Прочитайте текст. Укажите формулировку, в которой неоправданно сужается проблема текста.
По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения и жизни. И по тому, как говорит человек, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности». Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». (По Д. Лихачёву) |
1) Проблема взаимосвязи речи человека и его интеллектуального и духовного развития.
2) Как научиться хорошей речи?
3) Употребление жаргонных слов.
4) Проблема богатства и бедности речи человека.
5) Как проявляется интеллигентность в речи человека?
9. Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов.
Я — старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови. Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотману) |
10. Прочитайте текст. Сформулируйте и запишите проблему текста.
Два богача Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, – я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко. - Возьмём мы Катьку, – говорила баба, – последние наши гроши на неё пойдут, - не на что будет соли добыть, похлёбку посолить… - А мы её… и не солёную, – ответил мужик, её муж. Далеко Ротшильду до этого мужика! (И. Тургенев) |
Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Прочитайте текст. Сформулируйте и запишите проблему текста.
Разница между культурным и некультурным человеком может определяться несколькими способами. Но есть один практический критерий – человек сталкивается с непонятным; он может заинтересоваться или даже обозлиться. Культурный человек заинтересуется, некультурный человек обозлится, раздражится. Проследите свою реакцию на такую ситуацию: я вхожу в комнату, там сидят люди и говорят на непонятном мне языке. Что я переживу? Любопытно, о чём они говорят… Или страх: они сговариваются против меня, они друг друга понимают, а я их не понимаю – я сейчас же должен вооружиться. Ломоносов предложил когда-то бессмертную формулу – «пугливые невежды». Невежды пугливы, подозрительны, им кажется, что весь мир в заговоре против них. И особенно они боятся людей, которых не понимают, которые чем-то не похожи на них, которые почему-то что-то там на скрипке играют… А чёрт знает, чего он там на скрипке играет?.. (Ю. Лотман) |
Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Библиографические источники
1. Гусарова, И.В. Русский язык: 10 класс: профильный уровень: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / И.В. Гусаров, С.Л. Иванов. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 128 с.
2. Сенина, Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. – Изд. 2-е, испр. – Ростов /нД: Легион-М, 2011. – 192 с. – (Готовимся к ЕГЭ).
3. Скиргайло, Т.О., Ахбарова, Г.Х. Готовимся к Единому государственному экзамену: Русский язык: Виды вступлений и заключений к сочинению. Аргументы. Алгоритм написания сочинения: пособие для учащихся / Т.О. Скиргайло, Г.Х. Ахбарова. – М.: ООО «ТИД ″Русское слово – РС″», 2011. – 400 с.
4. http://www.fipi.ru/
5. http://капканы-егэ.рф
6. http://russkiy-na-5.ru/sections/ege