Понятие массовой коммуникации

Вопрос о сущности понятия «массовая коммуникация» находится в центре внимания западных социологов и социальных философов с начала ХХ века.

Как и многие сложные понятия, термин «массовая коммуникация» до сих пор не имеет однозначного толкования. Он соединяет в себе смыслы понятий «коммуникация» и «масса», которые являются предметами исследования в социологии, и психологии.

В современной отечественной социологии ряд ученых понимают под массовой коммуникацией вид духовно-практической деятельности, то есть деятельности по трансляции, переносу в массовое сознание оценок определенных социальных общностей и групп. Другие исследователи обращают внимание, что массовая коммуникация обусловлена развитием технических средств передачи информации. Таким образом, массовую коммуникацию можно определить как процесс, посредством которого сложные организации с помощью специальных технических комплексов производят и передают публичные сообщения, направленные на большие, гетерогенные и рассредоточенные аудитории.

Многие исследователи согласны с тем, что особенностями массовой коммуникации является, во-первых, множество технических каналов воздействия, а во-вторых, ее взаимосвязь с актуальными событиями. Массовую коммуникацию интересует только то, что имеет отношение к текущей действительности. Без объективной информации об актуальных событиях и явлениях человек не может чувствовать себя постоянной частью общества, а общество лишено возможности реагировать на происходящие процессы и изменения.

Материальной предпосылкой интенсивного развития массовых коммуникаций в XX веке стали новых информационные и телекоммуникационные технологии, позволяющие обрабатывать и осуществлять быструю передачу и массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации. Массовую коммуникацию можно рассматривать и как социальный институт, который имеет ряд специфических функций.

Традиционно массовая коммуникация рассматривается как опосредованное общение через систему средств массовой информации (СМИ). Этим объясняется, почему из двух базовых функций коммуникации – взаимодействия и воздействия – в массовой коммуникации на первый план выдвигается именно воздействие. В рамках этой базовой функции рассматривается целый ряд частных функций, который можно объединить в три основные социально значимые функции массовой коммуникации – информационную, регулирующую и культурологическую.

Г.Ласуэлл в 1948 г. выделил следующие функции коммуникации как процесса управленческого:

1) обозрение окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию;

2) корреляция с социальными структурами общества, что можно толковать как воздействие на общество и его познание через обратную связь;

3) передача социального наследия, что можно понимать как функцию преемственности культур.

В 1960 г. американский исследователь К.Райт применительно к массовой коммуникации выявил развлекательную функцию. В начале 80-х годов специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета Д.Мак-Квейл прокомментировал эти функции и предложил еще одну функцию, так называемую мобилизующую, имея в виду специфические задачи, которые выполняет массовая коммуникация во время PR-кампаний, чаще - политических, реже - религиозных. Эту функцию можно квалифицировать как регулирующую или управляющую.

Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности - деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.

Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов, кончая контролем над обществом. В этой функции массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов».

Получатель информации имеет возможность сравнивать различные социальные ситуации, которые комментируются СМИ либо с положительной, либо с негативной оценкой. Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.

Культурологическая функция выполняет не только свою основную познавательную задачу - ознакомление с достижениями культуры и искусства, она способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности, в конечном счете, способствует интеграции общества.

С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями и тенденциями является несомненной заслугой СМИ.

С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.

Американские социологи П.Лазарсфельд и Р.Мертон выделяли не только функции массовой коммуникации, но и ее дисфункцию, которая способствует дезинтеграции общества как системы:

1. Функция присвоения статуса. Средства массовой коммуникации присваивают статус общественным проблемам, личностям, организациям и общественным движениям.

2. Укрепление социальных норм. Пресса, радио, журналы освещают различные отклонения от поведения, признаваемого большинством как нормальное. Как правило, это приводит к тому, что в отношении людей, чье поведение выходит за рамки нормы, общественность оказывает определенное давление.

3. Дисфункция наркотизации. Это не функция, а дисфункция массовой коммуникации – наркотизировать, усыплять общественное сознание. Способствуя конформиз­му и минимизируя возможности проявления критических настроений в обществе, коммерческие средства массовой коммуникации опосредо­ванно, но эффективно препятствуют развитию реального критического мировоззрения.

С учетом приведенных выше характеристик и основных функций массовой коммуникации ее социальная сущность сводится к тому, что это - мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.

По мере развития и распространения глобальной сети Интернет и телекоммуникационных технологий проблема роли массовых коммуникаций в обществе становится все более актуальной. Интернет преобразовал существовавшую систему средств массовой информации в систему массовых коммуникаций, особенностью которой стала децентрализация информационных потоков, открытость, отсутствие пространственных и временных ограничений.

По мере распространения Интернета изменился и принцип воздействия массовой коммуникации на общество. Если в эпоху «до Интернета» влияние осуществлялось по принципу «немногие-многим», то сейчас, когда сотни миллионов людей имеют свои блоги и аккаунты в социальных сетях, модель коммуникации можно описать как «многие-немногим». В условиях жесткой конкуренции источники информации вынуждены бороться между собой за внимание получателей информации и рекламодателей.

Литература:

1. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. М., 2004.

2. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002.

3. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.

4. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.

5. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М., 2002.

6. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003.

7. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 1968.

8. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика. Правила и парадоксы. СПб., 2002 .

9. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

10. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М., 2004.

11. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. М., 2005.

12. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. М., 1999.

13. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002.

Наши рекомендации