Методические материалы для преподавателя
Методически структура рабочей программы построена таким образом, чтобы студент на основе изучения основ теории коммуникации аналитически и творчески подходил к проектированию и организации продуктивного общения, умел определять особенности аудитории и учитывать их в процессе профессионально-ориентированного общения в сфере деятельности PR.
Формами организации учебного процесса по данной дисциплине являются:
- лекции;
- практические работы;
- письменные творческие работы;
- самостоятельная работа студентов;
- контрольная работа.
Предусмотрен контроль знаний в форме тестов по вариантам.
Практические семинарские занятия по указанной дисциплине призваны закрепить теоретический курс и выработать у студентов навыки формирования коммуникаций для потребителей с использованием теории; а также умения ассертивной речи, активного слушания, понимания невербальной составляющей коммуникации. Умения организации и проведения дискуссий, презентаций, публичных выступлений, некоторой художественной практики в проектировании коммуникативно-предметного поля для успешной коммуникации.
Список контрольных вопросов
1. Что такое коммуникативное событие?
3. Что такое коммуникация?
4. Функции коммуникации.
5. Дайте характеристику средствам коммуникации.
6. Какую информацию можно передать с помощью иконического искусства?
7. Как древние люди конструировали упорядоченную систему бытия?
8. Какие функции выполняет невербальная коммуникация?
9. Перечислите основные законы коммуникации.
10. Что означает знак и символ?
11. В чем специфические особенности и основные черты коммерческой пропаганды?
12. Что собой представляет социальный миф и в каких коммуникационных формах он реализуется?
13. В чем специфические особенности межкультурной коммуникации?
14. Проксемика, кинесика что означают?
15. Что такое ролевой анализ коммуникации? (например, герои фильмов)
16. Как принципы коммуникации используются в рекламе?
17. Как использовать законы коммуникации при организации презентации новой услуги?
18. Интраперсональная коммуникация?
19. Что такое коммуникативная мимикрия?
20. Что входит в сферу бизнес-коммуникации?
Письменная работа (вариант1)
1. Составьте схему семиотической границы социума (по выбору: геймеры, программисты, «новые русские» и др.)
2. Составьте схему стереотипных ролей поведения в анекдотах.
3. Составьте схему функциональной модели коммуникации.
4. Нарисуйте схему знакового треугольника Фреге
5. Составьте схему пяти категорий иллокутивных актов:
1. Ассертивы – сегодня будет снег.
2.Директивы -
3.Комиссивы -
4. Экспрессивы -
5. Декларативы -
(вариант 2)
1. Составьте схему стереотипных ролей поведения в русской литературе.
2. Составьте схему пяти категорий иллокутивных актов:
(1. Ассертивы – сегодня будет экзамен.
2.Директивы -
3.Комиссивы -
4. Экспрессивы -
5. Декларативы -
3. Составьте схему функциональной модели коммуникации.
4. Составьте схему стереотипных ролей поведения в сказках.
5. Составьте схему семиотической границы социума (по выбору: молодежь, бизнес-леди, иностранцы и др.)
5. Методические указания для студентов
Для подготовки к практическим занятиям необходимо изучить содержание лекций. Реализация программы предполагает использование активных методов обучения, включающих семинары, диспуты, занятия-тренинги, письменные работы. В соответствии со спецификой предмета предусматриваются также малогрупповые и индивидуальные занятия – с целью отработки навыков использования мифологии в PR- деятельности, и технологии создания элементов рекламы.
Для пропускающих занятия студентов разработаны темы докладов и рефератов.
Темы докладов и рефератов.
1. Предмет теории коммуникации.
2. Современные концепции коммуникации. Технократические подходы к изучению коммуникации.
3. Современные концепции коммуникации. Интеракционные подходы к изучению коммуникации
4. Современные концепции коммуникации. Лингвистические подходы к изучению коммуникации
5. Исторические вехи возникновения коммуникации в социуме
6. Сущность коммуникаций.
7. Формы коммуникационных действий.
8. Виды коммуникации.
9. Межличностная, специализированная и массовая коммуникация.
10. Содержание коммуникации.
11. Семиотика языка коммуникации.
12. Символьная коммуникация.
13. Речевое действие и теория речевых актов.
14. Процесс коммуникации.
15. Передача информации в коммуникативном процессе.
16. Структура коммуникации.
17. Каналы коммуникации.
18. Функции компонентов коммуникации.