Методические материалы и рекомендации для преподавателя.

1. Основные учебники по курсу «Теория и технологии обучения»:

- Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. М., 2003.

- Кукушин В.С. Дидактика. М.,2003.

- Хуторской А. В. Современная дидактика. СПб. Питер, 2001.

- Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М. 2005г.

2. В лабораторные занятия со студентами включать творческие работы, выполненные студентами в предыдущие годы и вошедшие в УМК.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Всем студентам, желающим реализовать себя через творческие задания на занятиях по курсу «Теория т и технологии обучения», можно делать выборы, ориентируясь на раздел «Задания для самостоятельной работы», выделенный по каждому из лабораторных занятий. Другим вариантом творческой самореализации могут быть 12 заданий (по одному к каждому из занятий), среди которых 3 являются обязательными и 3 – на выбор студента.

Обязательные задания:

v Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал»

v Сравнительная таблица (Традиционная парадигма – ЛОО)

v Мультимедиа презентация по теме занятия

Задания на выбор:

v Кластерный анализ темы

v Рефлексия по прошедшему лабораторному занятию

v Эссе-размышление по теме занятия

v Тезис и эпиграф к теме занятия

v Глоссарий к базовым понятиям темы занятия

v Синквейн по теме занятия

v Мини-исследование с выходом в школу

v Реклама темы

v 3 тонких и 3 толстых вопроса по теме занятия

v Аннотация к одной из публикаций по теме занятия

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.

Формой текущего контроля являются задания на знание понятийного аппарата курса «Теория и технологии обучения». Контроль проводится на каждом практическом занятии.

Формой промежуточного итогового контроля является тест. Им завершается работа над курсом.

ВОПРОСЫ К ТЕСТУ.

1. Выделите те характеристики, которые характеризуют «диалогический урок» в отличие от урока «монологического»:

1) Содержанием урока является предметная информация;

2) Открытость целевых установок;

3) Цели скрыты от учеников;

4) Цели ставятся учителем и без учета личной проблематики детей;

5) Деятельность детей оценивается категориями «правильно-неправильно», «хорошо-плохо»;

6) Содержанием урока является личностный опыт (переживаний, оценок, отношений), диалогический опыт;

7) Ученик и учитель находятся в ценностно-смысловом «равенстве», могут меняться «ролями»;

8) Учитель и ученик находятся в функциональных отношениях.

2. Синтезируя приведенные определения, установите сущность учебного процесса:

1) Процесс обучения заключается в передаче знаний учащимся.

2) Процесс обучения заключается в усвоении знаний учащимися.

3) Процесс обучения заключается в управлении познанием.

4) Процесс обучения предполагает контроль усвоения знаний, умений, навыков.

5) Процесс обучения – это двусторонняя совместная деятельность учителей и учащихся.

6) Процесс обучения – двусторонний управляемый процесс совместной деятельности учителей и учащихся, направленный на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности обучаемых, развитие их способностей и наклонностей.

7) В учебном процессе осуществляются воспитание и развитие учащихся.

8) Главная цель учебного процесса состоит в организации учения.

9) Сущность учебного процесса состоит в организации учения.

10) Процесс обучения направлен на формирование мировоззрения обучаемых.

3.Из перечисленных альтернатив выберите те, которые означают основные категории дидактики:

1. Воспитание. 2. Образование. 3. Развитие. 4. Умение. 5. Навыки. 6. Преподавание. 7. Классно-урочная система. 8. Учение. 9. Обучение. 10. Структура. 11. Знание. 12. Класс. 13. Цель. 14. Содержание. 15. Эффективность. 16. Организация. 17. Форма. 18. Метод. 19. Средства. 20. Альтернатива. 21. Процесс. 22. Таксономия. 23. Формирование. 24. Компьютеризация. 25. Результат.

4. Что называется дидактикой? Из приведенных ответов выберите один правильный.

1) Дидактика – это отдельная наука о закономерностях развития личности.

2) Дидактика – это наука о закономерностях формирования личности ребенка.

3)Дидактикой называется раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения.

4)Дидактика – это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования

5)Дидактика изучает процесс воспитывающего обучения

5.Заполните пропуски. “Полный акт мышления” по Дьюи имеет следующие ступени:

1. Ощущение ________ . 2. Формулировка _______ . 3. Выдвижение _______ . 4. Логическая проверка ________ . 5. Деятельность в соответствии с принятой _________ .

6. Выберите правильный ответ, доказав ошибочность остальных.

Современная дидактика утверждает, что процесс обучения развивается по схеме:

1) Ясность ассоциации, система, метод.

2) Ощущение трудности, формулировка проблем, выдвижение гипотезы, логическая проверка гипотезы, деятельность в соответствии с гипотезой.

3) Подготовка к изучению знаний, решение познавательной проблемы, обобщение и систематизация добытых знаний, применение на практике.

4) Подготовка, изложение, согласование с ранее полученными знаниями, обобщение, применение.

5) Ясность, изложение, обобщение, система, метод.

7. Современная дидактика утверждает, что звеньями (этапами) процесса обучения являются следующие:

1). Подготовка к работе

Изложение нового материала

Показ ведущих идей

Проверка степени усвоения

2) Формирование проблемы

Определение трудности

Выдвижение гипотезы

Проверка гипотезы

Включение знаний в систему

3) Постановка проблемы

Восприятие информации

Закрепление изученного

Применение знаний

Анализ достижений

4) Определение цели

Осмысление информации

Восприятие информации

Проверка знаний, умений

Систематизация

5) Правильного ответа нет.

8. В приведенном ниже перечне выберите то, что характеризует компоненты продукта учебного процесса:

1. Знания. 2. Умения. 3. Навыки, 4. Орудия труда. 5. Идейная зрелость. 6. Атеистическое мировоззрение. 7. Мироощущение, миропонимание. 8. Образованность. 9. Эрудиция. 10. Качества интеллекта. 11. Умственное развитие. 12. Воспитанность. 13. Демократизация. 14. Гуманизация. 15. Гуманитаризация. 16. Умение учиться. 17. Потребность в знаниях. 18. Акселерация. 19. Активность. 20 Трудолюбие. 21. Образность. 22. Выносливость. 23. Самокритичность. 24. Интернационализм. 25. Профессиональная ориентация.

9. Что Вы понимаете под содержанием образования?

1) Содержание образования – это не что иное, как перечень предметов, которые должны изучаться в школе, количество часов на их изучение и указание тем и разделов.

2) Под содержанием образования следует понимать такой круг знаний, который отбирает каждый учащийся для своего развития, удовлетворения интересов, склонностей, потребностей.

3)Содержание образования – это система знаний, умений, отобранных для изучения в школе, овладение которыми обеспечивает основу для всестороннего развития учащихся, формирования их мышления, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности.

4)Правильного ответа нет

5)Не знаю.

10. Что представляет собой учебная программа?

1) Учебная программа определяет порядок изучения учебных дисциплин, количество часов на них, начало и конец каждой четверти.

2) В учебной программе определены содержание и объем знаний по каждому учебному предмету, количество часов, которое отводится на изучение определенных тем, вопросов курса.

3) Под учебной программой следует понимать такой документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определенном классе, количество часов на их изучение.

11.Что представляет собой учебный план?

1)Учебный план – это сертификат, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в школе, порядок их изучения по годам, количество часов в неделю и на год, структуру учебного года.

2)Учебный план определяет количество учебных предметов, а также содержание материалов по каждому учебному предмету.

3) В учебном плане раскрывается содержание учебного материала по предметам, количество часов на изучение тем, разделов, начало и окончание учебного года, длительность каникул.

12. Учитель уверен, что учащийся мог бы учиться гораздо лучше при серьезном отношении к учебе. В этом случае целесообразно:

1) Выявить, чем он компенсирует свои неудачи в школе;

2) Объяснить, что равноценной обучению компенсации нет;

3) Убедить, что него есть реальные возможности учиться гораздо лучше.

4) Рассказать учителям, работающим в данном классе, какой одаренный и сообразительный их отстающий ученик.

5) Все ответы правильные.

13. Выберите правильный ответ. Внутренняя мотивация (или самомотивация, автомотивация) школьника начинается с:

1) Самоприказа.

2) Самооценки.

3) Самоободрения.

4) Самоубеждения.

5) Самоанализа.

14. О правильности действия учителя по мотивации учения можно узнать, задавая учащимся следующие вопросы:

1) Охотно ли вы идете к учителю с вопросами, делитесь с ним своими проблемами?

2) Берет ли на себя часть вины и ответственность за плохую учебу, поведение учащихся?

3) Поддерживает ли учитель ваши конкретные действия по самоусовершенствованию, понимает ли он их?

4) Помог ли вам учитель разобраться в себе, составить программу самосовершенствования?

5) Согласен ли педагог с вашими жизненными планами, целями учения?

15. Обучение можно сделать более интересным, если:

1) Поддерживать высокую трудность обучения.

2) Взывать к совести, ответственности, долгу обучаемых.

3) Включать опровергающие истину аргументы.

4) Поддерживать постоянно высокую эффективность обучения.

5) Ни один из ответов не верен.

16. Выберите правильный ответ:

1) Потребность в учении является врожденной.

2) Человеку определено природой, как именно он будет обучаться.

3) Физиологические потребности тоже влияют на обучение.

4) Одна и та же потребность может быть активирована через многие мотивы.

5) Больше всего стимулирую учение потребности в самовыражении.

6) Потребности человека неизменны.

7) Школа решающим образом влияет на формирование потребностей обучаемых.

8) Удовлетворение одной познавательной потребности вызывает

9) Мотив учения всегда обусловлен только одной потребностью.

10) Представление о потребностях учитель получает, наблюдая поведение обучаемых.

17. Необходимо ли планировать проведение специальных “мотивационных” моментов на уроке?

1) Не обязательно.

2) Нет.

3) Да.

4) Смотря по обстоятельствам.

18. Термин «дидактика» впервые ввел в научно-практический оборот:

1) Я.А. Коменский;

2) В. Ратке;

3) Ж.Ж. Руссо;

4) И.Г. Песталоцци.

19.Если обучение рассматривается в единстве преподавания и учения, то это:

1) Общепедагогический аспект;

2) Дидактический аспект;

3) Методический аспект;

4) Психологический аспект.

20. К педагогическим технологиям, построенным на основе эффективности организации и управления процессом обучения, относится:

1) Проблемное обучение;

2) Программированное обучение;

3) Традиционное обучение;

4) Игровые технологии.

21. Организацию педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики, методику преподавания предполагает принцип:

1) Систематичности;

2) Доступности;

3) Наглядности;

4) Научности.

22. При ……… структуре содержания образования один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется новыми сведениями, связями и зависимостями:

1) Линейной;

2) Концентрической;

3) Спиральной;

4) Смешанной.

23.Содержательно-процессуальную, или внутреннюю, сторону учебного процесса характеризует:

1) Форма организации обучения;

2) Метод обучения;

3) Технические средства обучения;

4) Все ответы неверны.

24.Основоположником теории формального образования является:

1) Я.А. Коменский;

2) Г. Спенсер;

3) И.Ф. Гербарт;

4) А. Дистервег.

25.Умственное развитие считали главной задачей представители теории:

1) Материального образования;

2) Формального образования;

3) Дидактического прагматизма;

4) Структурализма.

26.При выборе…….. структуры изложения содержания особенно важно придерживаться последовательности, историзма, систематичности, доступности:

1) Линейной;

2) Концентрической;

3) Спиральной;

4) Смешанной.

27. Для развития мышления наиболее эффективен такой метод обучения, как

1) Лекция;

2) Дискуссия;

3) Иллюстрация;

4) Лабораторный.

28.Умение выявлять, систематизировать и применять знания наиболее эффективно формирует такой метод обучения как:

1) Познавательная игра;

2) Демонстрация;

3) Упражнение;

4) Ситуационный.

29.Формированию теоретических знаний в наибольшей степени способствует такой метод обучения, как:

1) Лекция;

2) Демонстрация;

3) Обучающий контроль;

4) Практический.

30.Классно-урочная система обучения – это:

1) Метод обучения;

2) Организационная форма обучения;

3) Средство обучения;

4) Разновидность лекции.

31.Основы классно-урочной системы заложил:

1) Я.А. Коменский;

2) В. Ратке;

3) Ж.Ж. Руссо;

4) И.Г. Песталоцци.

32. «Школа памяти» часто характеризуется как ………… обучение:

1) традиционное;

2) проблемное;

3) программированное;

4) инновационное.

33.В наибольшей степени учитываются данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения) и познания, исследования, мышления при ………… обучении:

1) Традиционном;

2) Проблемном;

3) Программированном;

4) Объяснительно-иллюстративном.

34.Для проблемного обучения характерно то, что:

1) Учащиеся усваивают знания в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности;

2) Учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности;

3) Обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых понятий и способов действий;

4) Оно позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся новыми знаниями основ наук.

35.Процесс учения наилучшим образом моделирует процесс продуктивного мышления, центральным звеном которого является возможность открытия и творчества при:

1) Традиционном обучении;

2) Проблемном обучении;

3) Программированном обучении;

4) Объяснительно-иллюстративном.

36.В наименьшей мере применимо для формирования практических умений и навыков:

1) Традиционное обучение;

2) Проблемное обучение;

3) Программированное обучение;

4) Объяснительно-иллюстративное обучение.

37.Обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме, но не позволяет получить новых знаний ……… обучение:

1) Традиционное;

2) Проблемное;

3) Программированное;

4) Объяснительно-иллюстративное;

38.В основе программированного обучения лежит дидактический принцип:

1) Доступности;

2) Последовательности;

3) Сознательности;

4) Активности и сознательности.

39.Для традиционалистского обучения характерно то, что:

1) Учащиеся усваивают знания в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности;

2) Учебный материал изучается поэлементно, в логической последовательности;

3) Обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых понятий и способов действий;

4) Оно вырабатывает основу рациональных умственных действий.

Вопросы к зачёту по дисциплине «Теория и технологии обучения»

1.. Основные категории педагогики.

2.Сущность образовательного процесса.

3. Движущие силы процесса обучения.

4.Противоречия и логика образовательного процесса.

5. Внешние и внутренние закономерности обучения.

6.Научная характеристика принципов обучения. Содержание основных принципов обучения.

7. Классические обучающие системы.

8. Концепции развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов -Д.Б. Эльконин).

9. Концепции личностно -ориентированного образования (Н.А. Алексеев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская)

10.Двусторонний и личностный характер обучения.

11.Современное определение понятия «содержание образования».

12.Образовательные стандарты.

13.Модели образовательных систем (дистанционного обучения, проектного обучения и др).

14.Понятие и классификация «методов обучения».

15. Понятие инновации в образовании. Компоненты инновационной деятельности.

16. Общая характеристика авторских школ.

17.Основные подходы к классификации средств обучения.

18.Формы организации обучения.

19.Урок как основная форма организации учебного процесса.

20. Диагностика процесса и результатов обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Наши рекомендации