Понятие межличностной и массовой коммуникации.

В межличностных коммуникациях как отправителем, так и получателем выступают отдельные индивиды. Межличностные коммуникации реализуются путем непосредственных контактов между субъектами общения. Для такой коммуникации характерна тесная обратная связь, оказывающая регулирующее воздействие на ход общения, одновременное двухстороннее сообщение. Психологический аспект общения существенно обогащает процесс коммуникации. В одних случаях само участие в коммуникации имеет доминирующую ценность, в других случаях коммуникация формализована в своих проявлениях. Ее содержание и форма определяются ролевыми функциями сторон. Такая форма коммуникации играет главную роль в формировании и социализации личности. Среди информационной, экспрессивной, прагматической и социальной функций межличностной коммуникациисоциально значимые функции играют наибольшую роль.

Ключевые факторами речевой коммуникации они определяют мотив и цель. Мотив выполняет функцию побуждения субъекта к активности. Цель почти всегда осознана, в то время как мотив может осознаваться, но может быть и неосознанным. Межличностная коммуникация может способствовать изменению мнений и социальных установок индивидов, участвующих в обмене информацией.

Массовая коммуникация (англ. mass communication) — систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей, составляющих конкретную целевую аудиторию (массу).

Определяющая характеристика массовой коммуникации —массовость. Коммуникатор через средства массовой коммуникации направляет сообщение неопределенной массе. Целевая аудитория, определяемая коммуникатором, имеет обобщенные характеристики. Средства массовой информации — это разновидность массовой коммуникации

Одной из важнейших социально-психологических особенностей массовой коммуникации является её способность формировать общественное мнение. Общественное мнение — это специфическое проявление массового сознания.

Массовая коммуникация, согласно У. Эко, появляется в то время, когда имеются:

• общество индустриального типа, внешне сбалансированное, но на деле насыщенное различиями и контрастами;

• каналы коммуникации, обеспечивающее ее получение не определенными группами, но неопределенным кругом адресатов, занимающих разное общественное положение;

• группы производителей, вырабатывающих и выпускающих сообщения промышленным способом

“Нарратив (лат. narro — рассказывать, сообщать; от narrare —языковой акт) обозначает вербальное изложение в отличие от представления. Исследователи и теоретики в области массовой коммуникации рассматривают новости как нарратив, характеризующийся наличием главных и второстепенных действующих лиц, “героев” и “злодеев”, последовательно развивающегося действия, имеющего начало, середину, конец, маркированные драматические повороты в сюжете и соответствующее привычным для аудитории сценариям. В новостях задействуются различные нарративные стратегии (анекдот, сказание, притча) и коммуникативные компетентности зрителя (рекреативная, репродуктивная, регулятивная).

В новостийном жанре часто удается сохранять соответствие критериям объективности и непредвзятости с одной стороны, одновременно выполняя функции идеологического медиума с другой.

Вопрос.

ЗНАЧЕНИЕ (в семиотике) – объект, который обозначается, замещается, репрезентируется другим объектом – знаком.

Знаки скоординированы между собой и в совокупности образуют систему. Например, язык – это знаковая система, в основе организации которой лежит универсальный принцип: каждый знак имеет свои “дифференциальные признаки”, отличающие его от любого другого элемента системы.

 

Предметное значение – предмет, который знак обозначает.

Смысловое значение – свойство знака обозначать определенные характеристики обозначаемого объекта, то, что понимает человек, воспроизводя данный знак. Под смысловым значением знака имеют в виду ту информацию о предметном значении, которую несет или передает сам знак, которую вкладывает в знак человек, продуцирующий его, и понимает субъект, воспринимающий знак; это информация об определенных свойствах, чертах, характеристиках объектов, составляющих предметное значение данного знака. В случае, когда объект, являющийся предметным значением данного знака, не существует в действительности, смысловое значение задает, формирует идеализированный объект или абстракцию.

Под экспрессивным значением знака имеются в виду эмоции, чувства, желания человека, выражаемые им благодаря использованию данного знака в данном контексте или ситуации. Тон, которым произносится выражение (в нетональных языках), — напр., радостный, удивленный, раздражительный, печальный и т. п., интонации — напр., вопросительные, командные и т. п., громкость — могут выражать радость, гаев, печаль и другие эмоции говорящего, что и составляет экспрессивное значение знака при данном его использовании. При этом один и тот же знак в разных ситуациях и контекстах использования может получать различное экспрессивное значение.

Экспрессивное значение связано и с выбором лексики. Так, использование одного из синонимичных терминов «лик – лицо – физиономия-фэйс-морда – харя» может выражать чувства говорящего по отношению к описываемому объекту.

Вопрос

Наши рекомендации