Тема 6. Особенности межличностной и массовой коммуникации

Исследователи социальной коммуникации противопоставляют межличностную и массовую коммуникацию.

Межличностную (интерперсональную) коммуникацию определяют как «процесс обмена сообщениями и их интерпретациями двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом» [Гнатюк 2010: 63]. Это сложная, многогранная, многоуровневая специфическая деятельность, главным инструментом которой выступает личность. В общении происходит становление человека, проявляется его сущность, социально-психологические и психологические свойства и качества.

Межличностной коммуникации присущи:

1) неизбежность (общение – условие жизнедеятельности человека, его главная социальная потребность);

2) необратимость (сказанное не вырубишь топором);

3) тесная обратная связь (адресат реагирует на принятое сообщение и возвращает образы и представления о ситуации общения партнеру);

4) богатство вербальных и невербальных кодов (человек предъявляет отношение к партнеру и обращается к нему в различных речевых и неречевых формах выражения);

5) поэтапность (общение проходит в своем развитии определенные этапы);

6) ситуационные факторы (коммуникацию обусловливают цели, правила, роли, действия, последовательность поведения, понимание ситуации, физическая среда, язык и речь, трудности и навыки общения, коммуникативный стиль).

Основной целью межличностной коммуникации является адресат, который также проявляет активность (АДРЕСАНТ↔АДРЕСАТ). Результатом усилий партнеров по общению становится уровень взаимопонимания, сочувствия, сложившаяся система взаимоотношений.

Их достижение требует времени, поэтому общение включает несколько циклов, каждый из которых завершается решением определенной коммуникативной задачи. Так, любое общение начинается с ориентировочного этапа, на котором происходит выбор партнера и формирование первого впечатления о нем. Здесь важны пространственно-временные характеристики общения, поведение партнеров, их эмоционально-эстетическая привлекательность. На втором этапе адресант предъявляет себя партнеру, устанавливает с ним контакт, демонстрируя желательные, привлекательные для другого черты характера и навыки, обозначая свой социальный статус. На третьем этапе партнеры проявляют взаимную заинтересованность, уточняют впечатление друг о друге. На четвертом этапе они обмениваются мыслями, чувствами и мнениями. В конечном итоге, узнавание интересов, позиций, установок, ценностей и мировоззрения друг друга, которые составляют их неповторимость, духовно обогащает обоих.

Выделяют три типа межличностного общения:

1) императивное (директивное, авторитарное): адресант контролирует поведение, установки, мысли адресата и принуждает его к определенным действиям;

2) манипулятивное: адресант намеренно, но скрыто побуждает адресата к действиям, противоречащим его интересам и убеждениям;

3) диалогическое (гуманистическое): адресант и адресат стремятся узнать друг друга, уважают мнение и позицию партнера по общению, проявляют взаимное доверие.

Массовой коммуникацией называют «процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие, рассредоточенные аудитории» [Гнатюк 2010: 64]. Эта специфическая форма коммуникации возникла благодаря использованию технических средств размножения и передачи сообщений.

Массовой коммуникации присущи следующие признаки:

1) адресант – специальные организации и институты (рекламные агентства, редакции газет и журналов, телеканалы, правительство, политические партии, общественные организации, террористические группировки и пр.);

2) адресат – обширная, анонимная, разнородная, географически рассеянная, удаленная аудитория (читатели, слушатели, зрители, пользователи, потенциальные покупатели, электорат);

3) канал – технические средства, масс-медиа, которые обеспечивают регулярность и тиражированность коммуникации (пресса, радио, телевидение, Интернет, кинематограф);

4) характерна многоканальность, имеется большой выбор коммуникативных средств;

5) обратная связь с адресатом слабо выражена и отсрочена во времени;

6) отношения с адресатом регулируются слабо и фрагментарно, посредством бюрократии;

7) время подачи сообщений может быть непосредственным и опосредованным;

8) часть людей получает сообщения адресанта не из масс-медиа, а от других людей.

Получатель информации масс-медиа стихиен и хаотичен. Массовую коммуникацию называют ретиальной (от лат. rete ‘сеть, невод’), поскольку ее средства добиваются установления контакта с адресатом и постоянного удержания его внимания, предлагая ему социально значимую информацию. В центре внимания массовой коммуникации «находится человеческое общество, которое выступает как ограниченное социальное пространство со специфическими внутренними процессами и культурными характеристиками» [Володина 2011: 9].

Однако они воздействуют на него однонаправлено (АДРЕСАНТ→АДРЕСАТ). Их влияние носит суггестивный (от лат. suggestio ‘внушение’) характер. Масс-медиа воздействуют на психику, чувства, волю и разум получателей сообщений, снижая их сознательность, мешая им анализировать и критически оценивать предлагаемую информацию.

Информационное воздействие масс-медиа на массовое сознание может носить как положительный, так и отрицательный характер. Это зависит «от целевой установки адресанта. Информация, передаваемая с помощью СМИ и рассчитанная на массового потребителя, имеет всеобъемлющий и одновременно избирательный характер. Она избирательна по отношению к передаваемому содержанию, которое диктуется задачами и целями адресанта. Благодаря интенции адресанта и реакции адресата создается ситуация напряжения, вызванная необходимостью “прорыва” через имплицитную, особым образом закодированную информацию, задающую общению энергию воздействия» [Там же 2011: 16].

С целью информационно-языкового воздействия на массовое сознание масс-медиа широко используют как вербальные, так и невербальные средства общения. Используя звук и изображение, они создают иллюзию участия адресата в сообщаемых событиях, который «очарован именно тем, что он наблюдает “неожиданное”, неотобранный жизненный материал, так что между ним и реальностью нет никакого посредника» [Кара-Мурза 2009: 329-330].

«Телевидение, радио и телефон вновь приблизили нас к культуре устной коммуникации, сегодня к этому добавились мобильные телефоны и аудиокниги. В старой устной традиции информация могла сохраняться, только будучи представленной в виде события. Но это характерно и для подачи информации нынешними СМИ. Нанизывание событий доминирует в новостях всего мира точно так же, как у Гомера. И культурная задача телевидения остается той же, что и у античных поэтов: record and preserve – записывай и сохраняй» [Больц 2011: 10].

Массовая коммуникация имеет несколько разновидностей. В их число входят:

1) реклама – передаваемая при помощи средств массовой коммуникации информация о потребительских свойствах товаров и услуг с целью активного воздействия на аудиторию для реализации и создания спроса на данных товаров и услуг;

2) политическая коммуникация – совокупность процессов и институтов, осуществляющих информационное взаимодействие между политической системой и окружающей средой, а также между элементами политической системы;

3) связи с общественностью (паблик рилейшнз, PR) – социогуманитарная прикладная сфера научного знания, направленная на создание доверия между индивидом и группой, группой и обществом в целом и оказывающая информационное влияние на общественное мнение;

4) журналистика – творческая деятельность журналистов, которая заключается в поиске, переработке и передаче общественно значимой информации с помощью печати, радио и ТВ неопределенной массовой аудитории с целью ее информирования и социального адаптирования, а также отражения и формирования общественного мнения.

Литература:

1. Больц Н. Азбука медиа. – М.: Издательство «Европа», 2011. – 136 с.

2. Володина М.Н. Язык СМИ и информационно-языковая экология общества // Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке. – М.: Академический Проект, 2011. – С. 6-19 с.

3. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010. – 256 с.

4. Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ: Монография. – М.: Ин-т языкознания РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003. – 656 с.: ил.

5. Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции. – М.: Академический Проект, 2009. – 380 с. – (Социально-политические технологии).

6. Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. – М.: Гардарики, 2005. – 287 с.

7. Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты. – Харьков: Гуманитарный центр, 2010. – 300 с.

8. Психология личности. Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2008. – 633 [3] с. – (Образовательный стандарт).

Наши рекомендации