моста» (любым способом). – 4 балла.

7. Перекат в группировку из стойки на лопатках. – 3 балла.
«5» - 22 балла; «4» - 18 баллов; «3» - 16 и ниже.

Карточек такого типа может быть много, задания в них разные. Можно предлагать учащимся усложнить или изменить технику выполнения, из предложенных элементов составить комбинацию, сравнить выполнение своей комбинации и комбинации партнера, выявить ошибки, объяснить целесообразность выполнения этих упражнений, предложить подводящие упражнения для исправления ошибок.

При использовании проблемного подхода в изложении учебного материала создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности учащихся как познавательный интерес, творческая активность и самостоятельность. В работе со школьниками необходимо помнить мудрость древних: «Ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надо зажечь.

Наши рекомендации