Типичные ошибки учащихся и комментарий к ним

Тип ошибки Пример из сочинения Комментарий эксперта
1. Непонимание проблемы В данном тексте поднимается проблема истории человечества и вооружённых конфликтов Автор сочинения, не вникая в суть текста, пытается сформулировать проблему, опираясь на первое же выхваченное из контекста словосочетание (история человечества) и упоминание исторического лица (Чингисхан). Типичные причины подобной ошибки – невнимательное чтение, неумение отделять главную информацию текста от второстепенной
2. Неумение сформулировать проблему В тексте Н. Самвелян выдвигается проблема о значимости культуры для человека Ученик в целом понимает проблематику текста, однако не может правильно и точно сформулировать мысль. В одном предложении несколько ошибок: ошибка в употреблении фамилия автора (правильно: в тексте Н. Самвеляна); речевая ошибка – нарушение лексической сочетаемости: «выдвигается проблема» (правильно: поднимается, ставится); грамматическая ошибка – «проблема о значимости культуры» (правильно: проблема значимости культуры или В чём значимость культуры…)
3. Неоправданное расширение или сужение проблемы Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось, стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста Н. Самвеляна Ученик неоправданно расширяет проблематику текста, игнорируя ключевые слова текста (культура, покушение на культуру, уничтожение культуры) и опираясь только на информацию последнего предложения
4. Подмена проблемы авторской позицией Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его Вместо формулирования проблемы (проблема отношения человека к культуре; В чём значимость культуры для человека и общества? Почему мы должны беречь и сохранять культурное наследие человечества?) формулируется позиция автора
5. Подмена формулировки проблемы пересказом Проблема текста в том, что история человечества – это история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как сам был бескультурным человеком Вместо обобщения информации текста в сочинении приведён пересказ первых двух предложений

Что проверяет эксперт?

Эксперт проверяет, есть ли в работе формулировка проблемы исходного текста. Максимум (1 балл) ставится, если проблема понята и сформулирована правильно.

Если есть ошибки в понимании текста и, следовательно, проблема сформулирована неверно, эксперт ставит 0 баллов.

К 1 Формулировка проблем исходного текста Баллы
  Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет
  Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. *Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов

Внимание! Предлог «ПО» перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с небольшими изменениями. Не следует писать, например: «В тексте по Д. Лихачёву поднимается проблема…» Лучше: «В тексте Д. Лихачёва поднимается проблема…» или «Д. Лихачёв поднимает проблему…»

Внимание!Необходимо внимательно прочитать информацию об авторе текста, чтобы избежать фактических ошибок. Например: Некрасов Виктор Петрович (1911-1987) – прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни. Информацию об авторе можно использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например: писатель – журналист – публицист – фамилия автора.

Задания для учащихся

Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствие.

1. В чём опасность политики национализма? 2. Можно ли избежать социальной несправедливости? 3. В чём смысл человеческой жизни? 4. Нужно ли заботиться об окружающих людях? 5. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? А. Философская Б. Политическая В. Экологическая Г. Нравственная Д. Социальная

Наши рекомендации