Методика применения тренажеров и тренировочных устройств на уроках физической культуры для развития двигательных качеств учащихся

Использование различных тренажерных устройств на уроках физической культуры всегда вызывает интерес и повышает активность со стороны учащихся. Эта особая обстановка, позволяет вести урок рационально, с достаточной плотностью и на высоком эмоциональном уровне. Рациональное использование тренажеров позволяет целенаправленно управлять процессом развития физических качеств, дозировать нагрузки различной направленности, целенаправленно воздействовать на отдельные мышечные группы, тем самым, устраняя неравномерность развития у детей основных мышечных групп.

Упражнения по станциям можно распределить таким образом, чтобы обеспечить чередование преимущественной нагрузки на основные группы мышц.

Упражнения на тренажерах выполняются в основной части урока или в комплексе с обще развивающими упражнениями в подготовительной части.

Методы организации занятий с применением тренажеров и способы выполнения зависят от задач урока, возраста и уровня подготовленности занимающихся, учитываю состояние здоровья учащихся, предлагаю только хорошо изученные упражнения. Отдельные уроки можно провести на десяти и более станциях для комплексного развития. На всех станциях индивидуально для каждого занимающего устанавливаю количество повторений и темп выполнения упражнений.

Например, 1-я станция " Кузнечик ".

Тренажер "Кузнечик", занятия на нем развивают координационные способности, общую выносливость, силу мышц рук, ног, спины.

"Кузнечик" можно использовать как игровой снаряд для развития ловкости учащихся, а также для проведения различных конкурсов, эстафет. Тренажерные устройства применяются как на уроках, так и на секционных занятиях.

На каждой станций задания выполняются определенное время с возможно большим количеством повторений при условии правильного выполнения упражнения. Начало и конец работы на станций осуществляются по общему сигналу. Между станциями проводится отдых 30 – 40 секунд, а между кругами 3 минуты. В период отдыха учащиеся получают краткие указания по выполнению упражнений.

Тренажеры чаще используются на уроках гимнастики, работа на тренажерах значительно повышает физическую нагрузку и плотность урока.

На уроках с применением круговой тренировки контроль регулирование нагрузки ученики проводят самостоятельно, контролируя частоту сердечных сокращений (ЧСС), подчитывать пульс до начала занятий и во время занятий и в конце.

2-я станция "Наклонная доска"выполняются упражнения, для укрепления мышц-сгибателей туловища, поднимание ног, повороты, подтягивание. Нагрузку регулирую, изменяя угол наклона доски.

3-я станция гимнастический комплекс " Здоровье ".

Выполняются различные упражнения для развития гибкости, силы, силовой, скоростно-силовой и общей выносливости.

1.И. п. - вис стоя на гимнастической стенке. Выпрямление рук с одновременным сгибанием ног в коленях.

2.И. п. – сидя на тележке, лицом к стенке, взявшись руками за нижние рукоятки эспандеров. Растягивание эспандеров, отталкиваясь ногами от стенки.

4 - я станция " Перекладина". Выполняют подтягивание в висе мальчики, в висе лежа девочки в течение 2 минут.

5 - я станция " Подвижная тележка "применяется для развития силы рук, плечевого пояса, живота, спины.

1.И.п.- Лежа животом на тележке, руки вверх, перемещение вверх движениями прямыми руками вниз через стороны.

2. И.п. – подтягивание из виса лежа спиной на тележке.

6 - я станция " Самоход "служит для развития мышц ног, стопы, координации движений.

7 - я станция " Акробатика" выполняют упражнения направленные на развитие силы и силовой выносливости мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса. Сгибание разгибание рук в упоре 3 серии по 40 секунд

отдыха, поднимание туловища руки за головой.

8 - я станция " Прыжки " –выполняют упражнения на развитие общей выносливости многократные прыжки через барьеры, через короткую скакалку.

9 - я станция " Ходули ".Ходьба на ходулях развивает ловкость, координацию движений, силу рук, ног, туловища. Этот тренажер широко применяю в играх, игровых заданиях, эстафетах.

10 - я станция " Педаль "- это велотренажер, предназначенный для создания динамической нагрузки на мышцы ног. Нагрузка регулируется частотой вращения педалей, высотой установки руля, используется для развития быстроты, общей и скоростной выносливости.

Все упражнения на всех станциях учащиеся выполняют одновременно, одновременное выполнение позволяет повышать моторную плотность урока.

Учащиеся охотно выполняют разнообразные, часто меняющие упражнения, так как наглядно видят свои результаты и возможность их улучшения. Успешно осваивают они и навыки самоконтроля, дозирования нагрузок. В результате целенаправленной работы по развитию двигательных качеств у учащихся заметно повысился уровень физической подготовленности, они успешно сдают учебные нормативы.

Заключение

За последние годы большое распространение в школьной практике получили нестандартное оборудование и инвентарь. Такое оборудование я начал изготавливать и использовать в школе в связи

с нехваткой средств на приобретение инвентаря.Практический опыт свидетельствует о том, что нестандартное оборудование способствует значительной активности двигательной деятельности учащихся, эффективному усвоению учебной программы, а также более успешному решению оздоровительных и образовательных задач. Повышает качество обучения двигательным умениям и навыкам, способствует развитию двигательных качеств, помогает более точно регулировать физическую нагрузку, повышает плотность урока, вносит элемент оживления, дает возможность рационально использовать время, формирует стойкий интерес к физическим упражнениям, является хорошим средством для всестороннего гармоничного развития личности, воспитывает потребность к самостоятельным занятиям, развивает такие волевые качества как целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность.

Входе занятий необходимо научить занимающихся самоконтролю, под которым понимается сознательная оценка не только конечного, но и промежуточного результата собственной деятельности, умение регулировать нагрузку для достижения требуемого результата.

Каждый тренажер позволяет имитировать определенный вид активных действий, или сходных с основным двигательным навыком, или состоящий из ряда подготовительных и подводящих упражнений, эффективно воздействовать на функциональное развитие систем организма учащегося. Так наибольшее воздействие на сердечнососудистую и дыхательную систему оказывают, беговые, шаговые тренажеры, на пищеварительную - гребные, на костно-мышечную гребные, велотренажеры, на нервную - шаговые, имитаторы плавания.

Методы организации занятий с применением тренажеров и способы выполнения заданий зависят от задач урока, возраста и уровне подготовленности занимающихся. Однако они зависят и от конструктивных особенностей - используемых тренажеров и других технических средств обучения.

Список использованной литературы

1. Бакаринов Ю.М. Тренажеры. //Легкая атлетика. 1973.-с. 12

2. Водлозеров, В.Е. Тренажеры локально направленного действия / В.Е. Водлозеров. – Киев: Издательский центр КГМУ, 2003. – 102 с.

3. Евсеев, С.П. Тренажеры в гимнастике / C.П. Евсеев. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 254 с.

4. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.

5. Денискин Д.Н. Экспериментальное обоснование методики развития скоростно-силовых качеств юных метателей на основе применения тренажерных устройств: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1972. - 18 с.

6. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов: Основы теорий и методики воспитания. 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 200 с.

7. К проблеме тренажерного обеспечения студенческого спорта / под ред. M.Г. Лейкина // Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях: сб. статей Второй электронной научной конференции. – Харьков, 2006.

8. Кон И.С. Спорт и личность // Сборник статей. М., 1975 - С. 48.

9. Лейкин, М.Г. Методические особенности применения тренажеров в физическом воспитании школьников / М.Г. Лейкин, Ю.К. Макурин // Школа и педагогика. – М., 2000. – С. 230-249.

10. Мальцев В.А., Методика использования нестандартного оборудования на уроках физической культуры и во внеучебной деятельности. – Саратов, 2010, 26с.

11. Маслеников С.М. Со стандартными тренажерами // Теория и практика физической культуры. 1988. - N 9. - С. 26-30.78У Матвеев Л.П. Проблемы периодизации спортивной тренировки. М: Физкультура и спорт, 1964. - 248 с.

12. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебник для ин-тов физич. культ. М: Физкультура и спорт, 2005 -543 с.

13. Николаев B.C. Применение тренажеров в физическом воспитании школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе // Тезисы II Всесоюзной конференции по физическому воспитанию и школьной гигиене. -М., 1983.-С. 36.1.

14. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 2000. - 479 с.

15. Ратов И. П. Использование спортивных движений и возможностей управления изменения их характеристик с использованием технических средств: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1972. - 45 с.у

16. Семенов В.Г. Тренажеры для спринта. Легкая атлетика, 1974, - N 9. С. 20-32

17. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сича., Б.Н. Шустина. М., "Саам", 1995 - 448 с.

18. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике / Под общ. ред. В.Г. Алабина и М.П. Кривоносова. М.: Физкультура и спорт, 1976. - 272 с.

19. Тренажерные системы / под ред. В.Е. Шукшунов. – М.: Машиностроение, 2001. – 256 с.

20. Уроки физической культуры в 9-10 классах средней школы / Под ред. Г.П. Богданова. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1987. -207 с.

21. Юшкевич Т.П. Васюк В.Е., Буланов В.А. Применения технических средств в обучении и тренировке спортсменов: Метод, пособие. Минск: Полымя, 1987. - 240 с.164^Юшкевич Т.П. , Васюк В.Е., Буланов В.А. Тренажеры в спорте.

22. Щикалов Г.И. Тренажеры для метания // Легкая атлетика. -1970. -N 11. -С. 11.

Наши рекомендации