Основные направления в физическом воспитании.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Основными понятиями теории, методики и практики физического воспитания являются: «физическая культура», «физическое воспитание», «спорт».

Физическая культураесть совокупность материальных и духовных ценностей общества, создаваемых и используемых им для физического совершенствования людей, укрепления их здоровья.

Под материальными ценностями понимаются разнообразные сооружения для занятий, специальный инвентарь и оборудование, экипировка, финансирование, медицинское обеспечение; под духовными - информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе Физкультурно-спортивной деятельности.

Под физической культурой понимается определённый вид культуры общества и человека. В отличии от других видов культуры, таких, например, как литература и искусство, направленных на преобразование психических (духовных) свойств человека, физическая культура в основном связана с преобразованием физических (телесных) свойств. Процесс преобразования телесности человека характеризуется тем, что с помощью специально подобранных физических упражнений и соответствующих методов воздействия на человеческий организм можно: направленно развивать формы и увеличивать рельефность мускулатуры тела; повышать объёмы сердца и дыхания, изменять интенсивность обменных процессов, повышать энергетические возможности организма; эффективно управлять движениями и усваивать сложные двигательные действия, выполнять их в различных условиях и использовать при решении разнообразных задач; улучшать защитные функции организма и повышать его работоспособность, укреплять здоровье и повышать долголетие, развивать физические качества и осваивать различные виды спорта.

Важнейшее значение в обществе приобретает физическая культура, как средство укрепления здоровья, физического развития подрастающего поколения, организации культурного образа жизни.

Сегодня человек меньше двигается, а значит его МЫШЩЫ, системы дыхания и кровообращения малоактивны, недостаточно развиваются и быстро стареют. Ухудшающая экология в сочетании с малоподвижностью человека, и как его называют, гиподинамия,ведут к быстрому ослаблению организма и как результат, человека начинают преследовать различные болезни. Чтобы избежать этого, надо постоянно тренировать органы и системы организма, закаливать его с помощью водных, солнечных и воздушных процедур, соблюдать режим дня и питания, организовать культурный отдых, принимать участие в спортивных соревнованиях и туристических походах. Регулярно занимаясь физической культурой и спортом можно избежать очень многих болезней, и значит хорошо и плодотворно трудиться, прожить долгую и интересную жизнь.

Деятельной стороной физической культуры является физическое воспитание.Физическое воспитание есть педагогическая система физического совершенствования человека.

В процессе физического воспитания используются разнообразные системы физических упражнений в сочетании с естественными силами природы и гигиеническими факторами для формирования двигательных умений и навыков, специальных занятий, развития двигательных качеств и разностороннего морфофункционального совершенствования организма в соответствии с требованиями общества. Другими словами, физическое воспитание как педагогический процесс призвано управлять физическим развитием и физическим образованием людей. Физическое воспитание есть вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управлении развитием) физических качеств человека.

Спортявляется органической частью физической Культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную морфофункциональную и психическую подготовку для последующего максимального проявления способностей путём соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.

Спорт есть деятельность, которая служит интересам общества, реализует воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции. Спорт - это внепроизводственная деятельность, то есть он непосредственно не связан с производством материальных благ и подчинён закономерностям учебно-воспитательного процесса.

Спорт - это особенно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней.

Цель системы физического воспитаниязаключается в формировании нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Физическое совершенство - исторически изменяющееся понятие. Каждой исторической эпохе свойственно своё понимание идеала физически совершенного человека, так как в этом идеале отражаются условия экономической и социальной жизни людей, их мировоззрение.

Физическое совершенство есть исторически сложившееся представление о мере здоровья и уровне всесторонней физической подготовленности, которые наиболее оптимально отвечают требованиям трудовой, общественной, военной деятельности и творческому долголетию людей.

Цель физического воспитания раскрывается и конкретизируется в общих задачах.

· Оздоровительные задачи - укрепление состояния здоровья, гармоническое развитие форм и функций организма, обеспечивающих проявление двигательных качеств, воспитание правильной осанки;

· Образовательные задачи - формирование систем двигательных умений навыков, вооружение занимающихся необходимыми знаниями с целью использования средств физического воспитания в быту, трудовой и оборонной деятельности;

· Воспитательные задачи - формирование высоких моральных и волевых качеств, овладение нормами нравственного поведения, содействие умственному, трудовому и эстетическому воспитанию.

Под физическим развитиемпонимают закономерный процесс становления и изменения форм и функций организма человека, совершающийся под влиянием условий жизни, в частности физического воспитания. Физическое развитие понимается в узком и широком значении слов. В узком смысле это процесс изменения внешних размеров тела человека. Обычно таким пониманием пользуется особый раздел науки, который называется антропометрией,Т.е. измерением человека. В широком, педагогическом смысле физическое развитие понимается как направленный с помощью физического воспитания процесс изменения не только форм, но и функций организма.

Физическое образованиеесть процесс и результат учебно-воспитательной работы по приобретению специальных систематизированных знаний, двигательных умений и навыков, а так же способов самостоятельного познания закономерностей двигательной деятельности и умений использовать их в жизни.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗов

В настоящее время в ВУЗах сложилась система разнообразных средств и методов воспитания, основу которой составляет тесное взаимодействие умственного, физического, трудового, нравственного и эстетического воспитания. Роль физического воспитания во всестороннем развитии личности студентов проявляется по трём основным направлениям.

1.Обеспечение высокой степени развития двигательных качеств, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности, а так же высокий уровень учебно-трудовой активности, сохранение и укрепление здоровья.

2.Приобщение студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями, активному участию спортивной жизни вуза.

3.Физическое воспитание содействует развитию общественно-значимых черт характера, социальной активности, оказывает влияние на формирование духовного мира, нравственное и эстетическое развитие личности студента.

Физическое воспитание в вузах осуществляется в следующих формах:

1. учебные занятия как обязательная форма физического воспитания, предусмотренная учебным планом вуза;

2. самостоятельные занятия студентов во вне учебное время по заданию преподавателя или в самодеятельных секциях (группах) студенческого спортивного клуба;

3. физические упражнения в режиме дня: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы;

4. массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, проводимые в свободное от учебных занятий время.

Для проведения практических занятий на каждом курсе создаются учебные отделения: основное и специальное. В основное учебное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, а также студенты с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при условии достаточной физической подготовленности. Студенты, имеющие в состоянии здоровья значительные отклонения постоянного или временного характера, относятся к специальной медицинской группе.

Учебные группы комплектуются с учётом пола из расчёта не выше 15 человек на одного преподавателя.

Формы физического воспитания во вне учебное время условно делятся на две группы. К первой группе относятся те формы, которые включаются в учебную деятельность студентов, тем самым прямо способствуя повышению её эффективности: утренняя гимнастика, физкультурные паузы, самостоятельные и дополнительные занятия.

Вторую группу составляют занятия, проводимые в свободное от учёбы время: в спортивных секциях, в группах здоровья и туризма; массовые физкультурные мероприятия; занятия в спортивных лагерях; наглядную агитацию и пропаганду режима учебного труда, отдыха; соблюдения норм личной и общественной гигиены, внедрение физической культуры в быт студентов.

ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Олимпийские игры древней Греции, самое значительное из всеэлинских празднеств.

Анализ мифологических источников позволяет выделить четыре периода, связанных с устройством игр:

1. героический - в состязаниях участвовали боги и герои;

2. легендарный, начавшийся после потопа

3. полулегендарный, 9 век до н.э.

4. исторический - исчисляющийся с 776 в. до н.э.

Первоначально единственным видом состязаний был короткий бег на одну стадию. Затем программа начала разрастаться:

15 игры (720 до н.э.) длинный бег (от 7 до 24 стадий),

18 борьба и пятиборье,

23 (688) кулачный бой,

25 - бег колесниц,

65 - бег в полном вооружении,

71 - попеременный бег и скачка на колесницах

ОИ были объединяющим центром всего Эллинского мира. Ко 2 веку игры теряют своё великолепие. В 394 году ОИ 293 по счёту, были запрещены, как языческое празднество декретом римского императора Феодосия 1 Великого. Идея о необходимости возродить Игры античной Греции возникла ещё в 15 веке.

Впервые вопрос об организации международных соревнований по образцу древних олимпиад барон Пьер де Кубертен поставил в 1889 году на международном атлетическом конгрессе, который состоялся в Париже во время международной выставки.16 июня на 1 Учредительном конгрессе делегаты 10 стран единогласно принимают главное постановление. В нём говориться: «Поскольку нет никаких сомнений в преимуществах, предоставляемых возрождением Олимпийских игр как с точки зрения спортивной, так и интернациональной, да будут возрождены эти игры на основах, которые соответствуют требованиям современной жизни». На этом конгрессе был создан МОК, его первым президентом был избран греческий поэт Вмкелас, принята Олимпийская хартия, решено, что Игры 1 Олимпиады состоятся в 1986 г. в Афинах. Так через 1500 лет забвения ОИ вновь были возвращены человечеству.

В Олимпийской хартии сказано: «.. .Вершиной олимпийского движения является объединение спортсменов мира на великом спортивном празднике - ОИ». Современные ОИ отличаются от любых других состязаний тем, что они в равной мере являются спортивным, общественно-политическим, экономическим и культурным феноменом. Каждая олимпиада вносила существенный вклад в развитие физической культуры и спорта, отражала актуальные проблемы МСД и их разрешение.

1 ОИ 1896 Афины, Греция

2 ОИ 1900 Париж, Франция

3 ОИ 1904 Сент - Лунс , США

4 ОИ 1908 Лондон, Великобритания. На этих играх впервые выступили 6 российских спортсменов: по борьбе, лёгкой атлетике и фигурному катанию на коньках. Трое из них завоевали медали: Панин-Коломенкин - золотую в фигурном катании, а борцы Петров и Орлов - серебренные в своих весовых категориях.

5 ОИ 1912 Стокгольм, Швеция. Россия официально приняла участие в этих играх, были завоёваны 2 серебряные медали и 2 бронзовые.

7 ОИ 1920 Антверпен, Бельгия. На этих играх на церемонии открытия в ритуал впервые вводится клятва участников, поднятие олимпийского флага (эмблемы) - белый флаг с пятью олимпийскими кольцами, символизирующие пять континентов, впервые прозвучал олимпийский девиз: «Быстрее. Выше. Сильнее».

8 0И 1924 Париж, Франция.

9 ОИ 1928 Амстердам, Нидерланды. Впервые в олимпийской чаше на стадионе горел огонь.

10 ОИ 1932 Лос - Анжелес, США.

11 ОИ 1936 Берлин, Германия. Впервые введён ритуал доставка на Игры эстафетой факела, зажженного от лучей солнца в древней Олимпии.

14 ОИ 1948 Лондон, Великобритания. Представители СССР присутствовали на этих Играх, набираясь опыта участия в подобных международных соревнованиях.

15 ОИ 1952 Хельсинки, Финляндия. Игры вошли в историю прежде всего тем, что в них впервые принимали участие спортсмены СССР. В командном зачёте впереди были спортсмены США (40, 19, 17), на втором - СССР (22,30,19), Венгрия 16,10,16.

16 ОИ 1956 Мельбурн, Австралия. СССР (37,29,32), США (32,25,17), Австралия 13,8,14.

17 ОИ 1960 Рим, Италия. СССР 43,29,31, США 34,21,16, Италия 13,10,13

18 ОИ 1964 Токио, Япония. США 36,26,28, СССР 30,31,35, Япония 16,5,8

19 ОИ 1968 Мехико, Мексика. США 45,28,34 СССР 29,32,30, Япония 11,7,7. На этой олимпиаде команда ГДР выступала самостоятельной командой и по количеству медалей заняла 5 место, ФРГ - 8-е.

20 0И 1971 Мюнхен, ФРГ. СССР 50,27,22, США 30,31,33, ГДР 20,23,23. На олимпиаде произошла трагедия, связанная с проблемой международного терроризма: вооружённые члены палестинской террористической организации проникли в расположение делегации Израиля. Во время операции по освобождению заложников погибло 18 человек, среди них несколько спортсменов и тренеров команды.

21 1976 Монреаль, Канада. СССР 49,41,35, ГДР 40,25,25, США 34,35,25. На играх было зарегистрировано 12 случаев применения допинга.

22 1980 Москва, СССР. История с Олимпиадой в Москве - наглядный пример использования спорта с целью оказания политического давления одних стран на другие. СССР 80,69,46, ГДР 47,37,42, Болгария 8,16,17

23 ОИ 1984 Лос - Анжелес, США. Наша страна и все социалистические страны бойкотировали игры.

24 0И 1988 Сеул, Южная Корея. СССР 55,31,46, ГДР 37,35,30, США 36,31,27.

25 1992 Барселона, Испания. Самостоятельными командами выступали Латвия, Литва и Эстония. СНГ 45,38,29, США 37,34,37, Германия 33,21,28.

26 1996 Атланта, США. Россия впервые после 1912 года участвовала самостоятельной командой. США 44,32,25, Россия 26,21,16, Германия 20,18,27.

27 2000 Сидней, Австралия. США 39,25,33, Россия 32,28,28, Китай 28,16,15

28 ОИ 2004 Афины, США, Китай, Россия

29 2008 Китай

Зимние Олимпийские игры.

В 1925 году МОК принял решение о проведении зимних ОИ. За год до этого в горном курорте Шамони (Франция) проходила Международная спортивная неделя по случаю 8 Олимпиады. Она то впоследствии и получила ранг 1 зимних ОИ. До второй мировой войны прошли четыре Олимпиады. На играх до 1956 года побеждали, как правило, спортсмены Скандинавских стран. В программу входило 5-6 видов.

Советские спортсмены впервые выступили на 7 зимних ОИ в итальянском городе Кортина д'Ампеццо. Первую золотую медаль принесла в лыжный гонках на 10 км Козырева Л (Баранова). В неофициальном командном зачёте мы были первыми (7,3,6)

8 ЗОИ 1960 Скво-Велли, США. СССР 7,5,9.

9 ЗОИ 1964 Инсбурк, Австрия. Героиня игр стала наша Л.Скобликова, победившая на всех 4 дистанциях и завоевавшая 5 золотых медалей. (11,8,6)

10 ЗОИ 1968 Гренобль, Франция. Первую свою медаль завоевал биатлонист А.Тихонов, который потом выступал ещё на трёх ОИ и четырежды становился О чемпионом. Норвегия 6,6,2, СССР 5,5,3.

11 1972 Саппоро, Япония. СССР 8,5,3.

12 ЗОИ 1976 Инсбурк, Австрия. Р.Сметанина завоёвывает 2 золотые медали. Она единственная советская спортсменка - участница пяти Олимпиад. СССР 13,6,8, ГДР 7,5,7, США 3,3,4.

13 ЗОИ 1980 Лейк- Плесид, США. СССР 10,5,6, ГДР 9,7,7, США 6 з.м.

14 ЗОИ 1984 Сараево, Югославия. ГДР 9,9,6, СССР 6,10,9, США 4.

15 ЗОИ 1988 Калгари, Канада. СССР 11,9,9, ГДР 9,10,6, Швейцария 5,5,5.

16 ЗОИ 1992 Альбервиль, Франция. Германия 10,10,6, СНГ 9,6,8, Норвегия 9,6,5, Австрия,

17 ЗОИ 1994 Лиллехамер, Норвегия. Россия выступала самостоятельной командой. Любовь Егорова к своим трём золотым олимпийским медалям прошлых игр добавила ещё три. После этой Олимпиады она вышла на первое место среди самых титулованных «зимних» олимпийцев. У советской конькобежки Л.Скобликовой тоже 6 золотых медалей, но нет серебренных, а у Егоровой их 3. За эти спортивные достижения ей первой среди спортсменов присвоено звание Героя Российской Федерации. Россия 11,8,4, Норвегия 10,11,5, Германия 9,7,8, Италия 7,5,8, США 6,5,2.

18 ЗОИ 1998 Нагано, Япония. Германия 12,9,8, Норвегия 10,10,5, Россия 9,6,3, Канада 6,5,4, США 6,3,4.

19 ЗОИ 2002 США, Солт Лейк Сити, Норвегия, Германия, Россия

20 ЗОИ 2006 Канада

Общеметодические принципы.

Принцип сознательности и активности: Неосознанное выполнение упражнений является одной из основных причин, не позволяющих овладевать программой, добиваться хороших результатов в двигательной активности и физическом развитии. Отсутствие сознательности затрудняет выработку привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями. Как следствие этого у студентов не формируется потребность в укреплении здоровья, снижается двигательная активность, ослабевают процессы развития адоптивных свойств организма. Обеспечение сознательности и активности в учебно­воспитательном процессе достигается путём выполнения ряда педагогических требований:

· Объединение умственной и двигательной деятельности студента в процессе

занятий физическими упражнениями

· Нацеливание на достижение положительного результата

· Достижение самостоятельного выполнения двигательных заданий

· Обеспечение новизны в содержании занятий

Принцип наглядности реализуется посредством формирования представления о разучиваемом двигательном действии. У воспитанника должен возникнуть образ разучиваемого действия - это происходит за счёт сигналов поступающих от органов чувств, и в первую очередь зрения, а так же от органов слуха, вестибулярного аппарата и т.Д. Но нужно учесть, что у одних восприятие происходит в основном с помощью зрения, у других - слуха. В связи с этим различают непосредственную, опосредственную и умозрительную наглядность.

Непосредственнаянаглядность достигается показом упражнений, сопровождая подробным объяснением техники его выполнения.

Опосредственнаянаглядность дополняет непосредственную, позволяет направленно воздействовать на различные анализаторы для «прочувствования» отдельных движений и элементов двигательного действия (прыжок в длину - бег по разметке).

Опосредственную наглядность эффективно подкрепляет умозрительная,когда образным объяснением воздействуют не только на сознание, но и на воображение (подъём в гору на лыжах ёлочкой - забиваете пятками гвозди)

Принцип индивидуальности (доступности) в обучении требует необходимости учёта особенностей каждого учащегося, в том числе возрастно-половых различий, разного уровня подготовленности, индивидуально-типологических свойств личности. На начальном этапе усвоения нового материала нужно использовать обычные средства и методы группового обучения. Этот метод обучения хорош если наблюдается прогресс, когда же эффект снижается, следует переходить к персональным заданиям. Это означает то, что один и тот же программный материалом студенты должны осваивать разными методами, с разным распределением нагрузок, отдыха и Т.д. При разработке таких индивидуальных программ преподаватель должен опираться на особенности характера каждого студента, его темперамент, свойства нервной системы и способность переносить нагрузки.

Специфические принципыф.в. Принцип систематичности и последовательности (непрерывности): является непременным условием создания высокого эффекта обучения двигательным действиям

Во время обучения необходимо добиваться как бы слиянием двух процессов - повторение старого материала и разучивание нового. Систематичность обеспечивается тем, что вновь разученное двигательное действие, базируется на временных связях, закреплённых разучиванием предшествующего двигательного действия. Качество усвоенного материала зависит от последовательности обучения. Последовательность достигается через обязательное выполнение дидактических правил: от освоенного - к неосвоенному, от простого - к сложному, от известного - к неизвестному.

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующux воздействий.

Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок

Принцип цикличного построения занятий.

Общепедагогические методы

· Словесный

· Сенсорный метод (наглядного воздействия)

Ни одним из методов нельзя ограничиваться, как наилучшим, в физическом воспитании. Только сочетание всех методов в целом обеспечивает успешное решение комплекса задач в физическом воспитании.

Метод регламентированного упражненияпредусматривает: твёрдо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений; по возможности точное дозирование нагрузки и управление её динамикой по ходу упражнений, чёткое нормирование места и длительности интервалов отдыха; создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажёров, срочного контроля за воздействием нагрузки).

Этот метод в Физкультурно-спортивной практики имеет множество вариантов при общем, едином, целевом назначении: обеспечить оптимальные условия для новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определённых физических качеств, способностей.

Игровой методможет быть применён на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо играми - футбол, волейбол.

Основными методическими особенностями игрового метода являются:

- обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии.

- наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает её эффективным методом воспитания физических способностей;

- широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствует формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремлённости и других ценных личностных качеств;

- соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства даёт возможность целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм;

- присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Соревновательный метод- это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

1. В виде официальных соревнований различного уровня (ОИ, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенства страны, города, отборочные соревнования).

2. Как элемент организации занятий, любого Физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет:

- стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

- выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

- обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

- содействовать воспитанию волевых качеств.

Словесные и сенсорные (наглядный) методыпредполагают широкое использование слова и чувственной информации. Благодаря слову можно сообщить необходимые знания, активизировать и углубить восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к нему студентов, можно руководить процессом выполнения задания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.

В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме:

· Дидактического рассказа, беседы, обсуждения;

· Инструктирования (объяснения заданий, правил их выполнения);

· Сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);

· Указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);

· Оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);

· Словесного отчёта и взаиморазъяснения;

· Самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи (например, «сильнее», «держать», «плавно»).

Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность, которая в физическом воспитании понимается весьма широко. Это не только визуальное восприятие, но и слуховые, и мышечные (проприоцептивные) ощущения. Сенсорные методы могут реализовываться в форме:

· Показа самих упражнений;

· Демонстрации наглядных пособий;

· Предметно-модельной и макетной демонстрации (с помощью муляжей-моделей человеческого тела, макетов игровых площадок с фигурами игроков);

· Кино- и видеомагнитофонных демонстраций (просмотр кинокольцовок, специальных учебных кинофильмов, видеозаписей выполнения упражнений);

· Избирательно-сенсорной демонстрации для воссоздания отдельных параметров движений с помощью аппаратурных устройств (метронома, магнитофона, системы сигнализирующих электроламп).

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В отечественной спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма.

СИЛОЙ (или силовыми способностями) в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Воспитание силы сопровождается утолщением и ростом мышечных волокон. Развивая массу различных мышечных групп, можно изменять телосложение, что наглядно проявляется у занимающихся атлетической гимнастикой.

Методы воспитания силы могут быть очень разнообразными, их выбор зависит от цели.

Методы максимальных усилий. Упражнения выполняются с применением предельных или около предельных отягощений (90% рекордного для данного спортсмена). При одном подходе выполняется 1-3 повторений и 5-6 подходов за одно занятие, отдых 4-8 мин (до восстановления). Метод используется, чтобы максимально нарастить возможные результаты для конкретного занимающегося и связан с воспитанием «взрывной силы»I

Метод повторных усилий (или метод до отказа) предусматривает упражнения с отягощением, составляющим 30-70% рекордного, которые выполняются сериями по 4-12 повторений в одном подходе (3-6 повторений за занятие). Отдых 4 мин (до неполного восстановления). для наращивания мышечной массы. Метод динамических усилийсвязан с применением малых и средних отягощений (до 30% от рекордного). Упражнения выполняются по 15-25 повторений за один подход в максимально быстром темпе. За занятие 3-6 подходов с интервалом 2-4 мин. Развиваются скоростно-силовые качества, необходимые в легкоатлетических метаниях, в беге на короткие дистанции.

БЫСТРОТА - комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающий выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Между тем быстроту движений нельзя путать со скоростью передвижения. Скорость конькобежца больше на 400-500 м, чем скорость бегуна-спринтера, однако у второго частота (быстрота) движений больше. В новейших исследованиях используется термин «скоростные способности». Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Старт, передача эстафеты, прекращение действия по свистку. Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действия (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт). Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью. Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: состояния ЦНС, особенностей мышечной ткани, силы мышц, способности мышц к расслаблению, энергетических запасов в мышце, амплитуды движений, биологического ритма жизнедеятельности организма, возраста и пола, природных способностей человека. скоростные способности весьма трудно подаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иными путём - через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., Т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых зависит проявление тех или иных качеств быстроты. При любых вариантах воспитания быстроты (одиночного движения или циклического, простой или сложной реакции) средства её воспитания должны удовлетворять, по меньшей мере, трём следующим требованиям:

1. техника упражнений должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных для занимающегося скоростях;

2. степень освоения упражнений настолько высока, что усилия направляются не на способ, а на скорость выполнения;

3. продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления для воспитания быстроты широко применяются методы: повторный, переменный (с варьирующими ускорениями), игровой и соревновательный.

ВЫНОСЛИВОСТЬ- это способность противостоять утомлению.

Общая выносливость- это способность выполнять работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счёт аэробных источников энергообеспечения. Воспитанию общей выносливости служат циклические упражнения (продолжительный бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, велосипед). Общая выносливость - основа для воспитания специальной выносливости. Равномерная работа при пульсе 130-150 удар/мин, обеспечиваемая аэробными процессами в организме, в наибольшей мере способствует повышению функциональных возможностей вегетативной, сердечно­сосудистой, дыхательной и др. систем по закону супервосстановления работоспособности после отдыха от проделанной работы. Методы воспитания общей выносливости могут варьироваться: непрерывный, повторный, переменный, интервальный и смешанные варианты выполнения упражнения.

Специальная выносливость- это способность эффективно выполнять работу в определённой трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление. Различают виды специальной выносливости: скоростная, силовая, статическая. В циклических упражнениях (бег 100-20Ом) в некоторых спортивных играх скоростная выносливость связана с возникновением значительного кислородного долга, ибо сердечно-сосудистая и дыхательная системы не успевают обеспечивать мышцы кислородом. Погашение этого долга происходит уже после прекращения упражнения. Силовая выносливость - способность длительное время выполнять упражнения (действия), требующие значительного проявления силы. Выносливость к статическим усилиям - способность в течение длительного времени поддерживать мышечное напряжение без изменения позы. Чем больше усилие, тем меньше продолжительность. Существуют и другие виды специальной выносливости. Каждая из них характерна для какого-то трудового, бытового, двигательного действия или спортивного упражнения.

ЛОВКОСТЬ (координационные способности). Ловкостьюпринято называть способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. Ловкость выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой. Развитию ловкости способствует систематическое разучивание новых сложных упражнений, требующих мгновенной перестройки двигательной деятельности (единоборства, спортивные игры). Упражнения должны быть сложными, нетрадиционными, отличаться новизной, возможностью и неожиданностью решения двигательных задач. Развитие ловкости тесно связано с совершенствованием специализированных восприятий: чувства времени, темпа, развиваемых усилий, положения тела и частей тела в пространстве. Именно эти способности определяют умение занимающегося эффективно управлять своими движениями.

ГИБКОСТЬ- способность выполнять движения с большой амплитудой. Наличие гибкости связано с фактором наследственности, однако на неё влияют и возраст, и регулярные физические упражнения. Высокие требования к гибкости предъявляют различные виды спорта (художественная и спортивная гимнастики, прыжки в воду и на батуте) и некоторые формы профессиональной деятельности. Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую (позволяющую сохранять позу и положение тела), активную (проявленную благодаря собственным усилиям) и пассивную (проявленную за счёт внешних сил). Гибкость зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок. На гибкость влияют внешняя температура, время суток (от 10 до 18 часов). Физически более сильные люди менее гибки из-за высокого тонуса мышц. Очень гибкие люди меньше способны к появлению скоростно-силовых качеств. Поэтому для лиц со стойкими ограничениями подвижности в суставах необходимы увеличенные - более частые и продолжительные нагрузки в упражнениях «на растягивание». для воспитания гибкости применяются упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с постепенно возрастающей амплитудой движения. Движения могут быть простыми, пружинистыми, маховыми, с внешней помощью, с отягощениями и без них. Установлено, что ежедневные двухразовые тренировки с 30-кpaтным повторением упражнений в каждом подходе через один - два месяца приводят к заметному приросту гибкости. При прекращении же тренировок гибкость довольно быстро возвращается к исходному или близкому к нему уровню.

РОЛЬ СПОРТА В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА, И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОДГОТОВ

Наши рекомендации