Тема 2. Отечественная музыкальная культура 20-30-х годов

ИСТОРИЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ после 1917 года

Тема 1. Введение в курс истории современной отечественной музыки.

ХХ век как новая эпоха в истории отечественной музыки. Радикальное обновление выразительных средств. Вопросы периодизации истории русской музыки после 1917 года. Стилевой плюрализм музыки 20-х годов. Искусственные ограничения творческих поисков композиторов в 30-50-е годы. Стилевой перелом в музыке 60-90-х годов. Панорама жанров.

Тема 2. Отечественная музыкальная культура 20-30-х годов.

Интенсивность художественной жизни в 20-е годы. Массовые музыкально-театральные действа. Эксперименты в области урбанистической музыки. Формирование жанра советской массовой песни: первостепенная роль песни-марша, особая значимость гражданских мотивов. Поиски новых тем, музыкально-выразительных средств и хореографии в балетах. Наиболее влиятельные музыкальные объединения 20-х годов.

30-е годы – время стабилизации и обобщения; период создания советской музыкальной классики. Достижения в области музыкального театра и симфонии. Возникновение песенной оперы и песенной симфонии. Лиризация массовой песни. Усиление идеологического гнета.

Тема 3. Сергей Прокофьев: Личность и творчество.

Активное жизнеутверждение как определяющая черта искусства Прокофьева. Гармоничность создаваемой им картины мира, ее многогранность. Национальные корни творчества композитора. Многообразие его связей с традициями и его новаторство. Преломление в искусстве Прокофьева стилевых направлений ХХ века (неоклассицизм). Примат экспозиционности в его произведениях. «Монтажный», «кадровый» принцип мышления. Жанровая универсальность творчества Прокофьева. Периодизация творчества.

Тема 4. Музыкальный театр С. Прокофьева.

Музыкальный театр – одна из главных областей творчества Прокофьева. Разнообразие сюжетов и жанровых решений его опер и балетов. Мастерство созданных им портретных характеристик героев.

Обзор балетов Прокофьева. Сценическая судьба балета «Ромео и Джульетта». Прокофьев и Шекспир. Осуществление поисков нового хореографического спектакля (хореодрама с большой ролью пантомимического действия). Соединение в драматургии балетных, симфонических и кинематографических принципов. Сценическая активность, «сквозное» развитие, широкое применение лейтмотивов. Образ Джульетты в балете.

Продолжение традиций русского сказочного балета в «Золушке». Обилие завершенных танцевальных номеров. Демократичность, доступность музыкального языка. Характеристика основных действующих лиц. Сфера сказочно-фантастических образов. Тема времен года в балете. Экзотические сцены. Использование старинных бальных танцев для передачи исторического колорита сказки Перро.

Оперное творчество Прокофьева. Использование различных приемов вокального письма при первостепенной роли декламационности. «Сквозная» композиция как норма, широкое применение лейтмотивов. Соотношение вокальных и оркестровых партий. Опера « Война и мир».

Тема 5. Черты стиля Николая Мясковского.

Взаимодействие в творчестве Мясковского традиции московской и петербургских школ русской классики; близость некоторых его произведений экспрессионизму. Главенство лирико-драматического начала, эпизодическое в целом значение эпической и жанровой образности. Опосредованная связь с народной музыкой, бытовыми жанрами. Симфоническая и камерная инструментальная музыка как основные области творческой деятельности Мясковского; симфония и квартет как ведущие жанры. Приоритетность лирико-драматических и лирико-жанровых концепций. Преобладание тематизма инструментального типа. Новаторские черты музыкального языка при тяготении композитора к традиционным формам, мотивно-разработочным приемам развития. Существенная роль полифонии.

Наши рекомендации