Особенности межличностной коммуникации в семье. Понятие коммуникационной проблемы, ее развитие.

В настоящее время накоплено большое количество данных об особенностях взаимного общения в семье: исследовано значение речи, жестов, мимики; выявлены пути и способы, которыми члены семьи управляют процессом информационного общения в семье и информированностью друг друга; особенности и нарушения передачи информации о чувствах, испытываемых членами семьи друг к другу, способы подавления одного из партнеров общения.

Формирование внутрисемейной коммуникации – задача первых лет жизни семьи – предполагает выработку правил взаимодействия между супругами, т. е. нахождение степени их эмоциональной близости и способов решения конфликтов и определение границ семьи, а также правил взаимодействия семьи с внешним миром.

Определение оптимальной дистанции в общении зависит от способности каждого из партнеров найти свои собственные границы. Партнерам со зрелой идентичностью удается избежать «слияния» или эмоциональной холодности в отношениях, между ними возникает интимность. Под интимностью понимается многоплановое чувство, куда входит переживание близости с другим человеком без переживания потери в себе; способность довериться другому человеку без «смешивания», себя с ним. Семейная интимность предполагает общую «историю» и традиции: это общие переживания и воспоминания супругов; особый язык, намеки, ласковые прозвища и т. п. Установление такого интимного пространства помогает молодой семье обозначить и укрепить, свои внешние границы.

Интимность, тем не менее, подразумевает установление дистанции в общении, т. е определение того, какие из важных жизненных областей (сфера переживаний, различные виды деятельности, межличностные отношения и т. п.) и в какой степени могут быть доступны другому. Они должны выяснять, в каких областях жизни и в какой мере они будут влиять друг на друга так, чтобы это устраивало обоих. Межличностная дистанция, оптимальная для одного, может казаться слишком большой для другого, вызывающей у него чувство собственной ненужности. В этом случае психологическая помощь направляется на осознание собственных личностных границ и на выработку договоренности об открытых и закрытых друг для друга областях. Установление приемлемой для обоих дистанции в общении в очень большой степени будет определять ощущение успешности брака.

Перед супругами также встает вопрос о том, насколько «естественно» они должны вести себя друг с другом, который трансформируется в вопросы о том, нужно ли предпринимать какие-то усилия, чтобы лучше выглядеть (например, как одеваться дома, пользоваться ли косметикой), следует ли придерживаться каких-то ритуалов в поведении (подавать пальто, пропускать в дверь), надо ли пытаться скрывать свое плохое настроение и т п.

Следующая важная задача – выработка способов разрешения конфликтов. Найденные пути примирения могут не устраивать одного из супругов или обоих. Например, жена обнаруживает, что выход из конфликта возможен, только если она признает свою полную неправоту, или муж замечает, что ссора прекращается только после того, как он сделает жене дорогой подарок, и т. п. Таким образом в этот период нахождения путей согласия супруги могут учиться манипулировать друг с другом с помощью болезней, слабостей или с помощью силы. Эти манипуляции становятся привычными способами взаимодействия пары и могут быть одной из основных причин недовольства браком, которая обычно обозначается как несходство характеров.

Психологическая помощь семье в этом случае обязательно должна включать выявление наиболее типичных способов разрешения конфликтов, степени их манипулятивности и замену их на менее деструктивные взаимодействия.

На формирование внутрисемейной коммуникации большое влияние может оказывать «брачное соглашение». П. Мартин и К. Сэйджер рассматривают «супружеский контракт (соглашение)» как неоформленный индивидуальный договор, включающий надежды и обещания, которые приносит каждый из партнеров, вступающих в брак. Это представления индивида о том, как должён вести в себя в семье он сам и как должен вести себя супруг. Оно может касаться всех аспектов семейной жизни, включая внесемейные контакты, карьеру, физическое здоровье, деньги и т. д. Соглашение имеет взаимный характер, поскольку содержит то, что каждый предполагает дать и что хочет получить. Невербализованные, неосознаваемые и внутренне конфликтные (базирующиеся на невротических потребностях) брачные соглашения препятствуют формированию внутрисемейной коммуникации.

Общение супругов в благополучных семь­ях характеризуют открытость, интимность, доверие друг другу, высокий уровень взаимной симпатии, конструктивность, рефлек­сивность, гибкий, демократичный характер распределения ролей в семье, моральная и эмоциональная поддержка. В. Метьюз и К. Михановичописали условия успешного семейного общения:

– открытость, отсутствие у супругов тайн, запрещенных тем, возможность откровенно высказать свои мысли, проявить чувства;

– подтверждение в процессе общения положительного представления о партнере;

– активный трансактний обмен, постоянное обсуждение мыслей, чувств, впечатлений;

– ситуативная адекватность, обусловленность форм общения конкретной ситуацией.

Рассмотрим нарушения коммуникационного процесса в семье.

«Отклоненная коммуникация» – многочисленные нарушения общения, которые были выявлены при исследовании проблемных семей. Это

– искажения речи у родителей,

– склонность к односторонней коммуникации (вместо диалога — монологи),

– отсутствие зрительного контакта,

– неожиданные выходы из контакта, когда общающийся член семьи просто забывает о процессе общения, поворачивается спиной или без предупреждения начинает заниматься чем-нибудь другим.

Установлено, что особенно важным оказывается не наличие этих отклонений, а их общая масса в той или иной семье.

Парадоксальная коммуникация ( «двойная связь») имеет место, если по коммуникационному каналу одновременно следуют два взаимоисключающих сообщения и каждое из них должно быть воспринято как истинное. Например, член семьи заявляет, что нечто ему очень интересно, не отрываясь при этом от газеты. Любая разумная реакция на нее обречена быть ошибочной. Особенно деструктивна форма парадоксальной коммуникации, где к противоречивому (парадоксальному) сообщению добавляется и запрет замечать (или, по крайней мере, комментировать) его противоречивость.

«Замаскированная коммуникация» проявляется в маскировке, затушевывании того, что происходит в семье: один член семьи подтверждает содержание того, что говорит и что действительно ощущает другой, но в то же время отвергает интерпретацию, которую тот предлагает. В результате информационная роль сообщения сводится к нулю. Например, ребенок жалуется, что ему плохо, а родитель ему отвечает: «Ты не можешь так говорить, ведь у тебя все есть. Просто ты неблагодарный».

Э.Г.Эйдемиллером подробно изучен вопрос о коммуникационных барьерах – тех нарушениях в межличностном информационном общении, которые препятствовали прохождению информации.

Коммуникационная проблема — это такая ситуация в жизни семьи, когда у одного из членов семьи существует определенная потребность; удовлетворение этой потребности зависит от действий другого члена семьи; эти действия имели бы место, если бы член семьи, имеющий потребность передал определенную информацию (просьбу, намек и т. п.); однако такая передача невозможна в силу каких-либо психологических особенностей данного лица; потребность сохраняется, несмотря на невозможность ее удовлетворению.

Коммуникационный барьер — особенности члена семьи, имеющего потребность, и других ее членов (от действия которых зависит ее удовлетворение) или особенности их взаимоотношений, в силу которых передача информации оказывается затрудненной.

Дефицитная информация — информация, прохождение которой по коммуникационному каналу предупредило бы возникновение психотравмирующего семейного нарушения.

Примеры коммуникационных проблем приведены в монографии Э.Г.Эйдемиллера – с.169, 170-172.

Развитие коммуникационной проблемы — это совокупность процессов, которые возникают под ее воздействием и приводят к психотравмирующим особенностям семьи. Выделяют следующие этапы развития коммуникационной проблемы:

– информационно-дефицитный – протекает в форме воображаемой коммуникации имеющего проблему индивида с тем, от кого зависит ее решение. Результат коммуникации зависит от представления о другом, от взаимоотношений. Эти представления – первый барьер коммуникации, информация о потребности не передается или передается частично и поэтому остается непонятой;

– этап замещающе-искаженной коммуникации – член семьи пытается выразить свою просьбу или требование, но искажает причину потребности, либо не делает это прямо. Это позволяет легализовать потребность, но вызывает новые проблемы –способствует искажению представлений членов семьи о личности друг друга, ухудшаются взаимоотношения;

– поведенчески-коммуникационный этап – член семьи с неудовлетворенной потребностью переходит к манипулированию отношениями в семье (оказывает психологическое давление, вынуждая поступить определенным образом). На первый план выходят методы взаимного влияния, а коммуникационная проблема превращается в межличностный или внутренний конфликт, травмирующий психику члена семьи.

Причины нарушений коммуникации сложны и многообразны : неосознанность процесса коммуникации; отсутствие коммуникационного внимания; неумение выразить свои чувства в адекватной форме; перегрузка коммуникации побочными функциями (важнейшая из них – управление представлением того лица, к которому адресовано сообщение, о говорящем и об отношениях с ним); нарушение представления об адресате коммуникации (надо уметь учитывать возраст и интеллектуальный уровень собеседника и предусматривать его реакцию на сообщение).

Методы исследования межличностных отношений в семье.

«Совместный тест Роршаха» направлен на выявление структуры и динамики межличностного взаимодействия в семье. Участникам обследования предлагается достичь согласия по поводу интерпретации таблиц. Основным материалом для анализа служат образцы вербальной коммуникации – высказывания; важно «услышать» в каждом высказывании личностный подтекст — эмоциональное отношение к партнеру и к задаче, проекцию межличностных установок, чувств, конфликтов. Количество и качество совместных ответов характеризуют меру сплоченности семьи, а сам процесс их нахождения (стратегии достижения совместного решения, испытанные чувства) – стиль межличностного взаимодействия.

Техника направленной рефлексии конфликтного события В.А.Смехнова позволяет определить субъективное восприятие семейных конфликтов.

Цель методики – создать внутреннюю картину конфликтного события хотя бы одного участника конфликта. Для этого психолог задает вопросы, касающиеся конфликтной ситуации: 1. Краткое содержание конфликтной ситуации. 2. Как я реально себя вел (говорил, делал, думал, чувствовал, добивался). 3. Как я хотел бы себя вести в подобной ситуации. 4. Как я должен был бы вести себя в подобной ситуации. 5. Как реально вел себя партнер. 6. Как он должен был бы вести себя в подобной ситуации. 7. Как он хотел бы себя вести в подобной ситуации. 8. Каким он видел меня в подобной ситуации. 9. Каким он предпочел бы видеть меня в подобной ситуации. 10. Каким я предпочел бы видеть его в подобной ситуации. 11. Каковы причины, цели и обстоятельства всего происходившего.

Вывод должен содержать следующие аспекты внутренней картины конфликтного события: представление консультируемого об объективных обстоятельствах, предопределивших конфликт; представление о себе и об оппоненте, отраженное в однотипных параметрах поведения; представление консультируемого о детерминантах конфликтного взаимодействия

Наши рекомендации