Понятие массовой коммуникации

Массовая коммуникация (от лат. communicatio - сообщение, передача), или массовая информация, - это процесс обработки информации, её передачи при помощи прессы, радио, телевидения, а также общения людей как членов «массы», осуществляющегося с помощью разнообразных технических средств. Процессы массовой коммуникации как особого вида речевой деятельности характеризуется сложностью и неоднородностью. И тем не менее можно выделить общие условия, необходимые для функционирования массовой коммуникации. К ним относятся следующие:

· наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность массовой коммуникации (СМИ, средства массового воздействия и собственно технические средства);

· социальная значимость информации, способствующая повышению мотивированности массовой коммуникации ;

· массовая аудитория, которая, учитывая её рассредоточенность и анонимность, требует тщательно продуманной ценностной ориентации (формирование/изменение общественного мнения, формирование/изменение деятельности (мнения, позиции) отдельно личности и т. д.);

· многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающие вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации (многоканальность - возможность использования визуального, аудитивного и аудтивно-визуального каналов, обусловленное спецификой СМИ ).

По поводу функции массовой коммуникации мнения учёных расходятся. Но существующие исследования массовой коммуникации позволяют выделить как социально-политические, так и политико-психологические её функции.

В социальном плане выделяют пять основных функций:

1. Информационная функция(предоставление читателю, зрителю, слушателю актуальной информации о самых различных сферах деятельности);

2. Социализирующая функция(или функция социального воспитания);

3. Организационно-поведенческая функция (формирование общественного мнения, создание социальных стереотипов, формирование общественного сознания и т. д.);

4. Эмоционально-тонизирующая функция (создание и поддержание определённого эмоционального уровня аудитории, стимулирование её эмоциональных реакций);

5. Коммуникативная функция(связывает коммуникатора с аудиторией, усиление, поддержание ослабление связей между разными индивидами и частями аудитории).

Психологические функции массовой коммуникации:

1. Функция формирования массовой психологии;

2. Интеграционно-коммуникативная функция (связана с формированием общего эмоционально-психологического тонуса аудитории);

3. Информационная функция (обеспечивает аудиторию определённым набором информации, создает единую систему координат для восприятия происходящего);

4. Социализирующе-воспитательная функция (формирует единые установки, ценности и ценностные ориентации);

5. Функция организации поведения (стимулирует конкретные действия сформированной массы в одном направлении).

2.4 Моделирование массовой коммуникации:

Изучение массовой коммуникации необходимо и для того, чтобы выявить механизм целенаправленного воздействия на аудиторию и индивида, а также установление факторов, обеспечивающих ожидаемый результат.

При всем разнообразии моделей каждая содержит в качестве обязательных компоненты, которые были представлены в модели «коммуникативного акта», разработанной Г. Лассуэллом.

Следует отметить, на сегодняшний день процесс коммуникации понимается как замкнутая цепь, в которой все компоненты взаимосвязаны (за счет введения «обратной связи» как обязательного вида отношения между компонентами, источников информации, условий протекания коммуникации, социального состава аудитории и, наконец, языка как средства коммуникации).

Наши рекомендации