Групповой тренинг «Взрослые и дети»
Задачи занятия:
1. Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями, мотивами, потребностями, поведением.
2. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка.
3. Сплочение группы.
Структура занятия:
1. Разминка «Цветок настроения».
2. Выработка и принятие правил группы.
3. Упражнение «Знакомство с семьей».
4. Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир».
5. Информативный блок.
6. Упражнение «Пойми чувства ребенка».
7. Упражнение «Я - сообщение».
8. Рефлексия, обратная связь.
9. Домашнее задание.
Материалы: бланки с таблицами, ручки или карандаши, полоски цветной бумаги, ватман.
Ход занятия
1. Разминка «Цветок настроения».
Это упражнение позволяет увидеть эмоциональный настрой участников и наглядно продемонстрировать целостность группы.
Материал: лепестки из цветной бумаги.
Инструкция: перед вами на столе лежат разноцветные лепестки. Выберите лепесток, который соответствует по цвету вашему настроению и объясните почему. Теперь из выбранных лепестков мы составим цветок настроения. Группа выкладывает цветок.
2. Выработка и принятие правил группы.
Участникам группы предлагается придумать и принять правила группы.
Например: приходить на занятия без опозданий, выключать мобильный телефон, внимательно слушать друг друга и не перебивать, активно участвовать в работе группы и т. д.
3. Упражнение «Знакомство с семьей».
Инструкция: назовите свое имя и расскажите немного о своей семье, выберите цвет, которым условно можно обозначить вашу семью. Когда вы смотрите на этот цвет, что вы представляете из своей семейной жизни?
4. Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир».
Инструкция: родителям предлагается ответить на ряд вопросов.
Ответы заносятся в таблицу.
Таблица №1
Вопрос | Ответы за себя | Ответы за ребенка | Реальный ответ ребенка |
· Мое любимое (нелюбимое) животное. Почему? · Мой любимый (нелюбимый) цвет. Почему? · Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится. · Доброго волшебника я попросил бы о…….., а злого о……. Почему? · В каких животных превратил бы волшебник меня и членов моей семьи. Почему? |
Реальные ответы ребенка родитель получает дома.
Обмен ответами, обсуждение родителями предполагаемых ответов своего ребенка.
5. Информационный блок.
ü Различия между внутренним миром ребенка и взрослого, между восприятием, эмоциональными переживаниями, мотивами, потребностями, поведением.
ü Негативное поведение ребенка, как следствие родительского невнимания, детской демонстративности, несостоятельности, стремления утвердиться и др.
ü Побуждение родителей к актуализации своего опыта.
6. Упражнение «Пойми чувства ребенка».
Инструкция: чтобы понять чувства ребенка, вам необходимо будет встать на его место. Перед вами таблица, в которой вам нужно заполнить графу «чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае.
Таблица №2
Ситуация и слова ребенка | Чувства ребенка |
1. «Сегодня, когда я выходил из школы, мальчишка выбил у меня портфель, и из него все посыпалось». 2. Ребенку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!» 3. Старший сын – маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь: «Маленькая, маленькая», - а меня никогда не жалеешь». 4. (Ребенок роняет чашку, та разбивается): «Ой!!! Моя ча-а-шечка!». 5. (Влетает в дверь): «Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!» 6. «Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!» |
Обсуждение: всегда ли у вас получается учитывать чувства своего ребенка, какие трудности возникают?
7. Упражнение «Я - сообщение».
В предыдущем упражнении мы разобрали ситуацию, когда ребенок переживает, а теперь разберем обратную – когда переживает родитель. Попробуйте сказать о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица.
Используйте «Я-послание», важно называть именно то чувство, которое вы сейчас испытываете.
Таблица №3
Ситуация | Ваше чувство | Я – сообщение |
Ребенок шалил за столом и, несмотря на предупреждение, пролил молоко. | ||
Вы входите в комнату (9 этаж) и видите вашего сына-дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна. | ||
Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству. | ||
Вы только что вымыли пол, сын пришел и наследил. | ||
Вы приходите с сыном в гости, он начинает проситься домой, но вы хотели бы остаться на некоторое время. | ||
Вы заходите на кухню и видите своего маленького ребенка с кухонным ножом, пытающегося нарезать хлеб. |
8. Рефлексия, обратная связь.
Какие упражнения понравились, какие вызвали затруднение?
9. Домашнее задание.
ü Заполнение в таблице №1 графы «Реальные ответы ребенка»
ü Заполнение таблицы:
Таблица №4
Что меня огорчает в моем ребенке | Что меня радует в моем ребенке |
1. | 1. |
2. | 2. |