Прочитайте публицистический текст, определите основную мысль автора. Напишите текст-рассуждение, высказав свое мнение о содержании текста

Кто не слышал, как, смущаясь, поправляют себя радио- и тележурналисты: «Уехал на Украину… то есть в Украину» и т.п.?

В современном русском языке норма: жить на Украине, события на Украине, уехать с Украины. В украинском языке норма тоже требовала в сходных случаях предлогов в и на перед словом Украина. Однако с появлением независимого украинского государства, официальным названием которого стало Украина (не Республика Украина, а именно Украина), последовала рекомендация впредь в украинской речи употреблять в упомянутых случаях предлоги в и из. Таким образом, административным путем была изменена одна из норм синтаксиса. Факт, кажется, уникальный.

Русская речь должна следовать нормам русского языка. Но под влиянием словоупотребления в украинской речи, а также из стремления к политкорректности (здесь, по-моему, ложно понятой) в нашей устной и письменной речи появляются рядом со словом Украина предлоги в и из: …В.С. Черномырдин назначен «российским послом в Украине» и т.п. Очень может быть, что на стене российского посольства в Киеве уже прикреплена латунная или мраморная доска с надписью по-русски «Посольство Российской Федерации в Украине».

Подобные сочетания при частом и долгом повторе могут расшатать нынешнюю норму без разумных на то оснований.

По статье Эр. Хан-Пира «Капризы предлогов»

ЗАДАНИЕ 16.

Внесите необходимые изменения в оформление, содержание и язык документа.

Александрову О.И.

от Шамина

Владимира Алексеевича

заявление

Прошу меня отпустить 9.01.2004 г. по семейным обстоятельствам.

8.01.2004

(Подпись)

ВАРИАНТ 3

ЗАДАНИЕ 1.

Расставьте ударения. Если есть варианты, отметьте особенности их употребления. Объясните значение подчеркнутых слов.

Апостроф, бармен, вербовщик, генезис, закупорить, избалованный, километр, комбайнер, менеджмент, могущий, намерение, нефтепровод, оптовый, паблисити, полчаса, роженица, свекла, туфля, углубить, щавель, экспертный; торты, приняла, заключим, начался, красивее, правы.

ЗАДАНИЕ 2.

Выпишите слова, в которых на месте подчеркнутой буквы произносится звук [о]

Недоуменный, осужденный, истекший (кровью), смета, щепоть, свекла, дареный, переведенный, шлем, оседлый, гренадер, Ожегов.

ЗАДАНИЕ 3.

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. К подчеркнутым иноязычным словам подберите русские синонимы.

Ан(?)улировать, брош…ра, (вагон)платформа, вз…мать (налог), д…кл…рация, д…скус(?)ия, задолж(?)ность, им…тация, ин…екция, квинт(?)эс(?)енция, компр…ме(?)тировать, м…ниторинг, (пассажиро)поток, по(?)черк, пр…тенциозный, прол…нгировать, сур(?)огат, (тонно)рейс, (топливо)бал(?)астный, юрис(?)консульт.

ЗАДАНИЕ 4.

Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических и фразеологических норм.

У нас в гостях гости из Франции; цены подорожали; улучшить отмеченные недостатки; храбрая идея; следует отметить следующие особенности; подписать договоренность о сотрудничестве; трудиться в поте лиц; демобилизоваться из армии; заглавная роль в пьесе «Волки и овцы».

ЗАДАНИЕ 5.

Определите род имен существительных. Допишите окончания имен прилагательных, согласовывая их с существительными.

Трамвайн… депо, полезн… шампунь, пожил… кюре, нов… табель, прилежн… студент, кружевн… манжет(а), черн… рояль, опытн… крупье, своенравн… мадам, импортн… салями, молод… коллега, говорящ… какаду, таинственн… инкогнито, широк… Миссисипи, бдительн… ГИБДД, удобн... диван-кровать.

ЗАДАНИЕ 6.

Поставьте имена существительные:

А. в именительном падеже множественного числа;

Б. в родительном падеже множественного числа.

Отметьте наличие вариантов и определите различия в их значении и/или употреблении.

А. Доктор, паспорт, токарь, трактор, цех, инструктор, брелок, библиотекарь, тополь, мех, лагерь.

Б. Помидоры, будни, граммы, кочерги, туфли, свадьбы, побережья, сплетни, полотенца, цыгане, чуваши.

ЗАДАНИЕ 7.

Исправьте ошибки в употреблении: А. прилагательных;

Б. местоимений.

А. 1. Все говорят, что я легкомысленен. 2. Комната была пуста и закрытая на ключ. 3. Петров находится в более худшем положении.

Б. 1. Мать Тани, когда она заболела, стала очень нервной. 2. У ней при себе не оказалось документов. 3. Спонсоры были готовы принять ихнее предложение.

ЗАДАНИЕ 8.

Раскройте скобки, цифры запишите словами. Обратите внимание на правильность образования падежных форм числительных и согласующихся с ними существительных.

1. Из (1109; объект) было введено в строй лишь (749). 2. На машины было погружено (22,4; тонна) угля. 3. Главная бухгалтерия обслуживает сегодня (32; ясли). 4. Медкомиссию прошли около (полтораста; призывник). 5. Дипломы были вручены (оба/обе; ученица). 6. В нашей группе всего (3; девушка). 7. К (8; март) мужчины готовят сюрпризы.

ЗАДАНИЕ 9.

А. От данных глаголов образуйте:

А) форму 1 лица единственного числа настоящего и будущего (простого) времени (если возможно).

Преградить, очутиться.

Б) личные формы будущего времени.

Опротиветь.

в) форму 3 лица единственного числа настоящего времени. При наличии вариантов объясните различия в их употреблении.

Колыхать, капать.

Г) форму повелительного наклонения.

Выйти, поехать.

Б. Определите книжный и разговорно-просторечный вариант.

Обусловливать – обуславливать; лазить – лазать.

ЗАДАНИЕ 10.

Выберите правильный вариант, обращая внимание на согласование подлежащего и сказуемого.

1. Еще один ряд предложений (возник/возникли) у главного инженера. 2. Меньшинство сотрудников все-таки (проголосовало/проголосовали) против. 3. Полгорода (остались/осталось) без света и газа. 4. (Новый/новая) эколог города С.В. Петрова (выступил/выступила) с заявлением в защиту национального парка «Самарская Лука». 5. Двое других свидетелей (подписало/подписали) протокол.

ЗАДАНИЕ 11.

Наши рекомендации