Музыкальная культура античности.

Музыкальная теори эпохи средневековья.

Появляется аннотация.

гексофорд шесть нот

Гвидо Аретинский - запись нот. ( до него немы ) четыре строки нотного стана, ключи, название нот до "ля", для записи нот использует мнемонический прием- первый слог строки гимна золотоуста. Гвидонова рука.

Ут ре ми фа соль ля

12-13 века. Рост строительства городов, появление университетов, расцвет литературы, подъем науки. В области музыки светское музыкально поэтическое искусство. Появляются музыканты- поэты, они преследовались церковью. Исполнили песни светского содержания, подыгрывая себе. Шпиль манны, жонглеры, менестрели - менее обученные бродячие музыканты. Во франции трубадуры и труверы. В Германии минизингеры.

Короли, беглые монахи , графы , герцоги - вокалисты.

Они подвергались критике.

В церковь допускались популярные музыканты. Литургический жанр - драма.

В этой культуре появляется первая ритмическая система - ритмические модусы.

6 схем укладываются в трехдольность.

В 12-13 века появляется многоголосье. Эпоха Нотр-Дам.

Музыкальные трактаты появляется в 11 веке говорят о двуголосье.

Главный голос, который ведет мелодию -принципалис.

Второй голос- органалис.

Развитие многоголосья связано с монахами Леонин и Перотин. Соотношение голосов 1/25.

Первая нотация записи нот с длительностью.

Самая длинная нота максима - квадрат в квадрате с ножкой вниз справа.

Лонга - квадрат с ножкой (половинная)

Бревис - квадрат (четверть)

Семибревис - ромбик (восьмая)

К 17веку ноты стали зачернять.

Возникают новые жанры церковной музыки:

Мотетмногоголосное вокальное произведение на Латинской текст.На основе григорианского хорала. Центральный жанр церковной музыки.

Кондукт ( одноголосная песня на Латинском языке)

Гогет ( икота. Означает имитацию одной и той же мелодии разными голосами)

История музыки в полсдеднюю треть 13 века принято называть arsAntique

Старое искусство потому что в начале 14 века появился трактат Филипа де Витри арснова. Arsnova.

Де Витри и Гие де Машо выступали за двухдольность, новые правила голооведения в многоголосье, разные тексты для разных голосов, за развитие светской вокальной музыки.

Машо стал автором первой авторской месы.

Эпоха возрождения

Плодотворная для искусства. Динамичная и противоречивая.

Шекспир, Микелянджело, Джоттто.

Открытие новых земель, наук, интелектуального начала, гуманизм церковь слабеет. Развивается светская музыкальная культура. Личностное субъект вне начало.

В музыке сильнее отказалась готическая линия. Связано с нидерландской полифонической школой развивается интеллектуальное начало. Музыкальные образы не обладают яркой характеристичностью и рельефностью. Полестрина и Ласло. В их творчестве полифония достигает высшего мастерства. Следом возможен был выход в другой стиль Гомофония.

Окегем Обрехт, ж.депре, г.Дюфаи, Жанекен. ( полифоническое песнопение)

Нидерланд. Школа основана на взаимовлияниях различных национальных европейских школ.

Эти композиторы пишут в жанрах мессы и матета. Совершенствуют полифоническую технику. Создают законы полифонии строго стиля.

Жоникен французский композитор прославился созданием полифонической песни:

Война, жаворонок, пение птиц, крики Парижа. Тяготеет к конкретному звукоизобразительному началу музыки - подражает натуральные звуки. Но продолжает полифонию.

В16 в италии появляются первые образцы печатных нот. Возникает полноценной культура высокого возрождения. Музыканты обучаются профессионально, специальные академии.

светские музыкальные итальянские жанры:

  • Фроттола (Фроттолы отличались живостью ритма, сочинялись в трех- или четырехголосной фактуре, часто исполнялись певцом с инструментальным аккомпанементом. Фроттолы предназначались для карнавалов, городских празднеств, театральных представлений и исполнялись на улице, в домашней обстановке, а также при дворах. Тексты фротоллы – главным образом любовно-лирические, нередко с иронико-сатирическим оттенком. Авторы поэтических текстово ранних фроттол были одновременно композиторами и певцами.)
  • Вилланела (й
  • Новый жанр мадригал. Светско содержания, многоголосный, акапелла. Отошел от церковной культуры. Новое эмоциональное начало. хроматизмы. Обостренные экспрессивные звучания. Красивые интонации.

Итальянец Ландини.

Карло Джезуальдо.

Мадригал лидирующий жанр вокальной светской музыки.

У Ждезуальдо появляются терпкие острые диссонансы, септаккорды, уменьшонные созвучия, воплощает новую образность: скорбь, взволнованность, душевные терзания, экстаз, комические эпизоды, возникают мадригальные комедии.

+ Монтеверди

Возрождение в Германии.

Протестанский хорал - немецкий вариант григорианского хорала. Латынь за меняется на немецкий. Музыкальная интонация заимствуется из бытующих популярных песен.

Лютер сделал Протестанский хорал одним из популярных в Германии. Квадратная маршеобразная структура универсальная по содержанию.

Испания.

В самый разгар инквизиции римское папство борется за свое преимущество. Треденгский собор 15 лет.

Музыка особое нарекание. Фигуративная музыка. Много нот мало сути.

Полистрино месса папы Марчело. Полистано спаситель)))

Католическая музыка в его исполнении достигает высот. Совершенство и плавность мелодии. Раскрепощение голосов.

Аландо Лассо тяготел к разной стилистической музыки. всех народов. Свой оригинальный стиль: отказывается от полифонии следит за гармонической вертикалью, тяготеет к мажоро-минорным закономерностям. Он первым создает жанр страстей Пасион. В основе этого жанра лежит музыкальное прочтение Евангилие. (4). напоминают матет. Габриэли дядя и его племянник. Органисты. Джованни и Андре. Писали все +духовые ансамбли.

Лассо хоровые псалмы на светский манер и отказывался от полифонии.

Шансон лидер

Чехия.

Реформа хорала связана с именем Яна Гуса гуситский гимн.

Англия.

Преобладают псалмы- хоралы на английском языке. Жанр маски - королевский притворный спектакль с переодеванием.

Инструментальная музыка.

Органная музыка. Громосский инструмент.

В хоре и в быту.

Во Франции обмерщается.

Появились партитуры вокальных голосов.

Органисты такты

Запись баса (бас континуум )

По вертикали -цифры ( но они удорожали печать, от них отказались)

Партитура появилась в середине XVI века в Италии. Изначально многоголосные сочинения записывались и (с XVI века) издавались только в виде набора отдельных голосов (поголосников

). Со временем партитура стала основной формой записи таких сочинений.

Начиная с XIX века для исполнения издаются как партии отдельных исполнителей, так и партитура (оркестровая, хоровая, ансамблевая).

Примерно со второй половины 16 века инструментальная музыка начинает обретать свою самостоятельность. Развивается по линии сопровождения к танцу.

Позже появляются первые печатные сборники: " новая музыка для пения и игры на органе и других инструментов, сочиненная различными превосходнейшими музыкантами".

Два основных инструмента - лютня и орган.

Лютня в быту.

Орган постепенно уменьшался в размерах. Совершенствовался в технике игры.

Специальные произведения для исполнения в быту. Такаты, фантазии, консоны, ричеркар.

Много литературы для органа. джузеппе царлино.

Появляется партитура для органа.

Зарождение клавира.

Теория возрождения.

Царлино объяснил закономерности мажоро-минорные системы и практику ее использования в эпохе.

Чередование мажорной и минорной терции -весело и грустно. Изменение Лада.

Переход происходил постепенно и вызывал сложности у многих композиторов.

Полифоническая музыка длительное время продолжала создаваться по полифоническим законам.

Тоники.

Культура 17 века

Этот век именуется эпохой барокко.

Венцом эпохи является творчество Баха и Генделя. Стиль эпохи барокко это активность , действенность , контрастность, динамизм, взволнованность, экспрессивность.

Наиболее характерно продление эпохи барокко в Италии и Германии во Франции эпоха барокко практически несуществовала , вместо нее складывается классицизм с элементами рококо.

Еще складываются новые самостоятельные музыкальные жанры и формы -

  • Опера
  • Оратория
  • Контакта
  • Фуга
  • Сюита
  • Концерт (сольный, ансамблевый)

С точки зрения стиля происходит взаимодействие традиции полифонии и зарождающией гомофонии. В полифонии линия, а в гомофонии вертикаль.

Начинается с решительного эстетического перелома , провозглашение новой эмоциональности в музыки. В центре человек с его эмоциями и внутренним миром. В 17 веке становятся характерными национальные особенности разных стран.

Италия - развиваются крупные синтетические жанры - оперы , оратории , контаты.

Франция - эпоху классического абсолютизма преобладает интерес к малым формам. Инструментальные миниатюры и только Ж-Б. Люлли пишет оперы.

Германия - последствия тридцатилетней войны , экономический упадок, музыкальное развитие в жанрах органной и клависинной музыки, духовной песни. Шюц - основ опорожнил классических страстей (пассионов).

Англия - Пуританское религиозное движение. Преобладают песни и хоровая музыка.

Физика, астрономия, философия, математика. Лейбниц, Эйнштейн,

Музыка -как самостоятельное творческое направление.

Разрыв с представления ми эпохи средневековья - центр человек, а внутренний мир загадка. Эта эпоха переход от ранних представлениях музыки к эпохе просвещения -к эпохи классицизма.

Опера и оратория в Италии.

Ведущая роль в развитии музыкального искусства.

Во Флоренции в творческом содружестве "Флорентийская камерата" появляются первые оперы. По идеи создателей опера должна была воплощает новый стиль, резко отличающийся от того , что было раньше - монодие с сопровождением. Истоки оперы ее создатели видели в античной трагедии и. Идеях в эпоху возрождения (гуманизм).

На создание оперы вдохновило также литургическая драма и пышные музыкальные интермедии, которые ставились в антрактах драматический приводных спектаклях.

На первых порах опера фавула ин мьюзик или драмма пер мюзика. Главная роль не музыканта а поэта. Создателя текста ребрето. До реформы Глюка это было традицией.

Опера соединяла в себе театр драму и музыку.

Оперы писались на античные сюжеты. Однако, вопреки мифам заканчивались счастливой развязкой. Среди самых популярных были Орфей, Дафна.

20-30 годы 17 века опера развивалась в каждой из областей Рима по своему.

Опера во Франции.

Стиль французской оперы сложился в. Период абсолютийской монархии Людовика XVI

Париж был центром культуры а Люлли любимым артистом короля. Монополизировал оперу как вид театрального представления.

Во французском драматического театре сложились каноны постановке трагедий.

Корнель и Расин - два классика фр. Трагедии.

Исполнение:

  • Особенный при поднято-потетический стиль.
  • Размеренная декламация.
  • Законы трех единств.
  • Трагедия содержит 5актов.

опера впитала эти особенности.

Люлли вводит балет в оперу. Для помпезности и грандиозности. Люлли все контролировал и участвовал во всем.

Сюжеты те же - древнегреческий мифы со счастливой развязкой, однако, с превращения ми как в сказке.

А оперой во Франции стали называть лирическую трагедию.

После смерти Люлли этот жанр прекратил существование. А попытки восседать от Ж. ф. Ромо были неудачными. Его творчество получило название опера-балет.

Опера в Англии.

Генри Персалл.

Исторически обстоятельства в Англии, период реставрации Стюартов не способствовали активного развитию музыки в 17 веке. Все что создано раннее уничтожено указами пуританского правительства.

Поэтому генри Персалл становится английской музыки с нуля.

" Дидон и Эней" его единственная опера во многом напоминает итальянскую оперу. Создано по заказу женского закрытого пансиона, поэтому количество мужских партий минимально.

При жизни композитора опера не исполнялась.

Создал много сочинений в разных жанрах , которые получили популярность в 19 веке.

В Германии проходит по знаком духовных жанров

Большей популярностью ораторий, пассион, духовные песни.

Шуц - классик оратории. На его творчество опирался Бах.

У Шуца преобразовывается вид страстей:

Если раньше они были хоровые ( в виде матетов) то у Шуца появляютс идеологические и сольные эпизоды. Каждый из действующих лиц получает партию.

Шуц значительно обобщает достижения своих предшественников своих духовных жанров - мессы, оратории, а так же пишет светские сочинения. (оперы, инструментальную музыку, мадригалы)

По широте охвата всех жанров равного Шуцу в истории музыки не было. Владеет техникой полифонического письма и новыми приемами зарождающегося гомофонии ого стиля. Самая известная опера "Дафна".

Инструментальная музыка

Начиная с 17 века инструментальная музыка развивается как самостоятельное искусство, на протяжении века путь от импровизации до формирования собственных форм и жанров:

Концерт ( сольный и ансамблевый)

Сюита ( сольная и ансамблевая)

Соната

Фуга и тд.

Такой расцвет инструментаяльной музыки был связан с возросшим интересом к исполнитель и слушанием музыки, появляются инструментальные коллективы при дворах, формируются аристократические салоны , в каждой стране ин. Музыка обретает национальные особенности.

Франция - клависин

Германия - орган

Италия - скрипка

Два направления :

- опора на бытовые традиции (песня,танец)

- опора на полифоническую традицию (фуга, хорал, матет)

Первым из жанров появилась танцевальная сюита. Орган и клависсин.

Инструментальный ансамбль

Инструментальная школа в Болони, Курелли и Вивальди.

Примерно в середине 17 века в инстр. Музыке перелом. Сюита свор минована, органной и клавесинное искусство достигает вершин. Интерес привлекает скрипка - ее характеристики , исполнитель края техника, в прошлое уходит техника дугообразного смычка. (аккорды)

Появляется семейство скрипичных мастеров Амати, Стадивари, Гварнели.

Формируется инструментальный ансамбль - две скрипки и клавесин.

Для них создается обширный репертуар. Трио сонаты.

Церковное (дакьеза) и камерное исполнение.

Концерт для инструментального ансамбля - кончерто гросс - большой концерт.

Трех-четырехчастный. Соревнование солирующей группы (соли) и оркестра (тутти).

Перелом Отказ от старых методов полифонического письма и окончательного утверждения новых принципов гомофонно гармонического стиля.

С точки зрения стиля 17 век совмещает в себе барокко, рококо, классицизм. Новый образы, новые технические возможности инструментов и новые принципиален игры на них. Церковная музыка не исчезает , но отстает одной из сфер музыкального искусства.

Творчество Баха и Генделя

Они представляют собой высшую стадию развития культуры эпохи барокко

Если сравнить их творчество - Бах воплощает идеалы века предшествующего, не создает ничего нового, подводит итог и обобщает сложившиеся традиции, создает вечное искусство обладающее актуальностью и по сей день.

Гендель обращен в искусство будущего. Не обобщает предшественников, создает сравнительно мало в традиционном полифоническом стиле, предваряем эпоху классицизма.

Бах вся его жизнь связана со служением в церкви. Его творчество заметно зависит от пребывания его в том или ином городе Германии. То церковная, то светская музыка.

Искусство Баха глубоко отображает характерные черты своего времени, то. И сейчас мы погружаемся в мир эпохи барокко.

В его музыке нет ничего субъективного, некий высший разум. Сравнивают с Кантом. Б

Среди духовных произведений выделяются пьесы, страсти, оратории.

Среди инструментальной - клавир не творчество, музыка для ансамбля.

В своей музыке Баз отразил теорию аффектов, связано с риторикой и представляет воплощение в музыке тех или иных исторических фигур.

"каприччио на отъезд возлюбленного брата" - сюжет.

В его музыке преобладает полифоническая школа, отказывается от принципов строгой полифонии эпохи возрождения, создает принципы свободной полифонии.

Жанр формы фуги.

Фуга означает постоянно движущаяся точка.

Полифоническое произведение в свободном стиле

Поочередное проведение во всех голосах темы.

Три части

Экспозиция , Разработка, Реприза.

Экспозиция - проводится во всех голосах.

Разработка Развитие темы

Реприза - тема в нескольких голосах -не во всех +стретто (в одном началась, а в другом наслоилась)

Существуют разделы которые лишены темы -интермедии.

Одном голосе звучит тема , в других противосложение.

Жанр который он обошел своим вниманием опера , зато создал 4пассиона.

страсти по Матвею самый популярны

Страсти по Ивану сохранились в отрывках

Страсти по Марку созданы в эскизах

По Луке утеряны.

В отличие от канонизированных предшественников Баха открывают новую страницу в истории жанра, их можно сравнить и с оперой и с ораторией, музыкально драматический действиям.

Это сочинение емко и многообразно по содержанию (страсти по Матфею) и в настоящее время исполняется и за пределами церкви.

Бах со своими современниками решил изменить систему темперации органа и клавира.

На старых клавишных инструментах нельзя было играть в любой тональности, потому что натуральный строй предполагал одни интервалы чистые, а терции в зависимости от октавы были разные.

Предшественники Баха для каждой тональности перенастраивали инструмент.

Равномерной темперации при которой октава делилась на 12 равных промежутков (полутоно)

В результате стало возможным использование всех 24 мажорных и минорных тональностей.

По этому принципу Бах придумал ХТК, в котором прелюдии и фуги шли по хроматическому принципу.

Позднее этот принцип использовали Шостакович , Щедрин и другие.

ХТК создавался для обучения игре на клавире.

Бах писал произведения по заказу "гольдберг вариации", по заказу Гольдберга клавесиниста графа покровителя Баха.

"Итальянски концерт" Баха - первый образец сольного концерта для клавесина. 3 части.

1 итальянская ария

Далее Два быстрых раздела.

"Искусство фуги" , "музыкальное приношение".

Музыка для органа:

Обработки хоралов

Хоральные фантазии

Хоральные прелюдии

Бах продолжил опыт старших современников.

Камерная музыка:

Брандербургские концерты

Оркестровые сюиты

Сонаты для виолончели

Гендель

Не смотря на свое немецкое происхождение жил в Англии.

В отличие от Баха всю свою музыкальную жизнь посветил светской музыке.

Получил образование в Германии, уехал в Италию. Освоил технику итальянской оперы. Особенно приемы бельканто(техника итальянского пения).

Вернулся в Германию, попытался создать театр - неудачно. коллеги Кайзер и Телеман.

Уехал в Англию.

Освоив Технику английского хорового письма Гендель стал "вторым Перселом".

Оперы и оратории а так же инструментальная музыка - кончерто гроссе, музыка для органа и клавесина.

В отличие от Баха Гендель не обращался к духовной музыке, был известен в светских кругах.

В Англии Гендель решил восполнить провел организации оперного театра в Германии и создал королевскую академию музыки.

Для набора певцов он ездил по городам Германии и отбирал наиболее способных, увозил в Англию. Английским властям это не нравилось - королевская академия музыки была закрыта дважды. Гендель отстраивал принципы традиционной итальянской классической оперы.

В Англии в это время процветал жанр балладной оперы. Первой такой оперой стала "опера нищих" авторы Джон Гей, Джон Пепуш. Согни чередовались с разговором.

Оратории писались на традиционный мифологический сюжет. Как и Бах Гендель прекрасно владел полифонией, однако в отличии от Баха использовал в вокале и хоре. Поэтому в своих операх и ораториях он великолепно живописует многочисленные хоровые сцены.

Сольных фрагментов практически нет. Самая известная оратория "миссия" опера "Жанна д'Арк"

Гендель выступает основоположником пленарного жанра. Оркестровые сюиты которые исполнялись на открытом воздухе, название их вдохновил яте "музыка на воде" и "музыка фейерверка". Эта своеобразная массовая музыка позднее за интересует Бетховина и станет актуальной в связи с эпохой французской буржуазной революцией. Сочинения эти были написаны по заказу королевских семей.

Моцарт

Гений

В разных странах Европы показывали как гения, обладающего

Отец скрипач и учитель (в Австрии). Вольгант и Нонель дети Леопольда.

Первые его произведения сонаты для клавесина позднее для фортепиано

В классическом стиле изобилуют множеством пассажей и техникой.

Поздние сонаты Моцарта написаны для молоточного фортепиано. Новый прием фортепианной техники. Отличаются более крупными аккордовыми последовательностями , более длинными нотами и одновременно совпадают с течением штурм ун драно (буря и натиск) Наиболее яркое подтверждение соната до минор

Фантазия до минор.

Очень популярны концерты Моцарта для клавесина и фортепиано с оркестром. Они входят в репертуар многих фортепианных конкурсах.

Другим жанром в который Моцарт внес многое стали оперы.

Он значительно преобразовал все существующие оперные жанры. Смешал черты итальянской, немецкой, английской оперных школ.

По сути Моцарт негласно реформировал оперу. Пример "свадьба Фигаро" "Дон Жуан "

До Моцарта опера представляла из себя концерт в костюмах. Композитору не важен был сюжет. Преобладал показ виртуозных вокальных данных певцов.

Опера Моцарта имеет строгую законченную номерную структуру.

Каждый персонаж наделен своей индивидуальной характеристикой и черты этой характеристики константны.

В операх Моцарта каждый герой имеет выходные арии. Мотивы из которой должны обладать особой рельефностью и запоминаемостью.

Симфонии Моцарта продолжают линию Гайдна. Обобщают его достижения, но в более изысканной манере. Менуэт более галантный, куртуазностью

Симфонии с 39-41 наиболее известны. 40 ая соль минор представляет определенный аналог стиля штурм ун дранг. Лишена вступления. Так было нетрадиционно , она была принята в штыки.

Жизнь Моцарта скрадывалась спокойно и удачно имел достаток и был популярен и уважаем в аристократических кругах

По легенде последним сочинением Моцарта стал "реквием" (человек в плаще) на самом деле писал на смерть ближайшего друга. Моцарт подхватил холеру и умер. Не закончив реквием. Нет драм , нет конфликтов , все позитивно.

Людвиг Ван Бетховин.

Жизнь мучительна. Рос без родителей, со старшим братом конфликтовал были проблемы со здоровьем , прогрессирующая глухота. Его музыку не признавали критиковали и стали исполнять лишь после смерти. Принято причислять к классикам но в его творчестве отход от классицизма и пред угадывание черт романтиков. Сонаты и. Квартеты

Поздний Бетховен нарушает привычные схемы классических форм, обращается к новым музыкальным средствам, преобладает вариационный принцип в замен привычной для классикой разработки. Его жизнь прошла во французской буржуазной революции. повлияла на творчество.

В эпоху революции музыка преображается. Она становится более демократия ной , использует общедоступный музыкальный язык, новые массовые жанры - гимны, хоры, многотысячные театральные постановки на улицах, погребальные шествия, везде звучит марсельеза, корманьола, сайра. Эти песни композиторы использовали до рубежа 19-20 веков. Пытаясь воз создать эпоху фр. Революции.

Все творения обращены к Бонапарту Наполеону.

Позднее , когда наполеон получил власть, все разочаровались, а Бетховен в патриотизме разорвал титульный и назвал "героической" 3 я симфония.

Бетховен обновлен музыкальный язык - более контрастный, драматичнее , резкий. Много пунктирных маршевых ритмов. квадратности, ход по трезвучиям.

Идея которая реализуется во всех частях произведения - стержень - сквозное развитие.

Идеям фр революции были посвящены 3,5,9 симфонии.

в 9 симфонии Бетховен использует слова оды Шиллера "обниметесь миллионы" (из его оды к радости) исполняет хор.

До Бетховена симфонии создавались как обобщенные картины жизни. Бетховен вводит понятие симфонизм. в котором пытается отразить диалектику борьбы двух противоборствующих начал. Этот принцип диалектики заимствован им из философии старшего современника Гегеля:

тезис Т + антитезис А = синтез С

В качестве Т Бетховен использует главную тему , в качестве А побочную тему , в качестве С реприза с ее тональным подчинением.

Для того, что бы показать связь тезиса и антитезиса Бетховен пользуется производным контраста. Т. е. Побочная тема при летальном анализе рассматривается как производная от главной.

Такой конфликт между главной и побочной в первой части предполагает активное развитие этого конфликта во всех последующих частях симфонии и разрешение этого конфликта (победу) в финале.

Идейный симфонизм. От мрака к свету через борьбу.

Вместо менуэта скерцо - шутка, более драматическая.

подобные преобразования Бетховен проводит не только в симфониях но и в сонатах

Апассионат 23 соната, Аврора 2 соната, Патетическая 8 соната

Всего им написано 22 фортепианные сонаты. Своеобразная энциклопедия стиля Бетховена. Кроме героико - драматический сонат и симфоний есть лирико- жанровые и пасторальные - 7, 11,15, сонаты (пасторальная)6 и 4 симфонии, лунная соната и тд

Поздние сонаты Бетховена и его квартеты демонстрируют продвижение к новым музыкальным средствам предвосхищающим романтизм.

Бетховен умер в 1827 году (57лет) а в 1826 скончался Вебер(романтик)немец.

1928 не стало Шуберта (романтик)

19 век проходит в Европе под знаком романтизма.

романтизм предполагает опору на чувства, эмоции. Интеллектуальное начало отступает на второй план.

Появление романтизма связано с разочарованием идей французской буржуазной революцией и личностью н. Бонапарта. В стилистике романтизма преобладают пессимистические тона, меланхолические настроения, стремление обрести истину.

Поэт Байрон и его герой Чайл Гарольд. Большинство композиторов отождествляют себя с им. Повествуя о собственных неудачах и разочарованиях.

Большинство сочинений романтиков автобиографичны: о безответной любви , об одиночестве, о стремлении создать идеальный мир, в котором будет все так как им хочется. О желании уйти в далекие неизведанные страны. Найти упокоение в природе, обрести истинный смысл бытия.

В своем желании слиться с природой романтики наследуют идеям жан-Жака Руссо.

От него же в романтизме присутствуют чувственность и чувствительность. Европейский сентиментализм.

Все пишут статья публикуются в прессе. Каждый из них выступает от имени вымышленного героя, придумывает несколько фантастических персонажей, которые излагают точки зрения того или иного композитора.

Система жанров

Миниатюры

Композиторы практически отказываются от создания опер и концентрируют свое внимание на симфонических произведениях.

Целый ряд композиторов пытается создавать классическую традиционную четырехчастную симфонию.

Мендельсон, Шумен, Брамс, брукнес.

Ккаждый имеет особенность по форме по длине связанную с романтизмом.

Основная черта - это стремление к одночастности. Без перерыва, вступительная тема повторяется и есть общие интонации. Особенно удачная 4симфонии Шумена и шотландская симфония Мендельсона.

Другой тип работы с симфоническим произведениями создание программных симфоний и романтических симфонических поэм (лист)

Симфоническая поэма - одночастное сочинение внутри которого есть разделы аналогичные частям симфонии, но менее крупные. Эти поэмы он создавал на те или иные литературные философские живописные произведения и обязательно писал программы. (прилюды, тасо, прометей, гамлет, Мазепа)

Программная симфония в нескольких вариантах

Берлиоза - фантастическая симфония "эпизод из жизни артиста"

В этой симфонии Берлиоз излагает о собственной несчастной любви. Лейбтема к актрисе - возлюбленная превращается в злобного демона

Две его другие симфонии носят название "Ромео и Джульетта" и "осуждения фаусту"

подробная программа детально описывающая сюжет. В этом усматривается аналогия между Берлиозом и театральной драматургией.

В качестве состава исполнителей он использовал не только оркестр, но и пантомиму , солистов и хор.

Лист создал две программные симфонии - "фауст" "по прочтении Данте"

Он не использует развернутых программ , ограничивает названием, направляет слушателя в определенный контекст.

Первая трехчасовая вторая двухчастная

Вин але "Фауста" Лист использует хор.

Его симфонии не популярны.

Музыкальные средства

Мелодия выходит на первый план, приобретает особую пластичность, изысканность, преодолевает границы тактового вычленения.

Ритмы становятся более плавными, исчезает квадратность и маршевость, усложнится грамония, трехдольность, преодолеваются границы мажоро-минорной системы , функциональные тяготения (тоника, субдоминанта, доминанта)

Появляется альтеррация, хроматизм, неустойчивость, много звучные аккордовые комплексы, готика теряется , исчезает понятие тональности - гармония приходит в тупик.

Вагнер наиболее ярко "Тристан и Изольда"

Тотальная неустойчивость.

Кризис гармонии.

После этого возврат невозможен.

Новая системы мышления - додекафония.

Романтики используют оркестр красочный, расширенный, с большим количеством видовых инструментов. Каждый из композиторов следует своему пониманию оркестра. В целом усиливается значение краски, уточняются исполнитель ските возможности каждого из инструментов. Тембры начинают играть ведущую роль в содержании драматургии.

Лейттембр который используется наряду с лейтмотивами. Использование лейттембра привносит в инструментальную музыку элемент театральности, главный герой получает персонификацию.

Принцип лейттемы и монотемы для скрепления музыкального целого

Головные основные мотивы, которые закрепляются за. Тем или иным музыкальным образом.

Тема любви, тема смерти, тема раскаяния. Эти мотивы появляются в неизменном виде неоднократно. Принцип монотематизма был придуман Листом. И означал произростаник из общего зерна всех музыкальных тем, что тоже скрепляло композицию. Помимо этого композиторы использовали различные повторения, арки, скрепляющие музыкальную конструкцию.

Камерная миниатюра.

Любимый жанр. Зеркало эпохи романтизма. Для солирующего фортепиано или фортепиано с голосом.

Ноктюрны

Вальсы

Прелюдии

Различные салонные пьесы

Фантазии

Баллады

Рапсодии

Основы вались на национальных интересах каждого композитора

Масштаб миниатюры мог быть от нескольких тактов до развернутой пьесы.

Принцип миниатюрности заключался в показе одной эмоции крупным планом.

Вне конфликтов и драматизма.

Принцип миниатюрности подхватили импрессионисты

Крупные жанры их не интересовали

Опера

Немецкая опера

Ведер и Вагнер

Первым автором немецкой романтической оперы является Гофман "ундина" 1816 год.

В немецкой оперы преобладало две разновидности спектакля - зингшпиль - вместо речитативов диалоги. И немецкая бытовая романтическая опера.

Первым композитором, который ввел речитатив вместо диалога стал Вебер "Эвриата" 1823

В операх Вебера устанавливаются типичные образные сферы характерные для немецкого романтизма

Лесная фантастика

Пасторальные наигрыши

Образы эдьфоф и других добрых волшебных существ. Используются струнные духовые воздушная прозрачная музыка

Другая сфера демоническая злая фантастика.

В дальнейшем эти сферы станут основой для создания оперы Вагнера.

Впервые они воплощены в оперы "волшебный стрелок "

Осуществил декларированную оперную

развитие оперы изложены в его статьях:

Взгляд в будущее

Письмо к друзьям

Паломничество к Бетховену и др.

Вагнер во многом обращался к античности , видел в оперы главенствующую роль драмы , а не музыки. Поэтому свои оперы назвал драмами. Вагнер считал , что идеальным источником является миф ибо в каждом мифе художник может найти актуальной для сегодня.

"Лоэнгрин" "Тангейзер" тетралогия "кольцо нибелунгов"

Последняя опера история "Тристан и Изольда"

Вагнер во всех своих операх обращается к теме любви, которая модифицируется от источников вдохновения до всепоглощающей страсти, тема самоотречения, жертвенности так характерная для романтизма полностью воплощена им.

Певец не важен, важен оркестр.

Поэтому его музыкальный язык сложный, голос тонет в оркестре.

Музыкальный язык настолько вязок, что наше сознание ни за что не цепляется. Вагнер разрушает номерной принцип выдвигает сквозное развитие , одно за одним, вместо номеров и актов у него явления и сцены , аналог структуры драмы в театре.

Вместо увертюр небольшие вступления. Музыкальное строение опер Вагнера состоит насквозь из множества лейтмотивов. Он отражает состояние героя, персонифицирует образ героя.

В целом опера получается огромной, слушаешь тонет , четвертой состав оркестра.

Для реализации Вагнеровских идей был создан специальный театр в Байронте по особой конструкции. Напоминал орхестру. ежегодно устраиваются вагнеровские фестивали

Между теоретическими высказывания ми Вагнера наблюдается много противоречий. Но его произведения значительно отличаются от написанного ранее.

Риголетта

Травиата

Рихард Вагнер представитель немецкой романтический оперы. Во много продолжал традиции Вебера. Вагнер осуществил оперную реформу, о чем писал в своих письмах и статьях. Идеи оперной реформы зафиксированы в статьях: "обращение к друзьям","паломничество к Бетховену" , "искусство в будущее".

Драма, а не музыка.

Суть реформы:

Роль драматурга

Сюжет - средневековый миф; в каждом мифе есть проблема актуальной современности.

Продвижение в качестве главных героев - сильных характером персонажей наделенных нечеловеческой силой(боги, существа фантастических произведений)

Преобладание симфонических партий над вокальными.

Симфонизация оперы.

Создание оркестровых эпизодов, настолько рельефно обрисовывавших сценическую ситуацию, что их исполняют впоследствии отдельно от оперы.

Использование ораторской пафосной речи, чередующейся с более закругленными мелодическими фрагментами. Монологи и

Наши рекомендации